СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Чучуй Евгения Николаевна

                        Представление  о процессе восстановления хозяйства в послевоенные годы,  идеологические кампании конца 1940-х гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_na_otkrytyy_urok.docx65.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ

ГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА

Общие цели: получить представление обучающихся о процессе восстановления хозяйства в послевоенные годы; познакомить с идеологическими кампаниями конца 1940-х гг.

Вспомогательные цели: опираясь на текст учебного материала, назвать проблемы, требовавшие первоочередного решения в последние годы жизни И. В. Сталина; объяснить с опорой на текст §  учебника политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции.

Дополнительные цели: установить источники быстрого восстановления экономики в послевоенные годы; проанализировать причины и сущность массовых репрессий 1940-х - начала 1950-х г.; охарактеризовать политический режим в СССР.

Основные даты и события:

1946-1947 гг. - голод в СССР.

1946-1950 гг. - четвертый пятилетний план.

1949 г. - создание советской атомной бомбы.

1954 г. - запуск первой в мире атомной электростанции.

Ход урок.

Изучение нового материала:

Эпиграф к уроку:

Историю, мой друг, нельзя остановить;
Тем более нельзя историю забыть!
Забыв свое “вчера” – предашь грядущий день,
Взрастишь в своей душе невежество и лень…
Ты хочешь сесть и ждать? Тихонечко скулить
О том, как тяжело тебе сегодня жить,
С самим собой за мир вступить не смея в бой,
За Светлую Мечту не смея встать горой!?
Чтоб переделать мир – известно, как начать.
Конечно, не всегда случится побеждать,
Но если Гражданин и хочешь смело жить,
Давать тепло и свет, гореть, а не чадить,
Твой выбор не богат – пожалуй в первый ряд!
Да, тем кто впереди труднее во сто крат,
Но радость от борьбы и счастье – тоже им!
Ты докажи себе, что можешь быть таким.

План:

  1. Переход страны на мирный путь развития.
  2. Восстановление экономики. Четвертая пятилетка.
  3. Послевоенные репрессии.
  4. Характер политического режима в СССР.

1. Переход страны на мирный путь развития.

Задание обучающимся: на основе данных «Потери СССР в войне» сделайте вывод об экономическом состоянии Советского Союза и установите задачи, стоящие перед Советским руководством в послевоенный период.

Потери СССР в войне:

  1. 27 млн человек;
  2. 1710 городов;
  3. 70 тыс. сел и городов;
  4. 31850 заводов и фабрик;
  5. 1135 шахт;
  6. 65 тыс. км железнодорожных путей;
  7. 76 тыс. паровозов;
  8. 428 тыс. железнодорожных вагонов;
  9. 36,8 млн га посевных площадей;
  10. 30 % национального богатства.

Обучающиеся с опорой на знания основной школы говорят, что после окончания военных действий на территории Советского Союза и окончания Великой Отечественной войны советское руководство направило все свои усилия на восстановление и развитие народного хозяйства.

Учитель дополняет, что по окончании войны страна оказалась перед выбором: либо использовать демократический импульс войны как средство восстановления хозяйства, либо вернуться к уже испытанным методам «закручивания гаек». Первый путь требует много времени и не гарантирует скорых результатов. Пошли по второму пути ускоренного восстановления страны, не считаясь с настроениями общества и новыми жертвами.

Из курса 9 класса давайте  вспомним позиции в руководстве СССР о путях восстановления народного хозяйства:

1. Позиция И. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова:

 - расширить демократические права граждан;

  1. признать, что в СССР нет классовых врагов социализма;
  2. допустить элементы смешанной экономики;
  3. возможность роспуска колхозов;
  4. разрешение частной предпринимательской деятельности.

2. Позиция И. В. Сталина:

  1. сохранение и укрепление командной экономики;
  2. местная централизация управления и распределения ресурсов;
  3. мобилизационные методы.

- Какая позиция победила? (И. В. Сталина)

-  Почему?

  1. Победа в войне окончательно убедила И. В. Сталина в правильности ранее проводимой политики. К чрезвычайным мерам подталкивала и сложность положения Советского Союза.
  2. Народное хозяйство понесло огромный ущерб в годы войны.
  3. 1946 г. засуха сгубила озимые культуры в ряде районов России, Украины, Молдавии. Разразился голод.
  4. Серьезные проблемы возникли на землях, подвергшихся оккупации.
  5. Достижение второго уровня обороноспособности Советского Союза в условиях «холодной войны» явилось приоритетным направлением.

Ближайшие годы обещали быть нелегкими. Предстояло выбрать стратегию восстановления экономики. Какие цели будут сочтены первоочередными, зависело от решения верховной власти. 

Вопросы:

 - Какие задачи должны были, с вашей точки зрения, стать приоритетными для советской экономики в первые послевоенные годы?

(перестройка промышленности на мирный лад; возрождение разрушенного в годы войны; дальнейшее хозяйственное развитие страны).

- Какие факторы могли способствовать успешному восстановлению послевоенной экономики СССР?

(Огромное желание поднять СССР из руин. Массовый энтузиазм населения.

Использование бесплатного труда военнопленных и заключенных.

Выплаты Германией репараций СССР.)

- Какие проблемы требовали безотлагательного решения?  (проблемы сельского хозяйства)

Четвертая пятилетка.

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР  был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг.

Задание обучающимся:

познакомьтесь с фрагментом исторического документа и ответьте на вопросы.( В это время один из учащихся выполняет задание по карте. Найти и показать крупнейшие стройки четвёртой пятилетки)

Используется раздаточный материал.

Из «Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» от 18 марта 1946 г.:

«Восстановить пострадавшие регионы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах.

В этих целях необходимо:

  1. Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта.
  2. Добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства производства, и создать в стране обилие основных предметов потребления.
  3. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, для чего необходимо не только догнать, но и перегнать в ближайшее время достижения науки за пределами СССР.
  4. Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства.
  5. Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение Вооруженных сил Советского Союза новейшей военной техникой.
  6. Всемерно развивать строительную индустрию.
  7. Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства жилищного фонда страны.
  8. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот, отменить в ближайшее время карточную систему, заменить ее развернутой культурной советской торговлей.
  9. Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные
    кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обеспечения на предприятиях лучших жилищных и материальных
    условий, обеспечить рост высококвалифицированных технических кадров.
  10.  Повысить производительность труда на основе полного использования 8-часового рабочего дня, всесторонней механизации трудоемких отраслей промышленности».

(Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М., 1968. - С. 250-252.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохи-на. - М.: ТКВелби; Проспект, 2004. - С. 502-503.)

Вопросы:

- Опираясь на фрагмент текста закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг., назовите основные задачи на ближайшую пятилетку (1946-1950 гг.).

Основные задачи плана:

  1.  восстановить пострадавшие от войны районы страны в течение 3 лет.
  2. достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его.

 Планом предусматривалось:

  1. Обеспечить рост промышленного производства на 48%, сельскохозяйственного – на 27%.
  2. За годы пятилетки :
  1. построить 2700 новых предприятий
  2. восстановить 3200 разрушенных предприятий

- Какие направления явились приоритетными? Почему?
Аргументируйте ответ, опираясь на текст закона.


Основной упор делался на развитие:

  1. Тяжелой промышленности (в первую очередь машиностроения)
  2. Железнодорожного транспорта

Планировался среднегодовой рост зарплаты на 48%

Проблемами восстановительного периода были:

  1. нехватка квалифицированных кадров.
  2.  дефицит финансовых средств.
  3. возвращение демобилизованных. (Численность армии сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.),
  4. необходимость поддержки восточноевропейских государств.
  5. необходимость скорейшего укрепления обороноспособности страны в условиях начинающейся  «холодной войны».

Проблемы сельского хозяйства.

Учитель говорит о том, что основным источником ресурсов для восстановления экономики страны стала деревня.

Работа с учебником стр. 268

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства в стране после Великой Отечественной войны.
  1. Назовите причины тяжелого положения крестьян в деревне.
  1. Как государство решало проблему нехватки продовольствия в стране? Как это отразилось на материальном положении крестьянства?

1946 г. - приняты постановления «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазариванию, хищению и порчи»; «Обеспечение сохранности государственного хлеба».

1948 г. - Указ «О выселении отдельных лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни».

Учитель более подробно останавливается на некоторых проблемах сельского хозяйства.

• Своей ценовой политикой государство разоряло деревню, заставляло ее нести основную тяжесть налогового гнета для реализации экономической политики - первоочередного развития тяжелой промышленности.

  1. Принудительное снижение цен на товары массового спроса - это сверхэксплуатация деревенских жителей для получения государством сверхприбылей, изъятых для каких-либо (даже минимальных) государственных капиталовложений одним росчерком пера И. В. Сталина.
  2. В колхозе оплата труда колхозника прямо не зависела от результатов, достигнутых общественным хозяйством. Более того, как показала послевоенная практика, передовые колхозы зерновых районов страны после выполнения государственных планов получали повышенные дополнительные задания, что вело к обнищанию этих хозяйств.
  3. В послевоенный период, учитывая масштабы и тяжесть репрессий против всех социальных слоев страны, образовалось отрицательное отношение к общественному труду.

В 1946 г. не выработали минимума трудодней всего 18,4 % трудоспособного населения страны. И это несмотря на то, что после войны сохранилось антинародное трудовое законодательство военного времени.   •

(Попов, В. П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы//Отечественная нетория. -2001. -№3. -С. 73-74.)

3. Итоги четвертой пятилетки.

Не смотря на трудности итогами четвертой пятилетки стали:

  1. Перевод промышленности на мирные рельсы совершился в 1946 г.
  2. целые отрасли переориентировали  на производство мирной продукции.
  3. Уже в 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня.
  1. Восстановлены  разрушенные в годы  войны электростанции, металлургические, машиностроительные,  добывающие заводы.
  1. Общий план повышения промышленного производства выполнили и даже перевыполнили. По официальным данным, уровень его превысил в 1950 г. довоенный на 73%.
  1. построены магистральные газопроводы, восстановлены Беломоро-Балтийская и Днепро-Бугская водные системы.
  2. построена современная автомагистраль — Симферопольское шоссе.
  3. на базе вывезенного завода «Опель» в Москве началось производство малолитражных автомашин «Москвич»,
  4.  в подмосковном Красногорске на базе завода «Карл Цейс» — фотоаппаратов
  5. В 1954 г. в Обнинске была пущена первая в мире атомная

электростанция.

  1. были созданы крупнейшие в мире  паровые турбины, шагающий экскаватор,  в добыче нефти стали применять  турбобуры.

- Что позволило народам нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана?

Послевоенные репрессии.

Однако в идеологической сфере изменений не произошло, более того, увеличилась изоляция СССР от зарубежных стран (кампании по борьбе с космополитизмом). Преобразования не коснулись систем госбезопасности и ГУЛАГа, а с 1948 г. начался новый виток репрессий, жертвами которого стали не менее 6 млн. человек.

Вопросы:

  1. Почему в конце 1940-х - начале 1950-х гг. по стране пошла новая волна репрессий?
  2. Как могло случиться, что она обрушилась и на тех людей, стойкость которых была только что проверена тяжелейшими испытаниями военного времени?

Рассказ учащегося.

Великая Отечественная война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 1950-х гг.

Великая победа советского народа в войне породила надежды:

  1. у крестьян - на роспуск колхозов;
  2. у интеллигенции - на ослабление политического диктата;
  3. у населения союзных республик - на изменение в национальной политике;
  4. в среде обновившейся за годы войны партийно-государственной номенклатуры зрело понимание необходимости перемен.

Происходило раскрепощение общественного сознания, надежда на изменение в политической и экономической сферах советского общества после войны и расширение демократии.

«Демократический импульс» войны проявился и в возникновении ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Челябинске, Свердловске.

Недовольство проводившейся политикой советского руководства выражали и те офицеры и генералы, которые почувствовали определенную независимость в принятии решений в годы Великой Отечественной войны, а после окончания войны оказались теми же «винтиками» в сталинской системе.

Советская власть была сильно обеспокоена данными настроениями в обществе.

Проявилась боязнь И. В. Сталина потерять контроль над массами.

Курс И. В. Сталина был направлен на ужесточение репрессивной политики, восстановление тотального контроля над умами с одной стороны, а с другой - по пути демонстративной видимости демократизации советского общества.

Один из первых ударов был направлен на военнопленных. Около 2 млн человек после освобождения из фашистских концлагерей были направлены в сибирские и ухтинские лагеря (ГУЛАГ).

В сибирские и ухтинские лагеря были сосланы и «чуждые элементы» из республик Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины.

В 1948 г. созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволюционные акты».

Помимо политических заключенных в лагерях после Великой Отечественной войны оказалось огромное количество тружеников, которые не выполняли существовавшие нормы выработки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было дано право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

И. В. Сталин стал опасаться возросших в ходе Великой Отечественной войны авторитета и популярности военных.

И. В. Сталин санкционировал арест маршала авиации А. А. Новикова, генералов Г. Н. Понеделина, Н. К. Кириллова, ряда сослуживцев маршала Г. К. Жукова.

Г. К. Жуков был отправлен командовать Уральским военным округом.

К. К. Рокоссовский отправлен сначала в тюрьму, а затем министром обороны Войска Польского.

Репрессии затронули и часть партийных работников, в частности тех, кто активно стремился к самостоятельности и независимости от центральной власти.

В начале 1948 г. арестованы практически все лидеры ленинградской партийной организации. Общее количество арестованных по «ленинградскому делу» - приблизительно 2000 человек.

Спустя некоторое время были отданы под суд и расстреляны 200 человек, среди них - Председатель Совета министров России М. Родионов, член Политического бюро и Председатель Государственного плана СССР Н. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. Кузнецов. Их обвинили в попытке создать компартию РСФСР. «Ленинградское дело» должно было стать суровым предостережением всем, кто хоть в чем-то мыслил иначе, чем «вождь народов».

Одновременно с «ленинградским делом» началась кампания борьбы с «космополитами» - людьми, которым приписывалось низкопоклонство перед Западом.

Кампания борьбы с космополитизмом вызвала активный разгул национализма, гонение и репрессии против национальных меньшинств.

В 1953 г. последним из процессов стало «дело врачей», обвиненных в неправильном лечении высшего руководства страны, повлекшем смерть ряда виднейших деятелей.

За 1948-1953 гг. жертвами репрессий стали почти 6,5 млн человек.

5. Характер политического режима в СССР.

Задание обучающимся:

- познакомиться с точкой зрения, приведенной в тексте  о политическом режиме, утвердившемся в Советском Союзе, назовите его.

- приведите примеры из текста, доказывающие, что именно этот режим восстановился после войны.

Тоталитаризм характеризуется:

Признаки

Характеристика

 Подтверждение

1. характер и мера осуществления власти

1. всеобщий контроль, цензура, насилие, репрессии, однопартийная система. Отсутствие оппозиции

2. тип организации власти

2. только вертикальные структуры, жесткая централизация

3. характер запретов

3. разрешено все, что приказано, “партия сказала надо -комсомол ответил - есть!”

4. эталон политического поведения

4. вверху вседозволенность, внизу - рабская психология, отсутствие инициативы, иерархичность.

5. отношение людей и власти

5. “народ и партия едины!” власть и люди слиты воедино.

6. экономические отношения

6. командная, отсутствие рынка распределение, рабский труд

7.идеология

7. единственно-правильная, защищающая власть, запрет на любое инакомыслие

Тоталитаризм имеет разные идеологические основы, позволяющие классифицировать этот режим как религиозный, национально-расовый (расизм), социально-классовый (коммунизм).

Тоталитаризм - это не просто диктатура, уничтожающая права и свободы, это диктатура, вступающая в конфликт с потребностями общественного развития, то есть с исторической эволюцией.

Затем обучающимся предлагается определить условия развития тоталитаризма в нашей стране:

  1. большая территория, которой сложно управлять;
  2. сформированность у населения менталитета подчинения, становление которого началось со времен монголо-татарского ига;
  3. слабые региональные связи - отсутствие дорог;
  4. трудности складывания рынка;
  5. слабые рыночные регуляторы;
  6. низкий уровень жизни;
  7. длительная нестабильная обстановка в стране;
  8. низкий уровень самосознания у населения.

Далее обучающиеся восстанавливают  признаки тоталитаризма:

• насильственное навязывание гражданам общественных
порядков, утверждающих единую идеологию;

  1. тотальный контроль над всеми сферами общества;
  2. политическая монополия одной партии;
  3. идеологическая стерильность и устранение оппозиции;
  4. массовый террор;
  5. постановка заведомо недосягаемых целей и оправдание их невыполнения нарастанием внутренней борьбы за власть, поиск жертв для доказательства этой борьбы;
  6. власть не несет ответственности перед своим народом и пользуется неограниченными полномочиями;
  7. безоговорочное подчинение государству как основная гражданская добродетель;
  8. использование СМИ как средства пропаганды и агитации, цензура.

Вопросы:

  1. Как вы считаете, почему советское общество смирилось с таким устройством его жизни?
  2. Порассуждайте, могут ли широкомасштабные репрессии, методы борьбы с обществом обеспечить перспективу власти, которая эти методы применяет? Свой ответ аргументируйте.

Закрепление.

ТЕСТ  1  Восстановление народного хозяйства

1. После победы в войне советские граждане ожидали:    

 а) отмены денежных знаков  

 б) роспуска колхозов  

 в) усиления контроля на производстве

2. Основные  капиталовложения после войны  шли  на развитие:

 а) сельского хозяйства  

 б) тяжелой промышленности    

 в) легкой промышленности

3. К началу 50-х гг. объем промышленного производства в СССР:

 а) продолжал отставать от довоенного уровня  

 б) достиг довоенного уровня  

 в) превысил довоенный уровень

4. К политике сталинских властей в деревне в послевоенное время относится:

а) выдача колхозникам паспортов

б) введение налогов на приусадебное хозяйство

в) повышение закупочных цен на сельскохозяйственные продукты

5. К источникам быстрого восстановления народного хозяйства в послевоенное время не относится: 

 а) получение репараций Германии и Японии

 б) получение крупных займов США  

 в) трудовой героизм советских людей

6. Четвертый пятилетний план предусматривал:

а) равномерное распределение капиталовложений между промышленностью и сельским хозяйством  

б) перекачку денежных средств из промышленности в сельское хозяйство

в) перекачку денежных средств из сельского хозяйства в промышленность

7. Для послевоенного сельского хозяйства не характерно:  

а) нехватка рабочей силы

б) роспуск части колхозов и совхозов  

в) сокращение посевных площадей

8. Политика сталинских властей в послевоенный период в деревне была направлена:

а) на повышение уровня жизни колхозников  

б) на развитие частного сектора в сельском хозяйстве  

в) на использование сельского хозяйства для развития промышленности

9. Голод 1946 г.:  

а) вынудил   власти   сократить   государственные  хлебные поставки

б) стал причиной гибели около 1 млн советских людей

в) заставил власти СССР принять международную  помощь

  1. Домашнее задание: §  . Знать новые понятия, термины, даты и события.

Опережающее задание подготовить сообщения:

  1. «Политическая биография Л. П. Берии».
  2. «Политическая биография Г. М. Маленкова».
  3. «Политическая биография Н. С. Хрущева».

Оценочный лист

ФИ учащегося______________________________________________

  1. На основе данных «Потери СССР в войне» сделайте вывод об экономическом состоянии Советского Союза и установите задачи, стоящие перед Советским руководством в послевоенный период:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Опираясь на фрагмент текста закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг., назовите основные задачи на ближайшую пятилетку (1946-1950 гг.).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Итоги четвертой пятилетки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Познакомьтесь с точкой зрения, приведенной в тексте  о политическом режиме, утвердившемся в Советском Союзе, назовите его. Приведите примеры из текста, доказывающие, что именно этот режим восстановился после войны.

Признаки

Характеристика

 Подтверждение

1. характер и мера осуществления власти

1. всеобщий контроль, цензура, насилие, репрессии, однопартийная система. Отсутствие оппозиции

2. тип организации власти

2. только вертикальные структуры, жесткая централизация

3. характер запретов

3. разрешено все, что приказано, “партия сказала надо -комсомол ответил - есть!”

4. эталон политического поведения

4. вверху вседозволенность, внизу - рабская психология, отсутствие инициативы, иерархичность.

5. отношение людей и власти

5. “народ и партия едины!” власть и люди слиты воедино.

6. экономические отношения

6. командная, отсутствие рынка распределение, рабский труд

7.идеология

7. единственно-правильная, защищающая власть, запрет на любое инакомыслие

ТЕСТ  1  Восстановление народного хозяйства

1. После победы в войне советские граждане ожидали:    

 а) отмены денежных знаков  

 б) роспуска колхозов  

 в) усиления контроля на производстве

2. Основные  капиталовложения после войны  шли  на развитие:

 а) сельского хозяйства  

 б) тяжелой промышленности    

 в) легкой промышленности

3. К началу 50-х гг. объем промышленного производства в СССР:

 а) продолжал отставать от довоенного уровня  

 б) достиг довоенного уровня  

 в) превысил довоенный уровень

4. К политике сталинских властей в деревне в послевоенное время относится:

а) выдача колхозникам паспортов

б) введение налогов на приусадебное хозяйство

в) повышение закупочных цен на сельскохозяйственные продукты

5. К источникам быстрого восстановления народного хозяйства в послевоенное время не относится: 

 а) получение репараций Германии и Японии

 б) получение крупных займов США  

 в) трудовой героизм советских людей

6. Четвертый пятилетний план предусматривал:

а) равномерное распределение капиталовложений между промышленностью и сельским хозяйством  

б) перекачку денежных средств из промышленности в сельское хозяйство

в) перекачку денежных средств из сельского хозяйства в промышленность

7. Для послевоенного сельского хозяйства не характерно:  

а) нехватка рабочей силы

б) роспуск части колхозов и совхозов  

в) сокращение посевных площадей

8. Политика сталинских властей в послевоенный период в деревне была направлена:

а) на повышение уровня жизни колхозников  

б) на развитие частного сектора в сельском хозяйстве  

в) на использование сельского хозяйства для развития промышленности

9. Голод 1946 г.:  

а) вынудил   власти   сократить   государственные  хлебные поставки

б) стал причиной гибели около 1 млн советских людей

в) заставил власти СССР принять международную  помощь

III вариант изучения данного вопроса

Организуется работа в группах по изучению фрагментов документальных материалов и выполнения заданий к ним.

Раздаточный материал для группы №  1.

- Прочитайте фрагмент исторического документа и ответьте на вопросы.

Из воспоминаний А. Шатта 1990 г.:

«На пленуме ЦК ПОРП после смерти Берии Н. Хрущев говорил, что арест врачей-евреев был преднамеренной провокацией, призванной пробудить гнев народа, вызвать еврейские погромы, а вслед за ними и депортацию всего еврейского населения в концлагеря якобы с целью спасения от погромов. Лагеря уже были построены, а партийные организации подготовлены к работе в массах по пробуждению народного гнева.

Н. Хрущев рассказывал, что получил распоряжение организовать эту постыдную акцию. И вот что он думал, в подавленном настроении выполнив задание: «И ты, Никита Сергеевич, -говорил он нам о своих тогдашних мыслях, - будешь теперь организовывать погромы. У тебя отец в 1905 г. дрался с черной сотней...» Но из того, что он говорил, было ясно, что ему даже в голову не пришло сопротивляться этому приказу. И это для меня было самым страшным».

(Лейбович, О. Россия. 1941-1991 гг. Документы. Материалы. Комментарии: книга для тех, кто изучает историю Отечества. -Пермь: ПГУ, 1993. - С. 71.)

Вопросы:

  1. О каких исторических событиях идет речь в документе?
  1. Почему Н. С. Хрущев арест врачей и евреев назвал преднамеренной провокацией?
  1. Прокомментируйте выделенный текст в документе.

Раздаточный материал для группы № 2.

Арест группы врачей-вредителей (сообщение ТАСС):

«Некоторое время тому назад органами государственной безопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставившая своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза.

В числе участников этой группы оказались: профессор М. С. Вовси; профессор М. Б. Коган, врач-терапевт; профессор П. И. Егоров, врач-терапевт; профессор А. И. Фельдман, врач-отоларинголог; профессор А. М. Гринштейн, врач-невропатолог; Т. М. Майоров, врач-терапевт.

Следствием установлено, что участники террористической группы, используя свое положение врачей и злоупотребляя доверием больных, преднамеренно злодейски подрывали здоровье больных, ставили им неправильные диагнозы, не соответствовавшие действительному характеру их заболеваний, а затем неправильным лечением губили их.

Преступники признались, что они, воспользовавшись болезнью товарища А. А. Жданова, неправильно диагностировали его заболевание, скрыв имеющийся у него инфаркт миокарда, назначили противопоказанный этому тяжелому заболеванию режим и тем самым умертвили товарища А. А. Жданова.

Врачи-преступники старались в первую очередь подорвать здоровье советских руководящих военных кадров, вывести их из строя и ослабить охрану страны. Они старались вывести из строя товарища маршала А. М. Василевского, маршала Л. А. Говорова, маршала И.О. Конева и других, однако арест расстроил их злодейские планы, и преступникам не удалось добиться своей цели.

Установлено, что все эти врачи-убийцы, ставшие извергами человеческого рода, растоптавшие священное знамя науки и осквернившие честь деятелей науки, состояли в наемных агентах у иностранной разведки».

(Лейбович, О. Россия. 1941-1991 гг. Документы. Материалы. Комментарии: книга для тех, кто изучает Историю Отечества. -Пермь: ПГУ, 1993. - С. 68-69.)

Вопросы:

  1. О каких исторических событиях идет речь в документе?
  2. Почему репрессии были направлены на врачей?

Раздаточный материал для группы № 3.

-        Познакомьтесь с фрагментами исторических документов и
расскажите о репрессивных мерах сталинского руководства в
конце 1940-х - начале 1950-х гг.

• Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г.:

«1. Обязать Министерство внутренних дел СССР всех, отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах, шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, «правых», меньшевиков, эсеров, участников других антисоветских организаций, групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям

и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности:

  1. в районы Колымы, на Дальний Восток;
  2. в районы Красноярского края и Новосибирской области, расположенные в 50 километрах севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, в Казахскую ССР.

2. Направление в ссылку этих лиц производить по решению Особого совещания при Министерстве государственной безопасности СССР».

•        Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1948 г.:

«За самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ».

•        Из Приказа Министерства государственной безопасности
СССР № 00776 от 24 октября 1951 г.:

«Объявить под расписку специальным поселенцам категорий: ненецкой, чеченской, калмыцкой, ингушской, балкарской, карачаевской, греческой и крымских татар, что они в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1951 г. оставлены на специальном поселении навечно».

Раздаточный материал для группы № 4.

-        Познакомьтесь с фрагментом статьи А. Афанасьева «Победитель» и ответьте на вопросы:

«Вся тяжесть ответственности за судьбу Ленинграда ложится на 36-летнего второго секретаря горкома... Сталин совершает беспрецедентный поступок - в присутствии приближенных лиц пишет собственноручно письмо. И кому? Второму секретарю горкома! Суть письма: «Во всем, что касается организации обороны, мобилизации всех сил, я могу полагаться только на тебя...» Письмо доставил в Ленинград генерал НКВД. Естественно, о письме знали многие. По тем временам такое письмо давало колоссальную власть... Мучительной зимой 1942 г. у А. А. Жданова началась болезнь. А. А. Кузнецов поставил перед его домом охрану. В тот момент ни один ленинградец не должен был заметить у руководителей проявление слабости. Кузнецов вел бюро горкома и обкома от имени А. А. Жданова. Звонил и разговаривал со Сталиным - от имени Жданова. Сталин понимал значение этой ситуации. Понимал и Жданов. Надо думать, не проходило все это и мимо ведомства Л. Берия. Его глаза и уши не могли пропустить: со стен исчезли портреты вождя, ленинградцы стали реже употреблять его имя и устно, и письменно...

Уникальные условия города, оказавшегося на грани смерти, ускорили процесс нравственного очищения и переосмысления ценностей. Культ, казавшийся незыблемым и неизбежным, угасал сам собой. Город явственно выдвигал из глубин иной идеал и противопоставлял его официальному.

Поэт просто кричаще (по тем временам) подчеркивал это своим названием поэмы - «Киров с нами».

В нынешних публикациях о людях, пострадавших во время культа, настойчиво подчеркивается одна мысль: «Они были невинными жертвами произвола». В этом есть правда. Но задумаемся, не время ли прояснить, перед кем они были невинны.... Наверное, были и те, кто не принял культ на веру? Кто не смирился с ним? Кто, наконец, сопротивлялся?

Смею думать и утверждать: Алексей Александрович Кузнецов не был невинной жертвой».

(Плоткин, Г. Н. Материалы и познавательные задания по отечественной истории: учебная литература. - М.: Просвещение, 1996. - С. 206-207.)

Вопросы:

  1. Как могло случиться, что волна репрессий обрушилась на тех людей, стойкость которых была проверена испытаниями военного времени?
  2. Какие исторические факты приводятся в документе?
  3. Прокомментируйте выделенный текст в документе.

Раздаточный материал для группы № 5. См. документальный материал § 29 (с. 280) «Из воспоминаний Г. К. Жукова».

IV вариант изучения данного вопроса

Самостоятельная работа обучающихся с текстом «Послевоенные репрессии».

Беседа с обучающимися:

  1. Почему в конце 1940-х - начале 19.50-х гг. начинается новая волна репрессий?
  2. Против кого были направлены репрессии? Аргументируйте свой ответ.
  3. Согласны ли вы с мнением о том, что после войны численность заключенных ГУЛАГа не только выросла, но и расширилась его социальная база? Ответ аргументируйте.
  4. Почему обрушились репрессии Советской власти против ряда военачальников после окончания Великой Отечественной войны?
  5. Как реагировала общественность на виток политических репрессий в Советском Союзе?
  6. Как сложилась судьба советских военнопленных, возвращавшихся после войны на Родину?

Проанализируйте крупные репрессии и определите, какой метод восстановления страны избрала власть в годы четвертой пятилетки (1945-1950 гг.)

На усмотрение учителя рекомендуется познакомить обучающихся с точкой зрения В. П. Попова о происходящих процессах в период восстановления экономики СССР 1946-1950 гг.

Как показывает проведенный анализ, истинная цель советской послевоенной политики состояла в распространении советской системы, советского общественного строя на весь мир.

Экономическая база СССР должна была это позволить и в реальной исторической перспективе.

Отсюда задача первоочередного развития военно-промышленного комплекса, тройное увеличение довоенного уровня промышленного производства, накопление огромных материальных ресурсов на случай новой мировой войны.

Для народа реализация целей советской «верхушки» обернулась голодной смертью сотен тысяч людей, резким падением уровня жизни.

В промышленности оплата труда ее работников не была связана с конечными результатами деятельности отдельного предприятия, так как доходы всех предприятий социалистического сектора изымались государством через налог с оборота, размер которого устанавливался государством произвольно.

Кроме того, разница в уровне оплаты рабочих одной квалификации, занятых в разных отраслях народного хозяйства, зачастую была более существенной, чем в оплате труда рабочих разной квалификации внутри одной отрасли. Подобным образом государство искусственно поддерживало уравнительное соотношение в оплате труда, чтобы можно было дополнительно регулировать рабочие потоки, направляя их в трудонедостаточные отрасли народного хозяйства с тяжелыми уровнями производства.

«Уравниловка» в оплате труда вела к такой же «уравниловке» в потреблении и в целом способствовала закреплению в общественном сознании достаточно устойчивых представлений о справедливости общественного строя в СССР.

В послевоенный период, учитывая масштабы и тяжесть сталинских репрессий против всех социальных слоев страны, образовалось отрицательное отношение к общественному труду, выраженное преимущественно в форме прогулов, опозданий на работу, низкой трудовой дисциплины, уклонения от колхозных работ.

Сопротивление носило, как правило, пассивный характер, открытые формы были редки и, как правило, подавлялись быстро и жестоко.

О принудительном характере труда в СССР свидетельствуют следующие данные: в 1950 г., по сведениям ЦСУ СССР, самостоятельно оставили работу в промышленности и строительстве 321,7 тыс. человек и совершили прогул 869,8 тыс.

В среднем в промышленности, строительстве и железнодорожном транспорте текучесть кадров составила за четвертую пятилетку 10-16%.

Следует также помнить, что в начале 1950-х гг. в СССР числилось около 2,5 млн заключенных и 2,8 млн специальных поселенцев.

Советская модель экономического развития основывалась на принудительном труде, что в первую очередь определяло ее низкую эффективность. Приведенные цифры опровергают расхожее мнение о трудовом энтузиазме советских людей после войны, связанном с настроением победителей.

Послевоенный рост промышленности, о котором наша пропаганда сообщала как об очередном успехе советской экономической политики, не привела ни к каким структурным изменениям ни в экономике, ни в обществе.

Успешная реализация атомного проекта ложилась тяжким бременем на неэффективную экономику, еще более усугубляя разрыв между военно-промышленным комплексом и гражданскими отраслями.

(Попов, В. П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы //Отечественная история. - 2001. -№ 3. - С. 73-74.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории на тему "Советский Союз в предвоенные годы"

Презентация по истории на тему "Советский Союз в предвоенные годы"...

Советский союз в предвоенные годы. Начало великой отечественной войны

Данная разработка (лекция) рассчитана на различные категории слушателей и может быть использованакак на уроках истории в 9-11-х классах, так и на внеклассных мероприятиях, классных часах в 5-11 ...

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»...

Открытый урок истории «Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина».

laquo;Послевоенное восстановление народного хозяйства.СССР в последние годы жизни И.В. Сталина»....

Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина

Цель урока: охарактеризовать развитие Советского Союза с 1945 по 1953 гг....

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»...