Технология встречных усилий на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Травина Наталья Олеговна

В предложеном материале подробно реализуется используемая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УРОК в 6 классе90.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Уроки.

Урок 21 (3)

Тема: Общеупотребительные слова.  Диалектные слова.

Цели урока: научить  различать слова русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления); знать нормы употребления диалектной лексики;

сформировать умение пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова; определять уместность-неуместность использования диалектных и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении;

воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, словари

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

2. Эмоциональная разминка.

 Отсроченная отгадка (ответ учащиеся должны дать в конце урока).

«Бабушка и внучка».

-Внученька, поищи-ка вереньку: что-то я никак её не найду…Ой, да вот ведь она, веренька-то! А теперь возьми жичину да прогони канок с огорода. Не знаешь, что такое жичина?! И про канок тоже не слышала?

(веренька-корзина, жичина-хворостина, канка - индейка)

- О чём просит бабушка внучку?

3. Контрольно-подготовительный этап.

Диалог "Согласен - не согласен" 

А)  лексика – это словарный состав языка.

Б)  многозначные слова – это лова, имеющие два значения.

В)  Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, близкие  по лексическому значению.

Г)  Коса – это сельскохозяйственное орудие.

Д)  диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

- Почему вы затрудняетесь согласиться или не согласиться с последним утверждением?

 Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам в основном понятен язык старинных сказок, былин. Такие слова, как юность, родители, матушка, вежливо, учтиво, слово, дело, живут века, они понятны всем говорящим на русском языке. Но в русском языке есть такие слова, которые понятны не всем.

4. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова".

- Давайте с вами определим тему и цель нашего урока.

Чтение материала учебника о диалектных словах с. 32.

Учащимся сообщается, что в словарных статьях слова имеют особую пометку — обл. (областное)

— Послушайте, как объяснял В. И. Даль появление диалектных слов.

Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где он родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие - понятные всякому человеку на Руси, а были местные — их знали и понимали жители одного края. (В. Порудоминский.)

В  Сибири есть такие слова, которые известны только сибирякам. Человек, приехавший из Москвы или Рязани, их не поймет. Какие это слова? Пахарь – тракторист, глезка – суп с клёцками, курник – круглый пирог с курятиной или другим мясом.

Вот такие слова и называются диалектизмами.

Диалектизмом является и слово ГОЛОС.  В русских говорах Кузбасса оно означает, во-первых, “напев, мелодия” (вот песня та, а послушаешь – голос не тот); во-вторых, “произношение, говор.”

5. Сотворчество.

Давайте составим кластер:

А) Письменная работа.

В столбик учащиеся записывают слова:  глаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.

Затем учитель диктует диалектизмы: кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку.

Задача учащихся – написать диалектизм напротив того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару.

      Б) Выполнение упражнений.

Упр. 72 ( по заданию); упр.73.

В) Найдите в рассказе диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.

– Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?

ЛИТОВКА

Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.

Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:

– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.

Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:

– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина – литовец, а женщина – литовка.

– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.

– Вот чудеса! – удивился Тема.

6. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

- Давайте сочиним синквейн или рифмовку по теме урока.

(пример:

Диалектизмы

Таинственные, живые

Обескураживают, интригуют, завораживают.

Мне очень нравятся,  хотя они

Необщеупотребительные.

- Понравился ли вам урок?

-  Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?

-  А вот как считают ученые.

Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.

...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (Г. Мельниченко)

7. Домашнее задание. Ученики получают разноуровневое домашнее задание

1 уровень ("обязательный") – выучить определение § 16, выполнить упр. 74(списать, подчеркнуть диалектное слово, объяснить его значение)

2 уровень ("понятийный") – выучить определение § 16, найти в словаре учебника диалектные слова, составить с ними предложения.

3 уровень ("творческий") – выучить определение § 16, написать сказку об общеупотребительных и диалектных словах.

Урок 22 (4)

Тема: Профессионализмы.

Цель:

  • знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления); нормы употребления профессиональной лексики;
  • понимать сферу использования профессионализмов;
  • уметь пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова. Уметь использовать профессионализмы в речи.
  • воспитывать интерес к предмету.

Этап урока

название , цель

Педагогические приёмы

I.

Начало урока: введение, «разогрев учебной группы».

Цель: создать эмоциональный настрой  на совместную учебную работу

 «Погружение».

– Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словам «нормально»?

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

– Как живешь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учебой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь...

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

– Как это можно делать?

– Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?

II

Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. Цель: «уплотнение» имеющихся знаний, создание  основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала

«Лови ошибку».

1. лексика – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки знаков препинания.

2. Слова бывают однозначные и многозначные.

3. слово – единица лексики.

4. слова русского языка делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

5. диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

III

Постановка учебной цели, «вызов». Цель: интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний .

1. «Цель и цели»

- Почему вы не согласились с последним моим утверждением?

- Какую тему мы с вами будем сегодня изучать?

- Чему должны научиться?

2. работа с учебником § 15.

Материал для наблюдений. Ответы на вопросы.

- Какие слова называются профессионализмами?

- Как их можно найти в словаре?

IV

Сотворчество.

поддержка активности, интереса, усилий Сведение  усилий и находок в совокупное знание

 1. «Кластер». 

- Давайте составим в тетрадях кластер

2. Наблюдение над языковым материалом

- Прочитайте текст на распечатках. (Один ученик зачитывает вслух, остальные следят).

   Тимсон, будучи человеком практичным, осведомился, сколько пассажиров может влезть на баркас за один раз, а также как будет насчёт кухни и коек, если, например, случится идти в далёкий поход. Сташук не преминул на это заметить, что на судах бывает не кухня, а камбуз, по койкам же судят о госпиталях, а не о кораблях, и приличные люди в плавании спят на рундуках. (Л. Кассиль.)

- Почему можем сказать, что перед вами текст? (Предложения связаны одной темой, можно озаглавить)

- Почему Тимсона поправляют в его речи? (потому что есть слова, обязательные к употреблению работниками той или иной специальности)

- Найдите в этом тексте слова, которыми пользуются моряки.  (баркас, камбуз, рундук) Это профессионализмы.

3. Откройте страницу 248 словаря и найдите на ней профессионализмы и их толкование.

- Перечислите эти слова. (табло, тубус)

- Докажите, что это профессионализмы. (Перед определением слова есть помета «спец.»)

4. Работа с толковым словарем. Развитие речи.

- Выполним упражнение учебника № 66. Выберите в «Толковом словаре» учебника  3—4 профессиональных слова и составьте с ними распространённые предложения. На работу вам 3 минуты.

- Прочитай свои предложения. (Проверка у 2-3 учеников)

- Сложно ли было составлять предложения с профессионализмами? Почему? (Да, сложно, нужно хорошо понимать значение профессионального слова и правильно его употреблять).

2. Исправление ошибок художника.

- С ошибкой в употреблении профессионального слова мы и столкнёмся в  упражнении  67.

- Что перепутал художник? Какие ошибки он допустил? Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные? (Он имел в виду общеупотребительные слова)

- Верно, запомните, зачастую профессионализмами являются обычные слова, которые мы используем каждый день, но в определённых профессиях эти слова несут иное значение.

- Найдите в толковом словаре нужные нам определения общеупотребительных слов «ковш» и «башмак». (ковш – приспособление в различных механизмах для зачерпывания, захвата жидких, сыпучих веществ;

 башмак – приспособление, которое накладывается на рельс для торможения вагонов)

3. Роль профессионализмов в художественном тексте.

- Молодцы, теперь закройте учебники и прочитайте стихотворение на раздаточном материале.

(Зачерпну я солнце жесткой кистью,

 Киноварь и охру всполошу

 И на глянец шелестящих листьев

Сочными  мазками  положу,

Чтобы клёны золотом червонным

Осыпалась под ноги влюбленным. (Б.   Попов. )

- Угадайте, о какой профессии идёт речь? (художник)

- Какие слова на это указывают  напрямую? (Кисть, киноварь и охра – краски, мазок – способ нанесения краски)

- Какие по употреблению все другие слова? (общеупотребительные)

- Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Зачерпну, всполошу, сочными, золотом)

- Что это за художественный приём? (метафора)

- Как вы понимаете фразу «червонное золото»?  (красноватое золото)

- Какую картину вы себе представляете?

4. Взаимодиктант.

- Какие термины литературоведения вы ещё помните? Запишем их. (Отвечающий чётко проговаривает термин и объясняет его, остальные записывают).

(метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, …)

5. Работа с учебником:

- Откройте учебники на странице 30, прочитайте задание к упражнению 68.

- Что от вас требуется?

(Назвать профессии людей на иллюстрации и распределить термины по этим профессиям, с одним из терминов нужно составить предложение)

- Люди каких специальностей изображены здесь? (фотограф, художник, столяр, музыкант)

- Сделайте табличку из 4-х столбцов и выполняйте задание. Если какие-то слова вам непонятны, их толкование есть в толковом  словаре учебника.

фотограф

художник

столяр

музыкант

Проявитель, закрепитель, тубус, штифт, фиксаж, негатив.

Палитра, акварель, мольберт, гуашь, эстамп.

Наждак, стамеска, зубило.

Форте, октава, гамма, аккорд, вокализ.

Проверим, что у вас получилось. …

- Пока вы искали определения слов в словаре, столкнулись с разными пометами, не только с пометой спец. С какими ещё пометами вы повстречались?

6. Прочитайте текст из 69 упражнения.

- Какие слова здесь – профессионализмы? (ротационная машина, пунсон, матрица, литера)

- К какой области их можно отнести? (книгопечатанье)

- Найдите в толковом словаре учебника значения этих слов.

7.  - Прочитайте текст 70-го упражнения.

- Найдите профессиональные слова. (квадрат моря, тральщик, эскадра, лемех)

- Из каких областей слова? (сельское хозяйство и морское дело)

- Для чего используются профессионализмы здесь? (чтобы характеризовать человека, его отношение к труду)

- Прочитайте вывод об использовании профессионализмов в речи.

8.  - Прочитайте текст из упражнения  71.

- Какое слово не понял Алик? (кариес)

- Как вы считаете, нужно употреблять профессионализмы в нашей речи  или нет? Аргументируйте свой ответ.

V

Рефлексия.

Цель: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

Домашнее задание

«Итоги»

- С какими понятиями мы познакомились на уроке? (общеупотребительная и необщеупотребительная лексика, профессионализмы)

- С какой точки зрения эти понятия характеризуют лексику? (с точки зрения употребления)

- Что мы называем общеупотребительными словами?(слова, используемые всеми людьми)

- Что мы называем необщеупотребительными словами? (слова, которыми не пользуются абсолютно все носители языка)

- На какие разделы делится необщеупотребительная лексика? (на диалектную, профессиональную)

§ 15, выучить определение; Упр. 70

Урок 23. Тема: Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

Цель: 

  1. закрепить умение различать общеупотребительную лексику и необщеупотребительную;  нейтральные и стилистически окрашенные слова.
  2. узнать новое понятие – «жаргонизмы»;
  3. научиться отличать жаргонизмы от других слов.
  4. воспитывать интерес к предмету

Ход урока.

Этап урока

название , цель

Педагогические приёмы

I.

Начало урока: введение, «разогрев учебной группы». Цель: создать эмоциональный настрой  на совместную учебную работу

 «Погружение».

1. Проверка домашнего задания (чтение по цепочке; выделение орфограмм; упражнение №70).

  1. Какая была военная специальность у тракториста? (Тральщик – капитан рыболовного судна)
  2. По какому словарю вы это узнали? (толковому)
  3. Это общеупотребительное слово или нет? (нет, это профессионализм)
  4. Какие слова называют профессиональными?

2. Работа с эпиграфом. Синтаксическая пятиминутка. Чтение, расстановка знаков препинания.

«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих мыслей»  К. И. Чуковский. 

II

Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. Цель: «уплотнение» имеющихся знаний, создание  основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала

 «Повтор с расширением»

Скажите, что означает термин «лексика»?

(Это весь словарный состав языка)

- На какие две группы делятся все слова русского языка?

- Почему общеупотребительные  слова так называются?

(Эти слова называются общеупотребительными, потому что их использует большинство людей)

- А как называются слова, которые не употребляются всеми без исключения?

(Необщеупотребительные слова)

- На какие группы их можно разделить? (Профессиональные, диалектные)

III

Постановка учебной цели, «вызов». Цель: интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний .

«Цель и цели»

1. - Как вы думаете, почему именно такой эпиграф выбран мною к уроку?

- Что мы с вами должны узнать?

2. Чтение предложений:  Сережа перебежал улицу, встал возле светофора и начал останавливать машины. «Водила, подвези», - кричал он вслед проезжавшим мимо автомобилям.

- Скажите, пожалуйста, какое слово, известное нам употреблено в необычном варианте? (водила)

Слова подобного рода, т.е. те, которые ограничены в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой называют жаргонизмами.

3. Закрепление материала: (чтение слов, если слово общеупотребительное - дети поднимут одну руку, если жаргонизм – две руки).

Тачка, самокат, видак, видеодвойка, оттянулась, отдохнула, общага, общежитие, наехать, угрожать, челнок, продавец, закусок, закуска, слинять, уйти, круто, хорошо, телек, телевизор.

- Какие же слова называют жаргонизмами?

4. Упражнение №78. (выписать не употребляемые в наше время жаргонизмы).  Мен (парень), найки (кроссовки фирмы «Найк»)

Составьте предложение с однородными членами с одним из этих слов.

Мен торопился к выходу, оглядывался по сторонам http://festival.1september.ru/articles/502685/img1.gif

( предложение повеств; невоскл; простое; распр; ослож. однор. сказ.)

5. Упражнение № 79 (запись в исправленном варианте)

Эй, водитель, подвези. Я восхищаюсь битловской музыкой, ты хорошо развлеклась вчера на дискотеке? Я получаю удовольствие от роликов. Мне вчера купили отличный видеомагнитофон. У Сережи тачка лучше, чем у Максима.

  • Какие же слова относят к жаргонизмам?
  • Какая лексика считается общеупотребительной, какая необщеупотребительной?

6. Чтение §18.

- Какие слова называются эмоционально – окрашенными?

Упр. 81 (устно), упр.83 (устно)

IV.

Сотворчество.

поддержка активности, интереса, усилий Сведение  усилий и находок в совокупное знание

 «Кластер»

V

Рефлексия.

осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

 «Возврат к началу»: вернитесь к эпиграфу нашего урока: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих мыслей»  К. И. Чуковский.

- Почему именно такой эпиграф был выбран к уроку?

«Три уровня домашнего задания»

Домашнее задание:1) выучить определение на стр. 35, упр.82 (по заданию)

2)  выучить определение на стр. 35, упр. №77.

3)  выучить определение на стр. 35, упр.80.

УРОК 26. ТЕМА:  Устаревшие слова. Неологизмы.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с неологизмами и устаревшими словами, с причинами их исчезновения и появления, развивать умение работать со словарями, воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

Этап урока

название, цель

Педагогические приёмы

I.

Начало урока: введение, «разогрев учебной группы». Цель: создать эмоциональный настрой  на совместную учебную работу

 «Эпиграф».

– Прочитайте эпиграф к уроку.

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь)

– В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?

II

Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. Цель: «уплотнение» имеющихся знаний, создание  основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала

 1. Словарный диктант. Подчеркнуть диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, эмоционально – окрашенные слова.

Принесёшь бураков для борша,  славный осенний сиверко, поласкать ребёнка, лузгать семечки, проявить негатив, работать на камбузе, жить в общаге, водрузить знамя, жаждать реванша.

- какие слова называются диалектизмами? Жаргонизмами? Профессионализмами? эмоционально – окрашенными словами.

2. «Опрос-кроссворд» эмоционально – окрашенные слова.

  1. Слова, близкие по лексическому значению.
  2. Словарный состав языка.
  3. Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.
  4. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке.
  5. Новые слова.

1.

2.

3.

4.

5.

(В выделенных клетках-название единицы языка, изучаемой в «Лексике».)

III

Постановка учебной цели, «вызов». Цель: интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний .

«Цель и цели».

- Какое слово вы не смогли разгадать?

Работа с термином.

– Рассмотрите формулу:

новый + слово = новое слово

–  Что означает термин «неологизм»?

– На стр. 41 учебника прочитайте о причине появления новых слов.

Но тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы».

Работа с учебником. Стр. 38-39.

- Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 38, – историзмы или архаизмы? Почему?

 Упражнение 84(устно)

 Работа с текстом.

– Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.

Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:

– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!

– Да, – соглашается второй.

– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.

А второй говорит:

– И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.

Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.

(Ученики зачитывают записанные слова.)

– Что это за слова – историзмы или архаизмы?

– Что они обозначают?

Выполнение упр. 86,88

IV.

Сотворчество.

поддержка активности, интереса, усилий Сведение  усилий и находок в совокупное знание

Сочините рифмовку или синквейн.

Пример:

Нео + логос

Неологизм.

Новое слово

Вошло в нашу жизнь.

V

Рефлексия.

осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

«Итоги»

– Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

– Для чего нужны неологизмы?

– Можем ли мы остановить процесс образования новых слов?

Домашнее задание: выучить определения стр.39, 41; выполнить упр.89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....

Выступление на научно-практической конференции на тему "Педагогика встречных усилий на уроках русского языка"

Педагогика встречных усилий на уроках русского языка Будыто Е. В. учитель русского языка МОУ гимназии №1 г. Люберцы    МОУ гимназии №1 - инновационное образовательное уч...

Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...

Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)

Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...

Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в л...

Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....

Возможности использования технологии встречных усилий на уроках в 5-9 классах обучающихся с умственной отсталостью.

В свете современных требований урок рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учеников. Продуктивность этого процесса зависит от эмоциональных, интеллектуальных усилий,  волевого напря...