Русско-Японская война (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)
методическая разработка по истории по теме

 

Цели урока:

1. познакомить учащихся с  причинами,  основными событиями и итогами войны, рассмотреть влияние дипломатической политики крупных мировых держав на результаты войны, выявить причины поражения России в войне;

2. развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы, решать кроссворды, формировать соответствующие хронологические и картографические умения, а также умения самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации, приводить готовые оценки исторических событий и делать собственные аргументированные выводы;

3.на фактах противоречивого развития России начала XX века, с одной стороны, формировать чувства гордости и уважения к ее заслугам и достижениям, с другой – чувства сопричастности драматическим страницам ее истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Русско –  японская война 1904 – 1905г. 

 (подготовила: Мещерякова Е.В.   МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)


Цели урока:

1. познакомить учащихся с  причинами,  основными событиями и итогами войны, рассмотреть влияние дипломатической политики крупных мировых держав на результаты войны, выявить причины поражения России в войне;

2. развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы, решать кроссворды, формировать соответствующие хронологические и картографические умения, а также умения самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации, приводить готовые оценки исторических событий и делать собственные аргументированные выводы;

3.на фактах противоречивого развития России начала XX века, с одной стороны, формировать чувства гордости и уважения к ее заслугам и достижениям, с другой – чувства сопричастности драматическим страницам ее истории. Цеди урока:

 Тип урока: изучение нового материала, с использованием инновационных технологий.

Оборудование:

мелодия вальса “На сопках в Маньчжурии”;

отрывки из учебного документального кинофильма по теме “Русско-японская война 1904–1905 гг.”, презентация)

Словарь терминов: – экспансия; сателлит.

Эпиграф к уроку: « Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война война…» Плеве

Проблемный вопрос: Нужна ли была России война?

                                     Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

А) работа со схемой (интерактивная доска)

Б) фронтальный опрос

Вывод: Россия в начале 20 века представляла собой узел противоречий . Нежелание Николая 2 проводить реформы способствовало обострение внутри – политической ситуации и назреванию революционной ситуации.

  1. Изучение темы (знакомство  с новой темой самостоятельно работая по группам) План

1. Причины русско – японской войны
2. Основные события войны
3. Причины поражения
4. Итоги войны.

1 группа: Причины и военное оснащение стран накануне войны

Вопросы:

1)Какие точки зрения сложились в России в отношении войны с Японией? (учебник стр.28, документ « Из воспоминаний Плеве» и « Из доклада С. Ю. Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902г.»)

2)Почему крупные капиталистические страны поддерживали Японию? (учебник стр.27 и документ «Внешняя политика в начале 20 века»)

3)Каков был военный потенциал русской и японской армии на Дальнем Востоке? (документ  «Очерки дипломатической истории русско – японской войны»)

4) Назовите причины русско – японской войны (документ «Из статьи Д. И. Менделеева»,  «Из дневника военного министра А. Н. Куропаткина»)  Слайд: 4.

Вывод: Россия не была готова к воне, т.к. а)в правительстве не было единства в решении международной ситуации на Дальнем Востоке. б) накануне войны Россия осталась без союзников. в)военный потенциал русской армии русской армии намного уступал японской (в вооружении и в руководстве армией).

2 группа: Основные события  русско – японской  войны Слайды:5,6,7,8,9,10.

      Дата

                                     Основные события

27 января 1904г.

Атака  на Порт-Артурскую эскадру японских миноносцев. Гибель «Варяга» и канонерской лодки «Кореец»

Апрель 1904г.

Японцы высадились в Корее и вступили в Маньчурию

Май 1904г.

Начало  осады  Порт-Артура

Август 1904г.

Сражение под Ляояном

Сентябрь – декабрь 1904г.

Битва на р. Шахэ   из Балтийского моря вышла 2 – я Тихоокеанская эскадра и направилась  на Дальний Восток (возглавлял адмирал Рождественский)

Ноябрь – декабрь 1904г.

Героическая оборона Порт-Артура

Февраль 1095г.

Сражение под Мукденом

Май 1905г.

Цусимское сражение

Используя воспоминания участников военных действий расскажите о мужестве русских солдат и офицеров в период русско – японской войны.

Лебедев – Кумач

  В Цусимском проливе далёком

  Вдали от родимой земли

  На дне океана глубоком

  Забытые есть коробли,

  Там руские спят адмиралы,

  И дремлют матросы вокруг,

  У них прорастают кораллы

  Сквозь пальцы раскинутых рук

  Когда засыпает природа

  И ярка светит луна,

  Герои погибшего флота

  Встают пробуждаясь от сна

  Они вспоминают Цусиму,

  Напрасную храбрость свою

  И небо Отчизны любимой

  И гибель в неравном бою…

Слайд № 11

Вывод: Несмотря на героизм и самопожертвования русских солдат и офицероввой  война была проиграна.

3 группа: Причины поражения и итоги войны

  1. Условия Портсмутского мирного договора (документ)
  2. Причины поражения России  в русско – японской войне (учебник стр.29)

23 августа 1905г.  - был подписан   мирный договор  в городе  Портсмуте.
Условия:
1. Корея признавалась сферой влияния Японии,
2. Япония получала право  рыбного промысла вдоль русских
   берегов,
3. Из Маньчжурии выводились войска Японии и России,
4. КВЖД использовалась только в коммерческих целях,
5. Япония получала Южный Сахалин.
Причины поражения
1.
 экономическая и военно-техническая отсталость России (подробных карт военных действий у России не было; не были соответствующим образом укреплены Владивосток и Порт-Артур; пополнение, вооружение, провиант русская армия получала из Центральных районов страны, в то время как японцы получали все это морским путем со своих баз, расположенных поблизости; качество вооружения у японцев было выше)

2.ошибки военачальников

3.Японии со стороны Англии и США

4.нестабильность в стране в связи с начавшейся революцией

5.Вывод: русско-японская война показала неспособность правительства управлять страной и ускорила начало революции. Слайды: 12,13,14.

Вывод:

 а) падение международного авторитета России и ослабление  позиций в Тихоокеанском бассейне;

б)поражение в войне  - необходимость реформ в армии;

в)падение авторитета государственной власти;

г)большие потери.

 

О Русь!

Забудь былую славу-

Орёл двуглавый побеждён,

И жёлтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамён.

3.Закрепление

Написать эссе на тему: Нужна ли была России война?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глобальные проблемы (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)

                   План•1. Понятие «глобальные проблемы»•2. Причины глобальных проблем•3. Экологические проблемы•4. Ядерная угроза•5. Дем...

Глобальные проблемы (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)

Цели: 1. выявить и проанализировать особенности современных  глобальных проблем, определить пути их решения, показать их взаимосвязь и взаимообусловленность;2.  развивать умения анализ...

Русско-Японская война (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)

          План урока1. Причины русско – японской войны2.Основные события войны3. Причины поражения4. Итоги войны....

Консультация в 10 классе по теме Россия после Смуты. Учителя истории МБОУ ВСОШ №3 г.Липецка.

Цели:Образовательные.·        Сформировать представление у учащихся  об  особенностях развития России после окончания Смутного времениРазвивающие.·...

Тест по истории 9 класс учителя МБОУ ВСОШ №3 г.Липецка Денисовой Л.П.

Тест по истории за курс новейшей истории 9 класс...

Урок в 9 классе на тему Нужна ли была России война с Японией.Учителя истории МБОУ ВСОШ №3г.Липецка.

Цели: Образовательные.- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны  повлиявшими  на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жиз...