Устный журнал ко Дню народного единства
методическая разработка по истории по теме

Кудрявцева Елена Фёдоровна

Устный журнал ко Дню народного единства можно использовать во неурочной работе по предмету история в 5-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_forme_ustnogo_zhurnala.doc75 КБ
Microsoft Office document icon finikiyskie_moreplavateli.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ г. Бирюча»

Классный час в  форме устного журнала

День народного единства  

Кудрявцева Е. Ф.   

Бирюч

Устный журнал, посвященный Дню народного единства

НА СТЕНЕ ВИСЯТ КОПИИ СТАРИННЫХ ГРАВЮР:

«Московский Кремль XVI— VII вв.», памятник Минину и Пожарскому, картины К.Маковского «Минин на Нижегородской площади», изображения средневекового оружия.

Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она всё решительно и

останется в сути

своей такой же прежней святой Русью, как и была.

Ф. М. Достоевский

Эпиграф к классному часу

Ведущая. Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства, который мы проведем в форме устного журнала.

1-й ученик. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга

За тебя в нужде сложить голову!

Ведущая. Какие чувства вызвало у нас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.) В разное время русские люди сочиняли пословицы, поговорки о Родине. Вот только некоторые из них.

• Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.

• Без корня и полынь не растет

• Всяк кулик свое болото хвалит.

• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

• Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

• Москва всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

• Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

• Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.

• В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве были разделены на благочиния по сорокам).

Ведущая. Родина и единство... Давайте поговорим о том, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа — сила России.)

Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше  да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда Россия имела примерно такой вид. (Указывает на картину «Московский Кремль XVI — XVIIвв.»)

Кого вы здесь видите? (Людей, которые населяли Россию, дома, дворцы и православные храмы.)

Ведущая. Знаете ли вы, какими сословиями было представлено население России в XVII веке? (Идет работа в группах. На текст, написанный на доске, обращается внимание школьников: князья, бояре, купцы, духовенство, посадский люд, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки, рабовладельцы...)

А теперь вашему вниманию предлагаем отрывок из поэмы о Кузьме Минине. Давайте мы его прослушаем и подумаем о том, какая же опасность угрожала России в начале XVII века.

В темной келье при свечах трудится монах-летописец. Около него

появляется мальчик-ученик.

Мальчик (в сторону).

По послушанью в келье этой

Он летопись ведет.

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его глубоких дум.

Летописец отрывается от работы и кладет перо.

Мальчик (обращается к летописцу).

О чем, отец, ты летопись ведешь?

Кому обращены твои правдивые сказанья?

Летописец.

Пусть ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу

И сильных чаще поминают

За их отвагу, твердость, доброту.

(Задумчиво.)

Безмолвно как, спокойно все кругом...

Однако предчувствую небесный гром и горе.

(Вздыхает.)

Мальчик.

Изволишь тяжко так вздыхать, О чем печалишься ты, отче?

Летописец.

Средь мирных дел

Грядут лихие времена —

 Нас ждет година испытаний.

Мальчик. О, кто с тобою согласится? России слава так гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит Европы страны. Тут за стеной высокой гудит разноязыкий гомон. То торг ведут купцы со всех концов вселенной, а сколько здесь ремесленников, ваятелей, каменотесов — спешат свое уменье отдать столице...

Летописец. Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесется по стране великой. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний. В разрухе, в хаосе земля... (Скорбно.) Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение и стон, и плач народа...

Мальчик. Кто ж так прогневал Небеса? Ужель Россия в прахе?

Летописец

Погодь, однако.

На старости я словно сызнова живу. Все как минувшее проходит предо мною: Да, будут дни крамол, Но после смут из пепла, из обломков Россия встанет. Вижу день, Когда спасителей ее прославят, А распинавших проклянут...

Учитель (после сценки). Какая же опасность угрожала стране в те годы? О том, что было пережито нашими предками в XVII в., расскажут наши историки. (Школьники выслушивают сообщения историков.)

Показ презентации

1-й историк. Говоря о начале Смуты, следует вспомнить о том дне, когда ушел из жизни царь Федор Иванович. Ф.И. 1584-1598гг, царевич Дмитрий умер раньше- в 1991 году.  С их  смертью пресеклась не только династия, но кончилась целая эпоха, когда на престол восходили «прирожденные государи». Имя этого царевича  будут часто вспоминать в годы Смуты, каждый претендент на царский трон будет называть себя или его братом, или каким-либо родственником.

2-й историк. После царя Федора на русский престол взошел Борис Годунов. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облепить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождая их от налогов. По совету последних, он даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании и Франции ученых, чтобы учредить в Москве особую школу, где бы преподавались разные языки, но не успел...

3-й историк. Осенью 1601 г. пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби  мраз сильный  всяк труд дел человеческих в полех». Урожай остался в поле. Но это были еще цветочки... В следующем году трагедия повторилась. И начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис, стараясь удержать рост цен, запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, жестоко преследовал спекулянтов. Но никакие меры не давали результата. Цена на хлеб увеличилась в 100 раз. Царь приказал выдавать из казны деньги

беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Со всех концов люди хлынули в Москву. 127 тыс. изможденных недоеданием человек было похоронено в те годы в столице. Наконец случилось самое страшное — кто-то стал распространять слухи о том, что голод — это кара Божья за неправедность Бориса, ибо царь он не настоящий, трон получен им коварством и хитростью... Слухам верили!

4 историк. Начались бунты. Самый крупный, под предводительством атамана Хлопка, прошел в 1603 г. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские войска воевали с восставшими целый год, разгромили их, но не смогли успокоить страну. Затем пошли слухи, что в Польше объявился царевич Дмитрий, т.е. настоящий царевич жив... Розыск показал, что это бежавший в 1602 г. в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.

5-й историк. 16 октября 1604 г. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Как истинный царевич, он щедро раздавал золото верным слугам, щадил плененных стрельцов. К нему стали стекаться доверчивые люди, каждый  верил в то, что он настоящий наследник трона.

6-й историк. 13 апреля 1605 г. царь Борис Годунов выглядел веселым, много и с аппетитом ел. Потом полез на вышку, с которой обычно обозревал Москву, но вскоре спустился, сказав, что чувствует себя скверно. Из носа пошла кровь. Позвали лекаря, но поздно. Царь умер. Его похоронили в Архангельском соборе Кремля. Новым царем назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Кто-то стал распространять слухи, что Годунов якобы отравился сам, бросив своих детей и жену на произвол. Вскоре в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Юного царя и его мать убили. Тела их выставили напоказ, объявив, что и они отравились сами. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью без отпевания, как самоубийц. Путь к трону был открыт для нового царя. Кто же им стал?

7-й историк. Конечно, Лжедмитрий. Почти все верили в то, что он истинный наследник, значит, милость Божья будет с ним и со страной, которая посадит его на трон. Вы скажете, этого недостаточно, чтобы Григорию Отрепьеву превратиться в царевича Дмитрия. Но дело в том, что у самозванца была поддержка. Римская курия, искавшая путей обращения в католичество    Московского государства, давно смотрела на него как на инструмент своей политики. Папскому нунцию в Польше - Рангони было поручено обратить Лжедмитрия в католичество, оказывая ему всяческую помощь. Еще в начале 1604 г. Лжедмитрий был представлен в Кракове королю Сигизмунду, а 17 апреля он перешел в католичество. Король предложил своему новому протеже 40 000 злотых ежегодного содержания. Лжедмитрий собирался передать ему Смоленск и Северскую землю, а также перевести российскую паству в католичество...

1-й историк. Итак, Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Король Сигизмунд, папа и иезуиты считали дни до того момента, когда «варварская» Русь рухнет к их ногам. Но Лжедмитрий, воссев на трон, вместо земель предлагал полякам деньги, а с переходом в католичество предлагал не спешить... Впрочем, против Лжедмитрия уже зрел второй заговор. В ночь с 16 на 17 мая кто-то ударил в набат, сбежавшемуся народу было объявлено, что «обнаглевшие ляхи в Кремле бьют батюшку царя». Толпы москвичей ринулись в Кремль, сметая все на своем пути. Группе заговорщиков удалось ворваться в палаты Лжедмитрия, но тот бежал к стрельцам. Последним под давлением боярских угроз пришлось выдать беглеца, и он был застрелен. Вскоре объявили, что Лжедмитрий — самозванец; тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в сторону Запада.

2-й историк. Теперь пришел черед Василию Шуйскому взойти на трон. Но снова подули буйные ветры. Слухи о том, что «несчастному царю удалось спастись», не обещали скорого мира. В Новгороде-Северском на юго-западной окраине России объявился «посланник» царя — Иван Болотников, который осенью 1606 г. поднял восстание, охватившее не только юго-запад, но и юг России, Среднее и Нижнее Поволжье. С большим трудом через год войско «посланника» удалось разбить. Но в августе 1607 г., начался исход из Польши Лжедмитрия П. Видимо, «производство» самозванцев там было поставлено на широкую ногу. Весной 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, разбив лагерь в Тушине.

3-й историк. Грубый и развратный тушинский вор не мог возбуждать симпатии; для большинства он был только подельником в разбойных нападениях, которого при неудаче всегда можно оставить. Тушинцам не удалось перекрыть все дороги в Москву. В столицу прорывались обозы с хлебом; из нее рассылались воззвания в защиту веры православной. Троице-Сергиева обитель, мужественной обороной приковавшая к себе значительные силы тушинцев, являла пример воинской доблести.

  4-й историк. К концу 1608 г. начались стихийные выступления против польских интервентов. М.В. Скопину-Шуйскому, командующему русско-шведскими войсками, удалось дать отпор полякам. К марту 1610г. Москва была освобождена, и тушинцы бежали.

5-й историк. Но король Сигизмунд III, так и не дождавшись падения России от внутренних смут, объявил ей войну. Это была уже неприкрытая интервенция. В Москве обострилась борьба за власть: Василий Голицын и Ляпунов пытались поднять народ против царя. Кроме того, армия в одночасье лишилась своего победоносного и храброго полководца. Скопин-Шуйский скончался при невыясненных обстоятельствах. Царские войска стали терпеть поражения. Возникла опасность появления на русском троне польского королевича Владислава. Шуйский уже не мог противостоять агрессии  и  был низложен московским боярством в июле 1610г. После вступления в Москву поляков его перевезли в Варшаву, где он вскоре умер. Россия пала?    Нет, она еще жила в сердцах русских людей.

6-й историк. Кузьма Минин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Подробности его жизни известны только с 1611 г., когда прибыла в город грамота Патриарха Гермогена, призывавшего всех «стать за веру». Страстные слова Минина: «Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником», — быстро облетели город. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. Минин смело развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы, наконец, решили образовать ополчение. По советам Минина, они жертвовали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, и выбрали вождем князя Д.М.Пожарского, лечившегося от ран в своем имении. К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые окружной грамотой. В апреле 1612 г. в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. В августе была одержана решительная победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от оккупантов.

Ведущая. Несомненно, Минин был личностью, соединявшей способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу.

7-й историк. Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. После победы новый царь возвел его в бояре.

Ведущая. Знаете ли вы, что это за памятник? (Показывает фотографии памятника Минину и Пожарскому.) На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что же Россия оказала уважение этим людям? (Демонстрирует репродукцию с картины К.Маковского «Минин на Нижегородской площади»). Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин» и рассмотрим картину русского живописца Константина Маковского. Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение... (Дети читают текст по ролям. Действие происходит у главного собора. Народ выходит из храма.)

Народ.

— Эко рыдание во всем соборе!

— Да и было отчего!

— Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!

— Мы за веру православную должны до смерти стоять!

— А кто же прочь?

— Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.

Минин. И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало — жен, детей заложим! Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!  Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!

Народ (кладут деньги кто сколько может).

Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

— Что деньги? Деньги — дело наживное!

— Все отдадим! Теперь не до нарядов!

— Вот наши деньги из квасного ряду!

— Из рукавичного!

— От ярославцев!

— Костромичи собрали — принимайте!

— Стрельцы Колзакова, Барма сотни!

— Вот праздник, так уж праздник!

Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко- то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!

Ведущая.

• Как называет Минина народ?

• Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

• Кого поставили во главе ополчения?

• Каким вам представился образ Кузьмы Минина?

• Какими качествами характера обладал Кузьма Минин? Надо было спасать Родину, предстояло сделать именно то, что было не по силам целому ряду политиков, облеченных самой высокой властью.

• Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.)

Как вы думаете, приходилось ли Кузьме Минину сражаться с врагами или он предпочитал руководить опасными предприятиями из тиши кабинетов? (Сообщение читает историк.)

1-й историк. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» не раз кидались ополченцы на врагов. В этом крике соединились все сердца, все души и мысли, все желания русских. Но тщетно... Вражеский гарнизон был силен. Вдруг Минин, вдохновленный какой-то мыслью, отобрал 300 воинов  и смело бросился с ними в самую гущу неприятеля. Неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, и ополченцы воспользовались этим беспорядком.

2-й историк. Сей славный бой произошел 24 августа. Вот каким воином был новгородский гражданин Кузьма Минин! Ведущая. Каким оружием пользовались ополченцы, вы знаете? (Ружье, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, булава, палица, винтовка.) Укажите, какое оружие попало в этот список ошибочно и почему. (Палица — уже вышла из употребления, это оружие более раннего времени, винтовка — более позднего.)

Рассмотрите изображение этих сабель и определите, какая из них принадлежала Минину, а какая — Пожарскому. Обоснуйте ответ. (Пожарский — князь, поэтому его сабля богаче отделана, а Минин — простой человек, и у него она простая.)

Ведущая (показывает портреты Минина и Пожарского). Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охватившего народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. (Показывает портрет Ивана Сусанина.) А кто изображен на этой картине? Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он пожертвовал жизнью ради другого человека, юноши Алексея — будущего царя России. Примеров героизма можно привести много.

Навсегда сохранится память о защитниках Троице-Сергиевского монастыря, о жителях Смоленска и Корелы... (По ходу рассказа показывает иллюстрации.) Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность. День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту клятву:

Главное — вместе!

Главное — дружно!

Главное — с сердцем,  горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны славы своих предков.

Всего вам доброго.



Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ г. Бирюча»

Финикийские мореплаватели

Открытый урок истории в  5 классе

Учитель Кудрявцева Е. Ф.

г. Бирюч

тема урока:    "финикийские мореплаватели"

Цели: знакомство с историей Финикии, ее природными условиями и занятием населения; развитие речи, памяти, логического мышления, умения отбирать нужную информацию и кратко ее записывать; воспитание интереса к истории этой страны. Оборудование:

•    карта древнейших государств;

•     плакат-схема для итогового обобщения;

•    рисунки финикийского корабля и раковины, из которой добывали пурпур;

•     плакаты с видами письменности для работы у доски;

•    вещи для логической задачи: бусы из разноцветного стекла, флакон для духов из прозрачного стекла, деревянная флейта, лоскут пурпурной ткани, браслет с чеканкой из меди или золота, серебряная ваза;

•     плакат с темой урока, написанной справа налево.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Исторический диктант. Работа в парах при проверке.

- Страна Двуречье или Междуречье располагалась между большими реками.....( Тигр и Евфрат)

- Особое письмо Двуречья называется...(клинопись)

- Древний народ , создавший первые государства на территории Двуречья..(шумеры)

- Бог солнца..(Шамаш)

- Богиня плодородия.. .(Иштар)

- Как называли служителей богов? (жрецы)

- Под власть какого города объединилось почти всё Двуречье? (Вавилон)

- Самым могущественным царем вавилонского царства был...(Хаммурапи)

- Он правил с ...(1792 по 1750 г. до н. э.)

- Как назывались правила, установленные царём и написанные на столбе из черного камня? (законы Хаммурапи)

- Какое наказание, по закону Хаммурапи, полагалось рабу за оскорбление свободного человека? (отрезали ухо)

- Как назывались люди, которые наживались на том , что давали имущество «в рост» ?(ростовщики)

3. Подготовка к изучению нового материала.

1. Актуализация новой темы.

- Ребята, вы заметили что-нибудь необычное на нашем уроке?

- Да, тема урока записана как-то странно.

- Это одна из загадок, ответ на которую мы найдем на нашем уроке.

Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерам, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. Поэтому на сегодняшнем уроке нам нужно будет узнать много нового об этом государстве и людях, его населяющих.

 2. Беседа.

1) Как мы можем узнать об истории той или иной страны? (По письменным и вещественным историческим источникам).

2) Какие науки помогают нам в изучении истории? (Топонимика, нумизматика, археология).

3. Письмо фараона.

( Стук в дверь. Посланец передает конверт).

Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!

Пусть   поля   ваши   дают   обильные   урожаи!   Пусть   головы   ваши

наполняются   знаниями.   Да   живет   ваш    царь   вечно-вековечно   и

справедливо правит страной!

Я,   царь  Верхнего   и  Нижнего  Египта,   наслышан,   что  есть  такое

государство Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как быстро записать то, что хранится в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие

мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях.

Разузнайте все, что можно, и сообщите мне. И тогда лучшие мои художники и каменщики будут работать на строительстве вашей новой школы.

Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2.

4. Продолжение беседы.

Учитель. Ребята! Какие же вопросы поставил перед нами фараон?

(Ученики выделяют основную группу вопросов).

Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы?

(Картой, учебником, рисунками, справочниками, предметами из раскопок, если бы

они были, информацией учителя или одноклассников).

5. Изучение нового материала.

Работа с картой Древний Восток, (на слайде)

Задание.

- На побережье какого моря располагалась Финикия?

- Какой рельеф на территории этого государства?

- Обозначены ли на карте Финикии крупные реки?

-Какие крупные года существовали на территории Финикии?

- Сегодня Финикия - это какое государство?   (Ливан)

6. Работа с учебником. Задание.

Обратите внимание на доску. Это незаполненная схема-опора. В ходе урока необходимо собрать для нее информацию

Задача.

Представьте себе, что те предметы, которые я вам покажу, найдены при

раскопках  в Финикии.

Какие выводы о занятиях финикийцев вы сделаете?

(Бусы из цветного стекла позволяют сделать вывод о развитии стекольного дела. Прозрачное стекло и вещи из него появились впервые на нашем уроке, значит, финикийцы первыми научились его изготавливать или привозили откуда-то издалека. Они изготавливали музыкальные инструменты. Ткали ткани и даже окрашивали их. Они были искусными ювелирами).

Сообщения.

Учитель. Вы правы. Финикийцы первыми научились изготавливать прозрачное стекло. Чистый белый песок они смешивали с содой, а затем этот состав плавили, как медную руду. Причудливые сосуды для благовоний были в то время дорогим удовольствием и прибыльным товаром. В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра. Вот перед вами золотой финикийский амулет.

(показ слайдов с стеклянными масками и золотым амулетом)

Первый ученик. Финикийцы первыми научились окрашивать ткань в пурпурный цвет. Она не выгорала на солнце и не линяла при стирке. Такие ткани считались царской роскошью. Пурпур — вещество, которое добывали из морских моллюсков. (демонстрация рисунка). Моллюск давал несколько капель этого вещества, поэтому оно стоило очень дорого. Древняя легенда гласит, что однажды на берегу моря один мельник увидел, как бог Мелькарт окрасил белый хитон нимфы в кроваво-красную краску. Когда он удалился, крестьянин увидел на берегу раздавленные раковины и понял, что именно из них можно добыть необычную краску. Он собрал их и смолол на мельнице, перепугав при этом жену и детей (они думали, что мельник сошел с ума), затем взял одежду и выкрасил ее.

Второй ученик. Восточнее Египта, на восточном побережье Средиземного моря, жили финикийцы. Их страна славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми ребрами — шпангоутами, а мачту делать из цельного ствола дерева — так удобнее управлять парусом. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно-таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло.Торговые суда финикийцев брали большой груз. Они имели два ряда гребцов (демонстрация рисунка на слайде). Жители Финикии были опытными мореплавателями и торговцами. Они выходили даже в Атлантический океан через Гибралтарский пролив. В 600 г. до н.э. в ходе трехлетнего плавания финикийцы обогнули всю Африку по просьбе египетского фараона.

Самостоятельная работа  с учебником.

Откройте учебник на стр. 71-72, прочтите п. 2 и найдите ответ на

вопрос.

- Какие товары вывозили из Финикии, а какие ввозили в свою

страну?

Беседа по прочитанному.

Рассказ учителя о финикийских колониях

Третий ученик. Купцам, воинам, ремесленникам часто необходимо было сделать деловые записи или что-то прочесть. Пользоваться иероглифами было очень нелегко. И постепенно письменность стала все больше упрощаться. В разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Самый первый алфавит создали финикийцы. В нем было 22 буквы, они просты, писать их легко. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы. Буквы обозначали только согласные звуки, а гласные при письме пропускали. Финикийский алфавит (слайд) оказался таким простым и удобным, что постепенно распространился по всему побережью Средиземного моря. Сначала им пользовались все народы, а потом на его основе появились еще два новых алфавита: арамейский (им писало племя арамеев) и греческий. Первым стали пользоваться в странах Востока. От него произошли еврейский, иранский и арабский алфавиты. У них буквами обозначают только согласные звуки, гласные обозначают специальными значками и пишут справа налево. Греческий алфавит сначала был очень похож на финикийский (демонстрируется образец этого алфавита и крепится к остальным планшетам с образцами письменности). Но скоро греки придумали буквы для гласных звуков. Теперь на письме слово передавалось целиком. Сначала они писали справа налево. Затем одну строку справа налево, другую — слева направо. И, наконец, перешли к письму слева  направо. На основе греческого алфавита монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. На ее основе был создан и русский алфавит. Кстати, сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква "алеф" — греческая "альфа" (а), финикийская "бет" — греческая — "бета" (б).

Учитель.

Так почему тема нашего урока записана справа налево? (Так писали финикийцы. Теперь это не забудется.)

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа с учебником.

Просмотрите 2 и 3 разделы параграфа 15.

Отберите материал для опорной схемы.

Работа в обычной тетради.

Мы с вами познакомились с новым понятием колония.

Давайте запишем в тетрадях его определение.

Как называлась самая крупная колония финикийцев?

Карфаген.

Заполнение схемы-опоры.

На доске записывается нужная информация

- фронтальная работа с классом.

Коллективный экспресс-ответ фараону- творческое задание.

Начиная со слов написал бы фараону, что...", каждый ученик поочередно сообщает  свою информацию по изученной теме.

Если позволяет время на уроке - работа по тетрадям на печатной основе.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

П. 15, р. Т. зад.64, 65   - запись на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В единстве наша сила.(к дню Народного единства)

Данный урок проводится в рамках модуля  «Основы православной культуры». Это заключительный урок изученного курса. На уроке предполагается дать представление о могуществе и единстве нашего н...

Устный журнал "Истинно народный поэт"

Внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству Михаила Васильевича Исаковского....

Устный журнал "День Народного Единства" с презентацией и Викториной

Устный журнал "День Народного Единства" для 5-8 классов. с пезентацией к устному журналу и "Исторической Викториной" для закрепления материала...

Устный журнал: "4 ноября - День народного единства".

Материал можно использовать на уроках истории в 7 классе и при подготовке внеклассных мероприятий....

Устный журнал "День народного единства"

Устный журнал знакомит  учащихся с историей празднования Дня примирения и согласия;  с историей появления иконы Казанской Божьей Матери, с ее чудодейственными свойствами и её роль...

Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс

Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...