Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Беспрозванная Татьяна Васильевна

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_den_narodnogo_edinstva.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства

"Сила России в единстве народа"

Автор: Беспрозванная Т.В.

учитель истории

МКОУ Борской СОШ

Цели:

  • углубление и расширение знаний по истории России периода Смуты и борьбы русского народа против польских и шведских интервентов;
  • формирование представления об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа;
  • воспитание патриотизма, идентичности, уважения к героическим и трагическим страницам истории.

Задачи: 

  • формирование у учащихся представление о новом государственном празднике, показать, основываясь на факты, значение действий народного Ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов;
  • развитие у учащихся чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.

Предварительная подготовка:

  • заранее учащиеся получают задания для презентации, раздаются стихотворения и доклады для заучивания наизусть;

Оформление:

  • исторические портреты Минина К., Пожарского Д., Сусанина И.;
  • презентация в MS PowerPoint и установлено мультимедийное оборудование для показа данного материала.

Ход мероприятия

Презентация.

Вступительное слово учителя:

Уважаемые учащиеся школы, коллеги и гости! Мы собрались сегодня, чтобы вместе отметить славную историческую веху в истории нашей страны – освобождение от иноземных захватчиков в Смутные времена начала 17-го века.

Ко Дню народного единства в Воронежской  области приурочена серия мероприятий, посвященных национальной тематике. Мы присоединились к многонациональному и многоконфессиональному народу области.

Сегодня мы повторим исторические события того времени: изгнания интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского (1612 год) и воцарению на престол Михаила Романова. Вы посмотрите презентацию эпизодов из жизни российского общества в те далекие трагические годы, интересные рассказы учителей и учащихся о людях, спасших страну от порабощения польско-шведскими интервентами.

В завершение вам будет предложена викторина. Просим всех присутствующих в зале активно участвовать.

Итак, мы начинаем.

1-й ученик:

4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии. Не могли разделить властные полномочия между собой бояре. А Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.

Биографии лидеров ополчений (сообщения учащихся).

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-, много раз прадеды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, все религии,деревни, села и города.

4 ноября 1612 г., в день праздника иконы Казанской Божьей Матери интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Пожарский в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор.

Царь Алексей Михайлович Романов своим указом объявил этот праздник государственным, и праздновался он вплоть до 1917 года, когда он был большевиками отменен.

С 2005 года по решению Государственной Думы новой, современной России этот праздник вновь стал государственным и был назван Днем народного единства.

Посмотрим самые трагичные страницы из периода Смуты.

Лжедмитрий I в Москве, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толпы, въехал в Москву.

Свадьба Лжедмитрия I и М. Мнишек, Исполняя своё обещание вступить в брак с Мариной Мнишек, Дмитрий отправил в Польшу дьяка Афанасия Власьева, он-то и совершил заочно обряд обручения, на котором представлял царственного жениха;

Сдача Смоленска, больше года боярин Шеин выдерживал осаду Сигизмунда, который со своей литовско-польской ратью тесным кольцом обложил древний Смоленск. Видя, что помощи ждать неоткуда, что не сегодня-завтра Русь признает короля Сигизмунда и сына его, Владислава, своими господами, Шеин решил сберечь остатки рати, которая так стойко, с беззаветным мужеством боролась против врага.

Поляки разоряли православные храмы, сжигали русские деревни, носили на саблях и копьях головы русских воинов.

Речь К. Минина перед нижегородцами и формирование второго ополчения;

Путь Второго народного ополчения лежал не по кратчайшему пути на Москву, а в обход всех городов для пополнения рати и для того, чтобы прийти, откуда не ждали поляки. По дороге войско обучалось военному искусству, для этого была сделана остановка в Ярославле.

битва у стен Кремля с поляками;

и освобождение Москвы.

Преподаватель:

Но, говоря об освобождении Москвы от польских захватчиков, нельзя не рассказать о подвиге Ивана Сусанина. Давайте послушаем, а потом посмотрим сценку по теме.

5-й ученик:

Кто такой Иван Сусанин? Возможно, он был простым крестьянином из деревни Домнино, возможно, сельским старостой. Сыновей у него не было, а была только одна дочь Антонида. Приискал он парня в округе изо всех получше и принял к себе в дом заместо сына. Хоть и зять был, а не меньше сына его любил. По-нынешнему, по фамилии, парня Сабининым звали. 

2-й ученик читает отрывок из К. Рылеева “Иван Сусанин”.

Известно мне: погибель ждет
того, кто первый восстает
на угнетателей народа, –
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю...
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!

2-й ученик: Друг за другом идут в молчанье сарматы
все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес -
Все глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
склонившись угрюмо до самой земли
дебристую стену из сучьев сплели.

Поляки прокляли и изрубили Сусанина саблями на куски, но выйти из леса уже не смогли.

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

Ученики читают стихи

1-й учащийся

В день четвертый ноября
Выходной у нас не зря.
Праздник, пир, увеселенья –
День народа единенья!

2-й учащийся

Минин К. и Д. Пожарский,
Что на службе были царской,
Град Москву освободили,
Подвиг славный совершили!

3-й учащийся

Вот что было в день сей в мире
Века уж назад четыре.
Соберёмся ж вместе, братья,
За столом, не в поле ратном

4-й учащийся

Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.

5-й учащийся

Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!

6-й учащийся

Наша матушка Россия
Как и прежде станет сильной.
Праздник – День патриотизма,
Славься, гордая Отчизна

Преподаватель:

Преподаватель:

Уважаемые ученики! Теперь вы знаете, что за событие произошло 4 ноября 1612 года в России, поделитесь впечатлениями с друзьями.

Сегодня через наше мероприятие мы прикоснулись к нашему героическому прошлому, перенеслись на четыре века назад. Мы гордимся нашими соотечественниками, которые принимали участие в освобождении Москвы от интервентов. Теперь мы очень хорошо понимаем, что сила России- в единстве народа. История не раз подтверждала это. Так было в годы монгольского ига, когда общими усилиями всех русских княжеств под руководством Дмитрия Донского Русь была освобождена. Так было и во время Отечественной войны 1812 года с армией Наполеона, когда "дубина народной волны поднялась и била французов до тех пор, пока не исчезло все нашествие".

Только единство многонационального и поликонфессионального народа Советского Союза спасло Родину от фашистской гадины. Честь и хвала нашим предкам! Так будем же достойными их! Только при единодушной поддержке народом современной России своего лидера - В.В. Путина Крым вернулся в страну. И сегодня, как никогда, важно крепить единство народов России перед угрозой мирового терроризма. С праздником вас!

Теперь вы знаете, с какими событиями связана дата 4 ноября? А сейчас проведем викторину по теме праздника.

Подведение итогов викторины (пока жюри подсчитывает баллы, все поют песню «Я поднимаю флаг моего государства»)

Преподаватель: Уважаемые зрители! Участники и организаторы праздника очень хотели бы знать, как вы оцениваете это мероприятие. Для этого вам надо ответить на вопросы анкеты, которую мы предлагаем вам. Проводится рефлексия по методу “Анкета”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства, разработано в форме торжественной линейки....

Презентация "Сила России – в единстве народов"

Цель: Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический...

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»

Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1.    Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...

Сила России в единстве народа!

Сила России в единстве народа!...

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства «Народов дружная семья»

Цель:  Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины....

Сила России в единстве народов

сценарий праздника, посвященного Дню народного единства...