Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI-XVIIв)
материал по истории (11 класс) по теме

Колесникова Марина Николаевна

 

Тема: Повседневная  жизнь  и  общественные идеалы  допетровского   времени (XVI-XVIIв)

 

Методическая  идея: организация  деятельностного  подхода работы обучающихся  в  малых  группах.

 

Цели урока:

Образовательная –

Изучить жизнь  и быт и нравы  населения  России  16- 17 века.

Развивающая-

-работать  с историческими источниками, развивать умение  анализировать материал учебника и   документальный  текст.

- развивать навыки  работы в  команде

Воспитательная-

-способствовать развитию интереса к предмету.

Воспитать уважение к нашим предкам, их труду и быту.

 

Оборудование

Учебник под редакцией  А.А.Данилов, М.Ю. Брандт, М.М. Горинов, М.В. Короткова, Л.Г. Косулина, И.С.  Семененко  « История России часть I  $27 Стр. 297-314, презентация, Интернет сайты ugra.alexandrovi.ru, booksite.ruancient/reader/family_03.htm

 

 

Структура  урока:

1.     Организационный момент -1 мин.

2.     Актуализация знаний -3 мин.

3.     Определение  целепологания урока-4 мин.

4.      Планирование-4 мин.

5.     Самостоятельное  изучение темы-20 мин

6.     Коррекция продукта  деятельности-10 мин

7.     Подведение  итогов урока – 3 мин.

 

 

Этапы

деят.-ти

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Примечание

I.

Орг.

момент.

Педагог приветствует  обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют

педагога.

Обучающиеся рассаживаются по группам.

Внутри которых

определяют  координатора

и выступающего.

Преподаватель

организует и дисциплинирует 

обучающихся.

Создает ра-

бочую обстановку.

II

Актуали-

зация  темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка

учебной цели

 

 

 

 

 

 

Педагог задает вопрос.

 

1.Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

 

2.Как вы думаете о чем   мы с вами ещё не говорили  изучая культуру  16-17 века?

 

 

 

 

 3.И как же по вашему мнению должна называться  тема сегодняшнего  урока?

 

Педагог  фиксирует предложение на доске.

Выбирает  наиболее удачный вариант.

 

«Жизнь и быт людей проживающих в 16-17 веке».

Дополняет предложение   и записывает  на доске тему: «Повседневная  жизнь  и  общественные идеалы  допетровского   времени (XVI-XVIIв)  »

 

 

Педагог задает вопрсы:

 

 1.Из чего же состоял быт людей проживающих в 16-17 веке?

Что бы легче ответить на этот вопрос  представьте из чего же состоит быт современного человека  и попытайтесь сопоставить.

2.Что изменилось, а  что осталось  по прежнему?

 

 

 

 

 

 

 

Педагог приходит  к выводу. Ответ дан

верно.

Продолжает задавать  вопросы.

1. Давайте определим на какой из предложенных вами  вариантов  мы с вами отведем больше времени для изучения? 

2.Вы обучаетесь по специальности

повар, кондитер так что мы будем изучать более подробно на сегодняшнем уроке?

 

 

 

3.Скажите,  а зачем вам как поварам знать то из чего состояло  меню людей проживающих  в 16-17 веке?

 

 

 

 

 

Обсуждают в

группе.

 

Предлагают варианты .

Правильные ответы записываю  на доске.

 

 

 

 

 

Обсуждают предлагают варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают предлагают

Варианты .Предположительный ответ

-  быт состоит из того, что мы живем в семье, учимся , работаем. создаём семью,  питаемся, иногда отмечаем  праздники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположительный  ответ обучающихся.

- Что готовили и  употребляли в пищу представители  различных сословий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположительный ответ обучающихся:

*Сейчас открывается множество тематических ресторанов, кафе, трактиров.

В 17 веке были кабаки.

В дальнейшем , мы можем выбрать как одну из тематик составления  меню.

 

*Мы ознакомимся с блюдами , а в дальнейшем  на спец. предметах с технологией   приготовления блюд.

 

*Захотим сами найти рецепты в Интернете,  старинных книгах, архивах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Планирование.

С чего  начнем

изучение темы?

 

 

 

 

Педагог  записывает на  доске

варианты  предложенные

обучающимися.

1.     Меню крестьян  горожан проживающих в 16-17 веке.

2.     Семья

3.     Религия

4.     Праздники

5.     Жилье

6.     Одежда

Обсуждают план урока.

Предлагают варианты.

 

 

 

 

 

IV

Реализация

плана.

Педагог задает вопросы

1.С чего начинаем

работу?

 

2.Какими материалами

вы можете пользоваться?

 Обучающиеся записывают число,

тему  урока.

 

Учебник стр.297-310, Документы  17 века стр.311-314

Интернет ресурсы

 

 

 

Слайд № 1

 

 

 

 

 

Закладки для Интернет

ресурсов лучше подготовить заранее. 

V

Определяем

критерии  оценки.

Педагог задает вопрос.

Как оценивать  выполненное задание?

 

Записывает на доске

варианты предложенные  обучающимися.

1.     Четко определено, что  употребляли в пищу представители различных  сословий.

2.     Что пили.

3.       Меню в праздничные дни.

4.     Определен семейный уклад.

Что носили, где жили.

Обсуждают  в группе  предлагают

варианты критериев.

 

 

VI

Выполнение

обучающимися

намеченных действий.

 

Обучающиеся  работают в группе.

Готовят презентацию

ответа.

 

VII

Презентация

продукта  работы в группе.

Педагог демонстрирует

слайды  №2-16 ( меню крестьян  и горожан в  16-17 веке)

сайды №

Излагают основные  положения учебного материала,

который  должен быть усвоен обучающимися.

Представление  у доски, корректировка продуктов деятельности.

 

 

VIII

Обобщение.

 

Итак, как поработали группы?

Ответ какой группы вам понравился  больше остальных?

 

 

 

 

 

 

В результате  общего  суждения  мы  выяснили…

(кратко повторяю ключевые  понятия  темы)

Выясняю, достаточно  ли,

необходимой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректируют продукт  своей деятельности.

Делают записи в  тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Если не достаточно информации получили на уроке, то даю дополнительные ссылки.

gorki-len.narod.ru

 

http://www.ref

.by/refs/alike/31104.html

IX

Подведение

итогов.

Педагог задает вопросы:

 

1.Совпадают ли поставленные цели  с  достигнутым  результатом?

 

Сопоставление  результатов деятельности

обучающихся  с вариантом предложенным  преподавателем.

 

2.Что вы научились  делать на  уроке?

Отвечают  на поставленный вопрос.

 

Обучающиеся  сопоставляют  вариант предложенный преподавателем  со своим  продуктом  труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

Домашнее  задание.

Подготовится к  контролю по данной теме. Стр.297-314.

*Творческое задание. Написать

Эссе на  тему : «Сей хлеб, ешь мякину».

*Ответить  на  вопросы  после  параграфа.

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка  к уроку:  «Повседневная  жизнь  и  общественные идеалы  допетровского   времени (XVI-XVIIв)».

 

Урок  разработан  для  обучающихся  на  первом курсе, по  профессии

повар, кондитер.

 

    В условиях необходимости  формирования  профессиональных компетенций существует необходимость  обращения   внимания  на практическую значимость полученного материала .Большую часть времени при  изучении данной темы отводим на изучение раздела:« Стол –престол  для  бояр  и народа» Узнаём   из чего состояло  меню людей проживающих  в 16-17 веке. Определяем где в дальнейшем  можем использовать полученный  материал.  ( Открывается множество тематических ресторанов, кафе, трактиров. В 17 веке были кабаки. В дальнейшем полученную информацию   можно  использовать  как одну из тематик составления  меню. Ознакомимся с блюдами , а в дальнейшем  на спец. предметах с технологией   приготовления блюд. Сами  обучающиеся  смогут найти рецепты в Интернете,  старинных книгах, архивах). Деятельность  обучающихся должна  претерпевать   существенные  изменения.           

     В связи  с переходом на   новые ФГОС  преподаватель должен  формировать профессиональные  компетенции. Для предмета  история это достаточно сложная задача.  Но  современному обществу нужны  «новые люди». Не только знающие факты , но и  умеющие практически  использовать  полученную информацию. В основе преподавания уроков «по новому» лежит не  репродуктивный подход, когда  обучающиеся  воспроизводят  то , что говорит  преподаватель, а  деятельностный  во главу всего ставится  самостоятельная деятельность  обучающихся  и  получение практических  значений.

      В соответствии  с тенденциями времени и  требованиями  рынка изменяется и процесс преподавания истории.

Перед началом  подготовки к уроку  педагог задает  себе вопросы.

Зачем?- это  целепологание; что- содержание, как- средство и формы , т.е. организация  технологии среды.

Целеполагание- это  опережающее  представление  о цели,  организации  и  результате.

Цель урока  первоначально педагог  определяет для себя, а  в  дальнейшем согласует её  с  обучающимися.

  Основные направления  целепологания (по В.В. Шогану):

1.Образовательное (время, пространство, события, понятия, нравственные поступки )

Изучить жизнь  и быт и нравы  населения  России  16- 17 века.

2.Развивающее

развивать

 -навыки  работы в  команде

 -навыки самостоятельной  работаты  с Интернет ресурсами.

  -  мыслительную активность,  умение систематизировать  и анализировать полученный  из различного рода источников  материал ( одни  работают  с учебником ( стр.297-310), другие  с Интернет –ресурсами Интернет сайты ugra.alexandrovi.ru, booksite.ruancient/reader/family_03.htm, третьи с  источниками стр.311-312. )

1.Смысловое

Тотальный смысл жизни России в устремленности к соборности-

это путь к духовному мироотношению,  а следовательно, это смысл всех исторических этапов, смысл  жзни  отдельной исторической персоны (на данном уроке на примерах жизни  и быта представителей различных  сословий). и  смысл жизни каждого русского  сегодня. Русский  духовный коллективизм(  Общинный образ  жизни русского  человека и как следствие большая схожесть в быту людей разных, но относящихся  к одному  сословию).

2.Действенно- практическое

Опережающее  представление  об исторических ситуациях, событиях в которых условно участвуют  обучающиеся. Это то, что дает возможность чувствовать, мыслить. Актуальность  обогащается  историей,  а история понимается через актуальность. Полученные знания  на данном уроке могут  иметь практическое  значение в  дальнейшем при работе по профессии повар, кондитер.

3.Рефлексивное.

Опережающее  представление о таких условиях исторического образования, при которых  возникает акт рефлексии,  самоанализа на уроке ( Обучающиеся самостоятельно разрабатывают  критерии оценки  своей деятельности).

Наглядные средства обучения

1.     Сюжетные типологические  картины (слайды №3,17,18,19).

2.     Фотографии аналогов блюд (XVI-XVIIв).

      3.   Документальные источники на страничке  «Ресурсного  центра по  переходу на  новые ФГОС»,  http://www.museum.ru/,

 http://www.cbs-novoch.ru/baby/kollegam ,

http://ru.wikipedia.org/

Современный урок по моему мнению. Это урок  одновременно

сочетающий в  себе  все  составляющие  инновационной  деятельности: компетонтносная, деятельностная,  личностно- ориентированная, дифференцированная, с использованием  ИКТ  кк преподавателем, так  и  обучающимися.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopetrovskoe_vremya_16-17_vek.docx227.57 КБ
Office presentation icon povsednevnaya_zhizn.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Дополнительный материал к уроку.

  1. Документальные источники.

Европейские путешественники побывавшие в Сибири отмечали: «…съестные припасы очень дешевы, рыба превосходная, мясо и дичь в изобилии».

   Вот как описывается пища крестьян в журнале «Народное хозяйство России».

Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка-пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет,-и только хлеба. В этих деревнях у большинства продано и заложено все, что можно продать и заложить.

  1. Правила работы в группе с текстом.

а) Прочитать текст- 2 минута.

б) Текст можно маркировать (подчеркивать, делать заметки на полях, выделять маркером главную мысль)-1 минута.

в) Обсудить содержание текста в группе. Разбить текст на смысловые части. Выделить главную мысль-1минута.

г) При отборе материала выбирать наиболее важные факты.

д) Работа с компьютером

 Сопоставить материал для ответа со слайдами из презентации

«Кухня  XIX века», либо самостоятельно отобрать по предложенным ссылкам в Интернете-8 минут.

ж) Подведение итогов, перенос информации на флешь- 1 минута.

з) Презентация ответа у доски 3 минут

  1. Мишень. Оцените значимость полученного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для 7 класса.Тема "Культура в XVI-XVIIв.в."

Темы по культуре помогают воспитанию и образованию учащихся. Дополнительный материал способствует заинтересованности детей в предмете-история. Вопросы ,которые даются не по программе, побуждают учащих...

урок истории в 7 классе «Основные сословия России в XVIIв.»

Готовый проект поможет коллегам без затраты времени подготовиться к интересному уроку....

Сводная таблица "Архитектура России XVIIв."

Сводная таблица по архитектуре России XVII в. представляет собой иллюстративные изображения архитектурных памятников. В таблице представлена краткая справочная информация: датировка, условия возникнов...

Сводная таблица "Стрелецкие бунты XVIIв."

Дидактический материал в форме сводной сравнительной таблицы по истории стрелецких бунтов XVIIв....

Конспект урока 7 класс "Русская деревня в XVIIв"

Предмет: история РоссииКласс 7 классУчитель Н.А.ЧетвериковаАвтор УМК: «Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История РоссииXVI-XVIIвв,» учебник –"Русское слово"-2018Тема урока:...

Контрольная работа по теме "Культура России XVIIв" 7 класс

Контрольная работа по теме "Культура России в XVIIв" для 7 класса по учебнику Пчёлов и Лукин в двух вариантах, без использования тестов....

Русские путешественники и первопроходцы XVIIв.

Русские путешественники и первопроходцыXVIIв....