Устный журнал "День народного единства"
план-конспект

Шестопалова Нина Петровна

 Устный журнал знакомит  учащихся с историей празднования Дня примирения и согласия;  с историей появления иконы Казанской Божьей Матери, с ее чудодейственными свойствами и её ролью в судьбе России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели .

  1. Обучающая: знакомство  учащихся с историей празднования Дня примирения и согласия;  с историей появления иконы Казанской Божьей Матери, с ее чудодейственными свойствами и её ролью в судьбе России.
  2. Развивающая: развитие умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений; умения осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации; умения слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
  3. Воспитательная: воспитание   патриотизма, уважительного отношения к своей Родине, её истории, святыням; уважительного отношения к христианскому отношению к воинскому долгу (выбор нравственной позиции), чувства сопереживания, бережного отношения к православным традициям;  воспитание активной жизненной позиции.

Оборудование занятия: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран;  костюмы героев, репродукции иконы Казанской Божьей Матери, листы рефлексии.

Предварительная работа:  раздать детям для чтения наизусть отрывки из стихотворения И.С.Никитина «Русь»; раздать для разучивания по ролям слова  действующих персонажей; подготовить костюмы; самостоятельно дома дети готовят синквейны  к словам «Отечество», «Родина», «Мать».

Основное содержание занятия.

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Целеполагание.

4 ноября по новому стилю россияне и православные христиане нашей страны празднуют два праздника:

Государственный  - День примирения и согласия и религиозный - Празднование иконы Казанской Божьей Матери. Что же это за праздники? Что их связывает? Об этом мы поговорим на  нашем уроке.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (проверка домашнего задания).

На экране проецируется высказывание: «Наше Отечество, наша Родина  – матушка Россия»

  1. Беседа по вопросам:

- Почему мы называем нашу страну Отечеством?

- Кто прочитает свой синквейн к этому слову?

- Почему мы называем нашу страну Родиной?

- Кто прочитает свой синквейн к этому слову?

- Почему мы называем нашу страну матушкой?

- Кто прочитает свой синквейн к этому слову?

2.  Подведение  итога беседы:

ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.

РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
МАТЕРЬЮ  - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Велика наша Россия, широки ее просторы…

  1. Изучение нового материала.
  1. Под чтение стихотворения И.С. Никитина "Русь"  на экран проецируются слайды с красивыми пейзажами России.

1 ученик:

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

 2  ученик:

     Посмотрю на юг —

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

  3 ученик:

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

     Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную...

  4 ученик:

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

Учитель: Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны, ширились ее просторы.
В суровых испытаниях и героических битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза.

Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время. Именно о таких страницах русской истории и пойдёт наш сегодняшний рассказ.

Что помогало русским людям выстоять в трудное время? Кто давал им силу?

- Ребята, к кому чаще всего обращается человек в трудную для себя минуту? (К Богу, к Богородице).  Да, именно к Богу обращают люди свои мольбы о помощи и Бог их слышит.

Рассказ ученика:

16 век был ознаменован громкой победой царя Ивана Грозного над Казанью - столицей могучего татарского ханства. Многие жители Казани стали обращаться в христианство.

 Но в 1579 году страшный пожар обрушился на город Казань. Сгорела часть города и кремля. Тогда татары-магометане стали говорить, что Бог немилостив к русским, раз попустил такое ужасное бедствие. Они радовались, а христиане горевали.

Жил в то время в городе стрелец Данила Онучин. И была у него маленькая девочка Матронушка. Их дом сгорел, но они не унывали и на его месте стали строить новый. Однажды девочке  открылось видение. [1]

Пресвятая Богородица повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девочка рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь…

Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ.

От иконы исходил чудный свет. Потом икону перенесли в Благовещенский собор. Это произошло 22 июля. С тех пор этот день считается датой обретения иконы.

Учитель:

Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий. 

Русское царство переживает глубокий кризис, так называемое «смутное время». Люди перестали искренне молиться Богу. Жажда власти привела к тому, что маленький невинный царевич Димитрий - сын Ивана Грозного - был убит. В стране начались смутные времена: грабежи и кровопролитие не прекращались. [2] Воспользовавшись этим, шведские войска захватили Новгород, а польские перешли границу, подошли к Москве и заняли ее. Это было Божье наказание за грехи.

В это время Русскую Церковь возглавлял патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, свидетель явления Казанской святыни, который сам перенёс в храм образ Казанской Божией Матери По всей стране поскакали гонцы с грамотами от патриарха Гермогена, призывая народ к посту и молитвам.

Гонец читает грамоту

"Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитывались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются наши святыни; как проливается кровь неповинных. На кого вы подымаете оружие – не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?" [3]

Летописец
Но смута продолжалась. По стране бродили отряды поляков и прочих разбойников, что пришли с Самозванцем на Русь. Храбро оборонялись русские города и крепости.

Бесстрашный патриарх Гермоген рассылал гонцов по городу звать москвичей в Кремль, в Успенский собор. До хрипоты говорил он в соборе, запрещая давать присягу на верность польскому королю-завоевателю.

Польская стража схватила патриарха Гермогена и заточила его в темницу.
Тогда по примеру патриарха города Смоленск и Москва стали рассылать грамоты, звали всю Русь собирать ополчение, идти освобождать Москву. Расходились грамоты по стране, соединяя ее заново. Народ во всех русских городах и селениях слушал призывы постоять за Отечество. [3]

Собираются нижегородцы и слушают слова грамоты.
В это время на заднем плане меняются декорации.

Гонец читает грамоту

"Будьте с нами заодно. Если корень крепок, то и дерево стоит крепко. Если корня не будет, то и дереву не удержаться. Москва – корень нашего царства, там Знамя Отечества! Освободим Москву..."

 Летописец
В  Нижнем Новгороде жил в то время мещанин Козьма Минин. На площади, где читали грамоты, сказал Минин народу…

Появляется Козьма Минин.

Минин
Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы, продадим свои дома, но выкупим из беды Отечество!

Нижегородцы
Защитим Россию!
Умрем за Русь святую!

Нижегородцы подходят к Минину.

Воевода
Я нижегородский воевода, вот моя дружина (показывает рукой в зрительный зал). Мы готовы идти защищать Москву!

Горожанин
И меня запишите в войско!

Другой горожанин
И меня запишите!

Богатая горожанка
Вот, батюшка Косьма, возьми мои украшения, жемчуга и алмазы в общую казну…

Простая горожанка
У нас немного денег, но и их возьми, батюшка Косьма, купи на них еды для воинов.

Воевода
Всё есть у нашего войска, нет только полководца…

Минин
Знаю я храброго полководца – князя Дмитрия Пожарского!

Воевода
Пойдем к нему, и от имени всех людей русских будем просить его спасти Россию…

Нижегородцы приходят на княжеский двор.

Минин
Честной князь, Димитрий! Просим тебя, вступись за Отечество, возглавь ополчение русское! А не то погибнет Россия наша.

Князь Пожарский

Это Русь-то наша погибнет?! Не бывать тому!

Широко наша, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У нее ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У нее ли нет

Про запас казны,

Для друзей стола,

Меча недругу?

У нее ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

Перед кем себя

Русь унизила?

Кому в черный день

Низко кланялась?

Отберем Москву у поляков, прогоним врага лютого!

Летописец
И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.

При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери.
Перед решающей битвой русские воины три дня постились и молили о помощи Богородицу пред Ее чудотворной иконой.
 

4 ноября 1612 года (22 октября по старому стилю) ополченцы Козьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву. [3]

В память о чудесной победе над поляками был установлен осенний праздник Казанской иконы Божией Матери, который отмечается 4 ноября в знак благодарности Богородице – Заступнице за Россию в Смутное время.

Учитель:  Это не единственный случай, когда икона Казанской Божьей Матери защитила Россию от врагов. Послушаем об этом рассказы.

1 ученик:

Во времена Петра 1 началась война со шведами, которую потом назовут Северной войной. У шведов были самые сильные флот и армия. Во главе их стоял молодой и отважный король Карл 12. Он прославился многими победами над врагом. Он не сомневался в легкой победе над русскими. Перед Полтавской битвой русские носили икону перед полками, царь молился со слезами, умолял Небесную царицу о помощи. Непобедимая армия шведов была разбита. А Петр 1 в знак благодарности украсил икону драгоценными камнями. [4]

2 ученик:

В 1812 году Богородица даровала нашим воинам победу над Наполеоном. Фельдмаршал Кутузов, прежде чем принять командование войсками, долго молился перед иконой в Казанском соборе Петербурга. 22 октября, в день празднования иконы, русские одержали первую победу, враги начали отступать. Прошли годы. Кутузов нашел вечное упокоение а Казанском соборе. [4]

3 ученик:

Во время ВОВ патриарх Антиохийский затворился в каменной пещере без еды и питья, молился Богородице, пока Она не дала ему ответа, как спастись русскому народу. Через 3 дня Она велела ему открыть все храмы и монастыри, вернуть с фронта и тюрем священников и монахов.  Помогла чудодейственная икона и осаждённому Ленинграду в годы Великой Отечественной войны. Когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. [5]

 Отслужили молебны перед иконой под Москвой и Сталинградом. Икона шла перед войсками по всему фронту. Говорят, Жуков возил с собой повсюду икону. Киев был освобожден 22 октября.

Учитель:  По всей нашей необъятной стране  в честь Казанской иконы Божией матери построены церкви, храмы, соборы: в Москве и Санкт-Петербурге, в Казани и Новгороде, в Сибири и  на юге…

К Казанской иконе Божьей Матери обращаются взоры верующих, взывающих:

 «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим...».

Девочки со свечками  у иконы Казанской Божьей Матери читают стихи.

1 девочка:

У Казанской божьей матери

Тихо теплятся огни.

Жены, дочери и матери

К ней приходят в эти дни.

2 девочка

 И цветы к её подножию

Ставят с жаркою мольбой:

«Матерь-Дева, силой Божьею

Охрани ушедших в бой».

Мы воюем за спасение

Братьев - страждущих славян.

Мы свершим освобождение

Подъяремных наших стран.

3 девочка:

У Казанской Божьей Матери

Дивно светел нежный взгляд.

Жёны, дочери и матери

Перед ней с мольбой стоят. [6]

4 девочка:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

5 девочка

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

6 девочка 

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

7 девочка 

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

  1. Проверка усвоения материала.
  1. Фронтальная беседа по вопросам:
  • Что же объединяет государственный и церковный праздник 4 ноября?
  • Какую роль сыграла икона в истории России?
  • В чём заключается чудодейственная сила иконы?
  • Какими добродетелями люди должны заслужить Божьей помощи?
  • Как вы понимаете выражение Райнер Марии Рильке: «Все страны граничат друг с другом, и только одна Россия граничит с Богом».
  1. Составление синквейна в парах .

Составьте синквейн «Икона Казанской Божией Матери»

  1. Домашнее задание.

Подготовить  устные рассказы  о других чудодейственных  икон.

  1. Выводы
  1. Итог урока.
  • Что узнали нового?
  • Что особенно запомнилось?
  • Чему научились?
  1. Анализ работы на уроке.
  2. Оценивание.

                                         Библиографический список

  1. Икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www. Deva-Maria.ru
  2. Ишимов А. История России для  детей. –М.: Монолог,1993 г. - 272 стр
  3. 4 ноября – празднование Казанской иконе Божией Матери. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Logoslovo.ru
  4. 7 фактов об иконе Казанской Божьей Матери. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. historyteacher.ru
  5. 7 фактов об иконе Казанской Божьей Матери. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. historyteacher.ru
  6.  «Слово и Дух. Антология русской духовной поэзии.(Х-ХХ вв.)». Свято-Елисаветинский монастырь. Минск.  2009 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В единстве наша сила.(к дню Народного единства)

Данный урок проводится в рамках модуля  «Основы православной культуры». Это заключительный урок изученного курса. На уроке предполагается дать представление о могуществе и единстве нашего н...

Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс

Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"...

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1.    Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.

Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....

План-конспект воспитательного мероприятия квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства

Представляю план-конспект воспитательного мероприятия - квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства. Эту квест-игру я проводила 20 ноября 2019 года в рамках II мун...

Сценарий познавательно-спортивного досуга ко Дню народного единства на тему: «В единстве наша сила»

Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная.·         Расширять представление о государственных праздниках, о праздни...