Урок истории в 5 классе. Природа и население Древней Греции
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Голубенко Наталья Петровна

План урока: 1. Местоположение Греции и ее природные условия. 2. Критское царство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  истории в 5 классе.

Тема: Природа и население Древней Греции

Цель обучения: сформировать у ребят представление о совсем ином, сравнительно со странами Древнего Востока, характере природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения.

Цель воспитания: создать условия для формирования позитивного личностного отношения к проблемам населения Древней Греции

Цель развития: содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса

Цель социализации: создать условия для формирования умения корректно отстаивать свою позицию в процессе самооценки, взаимооценки

Название этапа урока

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

Условия достижения         положительных результатов

Показатели выполнения дидактической задачи урока

Требования к реализации дидактической задачи урока

Способы

активизации

на уроке


УУД




1. Организационный этап

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке.

3. Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке.

1. Проверка подготовленности кабинета к занятию.

2. Приветствие, фиксация отсутствующих:

«Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения! Посмотрите друг на друга, поднимите руку и назовите отсутствующего!»

3. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

«Обратите внимание на своё рабочее место: есть ли у вас на парте учебник, рабочая тетрадь №2, тетрадь для конспектов, атлас. Если есть,  поднимите карточку зелёного цвета, если чего-то не хватает из перечисленного,  - жёлтого, если не готовы к уроку, - красного».

4.Организация внимания учащихся 5 класса: «Посмотрите внимательно на доску (там  слайд №1 презентации ( презентация прилагается ) -  записана тема урока), - там план изучения нового материала, размещено изображение Древней Греции)!»

-Доброжелательный настрой учителя и учащихся;

- требовательность, сдержанность, собранность учителя;

- последовательность в предъявлении требований

- собранность учителя и учащихся;

кратковременность этапа;

- полная готовность класса к уроку;

- быстрое включение учащихся в работу

- требовательность, сдержанность преподавателя;

- стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность

- сообщение учащихся

о готовности класса;


Личностные: самоопределение;

регулятивные: прогнозирование; коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками


2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

- Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

1. Сообщение темы урока: «Тема нашего урока сегодня-Природа и население Древней Греции. План изучения нового материала:

1. Местоположение Греции  и её природные условия.

2. Критское царство» .

Сегодня очень  много говорят о Греции, она переживает кризис в экономике. Мы с вами можем во время изучения нашей темы подумать, как помочь грекам. А после кризиса станет возможным посещать эту страну мифов, красивых легенд, Олимпийских игр и демократии».

Совместная формулировка цели урока: «Посмотрите на тему и план урока и попробуйте определить цель нашего сегодняшнего занятия»

- оценка  значимости для учащихся нового учебного материала;

- определение, чему должны научиться учащиеся в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть

- активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах;

- эффективность восприятия и осмысления нового материала;

- понимание учащимися практической значимости изучаемого материала

Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся изучаемого материала;

Сформированность у школьников понимания, что без чётко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке

Совместная формулировка целей и задач урока, запись их на доске

Регулятивные:  целеполагание; познавательные : постановка вопросов;  познавательные: общеучебные : самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

3. Этап усвоения новых знаний

- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;

- добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний;

- на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

1. Организация внимания:

- Сейчас я и группа ваших одноклассников  объясним вам новый материал, а вы, слушая нас, подумайте над ответом на вопрос, который записан на доске: Как природные особенности Греции повлияли на занятия населения?

Учитель: На изучение Греции отводится гораздо больше часов, чем на остальные разделы. Почему?

1-ый ученик: Греция- маленькая страна, а древние греки были небольшим народом, но они создали высокую культуру и оказали влияние на весь мир.

В русском языке много слов греческого происхождения,  например, слова «театр», «кино», «школа», «тетрадь», названия  изучаемых нами предметов,  например, «история», есть имена греческого происхождения: Лариса, Марина, Александр, Дмитрий и др.

Учитель: Итак, кто сможет ответить на вопрос, почему в истории Древнего мира много места отведено для Греции?

Учитель:  ! В истории знай точно даты и года,

И помни: ты без карты никуда. Теперь наша задача - определить местоположение Древней Греции на карте «Древние государства мира», но для начала найдём уже изученные нами государства.

2-ой ученик показывает на карте (остальные ищут в атласах) Древний Египет и Древнее Междуречье, называя эти страны и описывая их местоположение.

Учитель: А теперь я раскрою вам тайну местоположения Греции, а вы запомните и в конце урока поработаете у настенной карты.

Учитель показывает на карте Древнюю Грецию и определяет её местоположение: Греция расположена на Балканском полуострове, который в свою очередь расположен на юге Европы. Таким образом, это первая европейская страна, к изучению которой мы приступаем.

Что же мы о местоположении Греции запишем в тетрадь (в виде схемы)?

3-ий ученик записывает на доске, остальные в тетради:

Греция

↓            ↓

страна на       расположена на                         Балк. п- ове                  юге Европы



Учитель показывает на карте Древнюю Грецию и рассказывает о природных условиях Греции, работая с презентацией (слайд №3),  учащиеся записывают в тетрадь:

Особенности природных условий:

1.отсутствие плодородных речных долин;

2.горный рельеф страны;

3.близость моря

Учитель: Итак, как все эти природные особенности Греции повлияли на занятия населения? Запишите ответ на вопрос самостоятельно в тетрадь ( Учащиеся записывают ответы в тетрадь, затем высказывают свои мнения, после этого учитель демонстрирует вывод по 1-му вопросу плана презентации- слайд №4).

4-ый ученик, работая с презентацией (слайд №5)  и у исторической  карты, объясняет 2-ой вопрос плана изучения нового материала


Хороший психологический климат на уроке.

Использование приёмов: общая характеристика, разъяснение, рассуждение.

Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых явлений;

Вычленение в изучаемых явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.

Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов;

Использование приёмов мышления(анализа, сравнения, обобщения, конкретизации).

Постановка перед учащимися эвристических вопросов.

Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся

Работа инициативной группы;

Самостоятельная работа учащихся в сочетании с беседой

Чёткое определение задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу.

Обеспечение должной научности, доступности изложения материала.

Концентрация внимания на главном в изученном.

Оптимальность темпа и применение следующих методов при изучении нового материала: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Использование элементов уроков взаимообучения , открытых мыслей и диалога (нетрадиционных форм урока)


Личностные: самоопределение,  нравственно- этическое оценивание; коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания; познавательные: смысловое чтение; регулятивные: ориентировка в ситуации

4. Этап проверки понимания учащимися нового матери-ала

- проверить понимание учащимися того, что является сущностью основного содержания;

Ликвидировать неясности осмысления учащимися изученного материала

Проверка глубины понимания учащимися учебного материала:

1. Фронтальный опрос:

-Охарактеризуйте особенности природных условий Древней Греции;

- Назовите осн. занятия др. греков.

2.Самостоятельная работа с учебником-с.112-

I вариант; с.114-116- II вариант;

3. Составление вопросов по изученному материалу  партнёру по варианту;

4. Вопросы 1, 5 учебника- 1-я малая группа;

5.«Телеграмма в Грецию о путях выхода из кризиса»- 2-я и 3-я малые группы

Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся

Опрос средних и слабых учеников

- привлечение класса к дополнению и корректировке ответов учащихся

- использование заданий на узнавание учащимися изученных объектов, фактов

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция ; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий,  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка,  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Этап закрепления нового матери-

ала

- закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

Закрепление полученных знаний и умений:

1.Задания в Рабочей тетради Г.И. Годера по истории Древнего мира (на печатной основе):

I вариант- зад. №1 (с.3);

II вариант- зад. №2 (с.3)

2.Работа по карточкам: Карточки 1-4 (слайд №8 в презентации)

-выработка умений решать практические и теоретические задачи;

- использование разнообразных практических упражнений

- умение учащихся воспроизводить основные идеи нового материала;

Активность учащихся

- доступность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом;

- оказание учащимся дифференцированной помощи, анализ ошибок;

- обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий

- практическая направленность разнообразных заданий

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

6.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению:

- читать параграф 24и отвечать на вопрос 1-с.116 (слабые ученики);

- читать параграф 24; выполнять зад. №3-с.3 в Рабочей тетради Г.И. Годера (средние ученики);

- читать параграф 24; выполнять зад. №4-с.4-5 в Рабочей тетради Г.И. Годера (сильные ученики);

-по желанию - рисунки к мифам

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, последовательности выполнения

Правильное выполнение д/з всеми учениками

- оптимальность объёма и сложности д/з;

- предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

7.Этап подведения итогов урока

- проанализировать, дать оценку достижения цели, задач урока и наметить перспективу на будущее

- качественная оценка работы класса и отдельных учащихся;

- аргументация выставленных отметок;

-- подведение итогов учителем и самими учащимися

- чёткость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке работы класса и отдельных учащихся (самооценка и взаимооценка)

- адекватность оценок учащихся и оценки учителя;

- осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

- стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нём

Сообщения учителя и учащихся

Коммуникативные: высказывания разного типа, обоснование позиций, умение слушать другого

8.Этап рефлек-сии

- инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности, поведения  и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Самооценка учащихся.

Реализация рефлексивного алгоритма:

«Я»- как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой;

«Мы»- комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении;

«Дело»- достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы

- чёткость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке себя самого и своей работы

Адекватность самооценки учащихся

- развитие способностей учащихся к рефлексии

«Телеграмма»;

«Письмо самому себе»;

«Пейзаж-зеркало настроения»

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: произвольные и осознанные устные и письменные высказывания; личностные: смыслообразование

       Зам. директора по УВР, учитель истории высшей категории

                Новосельского филиала МБОУ СОШ №8 с. Спасское:                                                                        Голубенко Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

план конспект урока в 5 классе по теме: «БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Урок построен на основе технологии личностно-ориентированного развивающего обучение, которая позволяет  развивать индивидуальные познавательные способности у каждого ребенка, дающая возможность к...

Разработка урока в 5 классе «Природа и люди Древней Индии». ФГОС.

Данная подробная разработка урока ставит цель познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, ...

Презентация к уроку истории 5 класс Обобщение по теме "Древний Восток"

Данную презентацию можно использовать при подготовке  к уроку истории 5 класс Обобщение по теме "Древний Восток"...

Технологическая карта урока: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне"

Открытый урок в 5 классе по теме: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне" в соответствии с ФГОС...