Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Князева Ольга Владимировна

Базовый уровень обучения. 68 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_8_kl.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 600

с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 История

Класс 8

Учитель:  Князева Ольга Владимировна

Учебный год: 2012-2013

Количество часов по программе: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

Санкт-Петербург

2012

  1. Пояснительная записка к программе курса истории в 8 классе

В самые трудные дни нации обращаются к своим живительным истокам, пытаются разобраться в себе, осмыслить свой исторический путь. Не случайно эпохи великих переломов отмечены усилением интереса к истории. Сегодня как никогда нас мучают вопросы: что есть Россия, где ее корни? Какая судьба ждет наш народ? Как объяснить явления глобализации, терроризма в мире? На эти и другие вопросы ответ может дать только изучение истории Отечества и истории стран мира.

Изучение истории на современном этапе развития рассматривается с точки зрения двух основных подходов: формационного и цивилизационного. В данной программе предусматривается объединение этих подходов.

Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования,  Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 кл. для образовательных учреждений (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008) и  авторских программ: А.А.Данилов «История России 6-9 классы», Вигасин А.А.  «История средних веков, 6 класс»  (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11- М.: Просвещение , 2010»); «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М.Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2006.

Принимая в расчет познавательные потребности и возрастные возможности учащихся, программа  построена на основе проблемно-хронологического принципа, позволяющего достаточно глубоко проследить почти в вековой динамике пять ключевых проблем  истории: эволюцию политической власти; специфику взаимоотношений власти и общества; решение проблем экономической модернизации; внешнюю политику России и стран мира; особенности духовной жизни, быта, менталитет людей 19 века.

Отдавая себе отчет в том, что среди историков есть приверженцы самых разных парадигм, в процессе преподавания истории учащимся не навязываются  однозначные оценки историческому процессу, отдается  предпочтение при изложении материала методу ретроспективного рассуждения, открывающему простор для личностных суждений и выводов. Этому способствует также широкий подбор исторических документов, позволяющих не только дополнить фактологический материал, но и определить взгляд на исторические события их участников, современников, потомков, зачастую полярно отличающихся в своих оценках.

Принципиально не принимая упрощенческий подход в преподавании истории в  школе, в программе сознательно используются доступные для данного возраста термины и категории современной исторической науки.

Тематическое планирование по Новой истории и истории России в 8 классе составлено на основе программы, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ, предусматривает использование следующего учебно-методического комплекта:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, 19 век,  - М.: Просвещение, 2004.
  2. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.   Всеобщая история. История Нового времени. 1800 - 1913. 8 класс, -М.: Просвещение, 2006.
  3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 класс, – М.: Вако, 2012.
  4. Волкова К.В. История России. 8 класс. Контрольно-измерительные материалы,  – М.: Вако, 2012.
  5. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1800-1913. 8 класс.- М.: Просвещение, любое издание.
  6. Данилов А.А., Косулина Л.Г.. Рабочая тетрадь к учебнику «История России» XIX в.: 8 класс.- М.: Просвещение, 2012.

Структура документа

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета с примерным распределением учебных часов по разделам курса; основные требования к уровню подготовки учащихся, тематическое (поурочное) планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Цели изучения программы по истории:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи изучения программы по истории:

- познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;

- вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

- развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;

- развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;

- воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов

- сформировать  у учащихся целостное представление об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории ХIХ и ХХ веков;

- сформировать у обучающихся понимание места и роли России во всемирно – историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на базисном уровне  на 68 часов, из них 40 часов выделяется  на изучение отечественной истории, 28 часов – на изучение истории зарубежных стран.

Настоящая программа  составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.

Рабочая программа  соответствует  Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов и учебному плану образовательного учреждения.

В результате освоения программы учащиеся смогут:

1. Осветить все стороны общественной жизни, вопросы духовной жизни, быта, нравов, религии народов 19 века,

2. показать вклад русского народа в мировую цивилизацию,

3. создать яркий образ видных исторических деятелей той исторической эпохи,

4. выделять особенности развития стран, самобытность их культуры,

5. испытывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому на примере исторических событий,

6. усовершенствовать навыки составления план - конспектов, развернутых планов, схем, хронологических, сравнительно –обобщающих таблиц, написание эссе, синквейнов, кроссвордов,

7. научиться рецензировать ответы учащихся, формулировать вопросы к тексту, работать с историческими источниками, составлять резюме, делать выводы,

8. составлять психологический портрет исторического деятеля,

9. улучшить умения выделять причинно – следственные связи при изучении отдельных событий и фактов, обобщать, систематизировать, анализировать, сравнивать исторические явления, события, контролировать и оценивать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результатам.

В завершении курса учащиеся должны:

• получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;

• о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;

• должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;

• приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

• анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

• научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

• уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.

Учащиеся должны овладеть умениями:

• определять и объяснять понятия;

• уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;

• рассматривать общественные явления в развитии;

• анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;

• уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.

• соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений;

• называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;

• называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

• показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;

• описывать положение и образ жизни основных сословий;

• составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

• называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

• объяснять значение основополагающих понятий курса:

• сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений;

• излагать суждения о причинах и последствиях.

Формы уроков при изучении истории предполагаются как уроки изучения нового материала, закрепления, повторения изученного, комбинированные уроки. При завершении изучения раздела, главы предусматривается проведение проверочных работ с целью контроля за усвоением материала учащимися. Рекомендуется проводить также регулярно понятийные диктанты, различные познавательные викторины, игры.

Однако не следует забывать, что изучение истории, прежде всего, формирует историческое мышление, умение логично мыслить, ясно и понятно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

2.1. Содержание курса

Для базового уровня изучения истории в 8 классе  программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Классы

Объем учебного времени

Разделы программы

введение в курс, повторительно-обобщающие урок

кол-во контрольных работ

Всеобщая история

История России

8 класс

68 ч

Всеобщая история (с древнейших времен до XIX в.) –26 ч.

История России  (с древнейших времен до XIX в.) – 40 ч.

2

3

Содержание программы:

Введение -1 ч.

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс.

История Нового времени  -28 ч.

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху  - 7 ч.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Строительство Новой Европы   - 9 ч.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

Внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны.

Политическое развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Страны Западной Европы на рубеже 19 – 20 вв. Путь модернизации и социальных реформ - 5 ч

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие Нового времени.

Две Америки - 3ч

Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861 — 1865). А. Линкольн. Война за независимость в Латинской Америке.

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Традиционные общества: новый Этап колониализма  - 4 ч.

Страны Азии в XIX в. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи. Народы Африки в Новое время.

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

История России - 40 ч.

Россия в 1 четверти 19 в. – 10 ч.

Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.

Россия в международных отношениях начала XIXв. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г.  и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на I общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.

Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.

Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра 1.

Движение декабристов: предпосылки возникновения,  идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Россия во 2 четверти 19 в.  -9 ч.

Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.

Социально-экономическое развитие России во второй; четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа управлениягосударственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.

Общественное движение в 1830—1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности (С.С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.

Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.

Культура России в первой половине XIXв. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

Россия в эпоху реформ 1860 – 1870  - 11 ч.

Великие реформы 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х гг.

Национальные движения и национальная политика в 1860-1870-е гг.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.

Россия в 80-90е гг. 19 в. -9 ч.

Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. Начало царствования Александра III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика. Внешняя политика России во второй половине XIXв. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке.  Россия в международных отношениях конца XIX в.

Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.

Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.

Повторение  - 1 ч.

3.1. Тематическое (поурочное) планирование

№ уроков


Тема



Подтема:

Количество часов

Контроль знаний

(вид контроля)

Мультимедиа,

Интернет,

средства

обучения

Межпредметные связи

(интеграция)

контрольные работы

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1800-1913 гг.

28

222222222222

2222

Часть 1. Становление индустриального общества в XIX в.

13

1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху

5

1/1

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация

1

Беседа

Учебник введение, раб. тетрадь

обществознание

Введение. Написать синквейн к слову модернизация

2/2

Время технического прогресса

1

Схема, понятийный диктант

Учебник § 1-2, раб. тетрадь

§ 1-2, вопросы, задания, таблица

3/3

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества

1

Понятийный диктант, таблица

Учебник § 3, 4, раб. тетрадь

обществознание

§ 3, 4, вопросы, задания, таблица, сообщения

4/4

Развитие науки в XIX в.

1

Сообщения, таблица

Учебник § 5, раб. тетрадь

§ 5, вопросы и задания, таблица

5/5

Идейные течения в обществознании

1

Беседа, проверка таблицы, решение логических задач

Учебник § 9, 10, раб. тетрадь

обществознание

§ 9, 10, вопросы и задания, таблица

2. Строительство новой Европы

8

6/1,

7/2

Франция в период консульства и империи.

2

Работа с исторической картой, сравнительный анализ, опрос по домашнему заданию

Учебник § 11, 12, раб. тетрадь, карта  

§ 11, 12, вопросы и задания, таблица

8/3, 9/4

Франция: экономическая жизнь и политической устройство после Реставрации Бурбонов

2

Проверка домашнего задания по вопросам учебника. Тест

Учебник § 14, 15, раб. тетрадь, карта  

§ 14, 15, вопросы, задания

10/5

Англия в первой половине XIX в.

1

Проблемная беседа: почему чартистское движение не переросло в революцию? Тест

Учебник § 13, раб. тетрадь, карта  

§ 13, вопросы, задания

11/6

Борьба за объединение Германии

1

Таблица. Проблемная беседа

Учебник § 16, раб. тетрадь, карта  

§ 16, вопросы и задания

12/7

Борьба за независимость и национальное объединение Италии

1

Тест, проверка таблицы

Учебник § 17, раб. тетрадь, карта  

§17, вопросы и задания

13/8

Франко-прусская война и Парижская коммуна

1

Алгоритм военных действий

Учебник § 18, раб. тетрадь, карта  

§18, вопросы, хроника событий

Часть 2. Мир во второй половине XIX в.

15

3. Европа: время реформ и колониальных захватов

5

14/1

Германская империя

1

Тест, беседа с элементами дискуссии

Учебник §19, раб. тетрадь, карта  

§19, вопросы и задания

15/2

Создание Британской империи

1

Беседа, сравнительная таблица

Учебник § 20, раб. тетрадь, карта  

§20 вопросы и задания, таблица

16/3

Третья республика во Франции

1

Экспресс-опрос

Учебник § 21, раб. тетрадь, карта  

§ 21, вопросы и задания

17/4

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

Взаимопроверка таблиц

Учебник § 22, раб. тетрадь, карта  

§22

18/5

Австро-Венгрия

1

Тест

Учебник § 23, раб. тетрадь, карта  

§ 23, вопросы и задания, сообщения

4. Две Америки

3

19/1

США в XIX в.

1

Сообщения, беседы

Учебник § 24, раб. тетрадь, карта  

§ 24, вопросы и задания, сообщения

20/2

США в период монополистического капитализма

1

Сообщения, работа в малых группах

Учебник § 25, раб. тетрадь, карта  

§ 25, вопросы и задания,

21/3

Латинская Америка

1

Тест

Учебник § 26, раб. тетрадь, карта  

§ 26, вопросы и задания

5. Художественная культура XIX столетия

2

22/1

Основные художественные течения

1

Взаимопроверка таблиц

Учебник § 6, раб. тетрадь

§ 6, вопросы и задания, рефераты

23/2

Изобразительное искусство. Архитектура и градостроительство. Рождение кино

1

Тест

Учебник § 7-8, раб. тетрадь

§ 7-8, вопросы и задания

6. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости

3

24/1

Япония.

1

Тест

Учебник § 27, раб. тетрадь, карта  

§ 27

25/2

Китай.

1

Опрос по домашнему заданию

Учебник § 28, раб. тетрадь, карта  

§ 28

26/3

Индия. Африка.

1

План-конспект. сообщения

Учебник § 29, 30, раб. тетрадь, карта  

§ 29, 30 вопросы и задания

7. Международные отношения в последней трети XIX в.

1

27/1

Международные отношения в последней трети XIX в.

1

Опрос. Схемы

Учебник § 31, раб. тетрадь, карта  

§ 31. подготовка к к/работе

Повторение

1

28/1

Итоговое повторение

1

Контрольная работа

Учебник, раб. тетрадь, карта  

1

ИСТОРИЯ РОССИИ в XIX в

40

Россия в первой четверти XIX в.

8

29/1

Россия на рубеже веков

1

Беседа. Таблица

Учебник введение, раб. тетрадь, карта  

Введение, сообщение М.М.Сперанский

30/2

Внутренняя политика в 1801-1806 гг.

1

Сообщение, беседа, понятийный диктант, работа с документом

Учебник § 1, 3, раб. тетрадь

§ 1, 3, вопросы и задания, документы

31/3

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1

Беседа по вопросам учебника, работа с документами

Учебник § 2, раб. тетрадь, карта  

§ 2, вопросы и задания, документ

32/4

Отечественная война 1812 г.

1

Алгоритм военных действий, контурная карта

Учебник § 4, раб. тетрадь, карта  

§ 4, вопросы и задания

33/5

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1815 гг.

1

Беседа. Работа с контурной картой, работа с документом

Учебник § 5, раб. тетрадь, карта  

§ 5

34/6

Внутренняя политика в 1814-1825 гг.

1

Проблемное задание, сравнительная таблица

Учебник § 6, раб. тетрадь, карта  

§ 6 вопросы и задания, таблица

35/7

Социально-экономическое развитие.

1

Тест

Учебник § 7, раб. тетрадь

§ 7, вопросы и задания

36/8

Общественные движения

1

Таблица

Учебник § 8, раб. тетрадь

обществознание

§ 8, вопросы и задания, таблица

Россия во второй четверти XIX в.

10

37/1

Династический кризис 1825 г.

1

Творческие задания

Учебник § 9, раб. тетрадь

§ 9, вопросы и задания

38/2

Внутренняя политика Николая I

1

Проверочная работа «Россия при Александре I»

Учебник § 10, раб. тетрадь, карта  

§ 10, вопросы и задания

39/3

Социально-экономическое развитие

1

Понятийный диктант

Учебник § 11, раб. тетрадь

§ 11, вопросы и задания, документы

40/4

Внешняя политика в 1826-1849 гг.

1

Опрос по вопросам учебника, контурная карта

Учебник § 12, раб. тетрадь, карта  

§ 12, вопросы и задания, документы

41/5

Народы России

1

Тест

Учебник § 12, раб. тетрадь, карта  

§ 12, вопросы и задания

42/6

Общественное движение 30 – 50-х гг.

1

Работа с документами, сравнительная таблица

Учебник § 13, раб. тетрадь

§ 13, вопросы и задания, документы

43/7

Крымская война 1853 – 1856 гг.

1

Алгоритм военных действий, контурная карта

Учебник § 14, раб. тетрадь, карта  

§ 14, вопросы и задания, опережающее задание

44/8

Культура в первой половине XIX в.

1

Сообщения, творческие задания

Учебник § 15,16, раб. тетрадь

§ 15, 16, вопросы и задания

45/9

Культура в первой половине XIX в.

1

Викторина

Учебник § 17, раб. тетрадь

литература

§ 17, вопросы и задания

46/10

Быт в первой половине XIX в.

1

Тест

Учебник § 18, раб. тетрадь

§ 18, вопросы,  подготовка к к/р

Обобщение

1

47/1

Обобщение

1

Контрольная работа

Учебник, раб. тетрадь, карта  

1

Россия во второй половине XIX в.

20

48/1, 49/2

Отмена крепостного права

2

Беседа. Понятийный диктант. Тест на закрепление

Учебник § 19, 20, раб. тетрадь

§ 19, 20, вопросы и задания, документы

50/3, 51/4

Либеральные реформы 60-70-х гг.

2

Составление схем, таблиц, логических цепочек

Учебник § 21-22, раб. тетрадь

§ 21-22, вопросы и задания, таблица

52/5

Национальный вопрос в царствование Александра II

1

Тест

раб. тетрадь, карта  

Записи в тетради

53/6

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права

1

Обобщающая беседа

Учебник § 23, раб. тетрадь

§ 23, вопросы и задания

54/7, 55/8

Общественное движение

2

Беседа по вопросам домашнего задания, сравнительные таблицы

Учебник § 24, 25, 26, раб. тетрадь

§ 24, 25, 26, вопросы и задания

56/9, 57/10

Внешняя политика Александра II

2

Беседа, контурная карта, алгоритм военных действий

Учебник § 27, 28, раб. тет, карта  

§ 27, 28, вопросы и задания

58/11, 59/12

Внутренняя политика Александра III

2

Повторительно-обобщающий тест

Учебник § 29, 30, раб. тетрадь

§ 29, 30, вопросы и задания, документы

60/13

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг.

1

Проблемное задание, развернутый план

Учебник § 31, раб. тетрадь

§ 31, вопросы и задания

61/14, 62/15

Положение основных слоев российского общества

2

Тест

Учебник § 32-33, раб. тетр

§ 32-33, вопросы и задания, документы

63/16

Общественное движение в 80-90-х гг.

1

Работа с документами

Учебник § 34, раб. тетрадь

§ 34, вопросы и задания, документы

64/17

Внешняя политика Александра III

1

Контурная карта, хронологическая таблица

Учебник § 35, раб. тетрадь, карта  

§ 35, вопросы и задания, документы

65/18, 66/19

Развитие культуры во второй половине XIX в.

2

сообщения

Учебник § 36-38, раб. тетрадь

литература

§ 36-38, вопросы и задания

67/20

Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

Таблицы, схемы

Учебник § 39, раб. тетрадь

§ 39, подготовка к к/р

Итоговое обобщение

1

68/1

Россия и мир на пороге XX в

1

Контрольная работа

1

3.2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п


Тема урока


Содержание

урока

Количество часов

Тип урока

Дата проведения урока

Примечание

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1800-1913 гг.

28

Часть 1. Становление индустриального общества в XIX в.

13

1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху

5

1/1

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация

Понятие традиционного, индустриального общества.

Черты модернизации.

1

урок изучения нового материала

06.09.

2/2

Время технического прогресса

НТР. Причины, особенности, последствия.

1

комбинированный

07.09.

3/3

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества

Урбанизация и ее последствия. Изменения в

социальной структуре общества.

1

комбинированный

13.09.

4/4

Развитие науки в XIX в.

Достижения в области точных, естественных, гуманитарных наук. Открытия, изменившие мир.

1

комбинированный

14.09.

5/5

Идейные течения в обществознании

Либерализм. Консерватизм. Социализм. Утопический социализм.  

1

повторительно-обобщающий

20.09.

2. Строительство новой Европы

8

6/1,

7/2

Франция в период консульства и империи.

Консульство. Образование империи во Франции. Наполеон Бонапарт.

2

урок изучения нового материала

21.09, 27.09

8/3, 9/4

Франция: экономическая жизнь и политической устройство после Реставрации Бурбонов

Экономика и политическая жизнь после падения Наполеоновской империи.

Реставрация Бурбонов.

2

комбинированный

28.09, 04.10

10/5

Англия в первой половине XIX в.

Социально-экономическое положение Англии в мире. Политическое устройство.

1

комбинированный

05.10.

11/6

Борьба за объединение Германии

Первые шаги на пути к объединению Германии. Роль О. Бисмарка. Объединение Германии «железом и кровью».

1

комбинированный

11.10.

12/7

Борьба за независимость и национальное объединение Италии

Разрозненная Италия. Причины объединения. Роль Гарибальди. Последствия национально-освободительного движения.

1

комбинированный

12.10.

13/8

Франко-прусская война и Парижская коммуна

Причины войны. Ход военных действий. Условия перемирия. Итоги франко-прусской войны.

1

повторительно-обобщающий

18.10.

Часть 2. Мир во второй половине XIX в.

15

3. Европа: время реформ и колониальных захватов

5

14/1

Германская империя

Германия после объединения. Внутренняя и внешняя политика.



1

урок изучения нового материала

19.10.

15/2

Создание Британской империи

Особенности развития Британской империи. Борьба за колонии.

1

комбинированный

25.10.

16/3

Третья республика во Франции

Создание третьей республики во Франции.

Внутренняя и внешняя политика.

1

комбинированный

26.10.

17/4

Италия: время реформ и колониальных захватов

Италия после объединения.  Реформы. Борьба за колонии.

1

комбинированный

01.11.

18/5

Австро-Венгрия

Внутренняя и внешняя политика Австро-Венгрии.

1

Повторительно –обобщающий урок

02.11.

4. Две Америки

3

19/1

США в XIX в.

Развитие США в 19 веке. Экономика, социальная структура общества, политическое устройство.

1

урок изучения нового материала

15.11.

20/2

США в период монополистического капитализма

Монополистический капитализм. Страна трестов. Лидер в мировой экономике.

1

комбинированный

16.11.

21/3

Латинская Америка

Борьба за независимость. Образование новых государств.

1

комбинированный

22.11.

5. Художественная культура XIX столетия

2

22/1

Основные художественные течения

Характеристика основных художественных течений в 19 веке: романтизм, натурализм и т.д.

1

комбинированный

23.11.

23/2

Изобразительное искусство. Архитектура и градостроительство. Рождение кино

Направления в живописи 19 века. Знаменитые художники. Развитие архитектуры и градостроительства. Создание кинематографа.

1

комбинированный

29.11.

6. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости

3

24/1

Япония.

Характеристика внутренней и внешней политики Японии в 19 веке.

1

комбинированный

30.11.

25/2

Китай.

Характеристика внутренней и внешней политики Китая в 19 веке. Опиумные войны.

1

комбинированный

06.12.

26/3

Индия. Африка.

Характеристика внутренней и внешней политики Индии и стран Африки в 19 веке.

1

урок-практикум

07.12.

7. Международные отношения в последней трети XIX в.

1

27/1

Международные отношения в последней трети XIX в.

Особенности международных отношений в к 19 века. Очаги напряженности. Создание военно-политических блоков Антанты и Тройственного союза.

1

комбинированный

13.12.

Повторение

1

28/1

Итоговое повторение

Повторение курса Новой истории 8 класса.

1

повторительно-обобщающий урок

14.12.

ИСТОРИЯ РОССИИ в XIX в

40

Россия в первой четверти XIX в.

8

29/1

Россия на рубеже веков

Характеристика России на рубеже 18-19 вв. Экономика. Политическое устройство. Сословная структура общества.

1

урок изучения нового материала

20.12.

30/2

Внутренняя политика в 1801-1806 гг.

Внутренняя политика Александра 1. Причины отставания российской экономики.

1

комбинированный

21.12.

31/3

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

Внешняя политика Александра 1. Тильзитский мирный договор. Межконтинентальная блокада.

1

комбинированный

27.12.

32/4

Отечественная война 1812 г.

Причины, ход, герои, итоги Отечественной войны 1812 года.

1

урок изучения нового материала

10.01.

33/5

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1815 гг.

Начало заграничного похода. Разгром Наполеона. Присоединение новых территорий.

1

комбинированный

11.01.

34/6

Внутренняя политика в 1814-1825 гг.

Изменения внутриполитического курса. Создание военных поселений. Аракчеевщина.

1

комбинированный

17.01.

35/7

Социально-экономическое развитие.

Тенденции социально-экономического развития России в 1814-1825гг.

1

комбинированный

18.01.

36/8

Общественные движения

Характеристика общественных движений. Декабристы.

1

практикум

24.01.

Россия во второй четверти XIX в.

10

37/1

Династический кризис 1825 г.

Восстание на Сенатской площади. Приход к власти Николая 1.

1

урок изучения нового материала

25.01.

38/2

Внутренняя политика Николая I

Черты внутренней политики Николая 1. Расправа над декабристами.

1

урок закрепления материала

31.01.

39/3

Социально-экономическое развитие

Социально-экономическое развитие Российской империи в правление Николая 1.

1

комбинированный

01.02.

40/4

Внешняя политика в 1826-1849 гг.

Направления, результаты внешней политики России.

1

комбинированный

07.02.

41/5

Народы России

Многонациональная, многоконфессиональная империя. Проблемы. Тенденции развития.

1

комбинированный

08.02.

42/6

Общественное движение 30 – 50-х гг.

Характеристика общественного движения 1830-50 гг.

1

комбинированный

14.02.

43/7

Крымская война 1853 – 1856 гг.

Причины, ход военных действий, итоги Крымской войны.

1

урок изучения нового материла

15.02.

44/8

Культура в первой половине XIX в.

Характеристика российской культуры пер. пол.19 века. Золотой век в литературе.

1

комбинированный

21.02.

45/9

Культура в первой половине XIX в.

Характеристика российской культуры пер.пол.19 века. Архитектура, живопись, музыка.

1

комбинированный

22.02.

46/10

Быт в первой половине XIX в.

Обычаи и нравы российского народа в 19 веке. Повседневная жизнь.

1

комбинированный

28.02.

Обобщение

1

47/1

Обобщение

Повторение по теме Россия в пер.пол.19 века.

1

Повторительно-обобщающий

01.03.

Россия во второй половине XIX в.

20

48/1, 49/2

Отмена крепостного права

Причины отмены крепостного права. Суть реформы. Последствия.

2

комбинированный

07.03., 14.03.

50/3, 51/4

Либеральные реформы 60-70-х гг.

Характеристика либеральных реформ Александра 2, их проведение, итоги.

2

комбинированный

15.03. , 21.03.

52/5

Национальный вопрос в царствование Александра II

Решение национального вопроса в правление Александра 2.

1

комбинированный

22.03.

53/6

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права

Развитие экономики страны после отмены крепостного права.

1

комбинированный

04.04.

54/7, 55/8

Общественное движение

Характеристика общественного движения  вт. пол.19 века. Народники.

2

урок изучения нового материала

05.04., 11.04.

56/9, 57/10

Внешняя политика Александра II

Основные направления внешней политики Александра 2.

2

комбинированный

12.04., 18.04.

58/11, 59/12

Внутренняя политика Александра III

Особенности внутренней политики Александра 3.

2

комбинированный

19.04.,  25.04.

60/13

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг.

Экономика российской империи во вт.пол.19 века. Что мешало развитию?

1

комбинированный

26.04.

61/14, 62/15

Положение основных слоев российского общества

Характеристика социальной структуры российского общества.

2

комбинированный

02.05, 03.05.

63/16

Общественное движение в 80-90-х гг.

Развитие общественного движения в 80-90 гг. 19 века.

Марксизм.

1

комбинированный

10.05.

64/17

Внешняя политика Александра III

Направления внешней политики Александра 3. Итоги.

1

комбинированный

16.05.

65/18, 66/19

Развитие культуры во второй половине XIX в.

Культура во вт.пол.19 века: литература, живопись, архитектура, музыка, скульптура.

2

комбинированный

17.05, 23.05.

67/20

Быт: новые черты в жизни города и деревни

Изменения в повседневной жизни россиян.

1

практикум

24.05.

Итоговое обобщение

1

68/1

Россия и мир на пороге XX в

Россия на рубеже веков. Новые вызовы и угрозы.

1

повторительно-обобщающий

30.05.

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.

5.1. Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся

Критерии для оценивания учащихся на уроках истории:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного мате-риала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

6.1. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально- техническое обеспечение ученого предмета.

  1.  DVD- диски.
  2. Компьютер.
  3. Проектор

Учебно-методическое обеспечение предмета.

1.        Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы - М: Просвещение, 2006.

2.        Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание «Академический учебник» 5-11кл. - М: Просвещение, 2008.

 Интернет-ресурсы:

  1. http://www.kremlin.ru - Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации  
  2. http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html- Библиотека думающего о России
  3. http://old.russ.ru/ist_sovr/express- «Век в зеркале прессы»: ретроспектива газет от «Биржевых новостей» и «Правды» до «Независимой газеты» и «Завтра» по каждому десятилетию ХХ века
  4. http://oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
  5. http://www.istrodina.com – сайт журнала «Родина»
  6. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен» рассматривает спорные вопросы отечественной и всеобщей истории
  7. http://www.historia.ru- электронный журнал «Мир истории»
  8. http://www.rusarchives.ru-  сайт «Архивы России»
  9. http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век».
  10. http://praviteli.narod.ru- сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС.
  11. http://www.warheroes.ru- биографии Героев Советского Союза и России
  12. http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html-  Сайт Библиотеки Конгресса «Всесторонний анализ бывшего Советского Союза»
  13. http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения
  14. http://www.levada.ru - Левада – Центр
  15. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
  16. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.internet-school.ru – Интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
  17. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
  18. http://it-n.ru- российская версия международного проекта Сеть творческих учителей и др.

7.1. Список литературы

Литература для учителя

1.        Юдовская А.Я. Поурочные разработки к учебнику «Новая история»: 1800-1913: 8 кл.: Пособие для учителя / А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2002

2.        Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1800-1913: 8-й Кл.: к учебнику А.Я.Юдовской, П.Н. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1800-1913. 8 класс»/ К.В.Волкова. – М.: Экзамен, 2006.

3. Колганова Е.В., Сумарокова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл. / Под науч. ред Б.Н. Серова. – М.: ВАКО, 2009.

4. Вяземский Е.Е., Жукова Л.В., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Махаон, 2008.

Литература для учащихся

  1. Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2003.

  1. Словарь терминов и понятий по отечественной истории ХХ века \ Научный ред. В.Кривошеев. – М., 2003.

  1. Хрестоматия по истории России: ХХ век /Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, любое издание.

  1. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1800-1913. 8 класс.- М.: Просвещение, любое издание.

  1. Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб: ООО «Виктория плюс»,2007.

  1. А.Т. Степанищев «Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс» - М.:«ВЛАДОС», 2003г.

  1. В.В. Кириллов «Экзамен по схеме. Отечественная история в схемах и таблицах» - М.: «Эксмо»,2007г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ школы № 600

Ореханова Н.М.

___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...