Открытый урок по теме: «Политические режимы» 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Усенко Светлана Сергеевна

Тема: Политические режимы (10 класс).

Цели:

Образовательный аспект: уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия»; называть основные характеристики политических режимов; выражать отношение к современным политическим условиям в РФ.

Развивающий аспект: развитие коммуникативной и информационной компетенций.

Воспитательный аспект: формирование мировоззрения обучающихся на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей.

Задачи урока:

·         познакомить с формами политических режимов;

·         развивать умения по обработке и структурированию информации;

·         различать основные признаки типов политических режимов; формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач, раскрывать на примерах различные типы политических режимов;

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Приемы: мозговой штурм, своя опора, точка зрения, таблица ЗХУ.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Технологии: ТРКМЧП.

Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, обучение в микрогруппах.

Основная деятельность на занятии:
изучение и переработка информации в табличном виде

Оборудование и основные источники информации:
дидактический материал (задания, листы-опоры).
ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация

Прогнозируемые результаты:
 Метапредметные:

- готовность к разрешению проблем, то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;
- информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.
- коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.

Предметные:
- знать политические режимы и их отличительные черты;
- формировать навыки преобразования текстовой  информации в таблицу;
- формировать навыки работы в микрогруппе.

Список использованной литературы:

·         Важенин А.Г. «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей» учебник – М.: «Академия», 2010.

·         www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-rezhimy.html

·         wikipedia.org/wiki/

·         http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Приложение 1
Компетентностно-ориентированное задание


Характеристика    задания

Тема: Форма политического режима
Уровень: 1

Компетенции

Информационная (извлечение первичной информации, первичная обработка информации), коммуникационная

Цель

Ознакомиться с формами политических режимов

Стимул

По достижении совершеннолетия, вы получите возможность принимать активное участие в политической жизни страны и воспользоваться этим правом в полной мере вы сможете, если будете знать политические режимы и их особенности

Задачная формулировка

Изучите материал, заполните столбец в таблице выбранного режима, подготовьте выступление

Источник информации

опорный конспект

Инструмент проверки

Модельный ответ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_usenko_s.s.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

«Политические режимы»

10 класс

Учитель истории и обществознания

Усенко Светлана Сергеевна

2015 г.

Тема: Политические режимы (10 класс).

Цели:

Образовательный аспект: уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия»; называть основные характеристики политических режимов; выражать отношение к современным политическим условиям в РФ.

Развивающий аспект: развитие коммуникативной и информационной компетенций.

Воспитательный аспект: формирование мировоззрения обучающихся на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей.

Задачи урока:

  • познакомить с формами политических режимов;
  • развивать умения по обработке и структурированию информации;
  • различать основные признаки типов политических режимов; формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач, раскрывать на примерах различные типы политических режимов;

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Приемы: мозговой штурм, своя опора, точка зрения, таблица ЗХУ.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Технологии: ТРКМЧП.

Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, обучение в микрогруппах.

Основная деятельность на занятии:
изучение и переработка информации в табличном виде

Оборудование и основные источники информации:
дидактический материал (задания, листы-опоры).
ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация

Прогнозируемые результаты:
 
Метапредметные:

- готовность к разрешению проблем, то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;
- информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.
- коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.

Предметные:
- знать политические режимы и их отличительные черты;
- формировать навыки преобразования текстовой  информации в таблицу;
- формировать навыки работы в микрогруппе.

Список использованной литературы:

Приложение 1
Компетентностно-ориентированное задание


Характеристика    задания

Тема: Форма политического режима
Уровень: 1

Компетенции

Информационная (извлечение первичной информации, первичная обработка информации), коммуникационная

Цель

Ознакомиться с формами политических режимов

Стимул

По достижении совершеннолетия, вы получите возможность принимать активное участие в политической жизни страны и воспользоваться этим правом в полной мере вы сможете, если будете знать политические режимы и их особенности

Задачная формулировка

Изучите материал, заполните столбец в таблице выбранного режима, подготовьте выступление

Источник информации

опорный конспект

Инструмент проверки

Модельный ответ

Учитель: Доброе утро. Я рада вас приветствовать на уроке. Сегодня мы не только будем разбирать новый материал, но и зарабатывать баллы, которые к концу урока превратятся  в оценки.

Количество баллов

Оценка

Группа

11- 9 баллов

5

8-6 баллов

4

5- 3 баллов

3

Оценки вы получите не только групповые, но и индивидуальные. Но что б все было справедливо, я предлагаю выбрать в каждой группе человека честного, который будет осуществлять счет полученным группой  баллам. А  теперь внимание на экран.

Путин В.В. : «Думаю, что как минимум государственный деятель должен иметь голову. И, чтобы выстраивать межгосударственные отношения, нужно руководствоваться не эмоциями, а фундаментальными интересами своих стран"

 У.Черчилль: «Демократия – худшая из всех форм правления, за исключением всех остальных».

 Б. Муссолини: ««Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства. Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности». 

А.Гитлер: «Кто хочет жить, тот должен бороться, а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь. Мир, основанный на победах меча, куда прочнее, нежели Мир, выклянчиваемый слезоточивыми старыми бабами пацифизма. Жизнь - это очередь за смертью, но некоторые лезут без очереди»

И.В.Сталин: «Одним страхом нельзя удержать власть. Ложь оказалась не менее необходимой. Вы слепцы, котята, что без меня будет, погибнет страна потому, что вы не можете распознать врагов ».

Учитель: - Что объединяет этих людей?

- Что является общим в их политической деятельности?

- Что является отличительным признаком?

Исходя из выше сказанного, назовите тему нашего урока. ( «Политические режимы»)  На уроке  вы определите, что такое политический режим, рассмотрите  какие виды политических режимов выделяют, научитесь определить вид политического режима, примените  полученные знания на практике. А так же побудете в роли политологов  и  выявите – Какой политический режим наиболее идеален для общества?

Обратите внимание на таблицы. Заполните  два первых столбца.

Тема урока:  _______________________________________________

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

Учитель:  Из предложенных слов составьте определение понятия политический режим (проверка на доске, правильно 1 балл, не правильно 0 баллов). 2 минуты

1 группа.

 реальное распределение, характеризует,  и влияние в государстве, политической власти, и обществе,  политический режим.

2 группа.

это определенный способ, политический режим, системы общества, который позволяет отличать,  функционирования политической, одно государство от другого. 

3 группа.

характеризуется как,  политический режим,  совокупность способов,  осуществления,  и методов государственной власти.

4 группа.

одна из форм, политический режим,  средствами и методами, с характерными для нее целями, реализации политической власти, политической системы общества.

Учитель: А что входит в портрет государства?

 «Портрет государства» будет незавершённым, если не охарактеризовать политический режим, т.е. методы и способы, при помощи которых государство осуществляет власть, или взаимодействие государства и населения. Иными словами политический режим – это политический порядок, сложившийся в обществе. История человечества знает разные виды режимов. Классификации политических режимов различны. В основу наиболее распространённой положен принцип соответствия или несоответствия представлению о демократическом государстве. Режим может быть демократическим и антидемократическим.  Предположите, какие политические режимы будут классифицироваться как антидемократические, аргументируйте ответ (за правильный ответ команда ставит себе 1 балл).

2 задание в группах (выберете 5 наиболее  красноречивых   характерных черт режима,) (3 минуты – 2 балла).

1 группа.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Демократический режим. «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Демократия (от греч. demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • оппозиция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм - господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

Характерные черты режима:

  • Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями.
  • Народ – источник власти.
  • Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  • Приоритет права. Права личности закреплены законом и гарантированы.
  •  Политический плюрализм.
  • Многопартийная система, легальность политической оппозиции.
  • СМИ свободны от цензуры.
  • Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции полиции и суда.
  • Отсутствие какой-либо официальной идеологии.

 

 2 группа.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Авторитарный режим.  «Разрешено всё, кроме политики».
Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) - политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
Характерные черты режима:

  • Отчуждение народа от власти.
  • Сильная неограниченная власть главы государства.
  • Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  • Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  • Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  • Однопартийная система, другие партии могут запрещаться и преследоваться законом.
  • Существует цензура над СМИ.
  • Существует официальная идеология.
  • Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.

Это интересно:
При авторитарном режиме часто существует дефицит продуктов и предметов быта. Их распределением занималось государство через талонную систему.
Всё остальное надо было «доставать» или ждать очередности, порой длительной.

 3 группа.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти

Тоталитарный режим.  «Запрещено всё, что не приказано».
Тоталитари?зм (от итал. totalitario) - политический режим, характеризующийся всесторонним (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Культ личности - это  возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.
Характерные черты режима:

  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером.
  • Культ личности вождя.
  • Отсутствие разделения властей.
  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  • Существование только одной правящей партии.
  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  • Существует только официальная государственная идеология.

Это интересно:
Тоталитаризм имел место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в кампанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа». Многие люди искренне участвовали в этих акциях.

4  группа.

Фашистский режим.
«Государство – это национальный организм»

1. Мощный и продолжительный национализм.

 2. Пренебрежение к общепризнанным правам человека.

 3. Выявление врага.

 4. Преимущественное положение вооруженных сил.

 5. Сильная дискриминация по признаку половой принадлежности.

6. Контроль над СМИ.

7. Маниакальное увлечение национальной безопасностью.

8. Переплетение религия и правительства.

9. Защита корпораций - промышленная и деловая аристократия.

Учитель: Обобщим  полученные знания. Заполните  индивидуальную таблицу и сдайте ее учителю на проверку.(5 минут)  

Фамилия, имя__________________________________

Основные характеристики режима

Демократический

Авторитарный

Тоталитарный

Фашистский

Взаимоотношение народа и власти

Роль лидера

Партийная система

Действия оппозиции

Идеология

Роль силовых структур

Анализирование и заполнение, после работы ( задание выполненное без замечаний- 5, с недочетами - 4, с факталогическими ошибками – 3-2 баллов).

Учитель: Вы уже имеете представления о политических режимах, а давайте посмотрим как ваши знания работают на практике.  Необходимо проанализировать, определить и аргументировать политический режим государства (работа с карточками, защита, задание выполненное без замечаний 3 балла, с недочетами - 2балла, с факталогическими ошибками -0баллов,  5 минут).

1 группа. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z?  Приведите 2 аргумента в обоснование своего ответа.

2 группа.  В стране У. гражданин был арестован за то, что высказал несогласие с официальной государственной идеологией. К какому типу относится политический режим страны У.? Аргументируйте свой ответ.

3 группа. Один из основателей политической науки, итальянский мыслитель Н. Макиавелли считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому правитель в целях удержания власти может, в случае необходимости, использовать любые средства, даже аморальные. Соответственно, получается, что безнравственная политика более эффективна и прагматична. Можно ли совместить реальную политику  с моралью? Свой ответ аргументируйте.

4 группа. Прокомментируйте высказывание короля Генриха V из одной шекспировской пьесы: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность». Сущность, какого политического режима выражена данным высказыванием? Почему? Приведите не менее четырех признаков этого режима.

Учитель: Обратите внимание на таблицу ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

Допишите третий столбик, что я узнал сегодня на уроке (опрос учителя).

Подведение итогов выставление оценок.( учащиеся, которые следи за количеством баллов подходят к доске и определяют знаком место группы в таблице

Количество баллов

Оценка

Группа

11- 9 баллов

5

8-6 баллов

4

5- 3 баллов

3

 Учитель раздает заполненные таблицы и комментирует оценки).

Учитель: Вы сегодня проанализировали материал по теме «Политические режимы» и научились применять на практике полученные знания и ответе на вопрос:  «Какой политический режим наиболее идеален для общества?»

Учитель: Внимание на экран, сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами Ф. Рузвельт: «Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения, но все это пройдет, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей  Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой».

Тема урока:  _______________________________________________

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

Тема урока:  _______________________________________________

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

Тема урока:  _______________________________________________

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

1 группа.

 реальное распределение, характеризует,  и влияние в государстве, политической власти, и обществе,  политический режим.

2 группа.

это определенный способ, политический режим, системы общества, который позволяет отличать,  функционирования политической, одно государство от другого. 

3 группа.

характеризуется как,  политический режим,  совокупность способов,  осуществления,  и методов государственной власти.

4 группа.

одна из форм, политический режим,  средствами и методами, с характерными для нее целями, реализации политической власти, политической системы общества.

1 группа.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Демократический режим. «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Демократия (от греч. demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • оппозиция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм - господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

Характерные черты режима:

  • Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями.
  • Народ – источник власти.
  • Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  • Приоритет права. Права личности закреплены законом и гарантированы.
  •  Политический плюрализм.
  • Многопартийная система, легальность политической оппозиции.
  • СМИ свободны от цензуры.
  • Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции полиции и суда.
  • Отсутствие какой-либо официальной идеологии.

 

 2 группа.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Авторитарный режим.  «Разрешено всё, кроме политики».
Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) - политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
Характерные черты режима:

  • Отчуждение народа от власти.
  • Сильная неограниченная власть главы государства.
  • Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  • Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  • Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  • Однопартийная система, другие партии могут запрещаться и преследоваться законом.
  • Существует цензура над СМИ.
  • Существует официальная идеология.
  • Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.

Это интересно:
При авторитарном режиме часто существует дефицит продуктов и предметов быта. Их распределением занималось государство через талонную систему.
Всё остальное надо было «доставать» или ждать очередности, порой длительной.

 3 группа.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти

Тоталитарный режим.  «Запрещено всё, что не приказано».
Тоталитари?зм (от итал. totalitario) - политический режим, характеризующийся всесторонним (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Культ личности - это  возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.
Характерные черты режима:

  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером.
  • Культ личности вождя.
  • Отсутствие разделения властей.
  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  • Существование только одной правящей партии.
  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  • Существует только официальная государственная идеология.

Это интересно:
Тоталитаризм имел место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в кампанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа». Многие люди искренне участвовали в этих акциях.

4  группа.

Фашистский режим.
«Государство – это национальный организм»

1. Мощный и продолжительный национализм.

 2. Пренебрежение к общепризнанным правам человека.

 3. Выявление врага.

 4. Преимущественное положение вооруженных сил.

 5. Сильная дискриминация по признаку половой принадлежности.

6. Контроль над СМИ.

7. Маниакальное увлечение национальной безопасностью.

8. Переплетение религия и правительства.

9. Защита корпораций - промышленная и деловая аристократия.

Фамилия, имя__________________________________

Основные характеристики режима

Демократический

Авторитарный

Тоталитарный

Фашистский

Взаимоотношение народа и власти

Роль лидера

Партийная система

Действия оппозиции

Идеология

Роль силовых структур

1 группа. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z?  Приведите 2 аргумента в обоснование своего ответа.

2 группа.  В стране У. гражданин был арестован за то, что высказал несогласие с официальной государственной идеологией. К какому типу относится политический режим страны У.? Аргументируйте свой ответ.

3 группа. Один из основателей политической науки, итальянский мыслитель Н. Макиавелли считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому правитель в целях удержания власти может, в случае необходимости, использовать любые средства, даже аморальные. Соответственно, получается, что безнравственная политика более эффективна и прагматична. Можно ли совместить реальную политику  с моралью? Свой ответ аргументируйте.

4 группа. Прокомментируйте высказывание короля Генриха V из одной шекспировской пьесы: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность». Сущность, какого политического режима выражена данным высказыванием? Почему? Приведите не менее четырех признаков этого режима.

                                                                                           

                                                                                           

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Экология", 6 класс

Воспитание у детей бережного отношения к природе...

Открытый урок по теме "Древесина" 5 класс

В этом материале разработан урок по теме "Древесина" с разнообразными формами работы на уроке, проверке знаний....

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Конспект урока по теме Политические режимы. Автор Журавлев А.А.

Конспект по предмету обществознание, 9 класс, Боголюбов...

Открытый урок по теме "Политическая элита и политическое лидерство"

Открытй урок по обществознанию в 11 классе по теме: Политическая элита и политическое лидерство". Тема политики, как и прежде, остаётся очень актуальной и касается каждого из нас. Французский пис...

Открытый урок по теме "Политические партии и движения" в 9 классе

Открытый урок по предмету Обществознание по теме "Политические партии и движения" в 9 классе.Урок предназначен для углубленного изучения материала и подготовки к ОГЭ по предмету Обществознан...