Развивающее обучение на уроках истории древнего мира
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Чеглинцева Инесса Александровна

Методические разработки уроков по истории древнего мира (5 кл.). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОУ Новодевиченская СОШ «Образовательный центр»

Подвальский филиал

«Развивающее обучение

на уроках истории древнего мира»

(методические разработки по теме самообразования)

 учитель истории Чеглинцева И.А.

        

Развивающее обучение

на уроках истории древнего мира

Система развивающего обучения разрабатывается на основе синтеза достижений педагогики и психологии. Развивающий эффект рассматривается как основной. Развивающее обучение ориентировано не только на развитие познавательных функций (мышление, восприятие, память и др.), но в большей степени  - на процесс становления ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

- Что подразумевается под системой развивающего обучения?

- Что развивать учителю истории?

- С помощью чего развивать?

- Как развивать?

- Как строить уроки развивающего обучения?

     Развивающее обучение – это специально организованное обучение, целью которого является формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения.

     Конечная цель – обеспечение условий становления ребёнка как субъекта учебной деятельности. Достижение цели требует сознательной, целенаправленной деятельности учителя и учащегося.

Учебная деятельность в системе развивающего обучения – это организованная, активная деятельность учащегося по овладению знаниями.

Организация учебной деятельности, направленная на эффективное усвоение учебного материала, требует соблюдения системы дидактических условий. Наиболее важным является формирование учебной деятельности во всей её структурной полноте.

Учебная деятельность имеет структуру, состоящую из трёх взаимосвязанных компонентов, обусловленных развитием соответствующих психических процессов у школьников:

информационно – ориентировочный компонент  

(формируются умения наблюдения, слушания, чтения);

операционно –  исполнительский компонент

(формируются умения классификации, обобщения);  

контрольно – коррекционный компонент

(формируются умение самоконтроля).

Для чего необходимо преподавать историю в школе?

 По распространённому мнению, изучение истории должно дать учащимся необходимый запас знаний о прошлом и необходимый набор умений при изучении событий прошлого.

Но зачем это детям? То есть мы-то понимаем, что быть грамотной, широко образованной личностью, умеющей самостоятельно работать с историческими источниками, ориентирующейся в национальной и мировой культуре и т.п. лучше, чем быть «незнайкой». Беда в том, что дети не всегда понимают действительную ценность знаний о прошлом. Закономерен вопрос: должен ли увлекательный рассказ о прошлом стоять в центре школьного исторического образования?

Для изучения же в школе основ науки истории необходимо, прежде всего ясное и чёткое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать прошлое). И ключевым здесь является вовсе не понятие прошлое, а понятие настоящее (и даже будущее).

Почему человечество так пристально вглядывается в прошлое, в свою историю? Ответ очевиден: научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее  и хоть чуть-чуть спрогнозировать  будущее.

Что изучать на уроках истории?

Проблема содержания школьного курса истории обострилась в силу двух важных обстоятельств. Во-первых, изменения в идеологии потребовали формирования у учащихся более широкого, полноценного представления об исторических процессах и явлениях. Например, раньше при изучении отечественной истории ХХ века внимание учащихся акцентировалось на программных установках и деятельности одной партии (большевиков). Всех остальных проходили постольку поскольку. Сейчас считается необходимым  более-менее подробно осветить программу и деятельность всех крупных политических партий России начала ХХв. Другой пример. Новые общественно-политические учения первой половины XIX в. (в курсе всеобщей истории) рассматривались раньше только как история возникновения марксизма.  В настоящее время требуется рассказать обо всех учениях – и о консерваторах, и о либералах, и о социалистах-немарксистах, и о тех же марксистах.

Что же получается? Получается, образно говоря, что ученик бредёт по лесу, не имея общего плана и повинуясь только требованиям учителя-провожатого, а ему говорят: ты обязан запомнить дорогу и все повороты и ответвления, потому что это всё очень важно. Данный подход сводится к заучиванию перечня. Содержание обучения должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Как изучать историю?

При ответе на этот вопрос следует выделить три плоскости: макро-, мезо- и микроуровень.

                    Макроуровень – это общее строение , структура школьного курса истории в целом. Первое же знакомство с историей должно быть связано с решением общих задач – почему человек стал хозяином планеты Земля, почему появляются первые государства и т.п. Сложность задач определяется характером источника информации и системой подсказок, необходимых для их решения. С каждым годом источник информации должен усложняться, система подсказок – свёртываться. Для начального обучения истории допустимо ответ лишь «замаскировать»,а в старшей школе  ученики должны уметь извлекать информацию из неадаптированных документов.

Мезоуровень – это построение отдельных школьных курсов истории, например, история средних веков. Необходимо первоначально чётко сформулировать общую учебную задачу курса. Почему же именно страны Западной Европы, западного мира смогли «открыть» и принялись осваивать мир, приспосабливая его под себя, под свои нужды?

Общей учебной задаче подчинён поиск решения частных учебных задач: почему среди варварских королевств Запада возвысилось именно государство франков, почему постепенно ослабла и погибла Византийская империя, почему Европа смогла возродиться после «тёмных веков». Постановка и решение учебных задач требуют от учащихся прежде всего объективного анализа информации. Великие географические открытия есть грандиозное историческое событие, имеющее глобальные экономические, политические, культурно-исторические причины и последствия, и наша задача – анализ этих причин при изучении средних веков без поверхностного субъективизма в оценках отсталости, развитости и т.п.

Микроуровень- уровень урока. В основу урока положена организация деятельности учащихся по выполнению учебных заданий. На уроке  становятся учебные задачи, формулируются  учебные задания, решаются  и выполняются эти задания. Типовой урок строится по следующей схеме:

 -   вводно-мотивационная часть : определение темы, выделение исходного противоречия и формулирование учебного задания, определение его места в системе учебных задач;

 -   собственно учебная деятельность учащихся : самостоятельное выполнение учащимися учебного задания с опорой на имеющийся источник информации и систему подсказок, корректирующих движение к результату;

-   контроль и коррекция полученного результата.

Пример:

Тема: «Завоевание римлянами Галлии»

выделение исходного противоречия: сравнительно небольшая армия завоёвывает огромную многоплеменную страну (разве это не удивительно?);

формулирование учебного задания урока (почему римлянам удалось завоевать Галлию?);

самостоятельный поиск учащимися ответов на поставленный вопрос с опорой на имеющиеся источники информации (учебник и др.). Желательна фиксация предполагаемого результата: определите три (четыре, пять,…) важнейшие причины успеха римлян в Галлии;

контроль и коррекция полученного результата. В качестве причин успеха учащиеся фиксируют и полководческий талант Юлия Цезаря, и превосходство римского вооружения, и раздробленность галлов, и привлечение галльской знати на сторону римлян и др.

           В течение последних  трёх лет я изучала технологию развивающего обучения и              применяла его на уроках истории  во всех классах.  В результате своей деятельности мною разработаны  уроки в системе развивающего обучения.

Урок №1. Тема «Древнейшие  люди»

Эпиграф «Труд создал человека»(Ф.Энгельс)

Цели:  - привести учащихся к пониманию главных причин становления человека, найти различия и сходство между человеком и животным, между человеком древнейшим и человеком современным;

                   - начать формирование умений работать с исторической картой

Учебная задача:   Почему человек стал хозяином Земли ?

Оборудование: плакаты по истории древнего мира «Человеческое стадо»,

Атлас по истории древнего мира,

Документы.

Г.И. Годер   «Рабочая тетрадь по истории древнего мира»

Новые термины:  орудие труда, человеческое стадо.

Ход урока

Организационный момент.

Постановка цели урока.

Изучение новой темы

План изучения

Территория проживания древних людей (карта атлас стр. 3 )

найти по карте, используя легенду карты, места обитания древнейших людей.

Вывод:  Древнейшие люди предположительно жили в Восточной Африке.

Внешний облик (рис. Стр8)

Посмотрите на рисунок и скажите, какие черты преобладают в облике людей, живших около миллиона лет назад?

Вывод:    в облике людей, живших около миллиона лет назад, преобладают звероподобные черты.

Занятия первобытных людей ( Описание занятий первобытных людей, рисунок «Человеческое стадо»)

прочитайте описания некоторых занятий первобытных людей, сделанных учёными-этнографами. Некоторые из них могут показаться вам отвратительными, почти «животными». Но вы попытайтесь определить, что общего между этими занятиями?  (описание прилагается)

А. Почему они охотятся на слона?  Чем они убивают животное?          (еда, копьём )

Б. Как промышляют медведей?   Зачем им медведь?  (еда, шкура, свая в яме-ловушке)

В. Чем заняты люди? Как они добывают пищу?                                                (поиском пищи, острыми палками)

Г.  С какой целью двое рубили гнилой пень?       (поиск личинок, топором)

Д. Чем занят Туй? Как он добывает рыбу?           (ловит рыбу, камнем)  

Теперь посмотрите на рисунок. Чем заняты первобытные люди?   Каким образом они добывают себе еду?

Что общего между всеми этими занятиями?   (Добыча пищи)

Чем отличаются эти занятия людей от занятий животных?    (люди пользуются орудиями труда)

Занятие

Орудие труда

 Потребность

охота

Копьё, ножи, сваи-ловушки

Еда, бивни, шкура

собирательство

Палка-копалка, топор каменный

Еда

рыболовство

камни

еда

Люди жили стадами. Человеческое стадо – это группа людей, состоящая из нескольких десятков человек. Оно не постоянное. Как дикие животные сходятся в стада, так и люди сходились  в стада и расходились.

Орудия труда (рис. Стр 9, 10)

Орудие труда – это предмет, который использует  человек для добывания  пищи.  Люди умели пользоваться орудиями труда для добывания самого необходимого. Таких людей называют «люди умелые».

Овладение огнём

Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые  животные вымерли или ушли на юг. Но человек устоял перед наступлением ледников. Как они выжили в холодные зимы?  

Огонь для обогрева, одежда, жилище.

Как люди овладели огнём? Чем грозила потеря огня  людям?

Почему человек стал хозяином Земли?

Вывод  Использование орудий труда стало главным в процессе становления человека.  

Закрепление

Выполнить задание № 5  (Рабочая тетрадь)

Подведение итогов.

Домашнее задание   §1  Вопросы к § Составить рассказ к рис. «Охота на саблезубого тигра»

Документы- описания

А. Сначала они намазывают себе тело свежими слоновыми испражнениями, для того чтобы животное не чуяло опасности, а чувствовало только свой запах, когда люди приближаются к нему. Ползя на животе, если не представляется иной возможности, они медленно подкрадываются к ничего не подозревающему животному, пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силы втыкают отравленное копьё в мягкую часть живота, после чего животное падает. Затем они острыми ножами быстро отрубают слону хобот, чтобы он истёк кровью.

Современное описание охоты  

на слонов в Африке

Б. По Сибири промышляют медведей… ямами, в которые вколачивают вострую обожжённую и гладко выскобленную сваю… он (медведь) принуждён бывает бежать скорее и , набежав на яму, проваливается и брюхом упасть на сваю.

С. П. Крашенинников

«Описание земли Камчатки»

В. Всё свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков…

В. Фольц «В девственных лесах Суматры»

Г.   Двое других были заняты около толстого гнилого пня, который они прилежно рубили каменными топорами… Порубив некоторое время, они останавливались и с большим аппетитом жевали и глотали толстые личинки, иногда обеими руками кладя их в рот.

Н. Н. Миклухо- Маклай «На берегу Маклая»

Д.   Вдруг Туй (папуас) сделал энергичный прыжок, и одна из рыбок оказалась пойманной. Туй ловил их ногой. Он сперва придавил её ступнёй, а потом поднял, ухватив между большим и вторым пальцем ноги. Согнув колено, он протянул руку и , высвободив добычу, положил рыбку в мешок. После этого, быстро нагнувшись и схватив камень, Туй бросил его в воду с значительной силой; потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял другую, убитую камнем рыбку.

Н. Н. Миклухо- Маклай «На берегу Маклая»

                                 Тема: «Родовые общины охотников и собирателей»

Цель:

Подвести учащихся к пониманию причин появления сплочённого коллектива – родовой общины;

Добиться понимания терминов «родовая община»   «люди разумные»;

Продолжить формирование навыков описания исторических рисунков.

Учебная задача:  Почему «люди разумные »  жили родовыми общинами?  

Чем отличается человеческое стадо от родовой общины?

Оборудование:  картины «Родовая община», «Охота на диких коз»

         Г.И. Годер   «Рабочая тетрадь по истории древнего мира»

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация знаний по теме « Первобытные люди»

А. Впишите недостающие слова

Древнейшие люди жили на Земле более ______________лет назад            

Главным отличием древнейших людей от животных было _______________________________________________________ _______________________________________________________

Древнейшими орудиями труда были ___________________________________________________

У древнейших людей было два способа добывания пищи_____________________________________________________


Какой материк является прародиной человечества _______________


Почему  человек стал хозяином Земли _______________________________________________________


Б.  Рассказ об охоте на саблезубого тигра (по желанию)

Изучение новой темы

Первобытные люди жили человеческими стадами. Они не могли выжить поодиночке - вымерли бы от голода или были бы истреблены хищными животными. Коллективы не были постоянными. Люди сходились  в стада и расходились. Сегодня нам необходимо решить задачи:     – Кто такие «люди разумные»?

                 - Почему  «»люди разумные» жили родовыми общинами?

План:

Развитие орудий труда

Важнейшим занятием оставалась охота. Главным  охотничьим орудием труда долгое время было копьё, сделанное целиком из древа. Но люди совершенствовали орудия труда. Около 40 тыс. лет назад «люди разумные» научились делать орудия труда.  На смену древнейшему копью пришло новое изобретение – к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое копьё из дерева и камня стало надёжным оружием в борьбе со зверем. Люди изобрели также костяной гарпун для охоты на крупную рыбу. Это произошло примерно 20 - 30 тысяч лет до новой эры. Основные орудия труда сделаны из камня.  Время, когда орудия труда делали из камня, называют каменным веком.

Загонная охота.

Смотрите на рис. «Охота на диких козлов» и ответьте на вопросы

Чем занимаются первобытные люди?   (-Загоняют животных в пропасть.)

Мог ли один человек сделать то же самое?  (Нет)

Могли ли первобытные люди прожить в одиночку? (Нет. Для того, чтобы выжить, необходимо было охотиться. Охотились на крупных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Первобытные люди должны были действовать слаженно. Это возможно только в коллективе.)

Совершенствование орудий труда

По неизвестным науке причинам на Земле вымерли мамонты. И других крупных животных стало меньше.

     А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать новое оружие.

Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копьё было ненадёжно?

Были изобретены  лук и стрелы. Благодаря им охота стала успешней.

Родовые общины  

Смотрите рис. «Родовая община» и ответьте на вопросы

- Чем занимаются мужчины?

- Чем занимаются женщины?

- Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество, называется родовой общиной.

- Что означает слово «родовая»?

- Что означает слово «община»?

Чем отличается человеческое стадо от «родовой общины»

Отличия

Человеческое стадо

Родовая община

Коллектив

непостоянный

постоянный

Организованность

неорганизованный

Организованный

Имущество

Не имеет

Общее имущество

Место жительства

непостоянное

постоянное

Орудия труда

Палка-копалка, дубина, камни, копьё  

Копьё с каменным наконечником, гарпун с костяным наконечником, иглы, лук и стрелы

Обычай «один за всех и все за одного»

Вывод: Совместный труд, борьба за выживание сплачивал людей, человеческие стада превратились в родовые общины – постоянные коллективы родственников.

 

Подведение итогов. Домашнее задание:  §2, Вопросы к  §,  Задание № 8, № 9  из рабочей тетради.  

Урок №3 «Возникновение искусства и религиозных верований»

Цель:

подвести учащихся к пониманию причин появления верований в сверхъестественные существа (духов, богов);

показать взаимосвязь между явлениями природы, занятиями  и верованиями  первобытных людей.

Учебная задача: - Как и почему возникла вера в богов и духов?

                              -Почему появились огромные непонятные сооружения?

                             -Что изображали первобытные художники?

Оборудование: рисунки первобытных художников из Каповой пещеры,

из пещеры Альтамира, видеофильм «Стоунхендж в Англии».

Новые слова: Саутуола, Альтамира, менгир, кромлех, дольмен, оборотень.

Ход урока:

Организационный момент.

Вводная беседа.  Первобытные люди боялись грозы, пожаров, наводнений, хищных зверей. В отличие от древнейших людей «люди разумные» хотели понять причины явлений природы. Естественных причин они не знали. Поэтому у них возникла вера в сверхъестественные силы.

II.Изучение новой темы:

Первобытные художники.

Рисунки первобытных художников из Каповой пещеры,

из пещеры Альтамира,

Что изображали художники?

Кто такие оборотни?

2.Первобытные верования

Задание. Прочитайте текст «Люди и боги» и ответьте на вопрос, зачем люди строили менгиры, кромлехи и дольмены.

Просмотр видеофильма «Стоунхендж в Англии»

Причины возникновения верований.

На основе текста и видеофильма, ответьте на вопросы:

Почему возникла вера в богов и духов?

Какие явления природы и события в своей жизни люди пытались объяснить с помощью этой веры?

Ш. Контрольный тест.

Поставьте знак  (+), если предложение верное,

                 и знак (-) , если предложение неверное

1. С помощью веры в духов и богов люди пытались объяснить непонятные им явления.(+)

2. Гигантские сооружения создавались для научных исследований и опытов.(-)

3. В первобытных храмах люди молились, делали жертвоприношения, пытались узнать волю богов.(+)

4. В древности боги часто спускались на землю и требовали поклонения (-)

5. На протяжении тысяч лет представления древних людей о мире богов и духов осложнялись, появились сказания о богах и героях – отважных . (+)

1V. Подведение итогов. Задание на дом.§3, Задание № 10 (рабочая тетрадь)

Текст «Люди и боги»

Вы уже знаете о вере первобытных людей в родство между ними и животными и познакомились с некоторыми магическими обрядами. Но этим не исчерпывались все верования древнего человека. Люди задумывались над вопросом: что такое сон и смерть? Считалось, что в теле человека живёт особое существо – душа. Во сне она покидает на время тело, выходит «погулять». Смерть – окончательное расставание бессмертной души и тела.

Сначала человек полагал, что свои души есть у всех животных, растений и даже предметов. Но потом стали думать, будто душой обладают сразу весь лес, весь дом, вся река. Их представляли необычными людьми, животными или совсем уж фантастическими существами. Духи могли помочь, могли и навредить. Следы  веры в духов дошли до наших дней. Это хорошо известные вам сказки о леших (дух леса), домовых (дух дома), водяных (дух реки или озёра).

Когда появилась знать, у людей возникли сказания о знатных, могущественных духах – богах. Разные племена поклонялись разным богам. О жизни богов и их отношениях с людьми стали рассказывать «объясняющие истории» - мифы. С их помощью человек пытался построить цельную, стройную картину мира. Во многих мифах Вселенная делится на три части: на небе жили боги, на земле – люди,  под землёй – разные страшилища. Эти части мира соединяло Мировое дерево, росшее на Мировой горе.

         Изображения богов вырезали из камня или дерева. Такие изображения   называют идолами. Чтобы умилостивить богов, идолам приносили жертвы – подарки, чаще всего еду, а нередко и людей.  В честь богов убивали пленников – здоровых сильных мужчин (таких превращать в рабов было опасно).

        Жертвоприношениями руководили особые люди – жрецы. Считалось, только они знают   волю богов. Нередко это были люди, обладающие какими– нибудь  удивительными способностями, например, гипнотизёры или лекари. У одних народов вожди и жрецы соперничали в борьбе за власть, другими правили вожди-жрецы.

      Для поклонения богам строили святилища и храмы. Вероятно, такими святилищами были кромлехи. Здесь не только молились о милости, но наблюдали за движением Солнца, Луны и звёзд, пытаясь понять волю богов. Некоторые учёные даже называют Стоунхендж первой обсерваторией.

      Души умерших вождей тоже стали почитать как могущественные духи или даже боги. Над могилой вождя насыпали огромный холм (курган) или ставили менгир. Вероятно, такими усыпальницами вождей и знатных родичей были дольмены. В могилы клали золотые и серебряные украшения, дорогую посуду, оружие. Всё это по тогдашним поверьям, могло пригодиться умершему в загробной жизни.

Вера в духов и богов, поклонение им называется религией. Как и многие другие важные явления в жизни людей, религия появилась в глубокой древности.  

Урок №4 «Появление земледелия и скотоводства»

Цель:  -подвести учащихся к пониманию, почему от охоты и собирательства люди перешли к земледелию и скотоводству;

-показать, как возникновение земледелия и скотоводства изменило жизнь людей;

-показать взаимосвязь между улучшением орудий труда и изменением жизни людей

Учебная задача:    Почему от охоты   и собирательства люди      перешли         к земледелию и скотоводству?

Оборудование: картины орудий труда, документы

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Чем отличаются первобытные люди от животных?  Почему первобытные люди верили в духов и богов?

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?«Один ученик задремал на уроке. Ему приснилась Африка более двух миллионов лет назад… Вот движется  стадо       похожих на обезьян людей.  Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое весёлых мальчишек отстают от стада, увлечённо о чём-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух коренья и начали жевать, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?    Узнать не удалось:  звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.  II. Предварительная работа.

Определить последовательность отрывков в древнем дальневосточном сказании о том , как люди научились выращивать рис.

Вопросы: – Что в этом сказании правда, на Ваш взгляд,  а что нет.

Если не боги научили людей выращивать растения и разводить скот, то кто же?

III.Изучение новой темы

План

Появление  мотыжного земледелия.

Собирательство – земледелие (женщины)

Культуры: ячмень, пшеница

Орудия труда: мотыга, серп

Родина возникновения земледелия: Западная Азия

Время: Более 10 тысяч лет назад.

Приручение животных

Охота  - скотоводство (мужчины)

Первое животное, прирученное человеком - собака

Породы: свиньи, овцы, козы, коровы

Продукты: мясо, молоко, шерсть, кожа.

Люди не умели обрабатывать землю и разводить скот – но как-то этому научились. Как?

Вывод: земледелие и скотоводство могло возникнуть потому, что у людей появился достаток.

Как изменилась жизнь людей?

Жизнь человека зависела не столько от природы, сколько от собственного труда.

3. Одежда и утварь.

горшки из глины – гончарное ремесло, циновка, ткани- ткачество, прядение.

Род и племя.            С О В Е Т          С Т А Р Е Й Ш И Н

старейшина

       

  Родовая                                  родовая  община

         община        

                                                                           старейшина

П      Л      Е     М     Я

        Родовая

        община

                

                                                                           

Задание № 13 (Рабочая тетрадь)

Задание на дом § 4 Задание № 16 (раб. тетр.)

Предварительное задание.

Определите последовательность отрывков в древнем дальневосточном сказании о том, как люди научились разводить рис.

1.  И вот однажды в погоне за диким кабаном несколько охотников забрели

в   горы. Они очень устали и решили отдохнуть в тени большого дерева. Солнце к этому времени поднялось совсем высоко, и они уже немного проголодались.

Не успел еще высохнуть пот на их телах, как они увидели: с вершины горы спускаются необычные мужчины и женщины. У них была гордая осанка и красивые лица, и от этих лиц исходил свет. Охотники испугались: они сразу поняли, что к ним идут боги, живущие на этой горе. Люди встали и почтительно приветствовали богов. Богам понравилось их почтительность. Они ответили на приветствие охотников и позвали их к себе на пир.

Как вкусны оказались маленькие зёрна. Они не только насытили охотников, но и придали им силы.  После пира люди поблагодарили богов и подарили им свою добычу.

За это боги дали каждому из них по мешку золотистых зёрен. Это нешелушеный    рис, -  сказали они охотникам.

Порушьте пестом в ступе несколько мешков риса  и отвейте его хорошенько. Потом промойте очищенный рис, положите в сосуды из бамбука, налейте воды и варите на огне, пока он не станет таким же мягким, как рис, который вы ели здесь.

Охотников позвали к столу, и тогда один из них   сказал:  мы  не едим червей.

      Боги стали смеяться. Эти белые зёрна, что лежат кучками на листьях, вовсе

     не   черви, -сказал один из богов. – Это рис, зёрна травы, который мы

     здесь   выращиваем.

В прежние времена люди не знали риса. Они ели плоды лесных деревьев, коренья, рыбу и дичь. Люди тогда не умели обрабатывать землю и не умели разводить скот.  

                             

 

 Урок № 5

Тема:  «Появление неравенства и знати»

Цели: – Подвести учащихся к пониманию причин появления  неравенства;

показать взаимосвязь между изобретением новых орудий труда (плуга) и распадом родовой общины, появлением неравенства.

Учебная задача: Почему возникает неравенство?

Оборудование:  текст, видеофильм «Мачу-Пикчу. Перу».

Новые слова: соседская община, неравенство, вождь, город, государство, царь.

                                           План урока

Организационный момент

Повторение пройденного.

Решение кроссворда (фронтальный опрос)

Вопросы:  Из каких более древних занятий возникли земледелие и скотоводство?

Какие перемены произошли в жизни людей  с возникновением земледелия и скотоводства?

Почему сородичи и соплеменники слушались старейшин?

III. Изучение новой темы.

Развитие ремёсел. Обработка металлов.

отделение ремесла от земледелия  и скотоводства – развитие ремёсел – разделение труда – обмен.    

первый металл – медь.

Изобретение плуга.

Изобретение плуга – возможность заселяться в местах, где мотыжное земледелие невозможно – распашка больших площадей – обильные урожаи – зажиточные земледельцы – запас

Стоит ли стараться, если полученный урожай всё равно поделят поровну?

Выделение семьи.

свой участок земли

свой скот

свои орудия труда

глава семьи распоряжается собранным урожаем.

4.Выделение знати.

Просмотр видеофильма «Мачу - Пикчу». Работа с документом.

Вопросы:  Сталкивались ли вы с примером такого неравенства раньше?

                 Могли бы Вы назвать «Великим Солнцем», «Сыном Солнца» вождя первобытного племени?

IV. Почему возникает неравенство?

каждая семья сама распоряжается своим имуществом – некоторые становятся богаче, некоторые беднее – появляется неравенство.

Домашнее задание. §§1- 5. Подготовиться  к обобщающему уроку «Жизнь первобытных людей»          

Тема «Возникновение неравенства»

Текст

Один из этнографов долгое время жил в индейском  племени натчи и составил подробное описание. Со стороны многим казалось, что в этом племени все равны, но исследователь опроверг это мнение. Воспользовавшись описанием, определите, кто занимал в племени натчи привилегированное положение, а кто был бесправен (замените цифры соответствующими титулами).

Индейское племя натчи, обитавшее на Миссисипи, возглавлялось наследственным вождём Великое Солнце, который был одновременно и верховным жрецом. Внутри они подразделялись на рабов, простой народ и знать, которая в свою очередь делилась на три ранга на «солнце», «благородных» и «почётных» мужей. Брак между едставителями разного класса запрещался. Переход в вышестоящий класс был возможен вследствие храбрости, проявленной на войне, и каких-либо других залуг…   

(Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры.)

                                                           1

        {

        

Ответы 1- вождь Великое Солнце, 2 – «солнца»,  3 – «благородные мужи», 4 – «почётные мужи», 5 – народ, 6 – рабы,  7 – знать

  Сталкивались ли вы с примером такого неравенства раньше?

                 Могли бы Вы назвать «Великим Солнцем», «Сыном Солнца» вождя первобытного племени?

 Почему возникает неравенство?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории Древнего мира для 5 класса

Урок развивающего обучения « Театр в Древней Греции»Цели урока:Образовательная:познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;Развивающая:развитие умения сравнива...

Урок истории Древнего мира. Тема урока: «Финикия»,

1.      Тема урока: «Финикия», Раздел II Древний Восток, глава 3 Древняя Азия2.      Учебник: Т.П. Андриевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина «История древ...

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...

Урок истории Древнего мира 5 класс "Древняя Индия, Китай"

Урок знакомит учащихся с географическим положение Древней Индии, Китая, основными занятиями населения. Направлен на формирование УУД- умения анализировать, конкретизировать, систематизировать учебный ...