Урок в 6 классе "Образование в эпоху расцвета Средневековья"
методическая разработка по истории (6 класс)

Урок разработан для 6 классов общеобразовательных школ изучающих Всеобщую историю по учебнику Ведюшкина В.А. «История средних веков», 6 класс. М.: Просвещение, 2007-2012.

Целью урока является  решение следующих задач:

  • образовательные – раскрыть понятия «культура» и «духовные ценности»; изучить структуру образования в Западной Европе в период классического средневековья.
  • развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические

способности;

  • воспитательные – подвести учащихся к пониманию важности образования в процессе формирования культурной личности; воспитывать настойчивость и упорство в достижении поставленной задачи на примере студентов средневековых университетов, развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.

Технологии обучения: информационно – коммуникационная, личностно–ориентированная.

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, презентация в программе MS PowerPoint, раздаточный материал.

Данный урок - урок с применением фронтальной и индивидуальной форм работы.

Использование ИКТ на данном уроке  способствует:

  • решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
  • повышению познавательной активности  учащихся: развивается интерес к теме;
  • увеличению объёма выполненной работы.

ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения. Использование ИКТ считаю целесообразным, та как это позволит сделать урок более интересным.

На уроке продолжается работа над формированием умений ребят самостоятельно  работать с книгой, анализировать текст и самостоятельно формулировать выводы.

Урок проводится согласно тематическому планированию.

Организация учебной деятельности на уроке строится с учётом личностно - ориентированной технологии обучения:

  • создание атмосферы взаимной заинтересованности  в работе  учащихся и учителя;
  • стимулирование учащихся к высказываниям;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность;
  • создание ситуации выбора и успеха;
  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_v_epohu_rascveta_srednevekovya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образование в эпоху расцвета Средневековья.

Урок разработан для 6 классов общеобразовательных школ изучающих Всеобщую историю по учебнику Ведюшкина В.А. «История средних веков», 6 класс. М.: Просвещение, 2007-2012.

Целью урока является  решение следующих задач:

образовательные – раскрыть понятия «культура» и «духовные ценности»; изучить структуру образования в Западной Европе в период классического средневековья.

развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические

способности;

воспитательные – подвести учащихся к пониманию важности образования в процессе формирования культурной личности; воспитывать настойчивость и упорство в достижении поставленной задачи на примере студентов средневековых университетов, развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.

Технологии обучения: информационно – коммуникационная, личностно–ориентированная.

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, презентация в программе MS PowerPoint, раздаточный материал.

Данный урок - урок с применением фронтальной и индивидуальной форм работы.

Использование ИКТ на данном уроке  способствует:

решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;

повышению познавательной активности  учащихся: развивается интерес к теме;

увеличению объёма выполненной работы.

ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения. Использование ИКТ считаю целесообразным, та как это позволит сделать урок более интересным.

На уроке продолжается работа над формированием умений ребят самостоятельно  работать с книгой, анализировать текст и самостоятельно формулировать выводы.

Урок проводится согласно тематическому планированию.

Организация учебной деятельности на уроке строится с учётом личностно - ориентированной технологии обучения:

создание атмосферы взаимной заинтересованности  в работе  учащихся и учителя;

стимулирование учащихся к высказываниям;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность;

создание ситуации выбора и успеха;

создание обстановки для естественного самовыражения ученика.


Ход урока:

Учитель объявляет о начале урока, предлагает учащимся занять свои места. Важно задать подходящий темп урока, чётко структурируя материал и формулируя требования к учащимся.

Для актуализации знаний учащихся, полученных при изучении темы «Культура раннего средневековья» проводится вводная беседа с учащимися по примерному плану:
а) первые школы возникают еще в раннем средневековье при монастырях и церквях;
почему?
б) курс обучения в таких школах включал семь предметов;
как их называли, что это за предметы, в какие две группы они объединялись?
в) учеба давалась ученикам с трудом, учителя часто прибегали к телесным наказаниям;  что делало обучение  более трудным?

Предполагаемые ответы:
а)
священники и монахи зачастую были единственными грамотными людьми;
б)
семь свободных искусств; тривиум: грамматика, риторика и диалектика и квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка;
в)
преподавание велось на латыни, не было учебников.

Записывается на доске: тривиум, квадривиум.

Беседа сопровождается демонстрацией презентации (слайды 1-8)

Изучение нового материала.

Вводится понятие «университет» и «студент». Термины и их значение записываются учащимися в тетрадь.

«университет» - от лат. universitas, т.е. совокупность, общность;
«студент» - от лат. studens, т.е. усердно занимающийся, работающий.

Во время рассказа учителя о возникновении университетов в европейских странах, учащимся предлагается ознакомиться с дополнительной информацией в учебнике и ответить на вопрос на странице 213.

Примерный ответ: «Университеты стремились «удревнить» свое происхождение и связать его с кем-либо из великих правителей прошлого
- из-за борьбы за престиж;
- стремились привлечь больше студентов;
- чтобы пригласить на работу  больше известных преподавателей».

Раскрывается структура управления университетом, порядок и формы обучения в университете.

Рассказ учителя сопровождается созданием меловой схемы на доске и мультимедийной презентацией (слайды 9-13). Учащиеся изображают данную схему в рабочих тетрадях под руководством учителя.

 

Учащиеся, вместе с учителем приходят к выводу, что университеты предъявляли жесткие требования к студентам. Не все могли окончить полный курс обучения. Учитель напоминает, что обучение было платным. Многие студенты бросали учёбу из-за отсутствия денег.

Вводится понятие «ваганты», «поэзия вагантов». Термин и его значение записываются учащимися в тетрадь. Презентация (слайд 14).

Работа с раздаточным материалом: фрагменты стихотворений вагантов.

Анализируя фрагменты, учащиеся знакомятся с традициями студенческих сообществ, системой ценностей средневековых студентов, жизнью вагантов.

Учитель предлагает учащимся ответить на вспомогательные вопросы к тексту фрагментов:
а) каковы были отношения внутри студенческих сообществ, система ценностей?
б) о какой возлюбленной идёт речь?
в) можно ли на основании фрагмента II подтвердить значение термина «студент»?
г) какова была судьба отчисленного студента?
д) почему студент мог быть отчислен из университета?

Предполагаемые ответы:
а) ценились дружба, взаимовыручка, толерантность;
б) о филологии, о науке о языке;

в) да можно, студент из этого стихотворения полностью поглощён учёбой;
г) такой студент становился бродягой; он скитался из города в город;
д) из-за отсутствия денег, «из-за горькой нищеты»

Закрепление изученного материала.

Учащимся предложено ответить на вопросы (слайд 15).

Итог урока. Учитель подводит итог урока, оценивает деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности, выделяя удавшиеся моменты. Учащиеся выслушивают комментарии учителя, высказывают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала.

Домашнее задание. Повторить материал урока по § 22 пп.2,3.

Задания по тетради на печатной основе: стр.66 - 67  № 2, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.

Разработка урока для 6 класса на тему "Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья", к учебнику Ведюшкина....

17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве

Конспект урока по литературе в 9 классе. Презентация прилагается...

проверочная работа "Расцвет средневековья "

проверочная работа "Расцвет средневековья "  из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли....