Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.
статья по истории по теме

 Хасиятулина Венера Гакиловна

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс двусторонний. Должна существовать обратная связь между учителем и учеником. Я считаю, смысл профессии учителя созвучен принципам:

  • не допусти формирования у ребенка комплекса неполноценности
  • не отбей охоту ходить в школу
  • не научи его равнодушию, лицемерию, ненависти
  • не разучи его быть самим собой
  • не лиши его умения воспринимать мир непосредственно, с любовью.
  • Как научить ребенка учиться, мыслить самостоятельно?

Лев Толстой заметил: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью...»

Выход один: нужно дать возможность ребятам самим искать ответ, нужно научить их думать. Научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладевать знаниями и анализировать проблемы. Учитель - это не просто носитель информации, не передаточное устройство, а наставник, направляющий, создающий условия для личностного роста, развития. В своей работе я не претендую на широкое освещение вопроса, а лишь пытаюсь описать некоторые возможные пути реализации принципов педагогической технологии встречных усилий, показать практические наработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья57.01 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

г. Димитровграда Ульяновской области

Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.

                                                                               Выполнила:

Хасиятулина Венера Гакиловна

 План.

Введение…………………………………………………………………….……3

1.Технология встречных усилий (теоретические основы)……………….....4

1.1.  Учение без принуждения…………………………………………….…       4

1.2.  Формирование благоприятного морально-психологического климата важное условие достижения высокого качества образования…………   .        6

 2. Педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания………7

 2.1.  Организация занятия. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»……………………………………………………..8

 2.2.Сотворчество как этап урока. ………………………………………9

2.3. Рефлексивный        этап урока…………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………11



Введение

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

Дайана Халперн

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс двусторонний. Должна существовать обратная связь между учителем и учеником. Я считаю, смысл профессии учителя созвучен принципам:

  1. не допусти формирования у ребенка комплекса неполноценности
  2. не отбей охоту ходить в школу
  3. не научи его равнодушию, лицемерию, ненависти
  4. не разучи его быть самим собой
  5. не лиши его умения воспринимать мир непосредственно, с любовью.
  6. Как научить ребенка учиться, мыслить самостоятельно?

Лев Толстой заметил: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью...»

Выход один: нужно дать возможность ребятам самим искать ответ, нужно научить их думать. Научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладевать знаниями и анализировать проблемы. Учитель - это не просто носитель информации, не передаточное устройство, а наставник, направляющий, создающий условия для личностного роста, развития. В своей работе я не претендую на широкое освещение вопроса, а лишь пытаюсь описать некоторые возможные пути реализации принципов педагогической технологии встречных усилий, показать практические наработки.


  1. Технология встречных усилий (теоретические основы).
  1. Учение без принуждения.

В основе технологии встречных усилий лежат принципы учебного сотрудничества. Сотрудничество – это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе хода и результатов учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, демократический: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Главным содержанием этих взаимоотношений становится принцип учения без принуждения, который характеризуется

  1. требовательностью, основанной на доверии;
  2. увлеченностью, рожденной интересным преподаванием;
  3. замене принуждения желанием, которое порождает успех;
  4. ставкой на самостоятельность и самодеятельность детей и т. д.

Конечно, не всегда мне удается реализовать все эти принципы, так как создание поля совместной деятельности учителя и ученика, как того требует технология встречных усилий, долгий процесс, где необходимы сонаправленные усилия и учителя, и ученика, и других педагогов, и родителей. Только тогда учебное сотрудничество обретает основное свое значение: сотрудничество, совместный труд.

Сегодня использование этой технологии стало своеобразной для меня потребностью, благодаря этому испытываю удовлетворенность своей деятельностью, легче решаю проблемы учебно-воспитательного процесса, которые порой у меня возникают.

Остановлюсь на том, как я добиваюсь того, чтобы преподавание было интересным. Чтобы интересно преподавать, надо самому быть человеком увлеченным, стремиться к тому, чтобы твой каждый новый урок отличался от другого. Для достижения результата применяются разные методы (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля).[1] Но все методы должны соответствовать принципам педагогического процесса:

  1. Принцип эффективности методов обучения.

Суть: отобранные методы должны быть результативными на каждом этапе

  1. Принцип гуманизации.

Суть: подобранный дидактический материал должен нести в себе общечеловеческие ценности.

  1. Принцип системности.

Суть: «видение» связей между  историческими явлениями и проведение аналогий

  1. Принцип обучающего воспитания.

Суть: важно понимать, что обучение – составляющая часть процесса воспитания

  1. Принцип демократизации обучения.
  2. Принцип позитивной предметной ориентации.

При построении каждого занятия важно удерживать следующие этапы совместной работы:

  1. Актуализация знаний по поводу предложенной темы (инвентаризация имеющейся информации по данной теме, так называемый анамнез, чтоб выявить ресурсы ребенка и группы, и в работе группы учитывать опыт каждого ребенка).
  2. Мотивация (осуществить вызов, соблазнить идеей занятия, пробудить интерес к предлагаемой теме, сформулировать вопросы, поставить цель предстоящей деятельности).
  3. Активизация учащихся (договор о будущем характере и правилах работы, предъявление четкого алгоритма будущих действий).
  4. Осмысление материала (собственно деятельность: чередование индивидуальной, парной, групповой работы с целью знакомства с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей)
  5. Рефлексия (суммирование и систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов и постановка новых целей учебной деятельности).

1.2.Формирование благоприятного морально-психологического климата важное условие достижения высокого качества образования.

Обучение и общение: они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.

  1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия.
  1. приоритет диалогических форм общения;
  2. организация сотрудничества учеников между собой;
  3. обращение к ученикам по имени;
  4. свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики;
  5. учитель стремится постоянно получать от учащихся обратную связь.
  1. Создание благопритного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта.
  1. учитель проявляет доброжелательность, спокойствие, уравновешенность, спокойствие;
  2. учитель внимателен к детям и их проблемам;
  3. не демонстрирует превосходства;
  4. стимулирует положительные эмоции во время урока.
  1. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.
  1. Организация ситуации взаимопомощи между учениками;
  2. организация работы в парах;
  3. подчеркивание значимости(успеха) в решении общей учебной задачи.

  1. Педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
  1. Организация занятия. Постановка учебной цели,  создание ситуации «вызова».

Содержание первого этапа деятельночти: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу, осмысление целей урока.

Приемы данного этапа:

  1. Необычное написание темы урока.

Например, Централизация гос____МОСКВА__ва

(история России, 6 класс, Образование централизованного государства)

  1. Отсроченная отгадка.

В начале урока учитель предлагает учащимся зададку, удивительный факт, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.

                   3.  Эпиграф.

Учитель предлагает осмыслить текст, записанный на доске  и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой урокой.

При изучении темы «Экономические реформы П.А.Столыпина»  (история, 9 класс) предлагается осмыслить слова ПА.Столыпина.

Фразы записаны на доске:

  1. Сначала успокоение, затем реформы
  2. Умейте отличать кровь на руках врача от крови на руках палача.

При изучении темы «Внутренняя политика Александра 1 после Отечественной войны 1812 года» (история, 8 класс) предлагается осмыслить слова ПА.Вяземского «Сфинкс, не разгаданный до гроба». Учитель ставит перед учащимися вопрос, на который они должны ответить после его рассказа: Согласны ли вы с поэтом? Свой ответ аргументируйте.

  1. Исторический анекдот.

Например, услышав о восстании декабристов, Ф.В.Ростопчин сказал: «Обыкновенно сапожники делают революции, чтобы стать господами, а у нас господа захотели стать сапожниками.» Скажите, чего в словах Ростопчина больше: искренного недоумения или насмешки? Что вы могли бы ему возразить?

  1. Изучение фотографии , иллюстрации, связанной с темой урока.

Например, при проведении обобщающего урока по теме «Эпоха Н. Хрущева» (история, 9 класс) показываю фотографию памятника на могиле Н. С. Хрущеву, автор Э.Неизвестный. Описание:

вертикальный камень, одна половина белая, другую - черная, внизу большая плита. Бронзовая голова цвета старого золота стоит в нише на белом мраморе на фоне черного гранита.

Вопрос к ученикам: Что символизирует автор этой работой?

  1. Мотивационная беседа, формулировка интегрирующей цели посредством прочтения отрывка из стихотворения.
  2. Черный ящик. (Приложение 4)

Прием используется в начале урока. Особенно эффективен при изучении истории в младшем и среднем звене. Используется для положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности, с целью вызывания интертеса к предмету.

  1. Сотворчество как этап урока

Главное здесь — поддержка активности, интереса, усилии, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу. Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, именно поэтому данный этап назван сотворчеством.

Некоторые приемы данного этапа:

  1. «Машина времени».

События оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохи.

  1. Реставрация исторических событий.

Разрозненные факты, персоны, даты нужно объединить  в целый смысловой текст (Приложение 2.)

  1. Пометки на полях.

Учащиеся читают новый текст и на полях учебника или отдельном листе помечают, что знают, новую информацию и то что им показалось любопытным и они хотели бы узнать из дополнительных источников.

  1. Архивариус.

После объяснения нового материала учитель просит написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Это мониторинг усвоения новых знаний, развитие образного восприятия ушедших эпох, людей, судеб.

  1. Рефлексивный этап урока.

Основное его содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.

К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске эпиграфу дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведение итогов – общих и индивидуального. Такие приемы, как «Вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем.

Существуют и специфические приемы:

  1. «Эссе» - пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
  2. «Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. (Приложение 3)
  3. Сокровищница человеческих ценностей.

 Завершая ту или иную большую тему, в сокровищницу записывается все то положительное, что, возникнув в прошлом, сохраняет свое значение и поныне.
Итак,можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют ввиду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.  



Список литературы

  1. Коротаева Е.В.. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.
  2. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с. – (Библиотека журнала «Директор школы»; Вып. 2, 2003 г.).
  3. Коротаева Е.В.Педагогические взаимодействия и технологии. – М., Академия, 2007 г.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок.Часть 1:Научно-практтическое пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов.-ИПК.-Ростов:Изд-во «Учитель», 2004г.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок.Часть 2:Научно-практтическое пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов.-ИПК.-Ростов:Изд-во «Учитель», 2005г
  6. .Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока.-Ростов :Изд-во «Учитель»,2003
  7. Дидактика средней школы под ред. М.Н.Скаткина, Москва, 1992 год,  

Приложение 1.

Интегрированный урок по истории, обществознанию и географии

Роль семьи в этносоциальном воспитании

Традиции моей семьи в традициях страны.

Цель: Развивать критическое мышление посредством включения учащихся в образовательный процесс через технологии встречных усилий.

Развивающие задачи:

  1. формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры;
  2. дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, наедине с собой, заставить задуматься;
  3. способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между учащимися.
  4. позволить учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности.
  5. создать базу для новых типов человеческой деятельности

Воспитывающие задачи:

  1. Формировать:

1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям;

2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;

3) осознанность нравственного поведения, показать роль семьи в  этносоциальном воспитании

Образовательные и дидактические задачи:

  1. расширить и обобщить знания  основ мировых религий;
  2. развивать умения судить о фактах,  связанных с межрелигиозными вопросами;
  3. развивать рефлексивное мышление;
  4. учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения.

Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

Образовательная технология: технология встречных усилий, технология развития критического мышления.

План работы:

  1. Организация занятия.
  2. Работа в группах.
  3. Защита выработанных версий.
  4. Обсуждение.
  5. Создание образовательного продукта
  6. Рефлексия.

  1. Организация занятия. Актуализация.

Учитель: Эта английская притча показалась мне любопытной.

Подумайте, о чем эта притча? В чем её смысл?

Это была одна из самых холодных зим. Много животных умерли из-за сильного холода в ту пору. Ежи, которые уже не могли сидеть в холодных норах, выбрались наружу и увидели, что снаружи еще холоднее. Они начали понимать, что их ждет участь замерзших зверей. Тогда ежи собрались вместе и стали думать, как избежать смерти. Немного подумав, они решили, что им надо группироваться ближе друг к другу, чтобы согреться теплом от тел. Они стали собираться в группы, прислоняться друг к другу. Но это оказалось не так-то просто, их иглы больно ранили. И даже самые близкие друзья и родственники не могли согреться, как они ни старались согреть друг друга, потому что они все же старались сторониться и держать дистанцию, чтобы не пораниться.

Выслушиваем ответы ребят.

Учитель На доске понятия и термины:

семья

государство

традиции

нация

толерантность

Учитель: А как это согласуется с нашей темой?

Версии выслушиваем.

Формулируем тему, проблему.

Учитель: Как называется качество человека, способное терпимо относиться друг к другу?

Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо – записано на доске.

Учитель: Как формируется это качество? ( воспитание, семья, СМИ)

Мы будем говорить о толерантности в отношении к другим нациям, национальным проявлениям.

Нация (понятие) Нация (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Религия( понятие)

Презентация( многонациональное Поволжье) учитель географии

У каждого народа, нации свои традиции, обычаи.

Учитель: Что такое традиции? Как они формируются?

Тради́ция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Итоги соцопроса (1 мин) (опережающее задание)

Традиции моей семьи

Для чего нужно соблюдать традиции.Зачем традиции нужны мне:

  1. боюсь их не выполнить, т.к. могут осудить окружающие;
  2. если я не буду участвовать в ней, то это будет расценено окружающими как неуважение;
  3. учусь действовать так, как действовали мои предки;
  4. уважаю своих родителей, бабушку, дедушку, хочу быть как они;
  5. не хочу обидеть;
  6. не хочу жить по правилам, обычаи мне не нужны
  7. хочу сохранить особенности нашей семейной атмосферы;
  8. они создают особый уклад жизни, присущий только нашему государству;
  9. позволяют человеку не задумываться, как поступить;
  10. облегчают нашу жизнь, так как предлагают нам путь правильного действия;
  11. чувствую, что они мне не нужны, но объяснить не могу

Вопрос к Жуковой Ангелине.

Ваша подруга Алина? Она по национальности татарка. Вы знаете какие нибудь традиции татарской семьи?  

Традиции русской семьи. Рассказ ученика.Самая главная традиция нашей семьи- Чтить память предков. Рассказ о дедушке.  

Традиции Многонациональной семьи .

  1. Из поколения в поколение происходит сосуществование представителей разных религий, всегда ли это мирное сосуществование? (НЕТ)
  2. - Существуют ли конфликты между представителями разных религий? (ДА)
  3. Раз существуют такие конфликты, значит, есть причины, по которым они произошли. Чтобы понять суть конфликтов, нужно ли нам выяснить настоящие его причины? (ДА)

Актуальность: Ребята, вы определили проблему, которая в современном мире остается глобальной - проблема отношений между людьми, исповедывающими разные религии. Войны, рост межрелигиозной вражды.

Вот эти проблемные вопросы, на которые вы попробуете сегодня дать ответы

  1. В чем причины межрелигиозных конфликтов?
  2. Какие ценности заложены изначально в основах Мировых религий?
  3. Ведут ли они  изначально к конфликту?
  4. Можно ли разрешить меж конфессиональные конфликты?
  5. Какая роль семьи в решении этих вопросов

 

  1. Работа в группах.

Учитель. Итак, вы работаете в группах, выполняете задания, затем выступаете. Вывод, ключевую фразу записываете на отдельном листе бумаге маркером (для помощи детям ключевые фразы подчеркиваю в заданиях). Затем, в конце урока из листов на магнитной доске складываем мозаику, и таким образом формируются выводы по уроку.

1 группа – Этические ценности религий (анализ таб. 3-4 мин., вывод групп 1мин.)

проанализируйте этические ценности религий и сделайте вывод: заложены ли в их философиях идеи вражды к другим верам.

Этические идеи христианства.

Этические ценности буддизма.

Этические ценности Ислама.

Заповеди Моисея:

  1. Я, Господь твой, и да не будет у тебя других богов.
  2. Не сотвори себе кумира.
  3. Не произноси имени господа своего понапрасну.
  4. Шесть дней работай и делай всякие  дела свои, а день седьмый – Господу Богу своему.
  5. Почитай отца и матерь свою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
  10. Не желай жены ближнего своего, ни осла его, ни всего того, что есть у ближнего.

Библейские истины:

- Нет перед Богом иудея и эллина.

- Да возлюбите друг друга

4 Благодатных истины:

-Жизнь есть страдание.

-Причины страданий наши эгоистические желания.

-Избавление от страданий в их преодолении, т.е саморегуляции.

-Путь к нирване - восьмеричный путь.

   Восьмеричный путь:

  1. Праведное знание (осознание жизни).
  2. Праведная решимость (намерения)
  3. Праведные слова.
  4. Праведные дела.
  5. Праведный образ жизни:

            -    обуздай гнев;

  1. не кради;
  2. обуздай половые влечения;
  3. избегай лжи;
  4. воздержись от пьянства и наркотиков.
  1. Праведное усердие.
  2. Праведные помыслы.
  3. Праведное созерцание (медитация, путь к совершенству, просветлению).  

5 столпов ислама:

  1. Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его.
  2. Молитва – не менее 5 раз в сутки.
  3. Милосердие.
  4. Священный месяц Рамазан (Великий пост).
  5. Хадж – паломничество к святым местам в Мекку.

Нормы ислама:

1. В исламском государстве – теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви. Нет разделения церкви и государства.

2. Самая разработанная часть шариата – уголовное право. Самое тяжелое преступление –

убийство (кара- смерть) Мстить можно было только убийце, а не его родственникам. Вору – отрубали руку.

3. Среди пророков, в которых веруют мусульмане библейские персонажи: Адам, Ной,

Моисей, Иисус Христос..

Этические принципы крупнейших мировых и национальных религий:

  1. Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.
  2. Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
  3. Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай того другому.
  4. Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.
  5. Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе
  6. Христианство: Поступай с другим так,  как хочешь, чтобы поступали с тобой.

2 группа. Прочитайте документы и ответьте на вопрос.

Какие существуют проблемы в межнациональных отношениях в современном мире.

  1. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что для России неприемлем тезис о неудаче сосуществования различных культур.

"Нам нельзя дать себя спровоцировать на рассуждения по поводу краха мультикультуры", - сказал он в пятницу, 11 февраля, на встрече с руководителями национальных культурных объединений и учеными-этнографами Башкортостана в пятницу.

Медведев отметил, что сейчас в Европе на тему краха мультикультуры много рассуждают: "Если говорить о крахе мультикультуры, то можно уничтожить традиции, а это опасная вещь и в европейских государствах это тоже должны понимать".

  1. Президент Франции признал провальной политику мультикультурализма  которая была направлена на сохранение и развитие в Пятой республике культурных и религиозных различий.

В Европе из-за близкой к катострофической демографической ситуации, поддерживалась политика превлечения мигрантов из бывших стран-колоний или суверенов.. Этих переселенцев привлекали как дешевую и низкоквалифицированную рабочую силу, при этом им оставляли право на субкультуру, национальные традиции и обычаи. Их не пытались ассимилировать и растворить в обществе. В итоге эти диаспоры на столько выросли и окрепли, что стали навязывать свои традиции и образ жизни коренным жителям, при том зачастую очень агрессивно.

  1. В России же, эти этнические группы не являются мигрантами, а являются коренными жителями, живут на своих национальных территориях и были включены в состав РФ.На сегодня РФ тоже столкнулась с такой проблемой - большими кавказско-азиатскими диаспорами народов бывших республик СССР, живущих в больших городах, которые тоже не ассимилирутся, а наоборот относятся к коренным жителям враждебно, что приводит к конфликтным ситуациям, как ,например, в г. Кондопога.
  2. А кто определяет национальность? ( сам человек и его родители. Человек должен сам чувствовать к какой национальности он принадлежит.)

«Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.

Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно. Если вспомнить знаменитую библейскую историю о Вавилонской башне, то там сказано, что сам Бог разделил людей на «различные языки». В чем был умысел Божий — нам, людям, судить трудно, а может быть, и невозможно. Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия — географические, экономические, исторические, культурные.  Нет на свете плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма. А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом».  

3 группа

Когда первые африканские скульптуры попали в Европу, к ним отнеслись как к курьезу: странноватые поделки с непропорционально большими головами, вывернутыми ногами и короткими руками.

Путешественники, побывавшие в странах Азии и Африки, нередко говорили о негармоничности музыки туземцев.

Первый премьер-Министр Индии Неру, получивший блестящее  европейское образование, признавался, что когда впервые услышал европейскую музыку, она показалась ему забавной, вроде пения птиц.

В наше время этническая музыка стала неотъемлемой частью западной культуры, как и западная одежда, вытеснившая во многих станах традиционную одежду.

По мнению специалистов, в ближайшее десятилетие тенденция к взаимопроникновению и взаимообогащению культур сохранится, чему будет способствовать легкость получения и рапространения информации. Но произойдет ли это в результате слияния нациий, превратится ли население планеты в единый этнос земли? На этот счет существовало много мнений.

Политические события конца 20-начала 21 века, связанные с обособлением этносов и формированием национальных государств, показывают, что формирование единого человечества-далекая и призрачная перспектива.

Вопросы

  1. Укажите причины сохранения тенденции к взаимопроникновению и взаимообогощению культур?
  2. Реалистична ли, по вашему мнению, перспектива превращения населения планеты в единый этнос  земли? Своем мнение поясните.

В чем опасность  реализации этой перспективы?

4 группа

Выступление президента России Дмитрия Медведева на Мировом политическом форуме( 2011 г)

 Вопросы: 1. Перескажите суть выступления. 2. Как сохранить порядок и стабильность в мире?

  1. Большинство людей в нашем открытом и взаимозависимом обществе всё чаще встречается с теми, кто явно отличается от них. Раньше, несколько столетий назад, вообще контакты с людьми других национальностей были эпизодическими, они были в диковинку. Теперь эти контакты постоянны и в реальном мире, и в виртуальной среде. И такая фундаментальная ценность, как свобода выбора, позволяет каждому человеку самостоятельно проектировать свою жизнь и развивать свою личность. Решать, кем быть и каким быть. Дает право не только следовать традициям (традициям, характерным, допустим, для тех или иных государств или местностей), жить не по шаблону, быть не таким «как все». И это тоже завоевание современности.
  2. Интернет позволяет людям не просто быть разными, но и публично выражать свою индивидуальность, выставлять ее, если хотите, напоказ, к чему многие, конечно, не готовы.

Миллионы пользователей интернета влияют на формирование доминирующих информационных трендов. Более того, не просто влияют, а зачастую формируют, задают их, причем парадоксальным образом. Каждый из них, в принципе, имеет шанс сообщить миру такую новость, которая изменит мир или, во всяком случае, ситуацию вокруг.

В российской социальной сети «ВКонтакте» около 17 миллионов пользовательских групп. Подчеркиваю – именно групп.

В глобальной сети «Facebook» – миллиард сообществ. Причем это больше, чем, собственно, количество пользователей, которых около 750 миллионов.

В некоторых социальных сетях возрождаются вполне, на мой взгляд, экстремистские учения о классовой борьбе, следуют абсолютно нехитрые призывы применять силу, защищать традиционную культуру и нравственность и так далее.

Для нашей страны это очень важный вопрос.

  1. Нашу страну населяют 180 народов и народностей, а в состав нашего государства входят наряду с областями и краями национальные автономные округа и национальные республики. Мы в полном смысле этого слова многоконфессиональная страна.

Всем известно и о проблемах, с которыми сталкивается российское общество. Мы ведем многолетнюю войну с сепаратизмом и терроризмом. И хотя этот враг ослаблен, он не добит окончательно. Он не побежден.

Мы хотели и хотим жить в современном демократическом государстве, в государстве, которое принято называть свободным обществом свободных людей, в мире без насилия и бедности. И мы обязаны сохранить целостность нашей страны, просто потому, что иначе у нас никакой страны не будет. Либо она есть такая, как сегодня – либо у нас не будет никакой России, как бы этому ни противились экстремисты и террористы.

  1. С другой стороны, наше национальное многообразие – это не только вызов, но и благо, это наше преимущество. Историческая судьба России – это сплав коллективного творчества всех народов, которые разнятся и по языку, и по религии, и по культуре, и по обычаям. Именно это разнообразие позволяло нам находить ответы на самые сложные вопросы, находить ресурсы, создавать новые знания, создавать новые силы для ответа на самые проблемные темы. Это, в конечном счете, сделало Россию страной мощной, самобытной и, что, может быть, самое главное для государства (потому что в истории человечества было много примеров разных мощных и самобытных стран), еще и жизнеспособной.

Я хотел бы процитировать моего уважаемого коллегу Президента Турецкой Республики господина Гюля, который сказал, что различия между нами – это наше богатство, которое укрепляет наше единство. Полностью с этим согласен. Эти слова применимы и к нашей стране.

Конечно, все должны соблюдать закон, нормы элементарного приличия. С уважением относиться к обычаям других людей. Тот, кто, прибывая на новое место, ведет себя неподобающим образом или тем более совершает преступление – должен быть наказан. Как и тот, кто ущемляет права меньшинств.

Но обеспечение порядка и законности не может быть поводом для дискриминации меньшинства или большинства по национальному признаку. Все национальные культуры России должны свободно развиваться, а каждый гражданин должен иметь возможность жить там, где хочет, в любом регионе. Иначе у нас не будет единой страны. И мы это должны понимать.

5 группа

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи,  тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости.

Нормативные влияния вообще и семейные в частности действуют с помощью норм-образцов, моделей поведения, знание которых позволяет каждый раз не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы в наибольшей степени связаны с нормами- образцами, поскольку степень стандартизованности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока.

Выберите свою позицию и аргументируйте.

Семья - первичный агент социализации (Ребенок учится тому, что видит у себя в дому)

  1. В современном обществе роль семьи утратило первоначальное значение. На социализацию и воспитание ребенка влияют в большей степени СМИ, (газеты, журналы,  телевидение Интернет)

Учитель. Окончание притчи

Наступил момент, когда некоторые ежи уже начали также умирать от холода, как все остальные звери.

Ежи поняли, что пришло время сделать выбор: или принять иглы их собратьев, или их род должен был исчезнуть с лица Земли.

И те, кто решил, что лучше быть вместе, те, кто стал учиться жить с небольшими ранами, вызванными тесной связью с их родными, любимыми и собратьями, они согревались и согревали своих детенышей. Ради тепла, которое им давала эта близость, ради того, чтобы жить дальше и растить своих детей, они готовы были терпеть эту боль. И это терпение помогло им выжить.

Как водится, в каждой басне - мораль:

Лучшие отношения не те, которые примиряют разных людей, но лучшее то, когда каждый человек учится жить с недостатками других и может восхищаться хорошими качествами другого человека.

Учитель

Итак, подведем итоги (мозаика на доске)

  1. Настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов.
  2. Поступай с другим так,  как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  3. Тенденция к взаимопроникновению и взаимообогащению культур.
  4. Различия между нами – это наше богатство, которое укрепляет наше единство.
  5. Чем выше культура семьи,  тем выше культура всего общества.
  6. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому

  1. Рефлексия

Учитель: В заключении, прослушайте, пожалуйста, христианскую притчу «Следы»:

Старый человек, умирая, вдруг увидел во сне всю свою жизнь в виде длинной цепочки следов на песке, а рядом с его следами шли еще чьи-то следы.

- Да ведь это Господь рядом шел!- догадался старик.

Но к огорчению своему, увидел он также, что в тех местах его жизни, когда особенно тяжело ему было, только одни следы отпечатались на песке.

- Как же так, Господи? – с укором воскликнул старик. – В самые трудные моменты бросал Ты меня!

- Нет, - ответил Господь с небес, - в те годы Я тебя на руках нес…

Так какова же роль семьи в воспитании уважения, терпимости по отношении к другим нациям? А какую роль играют традиции?



Приложение 2.

Реставрация исторических событий.

Всероссийская октябрьская стачка.

Осень 1905 г. – центр М.

19. 09. – нач. забаст. печатники→раб. моск . предпр. (эк. треб.)

Нач. октября - + моск. железнодорожники + раб. всех  ж/д

Стачка = 120 городов, 2 млн раб. и служащих

50 городов и раб. поселков  - Советы раб. депутатов

13.10.  – Петербургский Совет раб.деп. ☼ Г.С. Хрусталев-Носарь

Лозунги – «Долой  цар. пр-во!»,  «Да здравствует дем. респ-ка !»

Окт. выступления  → сплочение населения Р.

Верховная власть – уступки → «Мнифест…»

Декабрьское вооруженное восстание.

Ц: воор. попытка свержения власти  

Нач. дек.: Моск. Совет  - всеобщ. полит. забаст.

→ 100 тыс. раб. в М  не работ.  +  110 тыс. раб в С – П

Пр-во =  войска, рабочие =  за оружие

10.12. – стачка в М  → воор. вос-е

Вос-е =  ок. 6 тыс. чел.   Всего – 7 дней сраж.

15.12. – из С-П   в  М  → Семеновский полк и др. войска

Центр – Пресня     Но силы  ≠

  1. - вос-е б. прекращено  (Совет решил)

Итого: тысячи жертв (аресты, расстрелы).


Приложение 3.

Примеры составления синквейна по истории России в 6 классе.

Опричнина.

Разделение, расправа, грабеж.

Утверждать, управлять.

«Горе дому, коим владеет жена, горе царству, коим владеют многие!»

Усиление царской власти.

Синквейны, написанные учениками при изучении темы в 8 классе «Внутренняя и внешняя политика ПавлаI)

Павел

Вспыльчивый, гневный

Заставлял, наказывал, ссылал

“…Он гнал людей в отставку и ссылал по произволу…” (княгиня Ливен)

Тиран!

Император

Несчастный, нелюбимый

Мечтал, старался, не осуществил

Трагическая и противоречивая личность.

Рыцарь!

Павел I

Глубокий, трагический

Не поверю, проиграл, ошибался

Родился не в том месте и в не свое время.

Несправедливость!

Император Павел

Странный, вспыльчивый

Убить, предать, не понять

Убийство Павла I - последний дворцовый переворот.

Трагедия.


Приложение 4.

Черный ящик.

Прием используется в начале урока.  Особенно эффективен  при изучении истории в младшем и среднем звене. Используется для положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности, с целью вызывания интертеса к предмету.

Задача: угадать что находится в черном ящике.

  1. В ящике находится то, что в переводе с латинского называется установление, устройство.(Конституция)
  2. Этот предмет настолько всем примелькался, что кажется, будто существовал всегда. Между тем, когда новинка поступила в продажу в Нью-Йорке 65 лет назад, она произвела фурор и стоила по тем временам 12 долларов за штуку. Предки этого предмета использовались очень давно. Но только во времена Второй мировой войны благодарное человечество оценило новое изобретение. Что в черном ящике? (Шариковая ручка)
  1. Средневековые астрономы использовали этот овощ в качестве модели Вселенной. Он давно уже стал объектом исследования фармакологов и диетологов. Александр Македонский носил его на груди, считая что предмет оберегает от врагов. Назовите предмет. (Лук)

Приложение 5.

 Анализ урока с применением методик технологии встречных усилий.

  1. Цели учебного занятия определены совместно с учащимися
  2. Организованы действия всех учащихся по принятию целей учебного занятия
  3. Соответствие содержание учебного материала образовательным целям учебного занятия
  4. Методы и пед. приемы обеспечили:
  1. мотивацию деятельности учащихся;
  2. сотрудничество учителя и учащихся;
  3. систематическую положительную и отрицательную обратную связь.
  1. Формы учебно - познавательной деятельности учащихся обеспечили:
  1. сотрудничество учащихся;
  2. включение каждого ученика в активную деятельность по достижению образовательных целей.
  1. Соответствие методов обучения пи педагогических приемов:
  1. содержанию учебного материала;
  2. образовательным целям учебного занятия.
  1. Формы организации учебно-познавательной деятельности отобраны в соответствии:
  1. с методами обучения;
  2. с содержанием учебного материала;
  3. с образовательными целями учебного занятия.
  1. Уровень достижения образовательных целей учебного занятия:

целей, ориентированных на содействие раскрытию потенциала ученика, его реализации и развития предметных целей.


[1] Методы обучения по Ю.К.Бабанскому / Дидактика средней школы под ред. М.Н.Скаткина, Москва, 1992 год, стр.181


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»...

Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)

Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...

Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в л...

Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....

Технология встречных усилий на уроках русского языка

В предложеном материале подробно реализуется используемая технология....

Возможности использования технологии встречных усилий на уроках в 5-9 классах обучающихся с умственной отсталостью.

В свете современных требований урок рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учеников. Продуктивность этого процесса зависит от эмоциональных, интеллектуальных усилий,  волевого напря...