Леонардо да Винчи. Личность в истории.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Сомина Екатерина Александровна

 

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку урока по истории   на тему

«Леонардо  да Винчи. Личность в истории» (7 класс)

учителя истории МКОУ Курловской средней общеобразовательной школы №2

 Соминой Екатерины Александровны

 

Данный урок является первым уроком  по теме «Мир художественной  культуры Возрождения». Из конспекта урока   видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Учитель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока: четко продумана и поставлена проблема урока, наличие проблемных задач; выдвижение учащимися гипотез для решения данной проблемы и их подтверждение.

Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением раннее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.

       Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление – восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение - систематизация. Особое место занимает система методов проблемно-развивающего обучения, ориентированная на субъективную новизну и оригинальность; на побуждение учащихся к активной деятельности.               

       Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно-эвристический метод, и исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого ученика.     

 Для успешного достижения цели урока продуманы и формы деятельности.      

Применяются и различные формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная беседа;
  • Индивидуальные сообщения;
  • Групповая работа;
  • Практическая работа.

     Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.

     Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

     Рефлексивно – оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения учащихся на уроке, интереса к уроку.

     Домашнее задание дифференцировано.  

      Урок является инновационным, интересным, познавательным, «учит не мыслям, а мыслить» (Кант).

Методическая разработка соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого вида.

Данная разработка рекомендована к использованию в учебном процессе учителям истории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_da_vinchi.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  - исторический  портрет.

Леонардо  да Винчи. Личность в истории.

Эпиграф

Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело.

Цели урока:

-Познакомить учащихся с особенностями  искусства  эпохи Возрождения, сформировать  представление о шедеврах эпохи, выявить воздействие данных художественных  традиций на искусство  последующих эпох;

-через характеристику эпохи  познакомить  учащихся  с многогранностью  творчества, интересов и способностей    Леонардо и его великих современников – Рафаэля, Микеланджело, о личностях и их произведениях.

-Продолжать работу над развитием умений  описывать и сопоставлять  произведения искусства, определять их особенности, характерные черты.

-Воспитывать чувство прекрасного, уважение и восхищение к творческой личности, стремление выявить и развить свои творческие возможности.

Средства наглядности:

-портреты творцов эпохи Возрождения

- репродукции произведений

- эл. презентация «Леонардо да Винчи – человек эпохи».

Ход урока.

Переход  к новой теме.

Сегодня у нас не совсем обычный урок – урок- исторический портрет, целиком посвящённый одной личности, человеку, который как великий Нострадамус, заглянул в неведомое для других будущее, изменив ход истории. Кто же он, этот таинственный незнакомец?  Живописец, инженер, механик, плотник, плотник, музыкант, математик, изобретатель, повар, устроитель зрелищ, патологоанатом! И всё это – один человек! Знакомьтесь – Леонардо да Винчи! Этот необыкновенный человек родился и жил в необычное, переломное время на стыке двух эпох.

Новая тема.

Вступительное слово учителя.

Леонардо  родился 15  апреля   1452 г. в городе Винчи, недалеко от Флоренции. Природа одарила его различными  талантами, привлекательной внешностью, огромной физической силой. Когда этот великий художник перечислял семнадцать освоенных им искусств и ремёсел, на последнее место он ставил живопись, которую никогда не считал своим основным занятием.

Отцом его был нотариус Пьеро да Винчи, а матерью – крестьянка. Будучи внебрачным ребёнком, Леонардо, тем не менее воспитывался в доме отца. Именно там он получил прекрасное образование, уже в детстве проявляя интерес к рисованию и лепке.

В 1466 году Леонардо поступил учеником к итальянскому живописцу Андреа Верроккьо,  в мастерской которого знакомится не только с  приёмами и методами живописи, скульптуры и архитектуры, пройдя  весь путь ученичества, но и с основами точных наук. В 1472 году    Леонардо  был принят  в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.

Ученическое сообщение  на тему  «Эпоха Возрождения»,  «Флоренция-город искусств».

Вопросы для обсуждения:

  1. почему вновь пришедшая эпоха  носит такое необычное название – эпоха Возрождения?
  2. повлияла ли политическая ситуация в стране на судьбу великого гения?
  3. можно ли сказать, что именно Флоренция  в рассматриваемый  нами период, называемая «новыми Афинами», помогла раскрытию  личности Леонардо?

 Вывод.

Эпоха Возрождения, пришедшаяся на период с конца 15 по начало 17 века, стала временем, когда в жизни европейских народов   произошли  коренные изменения во всех сферах жизни. Это коснулось областей   промышленности, торговли, науки, искусства. Но больше всего отразилось на мировоззрении человека.

Рассказ   учителя.

Между 1476 и 1478 годами  Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится  Мадонна с цветком, т.н. Мадонна  Бенуа (ок. 1478 г.). К ранним работам относится и незавершённая работа Поклонение волхвов  (1481-1482 гг.).

В 1482 году Леонардо уезжает  в Милан, богатейший город того времени, под покровительство  Лодовико  Сфорца, который тратил огромные средства проведение пышных празднеств, покупку произведений искусства, содержал армию. В Милане Леонардо жил до  1498 года и этот период его жизни был самый плодотворный. Тогда были созданы такие произведения, как  Мадонна в скалах, Дама с горностаем, Тайная вечеря.   Работа над последней  картиной-фреской  ( площадью  4,5 на  8,6 м )   продлилась три года, и это стало   величайшим  творением Эпохи Возрождения.

Весной  1500 года Леонардо приезжает во Флоренцию, здесь вскоре  была создана Мона Лиза (1503-1506 гг.),  самое известное и загадочное  произведение  да Винчи.

Ученическое сообщение  на тему «Мона Лиза».

Вопросы для обсуждения:

  1. почему за долгие годы не померкла  известность и загадочность этого произведения?
  2. в чём, как вы считаете, кроется загадка улыбки Джоконды?

Вывод.

Знаменитое произведение   Леонардо да Винчи – портрет незнакомки эпохи Возрождения – по праву  занимает своё место  в сокровищнице мировой культуры.

Рассказ   учителя.

Эпоха Возрождения  подарила миру не только  необычайно талантливого  да Винчи, прославили её  такие великие творцы, как Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти, являющиеся его  современниками. Предлагаю познакомиться  с их  краткими биографиями.

Ученическое сообщение  на тему « Рафаэль Санти».

Ученическое сообщение  на тему «Микеланджело Буонарроти».

Вопросы для обсуждения:

  1. что роднит и что отличает творчество  этих великих живописцев?
  2. что позволяет  говорить об этих мастерах как о творцах эпохи Возрождения?
  3. как вы считаете, сопоставимы ли гений Леонардо да Винчи и таланты его прославившихся современников? Можно ли, сравнив их, поставить кого-то на первое место?

Вывод.

Эпоха Возрождения  - период, отмеченный рождением великих людей, творящих необыкновенное и оставивших яркий след в истории по прошествии стольких веков.

Рассказ   учителя.

Представляя себя своим будущим покровителям, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, и лишь потом, как о художнике. При дворе Сфорца  он работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные декорации и механизмы, делал костюмы. Учёный по призванию, Леонардо даже сейчас поражает  широтой и разнообразием  своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования  летательных аппаратов, он создал так называемый орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так  и  неосуществлённый. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера. Считался знатоком в области ботаники и  анатомии. Интересны его исследования в области геологии и оптики. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: лёгкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства верёвки, шлифовальные машины и многое другое.

Леонардо выступал и как архитектор, в Милане он начинает писать «Трактат о живописи», работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена.

Роль Леонардо в истории наук огромна, он явился непосредственным предшественником Галилея, Декарта и других учёных Нового времени.

Творчество Леонардо да Винчи  стало одной из вершин итальянского Возрождения.

Умер Леонардо в  1519 году. Его ученик Франческо  Мельци, сказал после смерти великого мастера: « Пока  не распадётся моё тело, я буду постоянно  чувствовать это горе, потому что не во власти природы создать ещё одного такого человека».

Вопросы для обсуждения:

  1. согласны ли вы со следующим мнением, что Леонардо да Винчи  «опередил своё время  на несколько веков вперёд»?
  2. как вы считаете, талант – это врождённое или приобретённое качество?
  3. по вашему мнению, владение талантом  накладывает на человека какие-либо обязательства?

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек, приходя в этот мир, уже являясь обладателем  какого-либо дара, таланта, божьей искры. Однако дальнейшее развитие  данного таланта зависит от множества обстоятельств: эпохи, окружения, воспитания, но, в первую очередь, от самой личности.

Творческое задание:

Какие ассоциации вызывает у вас  это слово, каждая его буква?

Т-

А-

Л-

А-

Н-

Т-

А теперь, пожалуйста, посмотрите на то, что у вас получилось, и дайте своё определение слова  «талант».

Общий  вывод  урока.

Сменяя друг друга, исчезают эпохи, унося в прошлое знаменательные и рядовые события, проходят года, складываясь в жизненные пути великих людей и целых народов, где каждый человек оставляет свой след в истории…

И я уверена, что наша задача, как потомков, живущих столетия спустя, состоит в том, чтобы помнить о тех титанах, своими творениями изменивших ход истории.

И, конечно же, никогда не терять веры в себя, кто знает, быть может именно вы, творя необыкновенное, продолжите галерею великих.

Домашнее  задание.  

Подведение  итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"

Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности"  можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...

Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...

Программа дополнительного объединения по истории 11 кл. "Личность в истории русской культуры"

Отличительные  особенности  предлагаемой программы:  -  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;  - программа ориентирована на закрепление, си...