ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
статья по истории по теме

Надёжкина Марина Юрьевна

 

Учителя, как местные светочи

науки,  должны стоять на

полной высоте современных

знаний в своей специальности.

                            Д.И. Менделеев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                Учителя, как местные светочи

                                                                                                                 науки,  должны стоять на

                                                                                                                 полной высоте современных

                                                                                                                 знаний в своей специальности.

                                                                                                                        Д.И. Менделеев.

    Педагогика- многозначный термин, обозначающий 1) различные идеи, представления, взгляды на стратегию, содержание и тактику воспитания, обучения, образования; 2) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению и образованию; 3) искусство, виртуозность, мастерство, маневры и тонкости воспитания. Каждый современный педагог должен совмещать в себе перечисленные свойства и владеть передовыми методами и технологиями обучения. В своём творческом отчёте я постараюсь показать свои умения, достижения .

      Цели которые я ставлю в обучении истории:

Овладение уч-ся основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времён до наших дней;

Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;

Формирование ценностных ориентаций и убеждений уч-ся на основе осмысления идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;

Развитие и уважение к истории и культуре других народов.

       В современных условиях учитель старается учитывать индивидуальные познавательные возможности уч-ся. Индивидуализация – это самостоятельная работа  каждого уч-ся в соответствии с его особенностями и реальными учебными возможностями. Относительно этих возможностей  и особенностей выбирают методы, темпы обучения, объём помощи. Индивидуальные возможности важно своевременно выявлять и применять в практической деятельности. Здесь важно учитывать уровни познавательной самостоятельности уч-ся в учебной деятельности.

Познавательная самостоятельность уч-ся

свойство                                               способ                                         уровень активности

мышления                                      деятельности                                          личности

       Немаловажную роль в обучении истории играет мотивация уч-ся. Я представляю основные мотивы в обучении истории, которые наиболее часто применяются мною в процессе работы:

      Основной учебной единицей является урок. Я в своей  работе применяю следующие типы уроков:

лекция;

лекция с элементами беседы;

комбинированный урок;

коррекции знаний;

повторение и обобщение.

      Каждый из перечисленных уроков имеет преимущества и недостатки, поэтому их чередование и правильный подбор к темам предмета даёт положительный результат в обучении уч-ся. При подготовке к уроку я использую следующие функции: 1) гностическая функция предусматривает реализацию следующих этапов подготовки урока – осмысление содержания учебного материала, формулирование дидактической цели в соответствии с целями изучения раздела и темы, определение типа урока, выявление структуры урока, отбор учебного материала. Выбираются источники знаний( текст учебника, рассказ, лекция). Необходимо ещё проанализировать домашнее задание предыдущего урока. 2) Конструирующая функция  включает в себя: отбор приёмов и средств учения, определение характера деятельности уч-ся ( воспроизводящего, преобразующего, творческо- поискового). 3) Организационная функция учитель продумывает как начать урок, какая деятельность вызовет интерес уч-ся, как поставить проблемный вопрос. 4) Информативная функция касается учебного содержания урока: какие приёмы изложения содержания использовать на уроке, определяется какой материал дополнительный, а какой основной. Учитель продумывает , как пользоваться иллюстрациями, таблицами. 5) Контрольно-учётная функция предусматривает как будет проверяться, закрепляться знания.  6) Корректирующая функция подводит итог урока: правильно ли отобран материал, правильна ли дидактическая цель урока  и на сколько она достигнута, интересны и доступны ли познавательные задания, тот ли выбран тип урока, те ли формы, методы приёмы обучения.

Эффективность урока зависит не только от выбора типа урока, но и от методов, способов подачи информации, её правильного распределения во время урока, рефлексии. Для того чтобы урок был интересен уч-ся, был усвоен,  я применяю разнообразные формы опроса уч-ся и виды самостояте-

ной работы. Самостоятельность является качеством личности уч-ся, она проявляется в мышлении, речи, практике, мотивации, поведении, деятельности, организации учебного труда. Поэтому в преподавании своего предмета я использую такие типы заданий:

установление причинно-следственных связей и частных и общих закономерностей;

определение преемственности между фактами, явлениями, эпохами;

выявление тенденций развития ;

определение степени прогрессивности явлений;

периодизация эпохи и развития явлений;

установление новых фактов и явлений;

оценка характера явлений;

извлечение уроков из прошлого.

      Перечисленные типы заданий  формируют способности разбираться в сущности явлений: понимать их значение, закономерность. Они формируют оценочную деятельность: оценки деятельности и поступков людей, которыми уч-ся познакомились во время уроков; качеств личности тех кто заслужил признательность современников и потомков, оценки производственной деятельности.

        Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу уч-ся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имён и др.. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.  Поэтому представляю виды дидактических игр, которые мною используются на уроках истории Казахстана, всемирной истории и предмета « Человек. Общество. Право»:

игры с правилами;

ролевые игры;

комплексные игры;

игры для изучения нового материала;

игры для закрепления;

игры для проверки знаний;

обобщающие игры.

    Примеры игр, с правилами, которые можно использовать  при  изучении нового материала:

А) игра « Три предложения» - уч-ся должны внимательно выслушать  и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передаёт содержание текста учителя. В основе игры лежит логическая операция по выделению главного.

Б) В том же методическом направлении работает игра « Древо познания». В ней уч-ся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал или работа с текстом уч-ся должны записать на листочках по 5 вопросов к теме. Наиболее интересные вопросы прикрепляются к нарисованному дереву, а на следующем уроке отвечающие снимают любой листок и отвечают на вопросы. Данное задание можно выполнять ив письменном виде.

В) Игра « Чистая доска» позволяет держать внимание уч-ся в постоянном действии, тренирует память уч-ся. Перед уроком учитель пишет на доске, в произвольном порядке, вопросы, которые должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель предупреждает, что во время урока он будет спрашивать ,готовы ли уч-ся ответить на вопрос т.к. ответ содержался в рассказе учителя. Если ответ получен, то вопрос убирается с доски. К концу урока доска должна остаться чистой.

Г) Игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные слова и термины и т.д.. Это игра « Снежный ком». В игре могут участвовать как несколько человек так и весь класс. Чтобы игра прошла более организованно уч-ся ( игроки) должны выйти к доске и выстроиться в одну линию. Первый уч-ся называет имя или термин, а следующий уч-ся сначала повторяет слово первого уч-ся и только потом называет своё слово и так далее, ели кто-то из уч-ся ошибётся называя цепочку слов или его пауза затянется он выбывает из игры.

Примеры игр проверки знаний.

А) Игра способствует формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развивает память и внимание- « Исторические пятнашки» На доске рисуется квадрат из 16 клеток, в которых записаны даты. Уч-ся должны восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая на дату в квадрате нужно назвать событие, о котором идёт речь.

Б) Игра развивает гибкость мышления , оперативность памяти, обобщает знания уч-ся – « Историческая азбука». Время проведения 7 минут. Уч-ся предлагается написать список слов начинающихся на одну букву, например, « А». Задание может выполнять как весь класс так и парами лили группами уч-ся. После выполнения задания результаты сравниваются, побеждает команда, составившая наибольший список.

В) эта игра позволяет учителю выявить логические способности уч-ся. Игра приучает уч-ся мыслить логически, правильно ставить вопросы, составлять ответы, приходить к правильным выводам – « Отгадай героя» Один из уч-ся выходит за дверь, а все остальные загадывают историческое лицо. Вызывается уч-ся из-за дверей, он должен угадать , кто задуман. Ему разрешается задавать вопросы классу, но ответы на них могут быть «да», «нет», «отчасти». Количество вопросов 10 по истечении вопросов игрок должен отгадать героя.

Примеры игр для закрепления знаний.

А) Игра позволяет эффективно повторить пройденный материал, развивает оперативность мышления и памяти, умение логично излагать материал, способность слушать собеседника –

« Продолжи рассказ». В этой игре двое уч-ся должны по одному предложению рассказать материал изученной темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чьё предложение окажется последним.

Б) Игра того же методического направления – « По одному слову». Нужно составить рассказ по пройденной теме. При этом каждый уч-ся может сказать только одно слово, уч-ся говорят цепочкой как они сидят за партами. Игру можно проводить в письменном виде, по рядам парт.

В) Игра направлена на развитие памяти и внимания уч-ся – « Мнемотехника». Учитель заранее готовит список из 30 слов. Эти слова делятся на 3 тура. В первом туре наиболее простые для запоминания слова, во втором и третьем турах сложнее. Затем учитель читает слова первого тура, а уч-ся должны записать в тетрадь запомнившиеся слова, в любом порядке, на каждый тур отводится по 3 мин.. Потом учитель проверяет кто победил ( в устной форме). Пример игры на тему « Казахстан в позднее средневековье».

1 тур

2 тур

 3 тур

1 хан

1 Жетысу

1 Кашгария

2 Керей

2 Турфан

2  Шайбани

3 Жанибек

3 Туркестан

3 Абулхаир

4 Тауке

4 Сыгнак

4 Дешт-и-Кыпчак

5 бий

5 Сауран

5 Могулистан

6 батыр

6 мечеть

6 Бурундук

7 Отрар

7 мазар

7 Мавераннахр

8 аул

8 Айтеке би

8 Хакназар

9 ойрат

9 Толе би

9 Баба-султан

10 Турсун

10 Козыбек би

10 Тауекел

Примеры игр на обобщение материала.

А) Игра развивающая творческие способности уч-ся, умение логично излагать материал-

« Рекламный плакат». Учитель предлагает уч-ся  составить рекламу, которая вызовет интерес к путешествиям в страны, где сохранились исторические памятники. Главное чтобы реклама была привлекательной. Реклама может включать в себя стих, иллюстрацию, обращение, символ. Материал рекламы может в себя включать : 1) какие города и местечки можно посетить и какие памятники исторические увидеть;  2) каким видом транспорта нужно воспользоваться, чтобы экскурсия была полноценной;  3) самая интересная информация типа: « Посетив……….., вы увидите и узнаете….». Побеждает тот чей рекламный плакат будет наиболее содержательным.

Б) Игра которая дисциплинирует и помогает повторить и обобщить материал – « Три направления». Участники игры делятся на группы - по рядам. Каждой группе даётся название страны мира, а учитель за ранее готовит список слов, относящихся к этим странам. По условию игры уч-ся должны встать, когда учитель назовёт слово, относящееся к их стране.  Если уч-ся встают не все сразу или вовсе не встают они штрафуются на 1 очко. За правильный ответ уч-ся получают по 3 очка. Примерный список слов для игры в 9 классе по предмету всемирная история

У. Черчилль, Ш. де Голль, Эттли, Г. Коль, В. Брандт, М. Тэтчер, « неделя баррикад», « красный май», Д. Мейджор, Г. Шрёдер, Ф. Миттеран, « холодная война», Ж. Помпиду, « большая коалиция», « государство благоденствия», лейбористы, Н. Саркози, А. Меркель, « новый консерватизм»,  ГДР, Ж. Шырак,  « модернизация с человеческим лицом», К. Аденауэр, ИРА.

В) Игра развивает память, внимание быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал и обобщить его – « Пять исторических названий». Уч-ся называют различные исторические события, даты, имена и т. д.. Обязательное условие их должно быть 5, например,

« Я знаю 5….»           дат истории Первой мировой войны:

1914 г. – начало войны;

1918 г. – окончание войны;

1 августа 1914 г. – Вступление в войну России;

лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;

осень 1914 г. – битва на реке Марна.

Г) Игра помогает обобщить материал и выявить пробелы в знаниях уч-ся – « Рассказ с ошибками». Важно чтобы это задание могли выполнить все уч-ся класса. В качестве примера привожу рассказ из истории Древнего мира ( 6 класс).

                                                                     Финикия.

       Финикия находилась на западном побережье Чёрного моря. Эта страна располагалась вдоль течения широкой реки. На берегах её люди выращивали большие урожаи пшеницы, которую обменивали в Египте на строительный лес. Главными городами были Библ, Тигр, Сидон. Секретом финикийцев был рецепт добывания пурпурной краски. Но наиболее значительным открытием финикийцев была письменность – клинопись. Она состояла из 98 знаков, и скоро её заимствовали все близлежащие страны.

Примеры ролевых и комплексных игр.

А) Игра позволяет активизировать работу уч-ся по изучению исторических персон, даёт возможность отдельным уч-ся глубже познакомить с историческим материалом и проявить свои знания в форме отличной от традиционной – « Интервью с историческим героем». Героями могут быть известные личности: Пётр Первый, Наполеон Бонапарт, В. Ульянов ( Ленин). А могут быть и не очень известные люди, но внесшие неоценимый вклад в историю страны: С. Витте, Т. Рыскулов, С. Радус-Зенкович. Игра может, проводится  как в устной форме, например, один из уч-ся будет представлен выдающейся личностью, а второй уч-ся журналистом известной газеты.

Б) Игра помогающая раскрыть все стороны уч-ся и определить их уровень знаний и умений-

« Ассорти». Класс делится на несколько групп, каждая, из которой будет решать задания различной сложности, и получать за правильные решения баллы, победит тот. Кто наберёт больше баллов, задания готовятся учителем заранее. Примеры возможных заданий:

Написать сочинение от лица человека, жившего в …… веке;

Провести экскурсию в воображаемом музее;

Разгадать ребус;

Подготовить рекламный плакат;

Разгадать кроссворд;

Составить список исторических имён на определённую букву;

Взять интервью у исторического героя.

Данные игры я применяю на своих уроках, они помогают мне в работе над моей методической темой: « Методы формирования самостоятельности и активности уч-ся в процессе игровой деятельности». Я выбрала данную методическую тему т.к. , игра – это естественная форма обучения для ребёнка. Передавая знания посредством игры, учитель учитывает не только будущие интересы, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, используя игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не из своих соображений удобства, порядка и целесообразности. Из психолого-педагогических возможностей игровой деятельности в обучении,  можно отметить следующие:

игра- это мощный стимул, это разнообразная и сильная мотивация;

в игре активизируются психические процессы  участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

   В игре ребёнок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. Игра также имеет огромный воспитательный потенциал.

     В качестве примера применения дидактических игр на уроке истории привожу пример урока в 8 классе по истории нового времени на тему: «  Северная Америка в 18 веке».

Тема урока: « Северная Америка в 18 веке».

Цели урока: Рассказать о начале колонизации Северной Америки европейцами, отметить особен-

                      ности  хозяйства северных и южных колоний. Познакомить уч-ся с ходом войны за

                      независимость США. Развивать у уч-ся умения давать характеристику историческим

                      событиям.  Воспитывать должное отношение к фактам истории.

Тип урока: комбинированный.

МПС – география , ЧОП.

Оборудование: карта США, политическая карта мира, портреты

                                                                   ХОД УРОКА.

Орг. Момент.

Проверка знаний уч-ся:

1) Разминка для уч-ся всего класса: игровое задание « по одному слову» на тему « Эпоха просвещения».

2) Задания для уч-ся со слабой мотивацией к учению.

Вопросы:

Кого называли просветителями?

Когда был век просвещения?

Какие мысли высказывали просветители по поводу развития общества?

Игровое задание « Я знаю 5…»

-  учёных эпохи просвещения;

-  писателей эпохи просвещения.

3) Задания для остальных уч-ся класса.

Игровое задание « Чистая доска» по теме « Эпоха просвещения». Данное задание применяется и для опроса уч-ся. На доске в виде схемы представлены, вопросы на которые необходимо ответить опрашиваемому уч-ся, выбранный вопрос уч-ся стирает с доски.

просветительство- это?      культура народа             первые идеи просвещения         наука

отношение к религии                         ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ                теория А. Смита

Д. Дидро                 И. Ньютон               литература      значение и выводы       И. Кант        

Объяснение нового материала.

                                                                   План.

Социально-экономическое развитие колоний.

Война за независимость США.

Принятие Конституции США.

Историческое значение борьбы за независимость.

                                                    Основные понятия.

Виды североамериканских колоний

  Предпосылки войны за независимость:

Попытки Англии ограничить свободу предпринимательства и подчинить своим интересам;

Введение новых пошлин

Движение против феодальных повинностей.

05.05.1773 г.- Бостонское чаепитие.

04.07. 1776 г.- конгресс принял Декларацию независимости США.

Историческое значение борьбы за независимость:

США стали независимой страной.

Был подписан мирный договор с Англией.

Уничтожен колониальный гнёт английских феодалов.

Принята Конституция США.

                                      Конституция США

Федеративное государство.

Исполнительная власть- президент ( главком вооружённых сил), первый президент- Д.

Вашингтон.

Законодательная власть- палата Представителей- Конгресс,  верхняя палата парламента – Сенат.

Верховный суд.

Широкое самоуправление штатов и конституции в них.

1791 г.- 10 поправок к конституции: свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, введение суда присяжных ( « билль о правах»).

Закрепление пройденного материала.

Написать пятистишие ( сиквейн) со словом – США.

сущ. -   США;

2 прилаг. -  свободное, независимое;

3 гл. – боролись, воевали, добились;

предлож. – Оно стало мощным государством.

синоним  - страна.

Д/З параграф 3 ответы на вопросы после параграфа.

Подведение итогов урока.

    Во время разработки урока я стараюсь разрабатывать разноуровневые  задания. Дифференцированные задания необходимы, чтобы провести проверку знаний у уч-ся с повышенной мотивацией к уроку, так и проверить уровень знаний у  уч-ся со слабой мотивацией к учению, например, по теме: « Борьба казахского народа против джунгарского нашествия», 8 класс история Казахстана, я предлагаю уч-ся следующие задания:

Для уч-ся со слабой мотивацией к учению:

Задания для уч-ся с сильной мотивацией

Вопросы: 1) Кто участвовал в отпоре врагу со стороны казахов? 2) Перечислить последствия джунгарского нашествия?

Задания: « Я знаю 5..»

- дат истории джунгарского нашествия;

- батыров;

- мест сражений.

Вопросы: 1) объясните роль видных политических деятелей в достижении победы?

2) Каковы причины агрессии джунгар на казахские земли ( охарактеризовать)?

Задания: « Я знаю 5…»

- последствий нашествия джунгар;

- политических решений руководителей казахских земель:

- действий хана Абулхаира.

       

            Успехи моих учеников за последние 3 года работы в школе:

2 место по предмету правоведение в городской олимпиаде Гергиев Павел 2008 г.:

2 место в городской научно-практической конференции школьников Хамхоева Карина  2007 г.. Карина также участница областных соревнований научных проектов школьников в 2008 г..

3 место в городской научно-практической конференции школьников Вдовицкая Татьяна 2007 г..

3 место в городской научно практической конференции школьников Лыткин Антон 2007 г..

3 место в городской научно практической конференции школьников Антонян Гаянэ 2006 г..

         В приведённых мною примерах успехов моих учеников  большую роль играет внеурочная работа, которая ставит целью углубление знаний, полученных уч-ся на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений уч-ся в результате их исследовательских изысканий.  Внеклассная работа носит добровольный характер, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей уч-ся, учитель свободен в выборе содержания внеклассной работы. Одна из форм внеклассной работы – курс предпрофильной подготовки. Курс называется « История в лицах и цифрах». Мною разработана программа курса:

                        Название темы.

Кол- во часов

1

Введение: о роли личности в мировой истории

2

2

Мукан Каган* Гай Юлий цезарь* Рюрик.

2

3

Сатук-Богра-хан* Карл Великий* Княгиня Ольга.

2

4

Бату *  Генрих  III *  Александр Невский.                                        

2

5

Урус-хан*   Филипп  IV * Дмитрий Донской.                              

2

6

Касым Хан*   Генрих Тюдор III*    Василий III.

2

7

Хак-Назар* Франциск I *  Иван Грозный.

2

8

Хан Тауке*   Вильгельм Оранский  * Пётр Первый.

2

9

Абылай хан*  Д. Вашингтон * Екатерина Великая.

2

10

Абулхаир хан*  Аурангзеб * Анна Иоанновна.

2

11

Шаяхметов* Шарль де Голь*  Н. Хрущёв.

2

12

Ч. Валиханов * А. Гумбольдт * Семёнов- Тян-Шанский.

2

13

Курмангазы * Джузеппе Верди *  П.И. Чайковский.

2

14

Абай Кунанбаев * Виктор Гюго *   Л.Н. Толстой.

2

15

Махамбет утемисов* Д. Байрон.*   М.Ю. Лермонтов.                                      

2

16

Шакарим Кудайбердыулы* Рабиндранат Тагор* А. Блок.

2

17

Заключение.

2

    Программа данного курса составлена с учётом интересов уч-ся , она позволяет раскрыть их интересы в области знания не только истории Казахстана, но всемирной истории.

Работая с темами данной программы уч-ся должны, будут анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности в определённой системе, на основе разностороннего изучения источников, применять данные Интернета.

Уч-ся должны будут рассматривать и характеризовать определённые явления в развитии стран и отдельно взятых лидеров, объяснять отдельные исторические отрезки и события , давать оценку исторических событий, оценку деятельности исторических личностей , применять исторические знания при анализе проблем развития общества, сопоставлять различные точки зрения на деятельность того или иного лидера , уметь обосновать свою точку зрения .

Цели данного курса: формирование у уч-ся устойчивого интереса к предмету , возможное

                                     выявление их дальнейших интересов. Развитие у уч-ся  навыков ра-

                                     боты с историческими источниками ,  аналитических способностей,

                                     расширение методов сравнивания различных видов информации.

Задачи данного курса: создать у уч-ся чёткое представление о цикличности исторических

                                       процессов;

                                       рассматривать этапы формирования лидеров , условий способсвова

                                       вших их возвышению и основные проблемы, связанные с этим

                                       периодом истории;

                                       обращать внимание не только на политическую историю, но и исто-

                                       рию развития культуры;

данная программа скомпонована и состоит из тем которые делятся на 3 части. Первая тема посвящена обобщённому материалу  о личности в истории, её роли в политике, культуре и других областях жизни страны. Каждая последующая тема, состоящая из 3 частей, включает в себя  имя одного из лидеров истории Казахстана, затем лидера из курса всемирной истории и в последней части  имя лидера из истории России. Таким образом рассматривая  временной отрезок жизни этих лидеров уч-ся смогут сравнить и дать оценку условиям в которых жили работали лидеры, оценить их успехи и проблемы, проанализировать материал и выяснить что эти лидеры оставили после себя в истории своей страны и в истории мира. В программе темы представлены в хронологическом порядке. На заключительном занятии уч-ся должны будут представить свои работы, форма работ будет определяться с каждым уч-ся персонально.

Эта программа также способствует ранней профилизации уч-ся, так как она позволяет выяснить степень интереса школьников к предмету истории, закрепить интерес  и развивать его далее.

Программа составлена на основе Программ предложенных Министерством образования и науки РК за курс средней школы, а также методических пособий и рекомендаций. Уч-ся посещающие дополнительные занятия с удовольствием работают над своими научными проектами. Опытно-поисковая работа повышает интерес к предмету углубляет знания по отдельным темам, помогает в работе над выводами, развивает аналитические способности уч-ся.

В качестве примера привожу свой примерный план работы над научным проектом.

Теоретические  цели и задачи:

- нравственная ориентация на социально-значимые гуманные ценности;

- интеллектуальное и духовное развитие в области самопознания.

Практические цели и задачи:

формирование умений работать с информацией:

развитие конструктивной силы ума;

помощь уч-ся в осознании своих познавательных интересов, склонностей и возможностей.

Работа уч-ся над научным проектом делится на несколько этапов и сопряжена с трудностями и проблемами, которые решаются в ходе работы ,.совместно с руководителем

1 этап- отбор уч-ся для работы над проектом, уч-ся отбираются пожеланию или после беседы. Желание определяется интересом к предмету или возможностью проявить себя.

Возможным вариантом работы уч-ся над проектом служит высокий уровень мотивации.

2 этап- выбор темы; тематика не ограничивается, как и предмет ( всемирная история, история Казахстана, Человек и общество). Уч-ся выбирают очень известные темы( глобальные), например, Пётр Первый, хан Абылай , 1812 год. Здесь важно совместно с учеником выбрать аспект, который он будет исследовать, выбирая нельзя нарушать интерес уч-ся к теме и нельзя навязывать своё мнение, а лишь советовать и направлять в нужное русло.

3 этап- поиск необходимой литературы ( научно-популярной, художественной, научно-теоретической). При изучении литературы у уч-ся складывается своё мнение и позиция по данной теме, поэтому можно приступить к постановке целей исследования, определиться с задачами и выработать гипотезу исследования.

4 этап- выработка плана отбора и изучения конкретной литературы, начало сбора приложений, определение методов исследования ( анализ, анкетирование, другие методы опроса, экспедиция, работа в архиве ит.д.).

5 этап- проведение исследования, обработка полученных данных , анализ, выработка выводов и работа с результатами исследования, составление необходимых схем, таблиц, карт и т. д..

6 этап- оформление работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, результаты, выводы, список использованной литературы, приложения.

7 этап- составление защитного слова и непосредственно сама защита проекта.

     Важным этапом является школьная научно-практическая конференция. Ученик, участвуя в её работе может проверить свои силы, дать самооценку, сравнить свою работу с другими работами, оценить актуальность темы. Конференция это возможность поучится отстаивать своё мнение.

Таким образом можно повысить интерес уч-ся к предмету и сформировать опытно-исследовательские умения уч-ся.

      Ещё одним видом внеурочной работы являются индивидуальные занятия с уч-ся: подготовка к предметным олимпиадам, работа над рефератами и сообщениями в виде консультаций, новым видом работы для меня является работа над созданием электронных презентаций по всемирной истории и истории Казахстана для 8-9 классов. Банк данных презентаций будет включать в себя презентации по нескольким направлениям: презентации посвящённые великим историческим личностям, историческим событиям ( войнам, революциям и т. д.),  и отдельным странам мира.

    Всё что я применяю на уроках, как строю свои уроки можно выразить в виде схемы:

             Система работы учителя истории СОШ №  6 Надёжкиной М.Ю..

Королевские

Фригольеры

Налог- квинтрента

Корпоротивные ( феодалов-аристократов

Земли новой Англии

Члены религиозных общин

Принцип народного суверенитета

вести торг ,,заключать мирный до-

говар

Колонии стали независимыми штатами

Эвристическая, проблемная, исследовательская деятельность

Творческая деятельность

Поиск новых знаний и способов деятельности

Преобразующая деятельность

Перенос в новые ситуации

Воспроизводящая деятельность

     вввввввв

       вввв

Широкие познавательные мотивы

Ориентация на овладе-

ние  новыми историческими знаниями

Процессуальные

Ориентация на усвоение способов учения

Познавательные мотивы. Ориентация на самостоятельное изучение истории

Широкие социальные мотивы. Понимание социальной значимости изучения истории

позиционно-оценочные мотивы. Стремление занять определённую позицию в обществе, достижение результата

Мотивы сотрудничества и общения. Ориентация на способы взаимодействия с другими людьми.

м

о

т

и

в

ы

п

о

з

н

а

в

а

т

е

л.

Мотивы

социальные

Осознанность,

Самостоятельность,

Действенность,

Устойчивость,

Переключаемость,

Эмоциональная окраска

Обобщённость.

Типы

уроков

лекция

лекция с элементами беседы

Комбинированный урок

Урок коррекции

знаний

урок повторения

Урок обобщения

Дополнительные

задания

Рефераты и

сообщения

Создание электронных

Презентаций

Типы заданий

Игры на уроках

истории

Ролевые игры

Игры с правилами

изучения нового материала

Комплексные игры

Проверки знаний

Обобщающие игры

Закрепления знаний

Внеурочная

деятельность

Научные проекты уч-ся

курсы предпрофильной

подготовки

Индивидуальные занятия

Подготовка уч-ся к олимпиаде

Выявление причинно-следственных связей и частных и общих закономерностей

Определение преемственности между фактами, явлениями и

эпохами

Определение степени

прогрессивности

явлений

Выявление тенденций

развития

Периодизация эпох и

развитие явлений

Извлечение уроков

прошлого

Установление новых фактов и явлений

Оценка характера

явлений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»

В данном материале представлен сценарий творческого отчета  рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга  г.Тайшета, 2017г....