разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

КОЖЕВНИКОВА КАТЯ

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция

Задачи урока:

  • образовательные: обеспечение восприятия, понимания, усвоения учащимися знаний о природно-географических особенностей Китая, роли в истории Китая выдающейся личности Конфуция, о системе ценностей (учения) Конфуция.
  • воспитательные: выработка у учащихся морально – нравственных качеств, сформированных в учении Конфуция;
  • практические: выработка у учащихся навыков применения исторических знаний в жизни (формирование нравственных основ личности). Показывать на исторической карте территорию расселение народа, границы государств, использовать исторический текст при ответе на вопросы, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям, а также личностям всеобщей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_uchil_kitayskiy_mudrets_konfutsiy.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Кожевникова Екатерина Геннадиевна – учитель истории и обществознания

Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция

Задачи урока:

  • образовательные: обеспечение восприятия, понимания, усвоения учащимися знаний о природно-географических особенностей Китая, роли в истории Китая выдающейся личности Конфуция, о системе ценностей (учения) Конфуция.
  • воспитательные: выработка у учащихся морально – нравственных качеств, сформированных в учении Конфуция;
  • практические: выработка у учащихся навыков применения исторических знаний в жизни (формирование нравственных основ личности). Показывать на исторической карте территорию расселение народа, границы государств, использовать исторический текст при ответе на вопросы, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям, а также личностям всеобщей истории.

Оборудование:

1). Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая;

    «История Древнего мира»,  М. Просвещение, 2006 г.

2). Раздаточный материал.

3). Карта Древняя Индия и Китай»

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания

3. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

4. Изучение новой темы:

  • природные - географические особенности Китая
  • древний мыслитель и философ Китая - Конфуций
  • письменность Древнего Китая
  • основы воспитания китайского общества

5. Подведение итогов

6.Объяснение домашнего задания

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

 - Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с древними государствами Древнего мира и впереди нас ждет встреча с еще одной древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним все, что мы узнали с вами об Индии. Для этого я раздам каждому карточки, прочитайте их внимательно и попытайтесь ответить на предложенные вопросы

2. Проверка домашнего задания

Работа в парах. Каждому учащемуся раздается карточка с заданием. По завершению – взаимопроверка. (выполнение задания 2 минуты).

Задание

1. Какой полуостров занимает Индия?

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

3. Сколько каст было в индийском обществе?.........

4. О ком идет речь?

« …им запрещалось жить в деревне. Они питались отбросами, жили в жалких лачугах. Они выходили в деревню убирать мусор или сделать другую черную работу…» ………

5. Мог ли, например, индиец перейти из одной касты в другую? Например, воин в священнослужители? ........

6. Кто такие кшатрии? …….

Сайд 3

Ключ для взаимопроверки:1. Полуостров Индостан

2. Гималаи,

3. 4,

4. неприкасаемые,

5.нет

6.правители и воины

.

3.Мотивация.

Звучит китайская  народная  музыка. Слайд 4

 - Как вы думаете, о какой стране мы будем сегодня говорить? Слайд  5

- Записываем в тетрадях тему урока.

- Ребята, а что вы знаете о Китае? (звучат ответы )

4.Изучение нового материала.

А) природные - географические особенности Китая

Слайд 6

   Предлагаю заглянуть на карту.

 - Где находится Китай?(В Восточной Азии)

  - Какие крупные реки протекают по территории Китая?(Хуанхе, Янцзы)

 - Какой рельеф в этом государстве?(запад – горы, северо-запад – степи, юг – тропические леса)

 - А знаете ли вы  столицу Китая?

ФИЗМИНУТКА

Посмотрите как прекрасен Китай! (встали)

Какие высокие горы. (потянулись вверх)

Раскинулись широкие степи. (взмах руками в стороны на уровне груди)

А впереди тропические леса, надо сквозь них пройти! (шаг на месте) 

Тут мы повстречали императора Китая – надо его поприветствовать.     (наклон вперед)

Ну и всем жителям Китая помашем руками!

Б) древний мыслитель и философ Китая – Конфуций. Слайд 7

 Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, часто и внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н.э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее около 1700 г. до н.э., здесь возникли первые государства. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций. Слайд __

Так же Конфуций считал, что высшая добродетель – уважение к старшим, и что мудрость – в знании старинных книг, а почему он так считал, вы узнаете, прочитав стр. 100-102.(пункт 2)

 - Почему эта добродетель важна в нашей жизни? (ответы учащихся)

  • В) письменность Древнего Китая . слайд 8

Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг. Нужно, по мнению Конфуция обязательно приобщаться к чтению книг. Знание и просвещение- первое условие процветания государства.

Сообщение учащегося о письменности и книгах древних китайцев. 

Г) основы воспитания китайского общества

 Конфуций считал, что воспитанного человека можно узнать по его поведению:

  • Снимают туфли перед входом в дом
  • Сидели на цинковке, расстеленные на полу, либо на низком сиденье, но непременно подогнув под себя пятки.

 - А какие еще правила поведения были в китайском обществе?  Самостоятельное чтение стр.102-103.

Задание: выписать в тетради три правила.

  • Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучке.
  • Обычно китайцы носили халаты . У простых людей халаты были из дешевой материи, а богачи носили халаты из шелка.
  • Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше.  Он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место – со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя как отца, а правителям Конфуций советовал относиться к подданный как к своим детям.

Таким образом, чему же учил Конфуций? (ответы учащихся)

·         Соблюдение традиций и устоявшихся порядков в обществе

·         Уважение старины

·         Приобщение к мудрости древних

·         Почитание и уважение старших

·         Хорошие манеры - признак воспитанного человека

·         Во всем должен быть порядок

·         Мудрый правитель, опираясь на обычаи и традиции, во всем служит примером, жестокость чужда ему

·         Подданные должны уважать правителя как отца, а правитель –относиться к подданным как к своим детям.

5. Подведение итогов.  

Составление синквейна. слайд 9

Правила:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

6. Домашнее задание. Слайд 10.

Параграф 22. РТ.№ 83 – контурная карта        

7. Рефлексия.  Слайд 11

Перед вами дракончики разных цветов. Оцените как прошел урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

           СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему: «Рим от его возникновения до установления господства над Италией».

Цели урока: Повторить и закрепить изученный материал по теме «Древний Рим»;Развитие внимания, умения выявлять логические связи, строить аргументированные умозаключения, развитие памяти учащихся...

урок по истории Древнего мира на тему :"Древний Египет"

Данный урок предназначен для 5 класса  и соответствует требованиям ФГОС ООО...

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...