Эффективность использования групповых технологий на уроках истории в школе
проект по истории (8 класс) на тему

Старостина  Юлия Алексеевна

Педагогический проект, изучающий особенности групповых технологий, их реализацию на практике на уроках истории в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_proekt.doc382 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

 «Эффективность использования групповых технологий на уроках истории в школе»

                                                        

                                                        учитель истории и обществознания

                                                        МБОУ СОШ № 31 имени Героев Свири

                                                                       г. Ульяновска                                                                                                              Старостина Юлия Алексеевна

                        

                                         

                                        

Ульяновск

            2014

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………..стр.

  1. Основная часть…………………………………………………………стр.

2.1.Групповая форма организации учебной работы, её особенности……..стр.

  1. Формирование групп…………………………………………………..стр.

     2.3.Организация работы групп……………………………………………….стр.

2.4. Разновидности групповых технологий………………………………....стр.

  1. Практическое обоснование……………………………………………стр.

3.1. Особенности применения групповой работы на уроках истории

в 8 классе……………………………………………………………………….стр.

  1. Заключение……………………………………………………………..стр.

Приложение № 1………………………………………………………………стр.

Приложение № 2………………………………………………………………стр.

Приложение № 3………………………………………………………………стр.

Приложение № 4………………………………………………………………стр.

Приложение № 5………………………………………………………………стр.

Приложение № 6………………………………………………………………стр.

Приложение № 7………………………………………………………………стр.

Список литературы……………………………………………………………стр.

I. Введение

     1.1 Проблема:   неудовлетворённость  степенью познавательной активности учащихся на уроках истории.

      К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко сузился. Интерес к истории, как и к другим предметам, падает: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предмета, уровень сформированности познавательных интересов невысокий.  Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное — непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации обучающихся, невостребованности их личностного потенциала.  Такое положение дел в школе противоречит требованиям времени, тому, что сегодня на выходе из школы ожидается не просто хороший исполнитель, а активная личность с развитым интеллектом, способная успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных потоках, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми, уметь аргументировать свою точку зрения.

           1.2 Актуальность проекта:   Перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни. В современной психологии обучения и образования активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей обучения — знания не передаются в готовом виде, а строятся самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащихся в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придаёт особую актуальность задаче формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

    Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.

 Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общих целей, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнёра по деятельности. Третью группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

      Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны обучающихся. Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем. На мой взгляд, именно использование на уроках групповых технологий может оказать мощное стимулирующее воздействие на развитие школьника.   

      Групповая работа на уроке помогает в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Использование групповых форм работы служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать предмет

     Актуальность темы обусловлена следующим:

  •  необходимость повышения познавательной активности учащихся как фактор успешности изучения истории
  • необходимость проработки  применения групповой работы на  уроках истории с целью формирования познавательной активности учащихся

   1.3   Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на использование групповой работы в обучении истории в 5-8 классах.

     1.4 Предметом исследования является особенность использования групповой работы  в учебном процессе.

     1.5 Цель представленного проекта:  формирование познавательной активности учащихся на уроках истории.

     1.6 Гипотеза:  процесс изучения истории будет эффективным, если:

  • определены теоретические основы развития познавательной активности учащихся на уроках истории
  • выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие познавательной активности учащихся при изучении истории
  • разработана методика применения групповой работы на уроках истории.

    1.8 Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: 

  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Эффективность использования групповых технологий на уроках истории в 8 классе».
  • Разработать конспекты уроков истории с применением групповых технологий.
  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.

     1.9 Планируемый результат:

1. Положительная динамика следующих составляющих:

  •  повышение качества учебно-познавательной деятельности; (повышение  качества знаний и уровня обученности  по предмету в 8а классе).
  •  удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности; (при анкетировании 8а класса 70-80% учащихся отметят удовлетворённость результатами своей деятельности)
  •  повышение уровня познавательного интереса и желания и в дальнейшем участвовать в групповой работе на уроке.
  1. Способы  реализации проекта:

Для достижения цели и решения поставленных задач будет применён комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме неудовлетворённости степенью познавательной активности учащихся на уроках истории; изучение и обобщение существующего практического опыта по теме «Эффективность использования групповых технологий на уроках истории в 8 классе », проведение анализа деятельности учащихся, статистическая обработка результатов реализации  проекта.


   

II. Основная часть

2. 1 Групповая форма организации учебной работы обучающихся, её особенности.

Групповая работа на уроке  — форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

П.И. Пидкасистый выделяет следующие признаки групповой работы учащихся на уроке:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  •  каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  •  состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

При групповой форме работы обучающихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся как со стороны, как со стороны педагога, так и учащихся консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной формах урока преподавателю труднее помогать всем учащимся. Пока он работает с одним – двумя учащимися, остальные, нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем иное положение таких учащихся в группе. Они получают помощь и от преподавателя и со стороны сильных учащихся – консультантов в своей группе, и от других групп. Групповая деятельность учащихся на уроке, как это показано в работе В.В. Котова, складывается из следующих элементов:

  • Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
  •  Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
  •  Работа по выполнению учебного задания.
  •  Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  •  Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  •  Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в шассе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
  •  Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Такая форма активизации обучающихся имеет ряд достоинств.

 Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся.

 Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

 В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение.

Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

2.2 Формирование групп.

Организация групповой работы начинается с формирования групп. И тут перед педагогом возникает ряд вопросов: какое количество обучающихся необходимо для создания группы?; как распределить обучающихся по группам?; что является основанием для отбора учащихся в ту или иную группу? Как отмечает известный русский дидакт М.А. Данилов, величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять учащиеся, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого учащегося в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения, при изучении какого-либо вопроса. Критерии отбора членов группы могут быть различными.

Принцип объединения групп

«+»

«-»

1. Стихийно 

-быстрота; 
-возможность побыть в новой роли. 

— возможна психологическая несовместимость 

2. Интерес 
а) желание (дружба) 

— быстрее могут договориться друг с другом; 
— лучше понимают друг друга. 

— могут быть отверженные. 

б) по отношению к проблеме, к предмету 

— высокий познавательный интерес; 
 - мотивация; 
— теоретические знания. 

— сложности взаимоотношений. 

в) по уровню познавательной активности 
-одноуровневые; 
— разноуровневые. 

— не ставим самооценку под угрозу; 
 - повышение мотивации у обучающихся с низкой активностью. 

— минимальное повышение уровня; 
 - с низким уровнем будут подавлены. 

г) с выгодой 

— менее способный обучающийся не испытывает страха по поводу не выполнения задания, он отдыхает. 

— вырастает пассивный учащийся. 

3.«слабые» + «сильные» 

— идет активное взаимообогащение знаниями; 
 - возможность найти свое место и почувствовать успех. 

— возможно будут работать только «сильные» учащиеся — формирование пассива 

4. По выбору «лидера»

— каждый ощущает свою полезность; 
 -каждая группа уже имеет лидера, который сможет организовать эффективную работу. 

— желаемых учащихся на всех не хватает; 
 - учащийся видит себя в группе, а его туда не выбирают. 

5. По типу темперамента 

— комфортность членов группы; 
 -результативность; 
-завершенность. 

— обучающийся не учится работать и жить с людьми несовместимого темперамента; 
 -возможны ошибки, так как нет точных методик определения темперамента 

6.По виду мышления 

— задействован ведущий тип мышления для выполнения задания. 

— самому учителю сложно определить вид мышления. 


Такое разнообразие принципов формирования групп требует от педагога глубокого изучения особенностей коллектива учащихся, а также тщательного подхода к процессу образования групп.
Этап формирования групп — немаловажное условие качества проведения групповой работ
 
2.3 Организация работы групп.

Формирование групп — очень важный, но лишь начальный этап работы. Далее следует не менее важный этап — организация работы группы. Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, преподаватель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого преподаватель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 
1) Подготовка к выполнению группового задания. 

  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
  •  Инструктаж о последовательности работы. 
  •  Раздача дидактического материала по группам. 

2) Групповая работа. 

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 
  •  Распределение заданий внутри группы. 
  • Индивидуальное выполнение задания. 
  •  Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. 
  •  Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). 
  •  Подведение итогов группового задания. 

3) Заключительная часть. 

  •  Сообщение о результатах работы в группах. 
  •  Анализ познавательной задачи, рефлексия. 
  •  Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация преподавателя на группу. 

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося:

  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  • для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  • какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  • улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  • не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  • вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  • совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

2.4. Разновидности групповых технологий

Групповой опрос.

 

Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.


Общественный смотр знаний. 

В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.
Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах. Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.
Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.
Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.
Часть учеников выполняют работу у доски, часть — сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественно
го смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе
школы, а также в органах информации.


Учебная встреча.

 Обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а

иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время). Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

Диспут.

 Разновидностью учебной встречи является диспутОрганизация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением 
правил ведения дискуссии:

  • Я критикую идеи, а не людей.
  • Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.


Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.


Нетрадиционные уроки.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный
урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное
время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого
составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по
различным предметам. Консультанты по учебному предмету — это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

III. Практическое обоснование. 

З.1. Особенности применения групповой работы на уроках истории в 8 классе.

        В практике моей работы преобладали традиционные методы преподавания. Необходимость применения нетрадиционных технологий осознавалась мною, но подготовка к таким урокам требует больше времени и физических затрат. Традиционные методы преподавания способствовали к перегрузке учащихся, не способствовали развитию познавательной активности, не формировали потребность в самообразовании, снизилось стремление учеников к самостоятельным формам работы, к дополнительным источникам знаний, неосознание некоторыми учащимися значимости учения. Анализ затруднений учащихся по истории показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в знаниях предшествующего материала, а неподготовленность к изучению истории и применении полученных знаний. У отстающих школьников отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части и главную мысль, пересказывать, составлять самостоятельно рассказ на основе прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос. Отсюда неспособность понять материал, который становится неинтересным. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения – вот что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект.

     Один из вариантов решение данной проблемы - применение групповых форм работы на уроках истории.  Реализовать свой проект я решила на примере

8А класса, т.к. в этом классе я работаю с 7 класса в данной школе. Анализируя проблему, я выяснила, что успеваемость в 8 классе немного, но снизилась по сравнению с 7 классом (Приложение №1).

   Успешность обучения зависит от желания овладения основами наук. Чтобы у школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть всё, что делает ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый класс.

   Исследования учёных и практика показывают, ученики запоминают 5%, если слышат, 10% - если видят, 20% - если видят и слышат, 50% - если обсуждают, 75% - если практически применяют, 90% - если сами обучают, поэтому урок необходимо построить так, чтобы использовались активные формы обучения, дети сами получали знания.

   Свою проблему я хочу решить с помощью использования групповой работы   на уроках, используя в комплексе с играми и применением ИКТ. Выбор сделан на основании результатов анкетирования. (Приложение №2) Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к истории. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении истории дали 7 учащихся. Второй вопрос был направлен на выявление предпочтительных форм работы: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают, что предпочтительными формами работы являются игра и применение на уроке групповой работы, а также различных форм использования ИКТ на уроке. Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере, частично-поисковый уровень познавательной деятельности.

   Обобщив изученный мною материал, я пришла к выводу, что путь к решению моей проблемы в комплексном использовании описанных форм работы. Данная система работы позволяет организовать целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, способствующую развитию познавательного интереса, росту внутренней мотивации к учению.

   Ведущим инструментом моей деятельности в рамках данного проекта является урок, организованный в режиме активного включения ученика в поисковую деятельность с использованием групповых технологий и созданием на уроке атмосферы комфорта, взаимоуважения, толерантности. В ходе данной деятельности я старалась применять  разный подход к формированию групп. В начале группы формировались стихийно, я выясняла оптимальное разделение  на группы, учитывая и уровень познавательной активности, и тип темперамента, стараясь добиться и психологического комфорта в отношениях между членами групп. Каждая группа действует в соответствии с правилами работы в группе, распределяет свои обязанности примерно в соответствии с памяткой, придерживается плана работы. (Приложение № 3)

    Исходя из опыта педагогической практики, можно сказать, что внедрение групповых форм работы на уроке должно применяться не от случая к случаю, а периодически, причем именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. При организации групповой работы на уроке истории я стараюсь четко продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, график, таблица, схема, выполненные вместе (они подписываются всеми членами группы, и каждый должен знать и понимать то, что сделано группой). Это может быть и устный ответ, представленный одним из участников группы  

      Групповая работа требует специальной расстановки мебели для удобства работы. При данной форме работы в классе шумнее обычного: внутри групп происходит постоянное общение. Но в этом есть свои плюсы: во-первых, ученик проговаривает свои мысли вслух, что не всегда удавалось ему в течение года, во-вторых, любое общение для подростка представляет самостоятельную ценность.

      При использовании групповых технологий особенно важен вопрос оценивания. На мой взгляд, оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности в целом группы. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе.

       В работе с группами мне очень помогают «Листы самоконтроля, самооценки и рефлексии», которые я разрабатываю. От урока к уроку они несколько видоизменяются, но смысл остается один: дети видят весь объем работы, отслеживают на протяжении всей работы и оценивают выполненные задания, а также оценивают работу каждого члена группы по активности и вкладу в общее дело. Видят, где группа недоработала, где все получилось, какую корректировку нужно внести. (Приложение № 4) Иногда при организации групповой работы назначаю эксперта или «оценщика» в каждой группе, иногда группа сама может выбрать «оценщика». Желательно, чтобы ребята, исполняющие эту роль, менялись почаще, то есть «в роли оценщика» должны попробовать себя все ученики.

    Правда, иногда я делаю отступления от принятой нормы оценивания групповой работы и даю общую оценку всей группе. Цель подобного подхода оценивания – обратить внимание на самого слабого ученика, более других нуждающегося в помощи и поддержке. Не в последнюю очередь именно благодаря нему члены групп сотрудничества, не отличающиеся ни особыми способностями, ни усердием, нередко добиваются весьма значительных успехов. Объясняя и повторяя материал слабому, они сами лучше его усваивают и запоминают. При этом оцениваются не столько знания, сколько усилия учеников (у каждого своя «планка»).

        Так, при изучении темы «Венский конгресс – новая система международных отношений» в 8 классе в курсе всеобщей истории Нового времени возможен страноведческий подход и организация групповой работы с выделением групп, которые будут представлять стран-участниц Венского конгресса: Российскую империю, Англию, Пруссию, Австрию, Францию, Швецию, Голландию и др. Каждая группа получает задание:

1. Выясните, какие территории были присоединены или потеряны данной страной по решению Венского конгресса. Найдите эти территории на карте.

2. Сделайте вывод, осталась ли довольна данная страна решениями Венского конгресса или нет.

Группа работает 4—5 мин, потом представитель от команды рассказывает о результатах работы, показывает по настенной карте территориальные приобретения или потери, помещает на доску с помощью магнита карточку с названием страны в одну из двух категорий: «Страны, довольные результатами конгресса» или «Страны, недовольные результатами конгресса».

        Также можно привести в качестве примера урок в 8-м классе в курсе всеобщей истории Нового времени по теме «Консерваторы, либералы и социалисты спорят о будущем общества». Учитель делит класс на три группы (по 8—9 человек): «консерваторы», «либералы», «социалисты (коммунисты)». Каждая группа в свою очередь делится на четыре малые группы (по 2—3 человека), которые берут на себя один из вопросов плана характеристики общественно-политического течения XIX века:

  1. Как организовать экономику идеального общества?
  2. Как организовать политическую власть в идеальном обществе?
  3. Как организовать структуру идеального общества?
  4. Как организовать культурную жизнь идеального общества?

Учащиеся работают в течение 5 мин: находят нужную информацию, оформляют её в сжатом или схематическом виде на листе формата А4. По окончании работы один или несколько представителей каждой группы презентуют результаты своей работы и помещают лист на доску. Далее коллективно обсуждается вопрос о средствах, которые выбрали представители этих течений для достижения идеального общества. На доске появляется таблица «Представления об идеальном обществе разных политических течений» — результат работы всего класса на уроке.

Консерваторы

Либералы

Социалисты

(коммунисты)

Как организовать экономику идеального общества?

Как организовать политическую власть в идеальном обществе?

Как организовать структуру идеального общества?

Как организовать культурную жизнь идеального общества?

Как достичь этого идеального общества?

      Можно организовать групповую работу и по теме «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского» в курсе истории России 8 класс по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Учащимся предлагается проанализировать планы Сперанского по реформированию сословного строя России и государственного управления. Задания группам: Группа1.Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы;
б) какие права получили бы эти сословия.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Группа 2.Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте группе 1 три вопроса по изменению положения сословий в России.

Группа 3.Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Группа 4.Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России.
2. Подготовьте и задайте группе 3 три вопроса по данной теме.

Среди вопросов, подготовленных учащимися, прозвучал и такой: «Кого не устраивал предложенный вариант реформ?».
В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.

Уроки с применением групповых форм работы с использованием ИКТ и игровых технологий проводились в 8 А классе на протяжении I  и уже в системе во II четверти. (Приложение № 5)

IV. Заключение.

Результат реализации проекта. 

   1. Диагностика результатов обучения показала, что в классе, где регулярно проводятся уроки с использованием групповой формы работы, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. (Приложение № 6).

   2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности: качество знаний (КЗ) по сравнению с результатами I четверти 2013-2014 уч. года выросло (с 80% до 84%) и степень обученности (СОУ) также повысилась (с 61% до 72%).(Приложение № 7)

    3. Наблюдается заинтересованность учащихся в продолжении группой форме работы на уроке. Было проведено анкетирование, в котором приняли участие 25 чел 8А класса.

Учащиеся отметили следующие достоинства групповой работы при проработке с заданиями по истории:

 при помощи обсуждения с соучениками можно лучше разобраться в ходе решения (84%),

допущенные ошибки лучше уясняются в результате совместного обсуждения (75%). 50% учащихся отметили возможность сразу проверить правильность решения задания;

43% - получение помощи от соучеников,

 17% - соревнование между учениками в скорости решения.

 Как видим, школьникам импонирует преимущества, связанные с усвоением содержания учебного материала.

При фронтальной работе, последовавшей за групповой, 56% учащихся поправилось, что при объяснении ошибок всему классу не сообщалось, кто из учеников допустил ту или иную ошибку. Данные опроса показывают, что групповая работа имеет мотивирующее значение.

Ученики отмечают, что возросло желание самому понять задание (62%) и не отставать от других (54%). От учащихся требовалось также отметить, в каких случаях они начинают заниматься посторонними делами и разговаривать на посторонние темы. Такие случаи выявились только у 2% учеников во время групповой работы.

Можно сказать, таким образом, что групповая работа способствует деловой направленности учащихся. 63% пожелало в дальнейшем выполнять задания в форме групповой работы, 33% - в форме фронтальной работы, а 4% - индивидуально.

На вопрос, удовлетворены ли учащиеся своей деятельностью на уроках, где были использованы групповые формы работы, положительно ответили 76% учащихся.

Приведенные данные показывают, что большому числу учащихся нравится групповая работа, но есть и такие, которые отдают предпочтение другим формам. В таком случае приходится предполагать, что в процессе групповой работы что-то этих учеников не удовлетворяло. Выяснение этих обстоятельств дало следующую картину: 8% учащихся не поняли причины возникших ошибок, поскольку объяснения соучеников сказались недостаточными: 7% учащихся раздражал возникающий в классе во время работы шумок: 7% находят, что выполнение заданий в группе слишком утомляет.

Как видно, эти отрицательные оценки частично исходят из индивидуальных особенностей учащихся, и причины их возникновения полностью не устранимы. Но более тщательным комплектованием групп и более частым включением в их деятельность учителя можно добиться, чтобы каждый ученик достаточно хорошо все понял.

Практика показывает, что успешное изучение истории практически невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Используя групповую форму работы на уроках истории, я добиваюсь, активизации познавательной деятельности, способствующей развитию интереса к предмету, самостоятельности мышления и самореализации личности обучающегося, что, в конечном счете, повышает качество его знаний. Сопоставление теоретических и практических данных доказало целесообразность применения групповой формы организации учебных занятий на которых наиболее продуктивно развиваются качества, необходимые для последующего осуществления профессиональной деятельности.

Приложение № 1

Учебные показатели до реализации проекта.

Вывод:

Учащиеся 8А и 8В класса снизили основные учебные показатели в первой четверти текущего года (2013-2014) по сравнению с годовыми результатами за 7 класс.

Приложение №2

Учащимся 8А класса была предложена

 Анкета №1.

1.Класс _____________

2.Какие предметы тебе нравятся? ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие формы работы на уроке ты предпочитаешь? ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На вопросы анкеты ответили  25 учащихся. На второй вопрос учащимся было предложено записать 3 предмета. Предмет «история» нравится 7 человек. Учащиеся предпочитают формы работы: выполнять задания на компьютере, работать в группе,  играть, составлять кроссворды, викторины, решать тесты.

Анализ анкет показал, что проявляют интерес к истории 30 % опрошенных учащихся.

Чтобы выяснить причины снижения интереса и учесть интересы учащихся  при разработке уроков предложена

Анкета  №2

  1. Класс: ______________
  2. Нравится ли тебе предмет «история»?  Да, нет (подчеркни нужное). Почему?______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как бы ты хотел изменить урок, чтобы он стал для тебя  более интересным  (подчеркни нужное):
  • Игры на уроках,
  • Групповая работа
  • Уроки с мультимедиа (презентации, электронные диски),
  • Решение тестов, кроссвордов
  • Работа в тетрадях на печатной основе
  • другое

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ анкет показал:

Предмет «история» нравится 7 учащимся, кроме того, большинству учащихся нравилась история в 5-6 классах. Причины, почему не нравится «история» указали следующие: нравятся другие предметы, много непонятного материала, некоторые темы не нравятся. Учащиеся выделили виды деятельности:

Игры на уроках – 7 человек

Групповая работа - 10 человек

Уроки с мультимедиа (презентации, электронные диски) -  10 человек

Решение тестов, кроссвордов- 5 человек

Работа в тетрадях на печатной основе – 7 человек

другое -  2 человека.

Приложение № 3

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

(даются в готовом виде или вырабатываются участниками).

  1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
  2. Нужно слушать и понимать друг друга.
  3. Нужно уметь договариваться.
  4. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В ГРУППЕ.

  1. Желание каждого участника работать друг с другом.
  2. Уяснение цели работы в группе. Группа формируется для достижения результата (нахождения способа решения задачи, постановки проблемы ), а не для приятного, дружеского общения.
  3. Важно правильно организовать поиск решения задачи или проблемы, что позволит резко сократить время выполнения задания.

ПРИМЕРНОЕ РОЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГРУППЕ.

Организатор (лидер)- организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.

Секретарь – оформляет решение группы.

Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.

Спикер – представляет результаты работы группы.

Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.

Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник группы одновременно выступает в роли “ генератора идей”, “понимающего”, “критика”.

Приложение № 4

Лист самоконтроля, самооценки и рефлексии
Класс __________
Команда №______
Число __________

Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!

Учащийся (фамилия, имя)

Помощь команде

Активность

Оценка команды

Оценка учителя

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Теоретические задания для группы

Задания

полностью правильно

частично правильно

неправильно

Задание 1.

 

 

 

Задание 2

 

 

 

Творческие задания для группы

Синквейн

Домашнее задание

Класс

Рефлексия

Все ли получилось? Почему?

___________________________________________

Как менялись чувства и настроение во время урока?

___________________________________________

Лучше всего у нас получилось

___________________________________________

Этого мы достигли благодаря

___________________________________________

Труднее всего было

___________________________________________

Эти трудности мы преодолели так:

___________________________________________

Выполнили поставленные цель и задачи?

___________________________________________

Приложение № 5

Организация групповой работы на уроках истории в 8 классе.

Тема: «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права».

Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России?

Давайте не спешить с ответами.  Пусть это будет только предположением, то есть   гипотезой урока..

Для того  чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть,  вы будете работать в группах.

Первая группа будет заниматься  сельским хозяйством – вы должны выяснить каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

Вторая группа – промышленников. Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

Третья группа  выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.

Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России.

Модель капитализма можно представить в виде - корабля.

Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах.  У каждой группы свой парус (раздать куски).

У каждого из вас будет своя роль в группе и соответствующее ей задание. Возьмите конверт и выберите себе роль. В каждой группе есть хронографы, они не только следят за временем работы, но и оценивают и корректируют работу каждого в группе, заполняя оценочный лист, теоретики, документалисты будут   работать  с  различными источниками, статисты-  с статистическими данными, а понятисты- с понятиями. Аналитик группы будет подводить итог работы группы по ключевому вопросу. Задача художника- дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Аналитик каждой группы отвечает на поставленный вопрос, опровергают или подтверждают гипотезу урока.  Дети из группы могут дополнять.

По каждой группе на экран выводы.

Художник прикрепляет парус, объясняя выбор цвета.

Модель с её особенностями создана. Наш корабль капитализма продолжает путь, а впереди его ждут новые трудности и испытания.

Подведём итоги сегодняшнего урока.

  Рефлексия.  Продолжите предложение:  Я удивился… Я научился … Мне понравилось …  Я задумался …  Я понял…

  Вашу работу оценивали и одноклассники. Передайте мне оценочные листы, они мне помогут выставить оценки за урок.

Домашнее задание: §.23,подготовка сообщений.

Задания первой группы.

Выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенный период.

  1. Аналитик

Подвести итог по ключевому вопросу.

  1. Теоретик

1 .Объясните, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ? (по тексту учебника стр. 158).

2.Объясните, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период? (по тексту учебника).

  1. Документалист

По тексту документа «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардта  ответьте на вопросы:

1. Что такое отрезки?

2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики?

Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских

хозяйств?

А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.

...Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки... Где есть отрезки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но получившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые хотя и получили полный надел, но у них были отрезки...

У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают... как при крепостном праве, то есть на своих лошадях, со своими орудиями производства...

Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за арендную плату деньгами, а то нет — непременно под работу. И что всего нелепее, очень часто вся эта работа не приносит помещику, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бесплодно для всех зарывается в землю. В нашей местности я один только пример знаю, что крестьяне платят за отрезки деньгами, да и то только потому, что имение находится в аренде у купца, который хозяйством не занимается и в крестьянской полевой работе не нуждается...                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Для многосемейных зажиточных крестьян, у которых во дворах много работников и работниц, много лошадей и исправная снасть, отработать за отрезки... еще ничего, но для одиночек-бедняков, у которых мало лошадей, отработка...— чистое разорение.

  1. Понятист

Объясните понятия:

Аренда

Временнообязанные

« отрезки»

Надел

  1. Статист

Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы. 

Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период (60-70-гг. XIXвека).

Показатели развития сельского хозяйства.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

Посевные площади.

82,5 млн. десятин.

103,8 млн. десятин.

Урожайность хлебов с одной десятины.

5 центнер.

7 центнер.

Средневаловой сбор хлебов.

31,2 млн. тонн.

54,1 млн. тонн

Дворянское землевладение.

Около 90 млн. десятин.

53,2 млн. десятин.

  1. Художник

Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

  1. Хронограф

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист

Ф.И.О.

Умение работать в группе

Аргументация своей точки зрения

Участие в реализации общей проблемы

 Задания второй группы

Определить, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

  1. Аналитик

Подвести итог по ключевому вопросу.

  1. Теоретик

 Прочтите текст учебника - пункт «Промышленный подъем» (стр.162-164) и ответьте на вопросы:

  1. Что было характерно для развития пореформенной промышленности?      2.Почему российская промышленность, несмотря на успехи, испытывала трудности?

  Прочтите текст учебника, ответьте на вопрос: Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?

( по тексту учебника и карте в учебнике «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.»).

  1. Документалист

  Из «Воспоминаний старого рабочего» Б. И. Немчинова

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев - своя одежда и обувь, хозяйский стол и квартира.

<.. .> Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работало 16 мастеровых и 19 мальчиков. <...> Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай - мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и проработав 12, чаще всего 12 1/2 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засыпали, что клопы и вши могли нас живыми съесть - не услышим. И так было не у одного нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже.

В 1886 году я поступил работать в другую мастерскую - слесарное заведение Куприянова. Здесь распорядки были даже хуже той мастерской, где я работал раньше, и постановка производства была хуже. Рабочих работало около 40 человек. Спальни были очень скверные, рабочие жили землячествами, преобладали можайские и тульские, народ совсем темный, деревенский. Прожив в этой мастерской семь месяцев, я перешел 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел <...> Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на пасху - неделя, а на святки - две недели, аккуратная уплата заработка. Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками... Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования, это-то понимали все рабочие.

Термины:

полудничать - принимать пищу в промежуток времени между обедом и

ужином; Землячество - братство, кружок, братия.

Вопросы и задания к документу:

- Кто автор произведения?

- О каком времени он вспоминает?

- На каких предприятиях он трудился?

- Что известно об условиях труда на этих предприятиях?

- Перечислите общие для всех предприятий условия труда?

- На каком предприятии условия труда были лучше? С чем это связано?

- Как вы понимаете слова документа: «но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования»?

  1. Понятист

Объясните понятия:

Слои общества

Социальная структура

Промышленный переворот

Концессия

Кредит

Товарное производство

  1. Статист

Сравните показатели развития промышленности  до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы. 

Развитие промышленности    в пореформенный период. (60-70-гг. XIX века).

Показатели развития промышленности.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

Свеклосахарная промышленность.

1,9 млн. пудов.

12,5 млн. пудов.

Выплавка чугуна.

20,5 млн. пудов.

88,7 млн. пудов.

Добыча каменного угля.

18,3 млн. пудов.

555,5 млн. пудов.

Добыча нефти.

500 тыс.

377 млн.

  1. Художник

Задача художника -дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

7.  Хронограф

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист

Ф.И.О.

Умение работать в группе

Аргументация своей точки зрения

Участие в реализации общей проблемы

 

Задания третьей группы.

Выяснить  уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.

  1. Аналитик

Подвести итог по ключевому вопросу.

  1. Теоретик

 Как повлияло железнодорожное строительство на социально-экономичкское  развитие  России.

1. Почему период с 1868 - по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины? ( по тексту учебника  и по карте).

2. Сделайте вывод, как изменился ассортимент грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы? (из таблицы).

промышленности и, наоборот? (по тексту учебника).

  1. Документалист

  Из программной записки министра финансов М. X. Рейтерна. 1866 г.

Сооружение железных дорог можно назвать не только настоятельной потребностью, но и положительно важнейшею для будущности России задачею правительства. Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным исходом для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного и финансов вообще; экономическое положение России может быть существенно улучшено также лишь посредством железных дорог, которые дадут ценность ее произведениям и, следовательно, достаточное вознаграждение труду и безбедный доход с земли; в финансовом отношении можно ожидать существенного увеличения доходов лишь от улучшения экономического быта, который находится в зависимости от улучшения путей сообщения; наконец, даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должна умножить силу России.

 Вопросы к документам: 1. Что такое отрезки? 2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики? 3. Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских хозяйств? 4. В чем видится министру финансов России финансово-экономическое и политическое значение развития железнодорожной сети в стране?

H. А. Некрасов. «Железная дорога»

Ваня (в купеческом армячке): Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша пальто на красной подкладке): Граф Петр Андреич Клейнмихель, душенька! Разговор в вагоне:

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден -

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные...

Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,

То сторонами бегут.

Слышишь ты пение?... В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Все претерпели мы, Божии ратники,

Мирные дети труда!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький!... Волосом рус,

Видишь: стоит изможден лихорадкою,

Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих ногах,

Вечно в воде, по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век...

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек! <...>

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать. <...>

Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать.

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону....

Рад показать!

Слушай, мой милый: труды роковые

Кончены - немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался...

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копеечку прогульные дни!

Все заносили десятники в книжку -

Брал ли на баню, лежал ли больной:

«Может и есть тут теперича лишку,

Да вот, поди ты!...» Махнули рукой...

В синем кафтане - почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь,

Едет подрядчик по линии в праздник,

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно...

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

«Ладно... нешто.,. .молодца!...молодца!...

С Богом, теперь по домам, - поздравляю!

(Шапки долой - коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И - недоимку дарю!...»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:

С песней десятники бочку катили...

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком «ура»! по дороге помчал...

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?...

Термины:

артель - объединение людей для совместного выполнения какой-либо работы;

десятник - надсмотрщик над рабочими при земляных, строительных и других работах;

подрядчик - человек, который обязуется под свою ответственность выполнить по заданию заказчика определенную работу с использованием собственных материалов или материалов заказчика, самостоятельно или, наняв людей;

лабазник - человек, торгующий мукой, отрубями.

Вопросы и задания:

- Кто автор произведений?

- В каких исторических условиях было создано произведение?

- О работе на каком предприятии идет речь?

- Каковы условия труда рабочих?

- Что заставляет рабочих трудиться в таких нечеловеческих условиях?

  1. Понятист

Наёмный рабочий

Буржуазия

Стачка (забастовка)

Гражданские права

Пошлина

  1. Статист

Сравните показатели развития железнодорожного строительства  до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы. 

Развитие железнодорожного строительства

в пореформенный период (60 - 80-е годы XIX века).

Показатели железнодорожного строительства

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х -по 1890-е годы.

Протяженность железных дорог.

2 тысячи км.

22 тысячи км.

Ассортимент перевозимых грузов.

Хлеб составлял 40 % всех грузов.

Хлеб составлял 25 % грузов, нефть-30%, лес, уголь - 40 %.

  1. Художник

Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

7.  Хронограф

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист

Ф.И.О.

Умение работать в группе

Аргументация своей точки зрения

Участие в реализации общей проблемы

                                             Тема:

           «Внутренняя политика Александра I»

Групповая работа организуется так:

1-я группа работа с документом  о продаже крепостных крестьян

В. Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления?

В. Как объявления характеризуют отношения дворян к крестьянам?

2-ягруппа- работа с документом( отрывок из указа о вольных

                    хлебопашцах)

В. Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?

 В. Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?

3группа- работа с источником ( из манифеста об образовании

                  Государственного Совета)

В. Как можно охарактеризовать Государственный Совет согласно этому документу?

В. Сильно ли изменилась по существу структура власти в России?

В завершении урока предлагается работа с уже составленной схемой  «Реформа высших органов власти».

Каждая из групп выполняет своё задание по вопросу

О сравнении  структуры власти в России до и после реформ .

  • Чем министерства отличались от коллегий?
  • Изменились ли функции оставшихся учреждений?
  • Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь царём, а какие нет?

Тема:

« Внешняя политика Александра I»

На этом уроке  групповая работа организуется следующим образом: класс делится на две группы,  самостоятельная работа организуется по заполнению таблицы. Используя материал учебника, заполните таблицу «Внешняя политика России 1801-1812г.»  

1-я группа - восточное направление;

2-я группа – западное направление;

Восточное направление

Западное направление

1801……………..

1803-1804……….

1804-18013………

1806-1812………..

1804…………..

1805…………..

1806…………..

1807…………...

 После заполнения таблицы, каждая группа характеризует своё направление  внешней политики. Учащиеся  должны записать услышанное, и заполнить таблицу.

Второе задание отобрать самостоятельно в определённую колонку неудачи и успехи во внешней политике. Каждая группа заполняет свою колонку. В помощь обоим группам предлагается  следующие опорные слова:

Аустерлиц, Швеция, Фридлянд, Бессарабия, Османская империя,

Тильзит, Франция.

Неудачи

Успехи

  • ……
  • …..
  • ……
  • ……..
  • ………
  • ………
  • ……..

 

Тема:

« Отечественная война 1812года»(1 вариант)

На этом уроке двум группам даётся следующее задание.

Работая с документом,   характеризующим комплектование и состав русской и французской армии, предлагается найти 1-й группе - достоинства  обоих армий, 2-й группе- недостатки.

На этом уроке ведётся работа с контурной картой .

1-й группе задание -  отметить на контурной карте расположение русских армий и их численность , города Смоленск, Москву, реку Неман.

2-й группе задание  - отметьте место соединения 1 и 2 русской армии.

Опережающее задание по карте

1-й группе - глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?  

2-й группе - какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

Приложение № 6

Анализ работ учащихся 8А класса.

Россия в период правления Александра  II

1Соотнеси события, даты и имена:

событие

дата

имена

Реформа отмены крепостного права

Введение всесословной воинской повинности

Деятельность народнической организации «Земля и воля»

Русско-турецкая война

Убийство Александра II

Деятельность культурно-просветительской организации «Старая громада»

Конституционный проект

даты: 1861 г., 60-е гг. ХIХ в., 1874 г., 1876-1879 гг., 1877-1878 гг.,

1881 г.,1.03.1881 г.

имена: Греневицкий И.И., Драгоманов М.П., Лорис-Меликов М.Т., Милютин Д.А., Перовская С.Л., Ростовцев Я.И., Скобелев М.Д.

2. Найди ошибки в тексте

I вариант. Освобождение крестьян в 1864 г. и последовавшие за ними реформы 69-70-х гг. стали переломным моментом в русской истории. Их следствием стало создание в России условий для развития капитализма. Быстрыми темпами стали расти новые социальные слои населения – промышленная буржуазия и пролетариат. Наделение крестьян землей привело к формирования группы мелких собственников в деревне. Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовало о отмирании сословного строя и ограничении самодержавия.

 II вариант. Внешняя политика Александра II носила активный характер. Однако восстановить свое положение великой державы так и не удалось.

Политика Горчакова, направленная на отмену условий Парижского мира была безуспешной.  Несмотря на активные военные действия, Россия не сумела расширить свои территории. Не сумела Россия и оказать поддержку национально-освободительной борьбе южнославянских народов.

3 Проблемная задача:

I вариант. Крестьянская реформа 1861 г. носила половинчатый характер - крестьяне не получили землю в полную собственность. Какие социально-политические и экономические последствия это имело?

II вариант. Александр II провел в 60-70-е гг. либеральные реформы, отменил крепостное право. Почему царь-освободитель был убит народовольцами?

Ответы.

Россия в период правления Александра  II

1Соотнеси события, даты и имена:

событие

дата

имена

Реформа отмены крепостного права

1861

Ростовцев Я.И.

Введение всесословной воинской повинности

1874

Милютин Д.А.

Деятельность народнической организации «Земля и воля»

1876-1879

С.Л.Перовская

Русско-турецкая война

1877-1878

М.Д.Скобелев

Убийство Александра II

1.03.1881

Греневицкий И.И.

Деятельность культурно-просветительской организации «Старая громада»

60-е гг. ХIХ в

Драгоманов М.П.

Конституционный проект

1881

 Лорис-Меликов М.Т.

2. Найди ошибки в тексте

I вариант

1. Освобождение крестьян произошло в 1861 г, а не 1864 г.

2. Темпа роста новых слоев населения были не слишком высокими.

3. Крестьянская реформа не решила проблемы формирования мелких собственников в деревне, т.к. крестьяне землей не наделялись.

4. Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах не привело к отмиранию сословного строя и ограничению самодержавия.

II вариант

1. России при Александре II удалось восстановить положение великой державы.

2. Горчаков сумел добиться пересмотра условий Парижского мира.

3. Рубежи Российской империи расширились за счет приобретения среднеазиатских территорий.

4. Результатом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. стало провозглашение независимости Сербии, Черногории и Румынии, Болгария получила автономию в составе Турции.  

Тест писали 25 человек. Результаты:

«5» - 9

«4» - 12

«3» - 4

КЗ-84%

С тестом справились все учащиеся. Ряд ошибок был допущен в первом задании на соотнесение событий, дат и имен. Особое затруднение вызвали даты, хотя события и имена все соотнесли правильно. Сложность вызвало задание по теме «Внешняя политика России в период правления Александра II». 4 человека не приступали к выполнению проблемной задачи, что обусловлено их уровнем познавательного интереса. 9 человек смогли полно и развернуто ответить на этот вопрос, высказали свое отношение к этой проблеме и аргументировали его. Остальные при выполнении задания смогли приблизиться  к ответу, что говорит о сформированности представлений о том историческом периоде.

Этот же тест был предложен учащимся 8В класса, в котором уроке проводились в традиционной форме. Тест писали 25 учащихся.

Результат:

«5»- 3

«4» - 12

«3» - 10

КЗ – 60 %

Вывод:

Анализ работ показывает, что в  классе, где регулярно проводятся уроки с применением групповой работы, учащиеся лучше усвоили тему, у них  выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем.

Приложение № 7

Достигнутые результаты

Вывод:

В 8А классе, где применялся метод групповой работы, показатели КЗ и СОУ во второй четверти повысились, что говорит о повышении познавательной активности учащихся. В 8В классе, где сохранялись традиционные методы, показатели снизились.

Список используемой литературы.    

1. Аствацатуров Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания [Текст]: / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. — Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. [Текст]: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2004. – 192 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст]: / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с.

4. Панина  Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т. С Панина, Л. Н. Вавилова. — М.: Академия, 2006. — 176 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование»).

5. Пидкасистый  П.И.Педагогика. [Текст]: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.

6. Шамова, Т.И.Управление образовательными системами. [Текст]: учеб. пособие./ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М.: Академия, 2002. – 384 с.

7. Шоган, В.В.Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. [Текст]: — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 128 с.

8.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.

9.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.

10.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.

11.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.

12.Преподавание истории в школе, 1990, №4-6; 1992, №5-6; 1993, №4-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования информационных технологий на уроках в школе

Развитие общества, науки и техники требует использование новых информационных технологий в обучении....

Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.

Чтобы развить  в школе активную   личностьс развитым интеллектом, способную  успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных по...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...