Элективный курс "Великие люди России"
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Шишков Илья Константинович

Элективный курс для учащихся 10 класса. Углубленное изучение личностей российской истории и роли этих людей в жизни страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikie_lyudi_10_klass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования патриотических чувств и гражданственности на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

ЗАДАЧИ:

 - Важнейшая задача этого курса – обеспечить педагогические условия, для формирования социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции;

 - Дополнить целостное представление о месте истории России XX века в контексте всемирно-исторического процесса;

 - Подвести учащихся к осознанию многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой;

- Способствовать формированию у учащихся системы ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, влияя тем самым на стабилизацию социальных отношений в России;

 - Продолжить формирование полезных в социальном общении умений, а также нравственных ориентиров, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов;

 - Сохранять и развивать чувство гордости за свою страну, за ее героическое прошлое, за выдающиеся достижения россиян в области экономики, науки и культуры;

 - Содействовать формированию у школьников исторического мышления; умению самостоятельно работать с историческими источниками, сравнивать факты, версии, и оценки, применять их для ориентации в социально-политической и других сферах жизни общества, включая анализ информации, поступающей из СМИ; воспринимать точку зрения, отличную от собственной; вырабатывать ответственную и взвешенную позицию по ключевым вопросам современности, вести обсуждение проблем, аргументировано отстаивая свою позицию, давать оценку исторических событий, процессов и личностей с позиций прошлого и современности;

 - Развивать речь, умение корректно участвовать в диспутах и дискуссиях;

 - Развивать интерес и положительные мотивы учебной и самостоятельной творческой деятельности;

 - Формировать основные навыки учебной деятельности: работа с учебной и научной литературой, написание реферативных и исследовательских работ, подготовка сообщений и выступление с ними в учебных группах.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Великие люди России» ориентирован на преподавание в 10 классах – 35 часов в год (1 часа в неделю).

Он может быть:

а) курсом по выбору учащихся в классах не только гуманитарного и социально-гуманитарного профилей, но и других профилей, где будет выполнять компенсационную функцию, восполняя у учащихся дефицит гуманитарных знаний;

б) общеобязательным курсом в классах гуманитарного и социально-гуманитарного профилей, нацеленным на углубление «профильных» знаний учащихся;

в) факультативным курсом в гимназиях, лицеях и других средних учебных заведениях с углубленным изучением гуманитарных предметов

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать процессы трансформации, которые происходят на всем протяжении истории России от древности до конца XIX века

На протяжении длительного периода отечественной истории историография, монографические исследования и учебная литература были в значительной степени «обезлюжены», исторические фигуры предельно социологизировались, лишались личных качеств, описывались однозначно, или расставлялись по строгому ранжиру, превращая одних в кумиров и вождей, а других в полные ничтожества. Но еще Марк Бланк вопрошал: «Достаточно ли мы уверены в себе и в собственном времени, чтобы в сонме наших предков отделить праведников от злодеев?». Вновь возвращаются к нам из забвения и спецхранов забытые имена, восстанавливается порушенная связь времен, объективно оценивается роль в истории страны ранее неприкасаемо-елейных лиц. Историческая публицистика последних лет, при всех ее несомненных заслугах (введение в оборот массы фактов, постановка новых проблем, возвращение из несправедливого забвения многих имен), все же грешит свойственными этому жанру недостатками – стремлением к сенсационности, слабой доказательностью, тенденциозностью.

Настоящая программа способствует формированию оценочных суждений; призвана развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения.

В ходе реализации данной программы рекомендуется поэтапное формирование знаний об исторической личности: от внешнего облика и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов поступков, далее – к пониманию психологического состояния человека в момент принятия ответственного решения; наконец к целостной характеристике.

Особое внимание предлагается уделять деятельности той, или иной личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор, повлиявший и на его судьбу, и на судьбу страны. Это позволяет раскрыть возможные альтернативы, показать роль ситуации выбора, историческую значимость жизненной позиции человека.

Личность должна оценивается с различных точек зрения, в том числе с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек. Учащимся предлагается знакомиться не только с мнениями историков, но и с высказываниями современников. Учителем предлагаются задания на описание личности глазами современников, используются такие приемы, как инсценировка, моделирование жизненных ситуаций. Это помогает раскрыть взаимоотношения личности с окружающими людьми.

Формируя суждения о поступках исторического деятеля, ученик получает право на субъективность и пристрастность. При этом, однако, нужно не только показать сложность и неоднозначность моральных оценок, но и сформировать представление об общечеловеческих ценностях.

Персонификация как прием изучения и обобщения фактического материала позволяет через биографию исторического деятеля осветить важные события, особенности жизни страны и народа, представить учащимся типичные общественные настроения, создать эффект присутствия, понять, что и как чувствовали, как мыслили современники событий, ощутить дух эпохи.

Содержание материала представлено по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов, соответствует современным программам по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Курс позволяет учащимся познакомиться с биографиями ведущих политических, военных, общественных и государственных деятелей России от древнейших времен до конца XIX века, наиболее известных представителей научной и творческой интеллигенции, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества – России.

Усвоенные на основе данного курса исторические знания должны стать основой для последующего профессионального обучения выпускников в учреждениях высшего профессионального образования социально-гуманитарного направленности.

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.

Данный курс должен помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.

Учитывая общую загруженность старшеклассников, в ходе изучения курса не предполагается давать специальное домашнее задание и выставлять оценки.

Формы оценки результатов освоения данного элективного курса:

а) оценка личного участия конкретных учащихся в решении учебно-познавательных заданий на занятиях элективного курса;

б) анализ использования учащимися дополнительной литературы (в том числе и художественной) в качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и обсуждения содержания курса;

в) степень вовлеченности конкретных учащихся в процесс изучения и обсуждения учебного материала посредством подготовки ими выступлений, докладов, использования на уроках различных образцов видеопродукции и других форм современной информации, том числе и ИНТЕРНЕТ-технологий;

г) итоги тестирования на уроках промежуточного контроля

Предполагается накопительная (бонусная) система оценки деятельности учащихся при освоении элективного курса по следующей таблице:

№ п/п

Виды деятельности учащегося

Количество баллов

1.

Написание учащимся исследовательской работы по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием на школьном, районном или городском конкурсах исследовательских работ по истории России (данное участие предполагает принцип добровольности, но не обязательности);

30

2.

Выступление учащегося на школьных научных конференциях;

15

3.

Написание учащимся эссе по одной их тем, предложенных учителем;

15

4.

Подготовка сценария для слайд-фильма;

15

5.

Подготовка материалов и выступление с ними перед учащимися других классов;

10

6.

Подготовка отдельной темы к семинару и выступление с ней;

10

7.

Правильные ответы в ходе тестирования на уроках промежуточного контроля;

5

8.

Активное участие в обсуждении темы в ходе семинара;

5

9.

Активное участие в обсуждении фрагментов видеофильмов;

5

10.

Активная и грамотная работа с документами.

5

В качестве итоговой оценки учащемуся выставляется ЗАЧЕТ при условии набора им 40-50 баллов.

В завершении курса рекомендуется проведение итоговой конференции с сопутствующей выставкой работ учащихся.

Тема занятия

Основное содержание

Сроки прохождения

Кол-во часов

1.

Иконописцы Древней Руси

Андрей Рублев, Даниил Черный ,Дионисий,Феофан Грек

1

2.

Защитники земли Русской

Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир Мономах

1

Деятели Смутного времени

Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Иван Болотников, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский.

2

3.

«Птенцы гнезда Петрова»

1

4.

Полководцы XVIII века

2

5.

Герои Отечественной войны 1812 года

2

6.

Адмиралы Крымской войны

1

7.

Выдающиеся реформаторы России

2

8.

«А мы родом из народа…»

1

9.

«Во славу Господню»

Патриарх Никон, Аввакум, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский, Филипп Колычев,

1

10

Ближние думы

Избранная рада, Негласный комитет

1

11.

Женщины в русской истории

Марфа Борецкая, Мария Меншикова, Екатерина Долгорукая, Вера Засулич, боярыня Морозова, Мария Волконская, Прасковья Жемчугова, Матильда Кшесинская

3

12.

Жены российских императоров и правителей

Софья Палеолог, Мария Федоровна,

2

13.

Призраки русской истории

Княжна Тараканова, Иоанн Антонович, граф Бобринский, старец Федор Кузьмич

2

14.

Фавориты и фаворитки

Бирон, Иван Долгорукий,  Елизавета Воронцова, Алексей Разумовский, И.Шувалов, П. Зубов, А.Орлов, Г.Орлов, П.Салтыков, Г.Потемкин

2

15.

Первооткрыватели и путешественники

И.Крузенштерн,Ю.Лисянский, Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев, В.Головин, Ф.Литке, Г.Невельскрй

2

16.

Деятели науки

Н.Лобачевский,Н.Зинин, П.Аносов, В.Струве, Н.Пирогов, Н.Карамзин

2

17.

Декабристы

2

18.

Представители общественно-политической мысли

2

19.

повторение

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Люди, изменившие мир"

Разработка элективного курса "Люди, изменившие мир", имеющая рецензию Института непрерывного педагогического образования (2004) г. Набережные Челны...

Великие люди России

В презентацию вошли фотографии и коментарии о М.В. Ломоносове. Данный материал может быть использован как фрагмент урока или внеклассного мероприятиях о великих людях России....

Проект на тему:" Великие люди России Эдуард Успенский"

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Э. Успенского. Предшествующая работа заключается  прежде всего в чтении книг Успенского. Затем проводится викторина по его произведениям, конкур чтецов ...

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

"Знаменитые люди России и Великобритании"

   Разработка урока для 6 класса, учебник М.З. Биболетова...

"Великие люди России : основоположник мозаичного искусства М.В.Ломоносов"

Предназначено для детей в возрасте 8 - 10 лет. В ходе занятия дети знакомятся с одним из видов декоративно - прикладного искусства -мозаикой и  мозаичной техникой М.В.Ломоносова,развивают мелкую ...