Главные вкладки

    План-конспект урока по истории (9 класс) по теме:
    Урок 9 класс тема: Консервация политического режима Брежнев Л.И.

    Труфанова Раиса Борисовна

     

    Цель урока

    осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества

    Задачи урока

    §  освоить новые понятия и уметь ими оперировать

    §  уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала

    §  критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам

    §  сформировать системное видение темы

    §  мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме

    Понятия и термины

    §  консервация

    §  политический режим

    §  идеологемы

    §  социализм

    §  функционеры

    §  партийная номенклатура

    §  формализм

    План урока

    §  Организационный момент

    §  Изучение нового материала

    §  Закрепление выученного материала

    §  Домашнее задание

    §  Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_9_klass_tema_brezhnev_l.i.docx255.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 9 класс тема: Консервация политического режима Брежнев Л.И.

    Цель урока

    осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества

    Задачи урока

    1. освоить новые понятия и уметь ими оперировать
    2. уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала
    3. критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам
    4. сформировать системное видение темы
    5. мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме

    Понятия и термины

    1. консервация
    2. политический режим
    3. идеологемы
    4. социализм
    5. функционеры
    6. партийная номенклатура
    7. формализм

    План урока

    1. Организационный момент
    2. Изучение нового материала
    3. Закрепление выученного материала
    4. Домашнее задание
    5. Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

    Ход урока

    Организационный момент

    Прием 1. Приветствие и мотивация

    Прием 2. Проверка отсутствующих

    Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

    Изучение нового материала

    Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны». Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.

    Л.И.Брежнев

    Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».

    Беседа с классом

    Вопросы для беседы:

    1. Что такое пропаганда?

    2. Где используется пропаганда и в каких формах?

    3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.

    4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях "хорошо-плохо"?

    Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким. Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.

    После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.

    Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

    Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.

    К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».

    Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному...

    Объяснение терминов

    1. Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.
    1. Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.
    1. Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.
    1. Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.
    1. Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.
    1. Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.
    1. Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.

    Закрепление выученного материала

    Мини-дискуссия на тему "Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов"

    Домашнее задание

    1. Изучить материал темы по учебнику.

    2. Написать эссе на одну из тем:

    1. Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.
    2. Мое видение коммунизма в СССР
    3. Коммунизм или демократия?

    Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

    Учитель спрашивает учеников, остались ли невыясненные вопросы. Если да, учитель отвечает на них, дальше благодарит учеников за работу в классе, выставляет оценки самым активным ученикам и прощается.