Разработка конспекта урока по истории Древнего мира "Царство Давида и Соломона"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Жигалова Наталья Владимировна

Материал урока насыщен наглядными пособиями и разнообразными формами работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka_po_istorii_drevnego_mira.doc60.5 КБ
Office presentation icon david_i_solomon.ppt672.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа

 имени Я.Я. Кремлёва»

Конспект открытого урока по истории для 5 класса

Тема: «Древнееврейское царство и его правители»

Составитель: Первухина Наталья Владимировна

Учитель истории и обществознания

Высшая квалификационная категория

Верховажье

2012

Разработка открытого урока по истории Древнего мира.

Тема: «Древнееврейское царство и его правители»

5 класс

Цель урока: сформировать у учащихся представление о Древнееврейском царстве и его правителях.

Задачи урока: 1. познакомить учащихся с библейскими сказаниями о героях, показать их положительные качества;

2. формировать у учащихся умений давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации;

3. развивать у учащихся умения самостоятельно ставить цель и задачи урока, решать проблемные вопросы;

4. продолжить формирование умения работы с исторической картой;

5. сформировать у учащихся понимание о том, каким должен быть герой.

Тип урока: комбинированный.

Методы: наглядный, устный, использование ИКТ, игровой, исследовательский.

Оборудование урока: доска, мел, карта «Передняя Азия в древности», контурная карта «Передняя Азия в древности», цветные карандаши, мультимедийная установка, телевизор, фильм «Царь Давид», презентация с использованием карт и картин по теме «Древнееврейское царство и его правители».

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Доска (оборудование)

Организационный момент

Вводное слово учителя: «Здравствуйте, ребята и наши гости. Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы нашим гостям должны показать, все чему мы научились  и что мы узнали на уроках истории. Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока?»

Концентрация детей на учителе. Примерные ответы учащихся:

- узнать, что-то новое;

- что бы было интересно;

- получить хорошую оценку и т.д.

Проверка домашнего задания

1. Разминка.  Учитель обращает внимание детей на доску, где написаны различные понятия, ребятам предлагается выйти по одному, выбрать одно из понятий, дать ему определение. Если понятие, верно, его можно стереть с доски, так продолжается до тех пор, пока все понятия не исчезнут.

2. Алфавит. Учитель предлагает каждой колонке вспомнить события, личности, исторические вещи начинающиеся на определенную букву и объяснить его, побеждает та колонка которая назовет и объяснит больше всего исторических явлений, событий и вещей.

3. Устный ответ. По теме: «Какие мифы вошли в древнюю часть Библии Ветхий Завет?». Учитель оценивает учащегося, после всех дополнений и оценивания учащимися.

4. Кроссворд. Отдельным учащимся, мало работающим на уроках выдается в начале проверки домашнего задания кроссворд.


По окончании проверки домашнего задания, учитель оценивает лучших ребят.

По желанию ребята выходят к доске и дают определения понятиям, если определение дано верно, понятие стирают.





Учащиеся советуются в группе и дают свои ответы.








Один учащийся отвечает устно у доски. Весь класс следит за ответом, задают вопросы, дополняют и оценивают.

Решение кроссворда.

На доске написаны следующие понятия: религия, миф, история, неравенство, искусство, клинопись, скрижали, Яхве.



На доске в три колонки прописаны заглавные буквы: I кол. А, Б, В.

II кол. Г, Д, Е

III кол. Ж, З, И











Кроссворд выдается на отдельных листах, разработанные самими учащимися

Изложение нового материала

Речь учителя: «Итак, мы с вами отлично справились с домашним заданием. Мы с вами повторили библейские сказания, вспомнили основные понятия, но все ли мы узнали о древних евреях?



Тогда попытайтесь сформулировать тему нашего урока.





Тему урока мы сформулировали, а теперь подскажите мне, что мы должны изучить сегодня на уроке.


Учитель выдает раздаточный материал к уроку, просит внимательно ознакомиться с историческим документом.

Разминка. Учитель предлагает перед тем, как разобрать документ, немного отдохнуть и размяться. Логичнее всего использовать «кричалку» с движениями. Например (Два прихлопа, два притопа,

Пешие, пешие,

А за ними, а за ними,

Конницы, конницы.

Бег на месте, бег на месте,

Лучники, лучники,

Ну-ка дружно, ну-ка вместе,

«Девочки», «Мальчики».)

Учитель: «Ну вы и трубы Иерихоновы»! Откуда же пошло такое выражение, объясните?

Учитель задает вопросы по документу: 1) На какой территории расселились древние Евреи? (работа по карте)

2) В каком веке это произошло?

3) Почему евреи постоянно вели изнурительные войны?


4) Главные враги израильтян?

5) Вы прочитали миф о Самсоне, что здесь вымысел, а что реальность?










В конце XI в. до н.э. предводители племён Израилевых впервые выбрали себе царя. Им стал Саул из колена Вениамина. В период его правления жил мальчик, пастушок Давид. Взгляните на отрывок из фильма «Царь Давид».

Так стал Давид царским военачальником, а после смерти Саула и его сыновей в борьбе с фистилимлянами Давид был избран царем. В 10-м в. до н.э. Давид сделал столицей Израильского царства Иерусалим.

После Давида царем становится его сын Соломон.

Богатством и мудростью славился этот царь. О суде Соломона ходили легенды, давайте посмотрим одну из них.

Почему так поступил Соломон? О каких его качествах говорит эта легенда?


Прославился Соломон и тем, что много средств тратил на строительство храмов и дворцов. Послушайте сообщение о самом знаменитом храме в Иерусалиме построенном при Соломоне.

Оценка докладчика учителем.

После смерти Соломона Израильское царство распалось на части.

Мы с вами познакомились с Израильским царством, его правителями и с библейскими сказаниями древних евреев, как вы поняли, чем же отличается религия древних евреев от религии древних египтян?

Примерные ответы учащихся:

- мы не знаем о том, было ли у них государство;

- не знаем чем они занимались;

- были ли у них правители.

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Совместно с учителем формулируют задачи урока.



Работа с историческим источником в парах (3 мин).

Учащиеся повторяют движения и слова за учителем.












Учащиеся, объясняют происхождение выражения.

Ответы детей:

На территории Палестины, по реке Иордан. (показывают по карте)

В 13-м веке до н.э.

За плодородные земли по р. Иордан.

Филистимляне

Вымысел – сокрушил целое войско, сила в волосах, быстро отросли волосы.

Реальность – сильный воин, сражения с филистимлянами, любовь к Далиле, подвиг Самсона.


Учащиеся смотрят отрывок из фильма, комментируют его.













Учащиеся инсценируют Легенду о суде Соломона

Потому что настоящая мать не допустит смерти своего ребенка.

Мудрость, справедливость, был очень умен.

Сообщение «Храм в Иерусалиме»

Учащиеся задают вопросы и оценивают докладчика.





Египтяне верили в множество богов, а у евреев был только один Бог.

На презентации появляется слово Тема:







Название темы появляется на презентации. Дальше открываются задачи урока:

1. Образование Древне-

Еврейского царства.

2. Причины прихода к власти царя Давида

3. В чем заключалась мудрость царя Соломона.

4. Отличие религии древних евреев от религии древних египтян.














На презентации карта Израильского царства.



















Фильм «Царь Давид», 1 часть. (с 35 по 41 мин.)









Слайд «Царь Давид»




Слайд «Царь Соломон»

Стул, кукла в пеленках.

Слайд: картина «Легенда о суде Соломона»





Слайд «Храм в Иерусалиме»









На доске понятия: монотеизм и политеизм

Закрепление нового материала

«Своя игра». Вызывается три учащихся, по одному от каждой колонки, им выдается специальный звонок, учитель задает вопросы, кто первый подает звуковой сигнал, тот и отвечает на вопрос, побеждает тот кто больше всех наберет правильных ответов.

Примерные вопросы: 1)     Город, разрушенный звуком труб;

2)     Бог Яхве дал Моисею скрижали, на которых были записаны 10 правил

 (как назывались эти правила)

3)     Название Древнееврейского царства

4)     Первый царь Древнееврейского государства

5)     Человек, 40 лет водивший евреев по пустыне

6)     Герой древнееврейских мифов, сила которого была в волосах

7)     Возлюбленная Самсона, предавшая его

8)     Царь Израиля, победивший Голиафа

9)     Царь Израильского царства, о мудрости которого ходили легенды

10)  предания еврейских племён, передаваемые из поколения в поколение

11) в переводе с греческого означает «книга»

12) священная книга христиан.

Участие в игре.

Жетоны, игрушки-пищалки (вместо звукового сигнала).

Рефлексия

На магнитной доске прикреплены картинки с изображением звезды Давида. Учитель предлагает учащимся взять себе по одной звезде, если урок понравился, если не понравился оставить звезду на доске. Тем, кто звезду взял, предлагается дома узнать, что означает эта звезда.

По одному подходят к доске и берут картинки.

Слайд «Звезда Давида».

Домашнее задание

Параграф 17, прочитать, подготовить устный ответ на вопрос: «Чем прославились цари Израильского царства».

Для желающих, посмотреть фильм «Царь Давид», написать сочинение о Давиде, по содержанию фильма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Тема: «Древнееврейское царство и его правители» 1. Образование Древнееврейского царства. 2. Причины прихода к власти царя Давида? 3. В чем заключалась мудрость царя Соломона. 4. Отличие религии древних евреев от религии древних египтян.

Слайд 4

Царь Давид

Слайд 5

Царь Соломон

Слайд 6

Легенда о суде Соломона

Слайд 7

Храм в Иерусалиме

Слайд 8

« Своя игра»

Слайд 9

Звезда царя Давида

Слайд 10

Домашнее задание Параграф 17, прочитать, подготовить устный ответ на вопрос: «Чем прославились цари Израильского царства». Для желающих, посмотреть фильм «Царь Давид», написать сочинение о Давиде, по содержанию фильма.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...