Политические режимы. Тоталитаризм. Обществознание, 9 класс.
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Чугунова Ольга Павловна

Разработка открытого урока обществознания в 9 классе по теме "Политический режим. Тоталитаризм".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Политические режимы.  Тоталитаризм. Обществознание, 9 класс. А.И. Кравченко.

Цель: Ученики знакомятся с особенностями тоталитаризма. Совершенствуют навык работы с документом.

Задачи:

Обучающая: Учащиеся в результате работы с документом формируют общее представление о тоталитаризме, как недемократическом режиме.

Развивающая: Учащиеся отрабатывают навыки работы с документом, составляют сравнительную таблицу, делают самостоятельные выводы.

Воспитательная: Учащиеся воспитывают в себе уважение к правам и свободам другого человека.

Оборудование урока. Документ «Тоталитарный и демократический тип политической культуры», авторы М. Фарушкин, А. Юртаев,  таблица «Политические режимы: демократический и тоталитарный», рабочая тетрадь, презентация, компьютеры

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Мотивационный

2 этап Операционно-содержательный

3 этап. Проверка выполненного задания

4 этап. Рефлексивно-оценочный

Домашнее задание

Учитель зачитывает «Сказ про Федота Стрельца» Л. Филатова (Приложение №1)

Учитель задает вопросы:

  1. О чем идет речь в данном отрывке?
  2. 2. Как он делает это?
  3. Может ли Федот ослушаться? Почему?
  4. Является ли это примером политического режима? Какие виды политических режимов вы знаете?

Учитель  обозначает цель урока.

Определяет задание для учащихся: Перед вами документ «Тоталитарный и демократический тип политической культуры» и таблица, где признаки демократии мы выделили  с вами на прошлых уроках. Внимательно изучите текст и заполните 2 графу таблицы. (Приложение 2-3)Первичное заполнение зеленой ручкой, при проверке синей.

Учитель проверяет выполненное задание. Согласно документу Фарушкина и Юртаева, какие основные признаки выделили учащиеся.

Учитель просит обобщить все характеристики учащихся и дать определение «тоталитаризм»

Учитель обобщает ответы учащихся, вместе с учащимися записывает определении «тоталитаризм»

Чем тоталитаризм отличается от демократии?

Что вы узнали сегодня на уроке? Все ли было понятно на уроке? Что вам понравилось на уроке?

Учитель дает задание по рабочей тетради к п. 6, стр. 25, задание 3.

Проверяют правильность выполнения .

 Написать сочинение-рассуждение «Можно ли говорить о положительном воздействии тоталитарного режима на историю русского народа. Ответ подтвердите конкретными примерами».

2. Придумать символы тоталитаризма и лозунги – девизы.

Учащиеся читают текст вместе с учителем

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают определение понятия  «Политические режимы», какие виды политических режимов они знают.

Учащиеся работают с текстом, формулируют основные характеристики тоталитаризма, заполняют таблицу.

Учащиеся называют основные характеристики тоталитаризма. Корректируя записи в своих тетрадях.

Учащиеся формулируют определение «тоталитаризм»

Учащиеся выделяют главные отличия

Учащиеся отмечают цифрой 1 признаки демократического  государства. А цифрой 2 признаки недемократического  государства.

Приложение №1.

«Сказ про Федота - стрельца».

Потешник:

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете

Федот-стрелец, удалой молодец.

Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.

Царь на вид сморчок, башка с кулачок,

А злобности в ем - агромадный объем.

Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.

На Федьке от страха намокла рубаха

В висках застучало, в пузе заурчало,

Тут, как говорится, и сказке начало.

Царь:

К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,

А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.

Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –

Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.

Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.

Государственное дело, ты улавливаешь нить?..

Федот:

Нешто я да не пойму при моем-то при уму?

Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.

Получается, на мне вся политика в стране:

Не добуду куропатку - беспременно быть войне.

Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,

Головы не пожалею, обеспечу разносол!..

Потешник:

Слово царя тверже сухаря.

Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,

А куды деваться - надо, Федя!

Приложение №3.

Политический режим

Демократический

тоталитарный

  1. -личность участвует в политической жизни
  2. -гарантия и защита прав и свобод граждан
  3. -политический плюрализм
  4. -верховенство права в обществе
  5. -разделение государственной власти
  6. -свобода политических идеологий
  7. -поиск компромиссных решений, достижение их путем взаимных уступок

Приложение №2.

Отметьте цифрой «1» признаки демократического государства, а цифрой «2» признаки тоталитарного государства.

-Сильный аппарат подавления

-Преследование инакомыслящих

-Судебная защита всех граждан

-Геноцид собственного народа

-Верховенство закона

-Жесткая цензура

-Диктатура одной политической партии

-Монополия государственной собственности

-Взаимная ответственность государства и личности

-Связь государства и его органов через закон


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимательно прослушайте сказку Л. Филатова «Сказ про Федота Стрельца» и ответьте на вопросы: 1.О чем идет речь в данном отрывке? 2.Как царь обращается к Федоту? 3. Может ли Федот ослушаться? Почему? 4. Является ли это примером политического режима? 5. Какие виды политических режимов вы знаете?

Слайд 2

Политический режим – это система методов осуществления государственной власти.

Слайд 3

Политические режимы демократический недемократический - либерально-демократический парламентский -тоталитарный -фашистский -авторитарный деспотический тиранический

Слайд 4

Политические режимы. Тоталитаризм .

Слайд 5

Цель : Познакомиться с недемократическим режимом – тоталитаризмом. Выделить основные признаки тоталитаризма.

Слайд 7

Политические режимы: демократический и тоталитарный Демократический личность участвует в политической жизни -гарантия и защита прав и свобод граждан -политический плюрализм -верховенство права в обществе -разделение государственной власти -свобода политических идеологий -поиск компромиссных решений, достижение их путем взаимных уступок

Слайд 8

Политические режимы: демократический и тоталитарный демократический тоталитарный -личность участвует в политической жизни -гарантия и защита прав и свобод граждан -политический плюрализм -верховенство права в обществе -разделение государственной власти -свобода политических идеологий -поиск компромиссных решений, достижение их путем взаимных уступок -отсутствие реальных прав и свобод - всесторонний контроль государства за жизнью человека -личность растворяется в массе -репрессии , массовый террор -безграничная власть одного человека-вождя(культ личности) -идеология правящей партии -использование любых средств для решения поставленных целей

Слайд 9

Тоталитаризм – одна из форм политического режима, характеризующаяся полным(тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Слайд 10

Задание: Отметьте цифрой 1 признаки демократического государства, а цифрой 2 признаки тоталитарного государства . (Рабочая тетрадь к п. 6, задание 3) или приложение №2

Слайд 11

- Сильный аппарат подавления -Преследование инакомыслящих -судебная защита всех граждан -Геноцид собственного народа -Верховенство закона -жесткая цензура -диктатура одной политической партии -монополия государственной собственности -взаимная ответственность государства и личности -связь государства и его органов через закон

Слайд 12

Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение : Можно ли говорить о положительном воздействии тоталитарного режима на историю русского народа?

Слайд 13

№2. Придумать символическое обозначение тоталитаризма и возможные лозунги-девизы.

Слайд 14

Демократическое государство (1) Тоталитарное государство(2) -судебная защита всех граждан --верховенство закона -взаимная ответственность государства и личности - Связь государства и его органов через закон Сильный аппарат подавления -Преследование инакомыслящих -геноцид собственного народа -жесткая цензура -диктатура одной политической партии -монополия государственной собственности

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политические режимы:авторитаризм,тоталитаризм. Презентация по обществознанию для 9 класса.

Эта презентация-урок поможет как учителю,так и ученику в изучении политических режимов...

конспект урока обществознания в 10 классе "Политические режимы"

Материал содержит конспект урока, слайдовую презентацию и раздаточные материалы для сучащихся...

Задания по теме "Политические режимы" для 9 класса по учебнику А.И. Кравченко

Задания по теме "Политические режимы" для 9 класса по учебнику А.И. Кравченко в 2-х вариантах...

Разработка урока обществознания в 9 классе по теме: «Политические режимы и проблемы свободы личности»

Разработка урока обществознания в 9 классе по теме: «Политические режимы и проблемы свободы личности»...

Урок по обществознанию в 10 классе на тему "Политические режимы"

Данный урок разработан на основе ФГОС, содержит в себе информацию о двух противоположных политических режимах тоталитарном и демократическом....

Тест по теме "Политические режимы" для 9 класса

Тест можно использавать как материал контроля знаний...