открытый урок по теме "Политика, политические режимы"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

урок практикум 9 класс обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx174.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – практикум  по обществознанию в 9 классе по теме «Политика, политические режимы».

Цель урока:

Создать условия для систематизации и обобщения учебного материала по разделу «Политика, политические режимы»

Задачи урока:

Предметные: развивать умения объяснять обществоведческие термины, применять их в нестандартных ситуациях, работать с документами и другой знаковой информацией (таблицами, диаграммами и др)

Метапредметные: формирование ключевых компетенций через систему общеучебных УУД

Личностные способствовать формированию познавательной мотивации у учащихся.

1 этап 

Дорогие ребята, сегодня на уроке мы подведем итог по изученной нами разделу «Политика, политические режимы».  Перед вами лежат листы – учета, которые нужно заполнить по ходу работы. На уроке у нас будут работать эксперты, которые так же будут оценивать вашу работу. Чтобы сдать зачет необходимо пройти несколько этапов. Желаю вам всем хорошо поработать.

1 тур.

блиц опрос (фронтальный опрос)  

- Как называется наше государство? 1б

-по названию нашего государства что мы можем определить? 1б

- какие формы государства мы еще знаем?  1б

- какой политический режим существует в нашей стране?  1б

- каким образом граждане могут участвовать в политической жизни страны?  1б

- какие объединения гражданского общества существуют у нас в селе?  2б

- многопартийность в стране помогают или препятствуют развитию демократии в государстве?  2б

На листе учета поставьте баллы, которые вы заработали за 1 тур.

2 тур  (работа в паре)

Один уч – эксперт

второй уч – экзаменуемый.

Задания:   3 уровневые. Эксперты садятся за отдельные столы, перед ними карточки( 1-3 эксперт),  задания и критерии оценивания. У экзаменуемых оценочные листы.

1 уровень. Работа с карточками. Объяснить понятия: государство, партия, общественные движения, политические режимы, политика, формы государства, правовое государство, гражданское общество.

2 уровень: ответить на вопросы, заполнить пропущенные пробелы в схемах, в таблицах и др.

3 уровень: выполнить задания на обращение к социальным реалиям.

3тур   групповая работа. На основе собственных знаний и работая с документом сформулируйте основные черты тоталитарного режима.

Тоталитарный режим

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. При тоталитарном режиме государственная власть строго централизованна и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте. Для «идеального» тоталитаризма характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и «официальных» профсоюзов поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены, либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальный метод борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются террору: для их уничтожения, заключения в тюрьму, концлагерь обычно не требуется формальных юридических процедур. С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия. Активизируется деятельность различных силовых структур: армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило господствует монопольный контроль со стороны государства. На государственных предприятиях широко используется система внеэкономического принуждения к труду.

Характерные черты тоталитаризма:

1                  2                     3                      4

Демократический режим.

«Демократия» в переводе с греческого означает «власть народа».  Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличии от правления монарха или аристократов. В современной научной литературе термин чаще всего употребляется как форма устройства и функционирования любой организации, основанная на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решения большинством голосов, выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, установление прав и свобод граждан, легальное существование плюрализма, развитой двух или многопартийности.

Характерные черты демократического режима:

1        2           3                    4

Выступление групп. Каждая группа задает вопросы противоположной группе, по заданной теме. Выставляется групповая оценка.

В листах учета – написано домашнее задание:

Напишите сочинение - рассуждение на тему «Какой режим существует в современной России?»

Или «какой режим по вашему мнению является наиболее справедливым»

4 тур   индивидуальное задание

используя полученные знания на уроке составьте рассказ на тему «Жизнь семьи Ивановых при демократическом (тоталитарном) режиме, используя следующие термины: предприниматель, цензура, государство, контроль, СМИ, прибыль, иностранные партнеры, план, партия, выборы, репрессии, альтернативный кандидат, общество защиты бездомных животных, семья, митинг, отдых за границей,  общественные движения, политические режимы, политика, правовое государство, гражданское общество, идеология и др.

Приложение. Задания на обращение к социальным реалиям:

1Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

 

1) авторитарного режима

2) гражданского общества

3) местного самоуправления

4) политической системы

    2 Политическая организация Z, потерпевшая поражение на парламентских выборах, критикует социально-экономическую политику правительства. Лидер организации Z часто выступает на телевидении и радио. Организация Z —

 

1) политическая партия

2) профессиональный союз

3) гражданское общество

4) государство

    3  В государстве П. в 2003 и 2013 годах были проведены опросы общественного мнения, в ходе которых респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие формы политической активности вы используете?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

2003 г., %

2013 г., %

обращения к властям

14

20

обращения в суд

4

10

обращения в СМИ

8

15

участие в митингах,

демонстрациях

15

16

участие в забастовках,

акциях протеста

23

15

готовность взяться за

оружие, пойти на

баррикады

26

10

не участвую

10

14

 

Результаты опросов, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В 2003 году в стране П. наблюдался высокий уровень политической нестабильности.

2) Уровень доверия населения СМИ как эффективному способу воздействия на власть в 2003 году был очень высок.

3) Большинство населения считает обращение в суд наиболее верным решением при необходимости защиты своих прав.

4) Угроза насильственного свержения власти не привела ни к каким существенным изменениям в политической ситуации в стране П.

5) За прошедшее между опросами десятилетие власти страны предприняли действия, направленные на снижение уровня недовольства населения государственной властью.

4 В 2000 г. и 2010 г. фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z опрос: «Существует ли в стране Z правовое государство?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7726

 

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В общественном мнении страны растёт убеждённость в том, что органы власти действуют в соответствии с законом.

2) Уровень и качество жизни в стране Z возрастали на протяжении 10 лет.

3) В стране Z установился демократический режим.

4) В стране Z зафиксированы многочисленные факты нарушения властями прав и свобод граждан.

5) Правительству страны Z предстоит серьёзная работа в области обеспечения прав и свобод человека.

5  Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=598

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Молодёжь страны Z в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе.

2) Молодёжь страны Z имеет возможность оказывать помощь, приносить пользу в различных сферах общественной жизни.

3) Девушек особенно волнуют проблемы защиты окружающей среды.

4) Большинство опрошенных не готовы оказывать безвозмездную помощь.

5) Участие в профессиональных объединениях не очень привлекательно как для юношей, так и для девушек.

Самоанализ урока:

Урок – зачет по обществознанию в 9 классе по теме «Политика, политические режимы».

Цель урока: Создать условия для систематизации и обобщения учебного материала по разделу «Политика, политические режимы»

Ожидаемые результаты:

Предметные: развивать умения объяснять обществоведческие термины, применять их в нестандартных ситуациях, работать с документами и другой знаковой информацией (таблицами, диаграммами и др)

Метапредметные: формирование ключевых компетенций через систему общеучебных УУД

Личностные способствовать формированию познавательной мотивации у учащихся.

Тип урока – урок зачет (проверка знаний учащихся). Урок соответствует требованиям ФГОС: деятельность учащихся направлена на формирование УУД, использовалась проектная, исследовательская  технологии.

ФОПД: индивидуальная, парная, групповая.

Методы: частично- поисковый, проектный.

Оборудование:  карточки с познавательными заданиями, документы, листы учета учащихся.

Характеристика класса. Класс среднего уровня подготовленности, по уровню мотивации есть очень слабые ученики. Задания подбирались с учетом возрастных особенностей, дифференцированно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: География и политическое устройство Великобритании

Активизация учащимися полученных страноведческих знаний с использование в устной речи структур в косвенной речи....

Открытый урок по обществознанию "Политические партии"

Тема урока: «Политические партии» Цели урока: 1.Сформировать  определение политической  партии, её функции, признаки и классификацию,   определить наиболее эффектив...

Конспект урока по теме Политические режимы. Автор Журавлев А.А.

Конспект по предмету обществознание, 9 класс, Боголюбов...

Открытый урок по теме: «Политические режимы» 10 класс

Тема: Политические режимы (10 класс).Цели:Образовательный аспект: уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демокра...

Ссылка на открытый урок. "Население и политическая карта Африки"

Фрагмент открытого урока в рамках районогог семинара учителей географии Лямбирского района....

Открытый урок по теме "Политическая элита и политическое лидерство"

Открытй урок по обществознанию в 11 классе по теме: Политическая элита и политическое лидерство". Тема политики, как и прежде, остаётся очень актуальной и касается каждого из нас. Французский пис...