Открытый урок истории «Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина».
план-конспект урока по истории (9, 11 класс)

«Послевоенное восстановление народного хозяйства.

СССР в последние годы жизни И.В. Сталина».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза

М.П.Константинова

Урок истории на тему:

«Послевоенное восстановление народного хозяйства.

СССР в последние годы жизни И.В. Сталина».

Класс: 9-А.

                                                           

Тема: «Послевоенное восстановление народного хозяйства.СССР в последние годы жизни И.В. Сталина».

Цели:

  1. Образовательные:
  • углубить и систематизировать знания учащихся о событиях 1945-1953 гг.;
  • используя дополнительные информационные ресурсы, определить приоритетные источники и материалы для успешной подготовки к контролю знаний.
  1. развивающие:
  • Формировать умение и навыки анализа исторических фактов на основе разнообразных исторических источников;
  • развивать представление о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения;
  • создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей обучаемых.
  • развивать творческую деятельность учащихся, включая их в решение проблемных задач;
  1. воспитательные:
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
  • воспитывать настойчивость в достижении учебной цели, умение отстаивать свои взгляды, при этом уметь выслушивать чужую точку зрения.

Задачи урока:

  • охарактеризовать разрушительные последствия Великой Отечественной войны для экономики Советского Союза, героические усилия советского народа для восстановления советской экономики;
  • раскрыть содержание внутренней политики СССР в последние годы жизни И.В. Сталина. Оценить возможность «демократической волны» и возобновление политических репрессий в послевоенный период.
  • получить представление о состоянии идеологии и культуры СССР 1945-53 гг.

Основные понятия:

  • потери СССР в Великой Отечественной войне;
  • Восстановление экономики;
  • «демократическая волна»;
  • новый виток сталинских репрессий;
  • «Ленинградское дело»;
  • «Дело врачей»;
  • «холодная война»;
  • депортация;
  • духовная жизнь общества;
  • идеологический контроль государства.

Оборудование:

  • ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, презентации;

                                                    Ход урока.

  1. Актуализация новых знаний

Хочется всей необъятной страной

Сталину крикнуть "Спасибо, Родной!"

Весел напев городов и полей –

Жить стало лучше, жить стало веселей!

О каком хронологическом периоде  идёт речь в стихотворении?

Какой образ Сталина создаёт автор?

  1. Постановка целей и задач урока. Формулирование темы.

Проблема: Жить стало лучше, жить стало веселей!?

           План урока:

  • Восстановление экономики.
  • Культура.
  • Идеология и политика.
  • Репрессии.

  1. Работа по новой теме

А) Объяснение учителя вопроса «Восстановление экономики». Использование презентации.

9 мая 1945 года окончилась Великая Отечественная война. Потери СССР в войне были огромными.

  • Были разрушены 1710 городов и поселков городского типа,
  • Уничтожены 70 тыс. сел и деревень
  • взорваны и выведены из строя 31 850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей.
  • Посевные площади сократились на 36,8 млн гектар.
  • Страна потеряла около трети своего национального богатства.
  • Война унесла почти 27 млн человеческих жизней — и это самый трагический ее итог. 2,6 млн человек стали инвалидами.
  • Население сократилось на 34,4 млн и составило к концу 1945 г. 162,4 млн человек.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны. Однако в качестве центральной задача восстановления страны встала после окончания войны.

Люди трудились в тяжёлых условиях, отдавая все силы на восстановление экономики.

Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций обязательного госзайма.

Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, на старом оборудовании.

Западные специалисты считали, что восстановление разрушенной экономической базы займет не менее 25 лет. Однако восстановительный период в промышленности составил менее 5 лет.

Экономика СССР была восстановлена на довоенный уровень за годы 4-ой пятилетки с 1946 по 1950 год. За этот период были восстановлены и вновь построены 6200 крупных предприятий.

Главным творцом этих несомненных успехов стал народ. Его невероятными усилиями и жертвами были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграли возможности сверхцентрализованной экономической модели, традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности.

Определённую помощь оказали и полученные с Германии репарации. Труд почти 2 млн советских заключенныхи около 2 млн немецких и японских военнопленных также внес свой вклад в послевоенное восстановление.

Б )Групповая работа

1группа

Задание:

 Составить план на тему «Меры по восстановлению экономики СССР в первые послевоенные годы» Параграф 30, п. 1

2 группа

Задание:

Составьте сочинение-миниатюру о послевоенном общественно-политическом климате в советском обществе от лица одного из его представителей:

- партийно-государственный деятель;

- военный деятель;

- председатель колхоза;

- рабочий;

- колхозник;

- представитель городской интеллегенции.

 3 группа

Задание:

- анализ произведений живописи;

-анализ произведений литературы. Что общего в данных произведениях?

- анализ культурного памятника;

- анализ архитектурного памятника.

Вопросы:

1.Какие надежды связывала интеллигенция с послевоенным развитием культуры? 

2.Каковы  основные задачи в области культуры в послевоенные годы? На ком лежит ответственность за политическое воспитание народа, по мнению В.Молотова? 

4 группа

Задание:

- Гонение на генетику.

- В чём обвинялись А.Ахматова и М.Зощенко.

- Трофейное дело. В чём обвинялся Г.К.Жуков?

- Фигуранты «Лениградского дела»

- Итоги борьбы с «космополитизмом»

В) Проверка работы в группах

Контроль знаний.

4. Решение проблемы:  Жить стало лучше, жить стало веселей!?

5. Домашнее задание П.30, составить развёрнутый план на тему «СССР в последние годы жизни И.В. Сталина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА

Представление  о процессе восстановления хозяйства в пос...

Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....

Открытый урок истории в 11 классе.Внешняя политика СССР в 1930-ые годы. Презентация.

Презентация к уроку истории по теме: "Внешняя политика СССР в 1930-ые гг." содержит 40 слайдов, урок расчитан на 90 минут. Презентация очень подробно раскрывает изменение направления внешней политики ...

презентация к уроку "Восстановление народного хозяйства в СССР после войны"

Презентация к уроку истории "Восстановление народного хазяйства в СССР после войны", предполагающую групповую работу по технологии сотрудничество...

Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"

Коспект ,презентация и самоаналез урока истории в 8 классе...

Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина

Цель урока: охарактеризовать развитие Советского Союза с 1945 по 1953 гг....