Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.
методическая разработка (история) на тему

Ефимочкина Ирина Анатольевна

 

  Чтобы развить  в школе активную   личностьс развитым интеллектом, способную  успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных потоках, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми, уметь аргументировать свою точку зрения.    развивалась, в педагогике стала актуальной задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий, основной составляющей которых являются субъектно-субъективные отношения.

   На мой взгляд, именно использование на уроках групповых технологий может оказать мощное стимулирующее воздействие на развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.

Автор: учитель истории и обществознания Ефимочкина Ирина Анатольевна

Научишься сам, когда поучишь другого.

 Л.С. Выготский

    В течение 25 лет я преподаю географию, историю и обществознание в школе. К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко сузился. Интерес к истории, как и к другим предметам, падает: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предмета, уровень сформированности познавательных интересов невысокий. Такое положение дел в школе противоречит Стратегии модернизации общего среднего образования на период ., где четко прописано, что сегодня на выходе из школы ожидается не просто хороший исполнитель, а активная личность с развитым интеллектом, способная успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных потоках, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми, уметь аргументировать свою точку зрения.

   Чтобы такая личность   развивалась, в педагогике стала актуальной задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий, основной составляющей которых являются субъектно-субъективные отношения.

   На мой взгляд, именно использование на уроках групповых технологий может оказать мощное стимулирующее воздействие на развитие ребенка.

Такие авторы, как Ш.А. Амоношвили, Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, Г.К. Селевко и другие, в своих трудах рекомендуют групповые методы работы с учащимися, как один из факторов повышения мотивации и успешного овладения ЗУН.

   Задача школы – научить детей совершать совместную учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского: «Научишься сам, когда поучишь другого». Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого школьника, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем. Вот мнение ученика 9-ого класса:

- «Мне понравились эти уроки с групповой работой. Я научился обсуждать вопросы со всей группой, а самое главное – я научился высказывать свою мысль одноклассникам. Работая в группе, ты не стесняешься, как перед учителем. Это позволяет совершенствоваться между собой, повышается успеваемость, появляется желание учиться».

  Таким образом, групповая работа активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой ученик становится важным участником общего дела – ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.

  При групповой работе на уроке значительно возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Причем помогающий тоже получает пользу, так как закрепляет свои знания. В этой деятельности знания конкретизируются, приобретают гибкость. Опыт показывает, что работа в малых группах дает возможность экономить время, потому что исчезает потребность выслушивать каждого ученика в большой группе или в целом классе. В малых группах ребенок чувствует себя безопасно, лучше раскрывается, может выбрать свои собственный ритм работы, развить навыки разговорной речи.

  Будущее школы я связываю с развитием компетентного подхода. Но как показывает мой педагогический опыт, овладение универсальными умениями еще не достаточное условие для того, чтобы применять эти умения в жизни. Мало, например, обучить ребенка технике разрешения конфликта. Как утверждает известный педагог, соучредитель программы «Дети творчески разрешают конфликты» Присцилла Прутцман, чтобы эта техника «стала для детей частью их поведения, необходима атмосфера, при которой сотрудничество и доверие преобладают».

   Метод групповой работы позволяет решить эту задачу: создание доброжелательной и творческой атмосферы, улучшение психологического климата в классе. В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в своих силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.  

   Психолог школы Яшина Т.Ю. провела исследование «Эмоциональное отношение к сверстнику и выполнение нормы взаимопомощи в среднем школьном возрасте».

   В ходе исследования большинство подростков высказали намерение соблюдать норму взаимопомощи. Интересно, что это намерение не зависит от типа эмоционального отношения: симпатичному сверстнику готовы помочь 66,7% опрошенных, «нейтральному»- 71%,  антипатичному – 66,4%.

Когда же ребята были поставлены в специально смоделированную ситуацию совместного взаимодействия, картина резко изменилась. Оказалось, что в реальности моральные нормы соблюдаются гораздо реже: не помогли антипатичному подростку – 85%, «нейтральному»- 79%,  симпатичному -62% опрошенных. В реальном поведении ребенка эмоциональное отношение к сверстнику играет решающую роль. Так что без специальной педагогической работы, направленной на освоение моральных норм и правил, не обойтись.

Исходя из этого, при разборе ошибок совместной групповой работы я придерживаюсь главного принципа: разбирать не только содержательную ошибку, а и ход взаимодействия. Очень важно, как дети пришли к тому или иному результату, как мыслили, как работали, как договаривались, принимали решение, распределяли роли, как относились друг к другу. При оценке группы следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.

    Цель моей деятельности как учителя истории и обществознания состоит в следующем:

Создание условий для формирования у учащихся базовых компетентностей -  функциональной, коммуникативной, информационной и др., помогающих им выжить в современном  быстроменяющемся в связи с научным прогрессом мире.

Для достижения этой цели мне приходится решать следующие задачи:

- создание благоприятного психологического климата на уроке;

- развитие у учащихся критического мнения и адекватной самооценки, а также самостоятельности и ответственности, способности к кооперации и сотрудничеству, повышение креативности;

- формирование у учащихся качеств, традиционно присущих российским интеллигентам: порядочности, великодушия, потребности в творчестве, стремление к свободе, умению понимать и принимать другого, деятельную активность, телесное и душевное здоровье;

- воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, содействие формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

   Ведущим инструментом деятельности является урок, организованный в режиме активного включения ученика в поисковую деятельность с использованием групповых технологий и созданием на уроке атмосферы комфорта, взаимоуважения, толерантности. В этом заключается новизна моего опыта.

   Групповая работа требует особенно четкого планирования деятельности учащихся и учителя, тщательной подготовки к уроку, нередко специального материала. Организовывая групповую работу на уроке, учитель должен хорошо знать особенности данного класса, учитывать межличностные отношения учеников.

  Исходя из опыта педагогической практики, можно сказать, что внедрение групповых форм работы на уроке должно применяться не от случая к случаю, а периодически, причем именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Учитель при организации групповой работы на уроке истории должен четко продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, график, таблица, схема, выполненные вместе (они подписываются всеми членами группы, и каждый должен знать и понимать то, что сделано группой). Это может быть и устный ответ, представленный одним из участников группы.

 Во время групповой работы учащиеся обычно рассаживаются за определенные столы, закрепленные за каждой группой до конца года. При групповой работе в классе шумнее обычного: внутри групп происходит постоянное общение.

   Но в этом есть свои плюсы: во-первых, ученик проговаривает свои мысли вслух, что не всегда удавалось ему в течение года, во-вторых, любое общение для подростка представляет самостоятельную ценность. При использовании групповых технологий особенно важен вопрос оценивания. На мой взгляд, оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности в целом группы. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. Работу каждой группы на уроке обычно оценивает учитель, но могут сделать и сами ученики, если существуют какие-то четкие и объективные критерии. Иногда при организации групповой работы учитель назначает эксперта или «оценщика» в каждой группе, иногда группа сама может выбрать «оценщика». Желательно, чтобы ребята, исполняющие эту роль, менялись почаще, то есть «в роли оценщика» должны попробовать себя все ученики.

    Правда, иногда я делаю отступления от принятой нормы оценивания групповой работы и даю общую оценку всей группе. Цель подобного подхода оценивания – обратить внимание на самого слабого ученика, более других нуждающегося в помощи и поддержке. Не в последнюю очередь именно благодаря нему члены групп сотрудничества, не отличающиеся ни особыми способностями, ни усердием, нередко добиваются весьма значительных успехов. Объясняя и повторяя материал слабому, они сами лучше его усваивают и запоминают. При этом оцениваются не столько знания, сколько усилия учеников (у каждого своя «планка»).

   Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

    - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

    - инструктаж о последовательности работы;

    - раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

    - знакомство с материалом, планирование работы в группе;

    - распределение заданий внутри группы;

    - индивидуальное выполнение задания;

    - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

    - обсуждение общего задания группы;

    - подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть работы:

    - сообщение о результатах работы в группе;

    - анализ познавательной задачи, рефлексии.

    Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся  или группе в целом. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

1.  Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого  члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Существует множество вариантов разделения класса на группы:

   - по взаимному выбору;

   - случайным образом;

   - по выбору лидера;

   - по выбору педагога.

Высший пилотаж – это когда сами ученики способны назвать способ деления на группы, который будет наиболее эффективным для решения той или иной задачи.

   В своей педагогической практике я стараюсь подбирать группы по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Численность группы обычно 5 человек. На мой взгляд, в большой группе слабый ученик может остаться в тени, не быть активным, в слишком малой группе (2-3 человека) разница в уровне успеваемости проявляется особенно ярко и может нарушить комфортный микроклимат в группе.

3. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

4.  Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

 Так, при изучении темы «Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события» возможен страноведческий подход и организация групповой работы с выделением групп, изучающие основные события войны с позиции Германии, Австро-Венгрии, Османской империи, Болгарии, России, Великобритании, Франции и США.

Задания группам.

1) В какой блок входила ваша страна?

2) Назовите причины вступления вашего государства в Первую мировую войну, определите его цели.

3) На основании информации учебника определите, как отнеслось население вашей страны к войне? Менялось ли это отношение за годы войны?

4) Назовите людей (политиков, военных и т.д.), чья деятельность в годы войны имела наибольшее значение для вашей страны.

5) В каких основных сражениях участвовала ваша страна? Каковы их результаты и последствия для военных действий и для вашего государства?

6) Каковы главные итоги войны для вашего государства?

Я часто предлагаю одинаковое групповое задание на дом. При изучении темы «Индустриализация страны» одиннадцатиклассники получили следующие домашние задания.

Задание первой группе:

«Основываясь на идеях видных деятелей партии, подготовьте речь (1-2 мин.) в защиту проведения индустриализации форсированными темпами любой ценой».

Задание второй группы

«Основываясь на идеях видных деятелей партии – противников форсированной индустриализации, подготовьте речь (1-2мин.) в защиту своего метода преобразований»

Задание третьей группе:

«Подготовьте выступление от лица крестьянина (1-2 мин.) «Мое отношение к методам индустриализации, избранным партией в 1928-1929гг».

Задание четвертой группе:

«Подготовьте выступление от своего лица (1-2мин.) «Мое отношение к выбору, сделанному партией в 1928-1929 гг.»

   Провела открытый урок в 10 классе по теме « Быт и нравы дворян и крестьян пореформенной России», разделив класс на четыре группы. Каждая группа получила одинаковое задание.

1 группа должна охарактеризовать жизнь дворянства в пореформенной России (особенности быта, служебные обязанности, обычаи и т.п.).

2 группа характеризует деятельность крестьян, выявляет новые черты в трудовой жизни.

3 группа готовит ответы на вопросы: в чем состояло основное содержание крестьянского социального опыта? Каково значение крестьянской общины в пореформенное время?

4 группа определяет, какие изменения произошли в духовной жизни крестьян в пореформенную эпоху.

Школьники работают с различным материалом. Для анализа группам раздаю также тексты, содержащие сведения краеведческого материала.

   Урок в 11-ом классе по теме «Внешняя политика СССР в 20-30-е годы» я провожу с использованием групповой работы. Делю класс на четыре группы: «Анализ внешнеполитического курса в 1917-1922 гг.», «Анализ внешнеполитического курса в 1922-1927 гг.», «Анализ внешнеполитического курса в 1928-1933 гг.», «Анализ внешнеполитического курса в 1933-1939 гг.». Каждая группа получает следующие вопросы, которые в группе распределяются дифференцированно:

  1. Назовите основные события внешней политики в соответствующий период;
  2. Каковы основные внешнеполитические условия развития страны в этот период;
  3. Рассмотрите основные цели внешней политики в эти годы. Каково было соотношение задач: а) развязывания мирной революции; б) мирного сосуществования; в) защиты Отечества?
  4. Какое государство можно считать нашим главным внешнеполитическим партнером? Какие факты подтверждают ваше мнение?

   Задания, требующие творчества и широкого кругозора, часто решаются на уроках истории с помощью групповой работы. На уроке обобщения по теме «СССР в 1985-1991гг.» я разделила класс на две группы и дала следующие творческие задания.

1 группа должна была написать страничку в учебник истории. Для этого назовите людей, чьи имена, по вашему мнению, должны войти в ваш учебник (глава будет называться «СССР в 1985-1991гг.»). Объясните свой выбор. Напишите свои странички в эту главу.

2 группе предлагается написать странички в учебник истории по проблеме: «Какие события, явления, процессы последних пяти лет существования СССР должны, по вашему мнению, сохраниться в памяти людей» и войти в главу («СССР в 1985-1991гг.»)?

    На уроке – ролевой игры «Политические партии о перспективах развития страны» класс делится на 7 групп-представителей основных политических партий. В их распоряжении «пакет документов»: задание, алгоритм его выполнения, программа партии, а независимые депутаты получают набор программ всех партий.

 Группы получили следующее творческое задание: « Вынесите на обсуждение депутатов Государственной Думы резолюцию по проблеме: «Как обустроить Россию? и примите участие в обсуждении вопроса о наиболее благоприятном для России пути развития» В практике моей педагогической деятельности я часто предлагаю при групповой работе задания-вопросы, на которые могут быть высказаны разные точки зрения. Например, тема «Гражданская война 1918-1922гг.» предполагает при групповой работе широкое обсуждение следующих проблем: «Есть ли, на ваш взгляд, оправдание красному или белому террору?», «Была ли в этом противостоянии «третья сила», оказавшаяся между молотом и наковальней? Или я предлагаю фрагмент Дискуссия «Смертная казнь быть или не быть»

      Учитель:  Казалось бы выход один – смертная казнь. Способов за тысячелетия накопилось множество. Побитие камнями, распятие на кресте, четвертование, повешение, электрический стул, расстрел, инъекция яда и много ещё чего. Народ счастлив…

А главное – это просто: к стенке, и все тут! Конечно, нехорошо, если вдруг расстреляли не того. Ошибочка вышла. Но ведь не меня, слава богу! Сегодня массы требуют ставить к стенке      педофилов, наркоторговцев, коррупционеров и террористов. Это можно понять – достали! Но с веками люди стали более цивилизованными. Мир стал жить по законам.

Факты: Когда Россия вступала в Совет Европы, мы приняли на себя обязательства (знаменитый протокол №6) не применять смертную казнь.

Либо мы соблюдаем протокол №6, либо мы выходим из Совета Европы. «Ну и чёрт с ним!» - скажут оголтелые сторонники смертной казни. «Ура, назад в пещеры!» А между прочим, если Россия уйдет из Совета Европы, россияне автоматически лишатся права подавать жалобы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Вывод: Наказание – это кара. И выродков надо наказывать жестоко. Смертная казнь – это для них выход из положения. Возможность перестать мучиться. А пожизненное заключение – это уже навсегда. Вот пусть сидят и гниют в тюрьме. Без работы, без права распоряжаться своей судьбой, без любви, без надежды. И пусть не рассчитывают на быстрое избавление от страданий.

Вывод: Важнейший аргумент против смертной казни – судебные ошибки. Процент их не так мал, как кажется. Колумбийский университет в США провёл масштабные исследования по смертной казни и выяснил, что в 68% изученных дел к казни приговорили необоснованно. В России данные о них закрыты, но проверка Верховного суда показала, что из трёх тысяч дел более чем в 60% дел были допущены серьёзные ошибки. Отдельно хочется сказать о террористах. Для террористов, например, смертная казнь за теракт – это достойное завершение дела. Они считают, что погибают, выполняя свой долг. Наше мнение пускай сидят в тюрьме и мучаются!

   Учитель: Мнения в обществе по вопросу смертной казни разделились:

Как заявил в Конституционном суде представитель Президента РФ Михаил Кротов, Дмитрий Медведев – последовательный противник смертной казни и сторонник её замены «на пожизненное заключение или срок в 25 лет». «Государство, казнящее преступников, плохо влияет на климат в обществе», - поддержала президента представитель Совета Федерации Елена Виноградова. А представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Борщевский напомнил, что в Китае проворовавшихся чиновников расстреливают, но коррупция все равно растет. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и вовсе назвал казнь «диким средневековым обычаем».

Единственной, кто пошёл в разрез с общей «политической линией», вдруг стала вице - спикер Госдумы Любовь Слиска, которая даже заявила, что поставит свечку в храме за возвращение смертной казни. Примечательно, что одинокий голос вице - скипера, по данным социологов, поддерживают около 80% населения России. Несмотря на все уверения властей, что угроза казни не уменьшает количество преступлений, подавляющее большинство россиян считают расстрелы хорошим лекарством против криминала.   Использование элементов дискуссии позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения. Организация учебного взаимодействия в группах во время дискуссионной работы, на мой взгляд, должна проходить следующие этапы:

1. Выдвижение каждым участником своих гипотез, изложение своей позиции. От членов группы требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного.

2. Обсуждение высказанных мнений. Для грамотного обсуждения участникам необходимо самостоятельно выработать некоторые критерии оценки идей. Членам групп также очень понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умением слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.

3. Выработка группового решения. Оно часто рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свое мнение. Нахождение общего решения – сложный, драматический процесс, так как в группе могут оказаться участники категорично не согласные с большинством, имеющие свое, частное мнение.

     Дальнейшее развитие событий зависит от цели обсуждения. Если для меня важно, чтобы участники группы пришли к общему решению, то я с самого начала твердо озвучиваю соответствующую инструкцию, и в ходе обсуждения буду настаивать на принятии единственного для группы варианта. Так было на уроке в 11-ом классе по теме «Гражданская война 1918-1922гг». Если же я решаю на уроке задачу проблемного характера, то заинтересована в выдвижении всех аргументированных идей. В этом случае мне важно замотивировать  учащихся, имеющих частное мнение, на  серьезную проработку собственной аргументации и разрешить им представлять на этапе презентации итогов работы собственную позицию. Если аргументация такого несогласного слаба, то я, чтобы не подставлять самооценку ученика под удар, предлагаю ему рассмотреть его аргументы в частной беседе. Я оказываю ему всю необходимую эмоциональную поддержку и на уроке, и после.

4. Обсуждение итогов работы групп. Группа выдвигает из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются. В зависимости от целей групповой работы дальнейшее обсуждение может протекать по-разному. Если мне важно, чтобы был выбран правильный результат, то я с помощью грамотно заданных вопросов подвожу учеников к выработке критериев оценки результата: «Посмотрите на предложенные варианты. Какой лично вам нравится больше? А чем он отличается от остальных? Что же для вас было самым главным при выборе правильного варианта? Как вы теперь представляете себе самый лучший вариант?». Таким образом, ученики могут выйти на самостоятельное формулирование правила, критериев оценки, оптимального способа учебного действия. Если мне важно показать, что решения могут быть разными, могу задать ученикам другие вопросы: « Почему результаты оказались разными?»

5. Обсуждение процесса работы. Этот этап не так часто встречается в реальной практике. Я же уделяю этому этапу очень большое внимание.

Каждый раз во время групповой работы я задаю учащимся вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали  работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было изменить для того, чтобы обсуждение проходило более эффективно?». Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе. У меня появляется надежда, что в следующий раз обсуждение пройдет успешнее уж потому, что некоторые учащиеся осознали законы обсуждения, увидели возможности самосовершенствования.

    В практике работы можно использовать следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки.

    Групповой опрос чаще проводится для повторения и обобщения знаний после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса лидер группы в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Такой групповой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа проходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Так, обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX века» можно провести с использованием группового опроса. Эта форма организации коллективной деятельности способствует не только воспитанию у школьников чувства взаимной ответственности за свою учебу, а также позволяет в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся.

    Проведение обобщающего урока по теме «Россия в XVII в.» требует применения такой формы групповой познавательной деятельности как общественный смотр знаний. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период. 10 класс разбивается на 4 группы во главе с консультантом. Заранее составляется перечень вопросов, тестовые задания, задания на знание исторических терминов и дат. Данная форма групповой  познавательной  деятельности обычно проводится в приподнятой, торжественной обстановке. Расстановка парт в классе необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Часть десятиклассников выполняют работу у доски, часть, сидя за отдельными партами, отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре знаний по теме « Россия в XVII в» можно провести короткий исторический диктант на знание дат.

Результаты общественного смотра знаний  зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп.

    Урок - учебная встреча также как и общественный смотр знаний, проводится при обобщении изучаемого материала. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты. Встреча протекает следующим образом. Учитель задает вопросы одной команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если же ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая команда. Учитель может задавать и дополнительные вопросы. Так, обобщение знаний по теме «Политическая сфера» можно провести в форме учебной встречи.

Вопросы 1 команде:

  1. Что такое политика? Особенности политической деятельности?
  2. Дайте характеристику партии как политическому института? Назовите основные функции политических партий
  3. Назовите внешние и внутренние функции государства
  4. Что такое политический режим? Назовите типы политических систем, различные по политическим режимам.
  5. Чем отличается друг от друга тоталитарный и авторитарный режимы?
  6. Чем отличаются друг от друга различные формы государства?

Вопросы 2 команде:

  1. Назвать основные компоненты политической системы общества. В чем заключаются функции политических систем?
  2. В чем состоит сущность власти? Чем политическая власть отличается от других видов власти?
  3. Назовите основные признаки государства
  4. Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество.
  5. Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы? В чем ее преимущества перед иными типами политических систем? В чем состоят противоречия демократии?
  6. В чем состоит различие форм территориального устройства?

     Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении различных мнений,- сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. При изучении темы «Политический режим» возможна организация дискуссии при характеристике демократического режима. Одиннадцатиклассникам предлагается документ из статьи выдающегося русского юриста П.И. Новгородцева (мнение о демократии). «Своими широчайшими перспективами и возможностями демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и приятия всех мнений, всех путей она открыла простор и для таких направлений, которые стремятся ее ниспровергнуть. Она не могла быть иною, ибо в этом ее природа, ее преимущество. Но этой своей природой и этим своим преимуществом она могла удовлетворить лишь некоторых, а не всех. У людей всегда остается потребность продолжать любую деятельность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематичным, а начало равенства и свободы сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остается лишь приблизительным и неточным». Двум группам, на которые делится 11 класс, предлагаются вопросы для дискуссии: Какие преимущества демократии называет автор? Каковы возможности демократии? Почему демократия не может удовлетворить всех? Объясните. Какие ожидания не может удовлетворить демократия? Каким образом эта мысль отражена в отрывке? Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель – научиться логично, аргументировано отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показывать ученикам истинность той или иной позиции.

    К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы

Урок-суд успешно применяю при изучении таких явлений, как фашизм, расизм, бонапартизм, сталинизм. Для проведения такого урока создаю группы учащихся: три судьи, прокурор, адвокат и свидетели. Группы накапливают материал (используют сборники документов, публикации периодической печати) и составляют показания свидетелей, речи обвинения и защиты.

Театрализованная игра с элементами групповой работы на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения. Наиболее простой формой является театрализованное представление - это способ передачи учащимся информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с непременным привлечением театральных атрибутов или их элементов. Я провела театрализованные уроки по теме: «Куликовская битва», «Ассамблеи Петра I», «Отчизне посвятим  души прекрасные порывы». Театрализованный урок – это школа нравственного воспитания, позволяющая каждому проявить свои творческие способности. В совместной творческой работе рождаются дружба, инициатива, чувство ответственности за общее дело, самостоятельность мышления, умение сотрудничать.

    Урок – клуб путешественников проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран или географических открытий. Например,  в 7 классе на уроке «Сибирь в XVII веке» после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определить вклад В.Д. Пояркого, Б.П.Хабарова и С.И. Дежнева в русскую историю. Затем приглашаю за стол ведущих «участников» экспедиций. Три группы учащихся заранее изучили жизнь и деятельность каждого из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы. В непринужденной беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замыслах, задачах и ходе экспедиций, судьбе руководителей, значении их деятельности, отвечают на  вопросы зрителей.

   Очень эффективен для стимулирования неуверенных учащихся мозговой штурм. Этот метод используется мною, когда соревнуются две группы. Например, в 11 классе по теме «Глобальные проблемы человечества» на уроке обществознания учащиеся каждой группы намечают пути решения глобальных проблем. Мозговой штурм требует полного раскрепощения мысли, свободы для воображения. Способы, которые учащиеся предлагают для решения глобальных проблем человечества, фиксируются на бумаге в каждой группе. В ходе мозгового штурма допускается  и приветствуется дополнительный материал, разрешается задавать вопросы друг другу с целью уточнения и развития идей.

    В 11-ом классе достаточно часто провожу уроки – лабораторные занятия в группах. Так, при изучении темы «Программы политических партий России начала XX века» в ходе работы с документами-отрывками из программ  ведущих политических партий учащиеся определяют их цели, задачи и методы деятельности. При этом класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание и исторический источник – фрагменты программ политических партий. Организуется работа в группах. Каждая группа получает следующие задания.

Задания учащимся.

1.Прочитайте программу партии. Укажите, какое политическое направление представляет партия (социалистическое, либеральное, монархическое).

2.На основе анализа источников определите

      а) основные цели, непосредственные задачи и методы деятельности;

      б) интересы какого социального слоя выражает партия.

3. Выясните по учебнику количество членов партии.

4. Результаты работы систематизируйте в таблице

                            «Характеристика     партии».

Политические направления

Основные цели

Непосредственные задачи

Методы деятельности

Чьи интересы представляет

Количество членов партии

   Изучение темы « Социальная структура советского общества в 30-е годы» можно провести как урок-исследование с элементами групповой работы. Для проведения исследования класс делится на 5 рабочих групп. Каждая группа получает «объект исследования» - определенный социальный слой. Вопросы и задания для социологического исследования:

  1. Выяснить положение социального слоя в обществе. Определить возможности его представителей. Зафиксировать результаты работы в таблице «Социальная структура советского общества».
  2. Оценить достоверность исходной модели (номенклатура – интеллигенция – рабочий класс – крестьянство – заключенные). Предложить ее коррективы и обосновать их.

                         

                                         Социальная структура советского общества

Социальный слой

Его

«    «происхождение»

Его положение (зарплата, условия труда, быта и т.д.)

Его возможности, включая возможности

 для самореализации

     В течение 15мин. рабочие группы выполняют исследование, после чего представители групп знакомят класс с результатами работы.

     На уроках истории с целью повышения эффективности образовательного процесса часто используется метод ролевых игр. Превосходный результат подобная нетрадиционная форма закрепления материала и развития личностных качеств дает в классах  с особенно хорошим уровнем инициативы, активности, самостоятельности и коммуникативности учащихся.    Ролевой урок  в 11 классе можно провести после изучения темы «Международные отношения в 20-30-е годы XX века».   Каждую из сторон представляет группа учащихся, формирующих вокруг себя группы поддержки.

Группы сторон заблаговременно получают задание к уроку:

- подготовить две обвинительные речи: вводную, содержащую обвинение и главные доводы и тезисы заключительной речи;

-  подготовить 4-5 свидетелей (исторических лиц того времени). Свидетели должны хорошо знать изучаемый материал, позицию, деятельность и судьбу своего персонажа и быть готовым ответить на вопросы не только вызывающей ее стороны, но и противоположной.

   В качестве присяжных на процесс могут быть приглашены учащиеся 10 класса, учителя и родители, чьей задачей является определение стороны, представившей более убедительные доводы. На судью возлагается обязанность ведения процесса, пресечения попыток использования нечестных приемов и контроля над достоверностью предоставляемой суду присяжных информации.

     Урок - игровое занятие «Власть Советов или Учредительное собрание?» в 11-ом классе предполагает деление класса на 5 групп: группа членов политических партий-сторонников Советской власти (большевики, левые эсеры), группа членов политических партий-сторонников Учредительного собрания (правые эсеры, меньшевики, кадеты), «группа поддержки» Советской власти, «группа поддержки» Учредительного собрания, группа «колеблющихся граждан». Все участники игры должны проработать по учебнику материал о созыве и роспуске Учредительного собрания в России. Члены политических партий - сторонников и противников созыва Учредительного собрания должны подготовить речь: «Как мы относимся к созыву Учредительного собрания» (1-2мин) по предложенному плану.

                                             План.

  1. Какое место в программе нашей партии до революции занимала идея Учредительного собрания?
  2. Каково значение Учредительного собрания для нашей партии сейчас?
  3. Какую поддержку и почему получила наша партия на выборах в Учредительное собрание?
  4. Какие перспективы связывает наша партия с работой Учредительного собрания или с его роспуском?

    Современный урок истории невозможно представить без метода проектов, проектных технологий, которые способствуют развитию ключевых компетентностей. Так, урок по теме «От февраля к октябрю» можно провести как урок – защиты творческого проекта. Для подготовки учащихся к защите проекта класс делится на 8 групп: «Февраль – март», «Апрель», «Май» и т.д. до «Октября». Группам предлагается «Рабочий лист для авторов проекта».

                         Рабочий лист для авторов проекта.

  1. Выделите ключевые политические события месяца, покажите их значение в развитии революционного процесса.
  2. Назовите «партию месяца» - политическую партию, которая определяла ход событий, аргументируйте свой выбор.
  3. Назовите «персону месяца» - политического деятеля, стоявшего в центре событий. Если вы затрудняетесь с выбором, объясните свои колебания.

     Каждая группа на уроке будет работать над проектом, который позволил бы составить ход событий 1917г, выделив из него один месяц, и определить «событие месяца», «партию месяца», «персону месяца». Таким образом, на уроке учащиеся составляют коллективный проект: « Политическая хроника 1917г», который найдет отражение в одноименном журнале. Право редактировать журнал получит группа – победитель в конкурсе проектов.

Мой опыт педагогической деятельности показал, что наиболее целесообразна групповая работа  на уроках обобщения знаний. Так, урок обществознания по теме «Социальная сфера» в 11 классе я провожу в форме учебной встречи.

                                           

                                                 Вопросы для I команды:

  1. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
  2. Что означает  понятие «социальная мобильность» Каковы ее виды?
  3. Какие признаки характерны для нации как наиболее развитой формы общности людей?
  4. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
  5. Перечислите функции семьи
  6. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?
  7. Что означает понятие «социальная стратификация»?
  8. Что такое социальный контроль?
  9. В чем социальная опасность преступности?

                                               Вопросы для II команды:

  1. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и                                справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?
  2.      Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
  3. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
  4. Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем опасность национализма?
  5. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнерского типа?
  6. Что включает понятие «молодежная субкультура»
  7. Приведите примеры каждого вида социальных норм.
  8. Каковы причины отклоняющегося поведения?
  9. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?

     Возможно использование групповой работы и во время изучения нового материала. Например, при рассмотрении темы «Основные события на фронтах Великой Отечественной войны» 11 класс делится на 9 групп по числу крупных компаний Великой Отечественной войны. Каждая группа учащихся самостоятельно работает с учебником, дополнительной литературой, картами. При возможности в распоряжение групп предоставляется учебный видеофильм «Великая Отечественная война 1941-1945гг», состоящий из 17 фрагментов, отрывки из которых можно использовать при презентации результатов исследования. Каждая группа заполняет таблицу «Значение компании в Великой Отечественной войне».

                                                   Задания для работы в группах.

1) Исследовательская работа

    1. Проследите по карте линию фронта в начале компании и в результате проведения компании.

    2. Определите значение компании в соответствующем периоде Великой Отечественной войны, дайте краткую характеристику компании.

    3. Назовите основные сражения компании, укажите их хронологические рамки, проследите ход боевых действий по карте

    4. Определите значение сражения.

    5. Заполните таблицу «Значение компании в Великой Отечественной войне»

2) Презентация результатов.

    1. Используйте карту, видеофрагменты для презентации результатов ваших исследований.

    2. Предложите классу свои варианты записи в соответствующие графы обобщающей таблицы

      Таким образом, потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы,- тем профессиональнее будет наша деятельность.

Литература:

1. Беспалько В.П. Психолого- педагогическая сущность интерактивного образования // Воронеж – Канзас: интеграция образовательных систем. – Воронеж, 2000.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии М., 1996.

Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

3. Кучерек И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989 № 4.

4. Лиймтс Х.И. Групповая работа на уроке. М., 1975.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М. «Народное образование» 1998.

6. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006г.

7.  Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX века. 9 класс. Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

8. Партицкая Г.В. «Игровые формы на уроке истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», № 10, 2005 г.

Система педагогического опыта учителя истории и обществознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Эффективность использования групповых технологий на уроках истории в школе

Педагогический проект, изучающий особенности групповых технологий, их реализацию на практике на уроках истории в 8 классе....

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...