Урок в 9 классе на тему Нужна ли была России война с Японией.Учителя истории МБОУ ВСОШ №3г.Липецка.
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

 

Цели:

Образовательные.

- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны  повлиявшими  на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жизнь страны.

Развивающие.

- Развитие  навыков самостоятельной работы, умения анализировать, делать выводы.

-Развивать умение учащихся  читать историческую карту и показывать места значительных сражений,  рассказывать о важнейших событиях и их участниках, объяснять смысл изученных исторических понятий.

Воспитательные.

-  Воспитание любви к предмету, патриотизма.

 

Оборудование:

Рабочий лист,  настенная карта «Русско-японская война»:  атласы,  Н.В. Загладин, С.Т. Минаков «История России   XX век .  9 класс», пакеты с заданиями, тесты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Нужна ли была России война с Японией?»

Цели:

Образовательные.

- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны  повлиявшими  на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жизнь страны.

Развивающие.

- Развитие  навыков самостоятельной работы, умения анализировать, делать выводы.

-Развивать умение учащихся  читать историческую карту и показывать места значительных сражений,  рассказывать о важнейших событиях и их участниках, объяснять смысл изученных исторических понятий.

Воспитательные.

-  Воспитание любви к предмету, патриотизма.

Оборудование:

Рабочий лист,  настенная карта «Русско-японская война»:  атласы,  Н.В. Загладин, С.Т. Минаков «История России   XX век .  9 класс», пакеты с заданиями, тесты.

                                         Ход урока

1.Оргмомент

2.Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним пройденный материал, который поможет нам при её изучении.

Учащийся  работает  у  доски: заполнение схемы «Органы государственного управления России в начале XX в.»

Фронтальная беседа

- В чем заключалась особенность экономического развития России в начале XX века?

- Чем была ознаменована общественно-политическая жизнь России? Какое значение это имело для дальнейшего развития России?

   Проверка заполнения схемы.

Вопрос учащемуся.

-В чем заключалась особенность политического развития в начале XX века?

Вывод: Россия в начале XX века представляла собой узел противоречий. Нежелание Николая II пойти на проведение реформ способствовало обострению внутриполитической ситуации. Социальная напряжённость ещё более возросла  со вступлением в войну на дальнем Востоке. Для России Русско-японская война стала первой войной XXвека.

3.Сообщения темы и целей урока.

Тема урока : «Нужна ли была России война с Японией?»

Цель: ознакомиться с причинами, основными событиями русско-японской войны и выяснить последствия войны для  России.

    В конце нашего урока дать обоснованный ответ на  проблемный вопрос, который звучит в теме нашего урока.

Знакомство с планом(запись в тетрадь).

План

1.Причины русско-японской войны, её характер.

2. Ход войны (январь 1904- август 1905 годов).

3.Итоги войны.

4. Изучение новой темы.

Изучение новой темы будет строиться в виде  самостоятельной групповой работы.

1 группа –  В чём состояли основные причины Русско-японской войны? Используйте текст параграфа 3 п.1 стр.19-20  и карточку с документом.

2 группа – Рассмотрите ход военных действий и найдите их на карте. Почему Россия потерпела поражение в войне? (3 п2 стр.20-21).

3 группа – Итоги войны. Какие условия мира она вынуждена была принять? Почему? (3 п2 стр.21-22) .Используя документ выделите последствия этой войны для России.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка выполненной работы

1 группа

Причины:

1.Выход на мировую арену Японии, заинтересованной в расширении своего территориального пространства.

2.Столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке из-за  роста влияния России в Китае и Корее.

Работа с документами.

- Какие мнения высказывались в правительстве по поводу предстоящей войны на Дальнем Востоке?

- Какую точку зрения поддержали бы вы?

- Какую точку зрения поддержал Николай II?

 - Что вы можете сказать о состоянии вооруженных сил России накануне войны?

- Как бы вы оценили шансы русской армии и флота на победу?

Вывод. Попытка царского правительства отвлечь народ от антиправительственных выступлений путём «маленькой победоносной войны».

II группа

По ходу ответа II группы   у карты «Русско- японская война 1904-1905гг.»класс работает с контурной картой, отмечая основные сражения Русско-японской войны.

27 января 1904 года- у порта Чемульпо  гибель русских кораблей «Варяг», «Кореец»

Май – декабрь 1904 года – героическая оборона Порт-Артура.

Август 1904год- сражение у Ляояне.

Сентябрь- октябрь 1904год- сражение на реке Шахэ.

Февраль  1905 года – поражение под Мукденом.

14-15 мая 1905 – Цусимское сражение.

 Судьба многих кораблей, участвовавших в Цусимском сражении, неизвестна. Они попросту растворились в безбрежии моря. О многих мы впоследствии узнали от самих японцев. Например, японский вице-адмирал, командовавший при Цусиме, оставил нам запись о подвиге из броненосца Суворова» (зачитать).

Подвиг «Суворова» также нашёл отражение в произведении В.Пикуля. «Три возраста Окини-Сан», страница 223. (Зачитать).

Это была биография или скорее некролог о гибели  одного из кораблей, участвовавших в  Цусимском бою.

  Но перейдем к теме сегодняшнего урока.

Что касается русского народа, то  никакого подъёма  патриотического чувства  не было, проблемы взаимоотношений России и Японии его не касались. Народ  был подавлен тяжёлыми  для него последствиями этой войны.

Вопрос обучающимся 2 группы.

- В чём состояли основные причины  поражения русской армии в этой войне?

Вывод: поражение России в войне было очевидным. В ходе войны проявились как героизм и самопожертвование русских солдат и моряков, так  и неподготовленность России к войне: военно-техническая отсталость, просчёты командования армии, неразвитая система коммуникаций на Дальнем Востоке.

Группа III.

23 августа 1905г.-  Портсмутский мирный договор.

Условия мира.

1.Россия потеряла Порт-Артур, южную часть о.Сахалин, утратила влияние в Южной Маньчжурии

2. Корея- сфера влияния Японии.

Работа с документами.(приложение №1)

Вопрос учащимся.

- Каковы последствия этой войны для дальнейшего развития страны?

  Внешнеполитические:  ослабление русской армии накануне назревания мировой войны на Западном фронте.

  Внутриполитические: ускорила революционные события в России.

5. Подведение итога. 

Ребята дают ответ на проблемный вопрос урока. Дискуссия, обсуждение.

-Нужна ли была России война с Японией?

6. Проверка и закрепление полученных знаний

Работа с тестами( приложение №1)

7. Выставление оценок за работу на уроке.

8. Задание на дом §3  в.1,2.

                                      Приложение №1

Из воспоминаний А.А. Брусилова, командующего  Юго-Западным фронтом в годы Первой мировой войны.

«Эта проигранная нами война, закончившаяся революцией 1905-1906 гг., была ужасна для наших вооружённых сил ещё в том отношении, что мы готовились упорно к войне на Западном фронте и в то же время неосторожно играли с огнём  на Дальнем Востоке, фронт которого нами совершенно не был подготовлен. Только в самое последнее перед японской войной время мы наспех сделали кое-что « на фу-фу», рассчитывая лишь попугать Японию, но отнюдь с нею не воевать»

                                            Приложение №2

  1. Укажите дату русско-японской войны:

а)1903-1904 гг;

б)!904-1905 гг;

в) 1906-1907 гг.

    2. Назовите основную причину русско- японской войны?

          а)Столкновение основных интересов России и Японии на Дальнем Востоке.

          б)Проблема выплаты долгов царского правительства.

          в) Проведение антибританской политики на Дальнем Востоке.

     3. Укажите какое событие выпадает из общего логического ряда:

          а)гибель крейсера «Варяг»;

          б)оборона Порт-Артура;

           в)Цусимское сражение;

           г) Брусиловский прорыв;

           д)Портсмутский мир.

    4. Командующим Тихоокеанским русским флотом в начальный период русско- японской войны был:

            а) Николай II ;

            б)С.О. Макаров;

            в) А.М. Стессель.

   5. Портсмутский мирный договор  предусматривал:

            а)возмещение Россией материальных потерь Японии;

            б)передача Японии южного Сахалина и Порт-Артур;

            в) передача Японии Тихоокеанского русского флота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".

Конспект урока с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".Возраст учащихся: 3 класс....

Русско-Японская война (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)

Цели урока: 1. познакомить учащихся с  причинами,  основными событиями и итогами войны, рассмотреть влияние дипломатической политики крупных мировых держав на результаты войны, выявить...

Русско-Японская война (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)

          План урока1. Причины русско – японской войны2.Основные события войны3. Причины поражения4. Итоги войны....

Консультация в 10 классе по теме Россия после Смуты. Учителя истории МБОУ ВСОШ №3 г.Липецка.

Цели:Образовательные.·        Сформировать представление у учащихся  об  особенностях развития России после окончания Смутного времениРазвивающие.·...

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"...

Урок истории России в 10 классе по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Это один из первых уроков раздела. Тема: «СССР накануне Великой Отечественной войны» ...