Рабочая программа элективного курса «Люди, события, факты»
рабочая программа (10 класс) на тему

Дербеденева Татьяна Анатольевна

1

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия

«РАССМОТРЕНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

ШМО  учителей истории и географии

 

Директор МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

_________ Дербеденева Т. А.

_______________Е.В. Гулькина

Протокол №1    от 28.08.2016 г

Приказ №___  от 31.08.2016г

Рабочая программа элективного курса

«Люди, события, факты»

10 класс, базовый уровень

                                                            Составитель Дербеденева Т. А.

                                                                     учитель  истории  и обществознания

                                                                   

2016 г.

Пояснительная записка

Изучение истории в старших классах предполагает не только знакомство с датами, событиями и фактами, но и приобретение необходимых навыков их систематизации и анализа. В рамках профильной подготовки школьников по историческим и обществоведческим дисциплинам освоение и расширение использования методологических приёмов является одной из необходимых задач. Данный курс способствует развитию у учеников совершенствованию способностей критического осмысления исторических событий.

Прохождение предлагаемого элективного курса «Люди, события, факты» рассчитано на 16 часов и основывается на материале истории России с древнейших времён до настоящего времени.

Задачи курса «Люди, события, факты»:

Основной задачей данного курса является развитие и совершенствование учениками методологических навыков:

- умение сопоставлять факты и группировать их по определённым признакам;

- умение оперировать методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации;

- на основании анализа выявление частного и общего в исторических событиях;

- развитие критического мышления;

- развитие логики восприятия исторического процесса.

Методы достижения целей и задач курса:

Методами достижения является системная работа с фактологическим и тестовым материалом, определение и освоение минимума дат для запоминания и работа с мультимедийными пособиями проблемно- аналитического характера. Содержание рабочего материала предусматривает решение следующих задач:

  1. установление соответствий между терминами и определениями;
  2. определение хронологического порядка событий и деятельности исторических личностей;
  3. установление соответствий между историческими событиями,  жизнью и деятельностью исторических личностей;
  4. критическая оценка событий и деятельности исторических личностей;
  5. выявление общих черт в различных исторических фактах;
  6. анализ исторических событий:
  • анализ событий на основании исторических документов и источников,
  • сравнительный анализ событий, фактов, действий исторических личностей,
  • анализ развития и совершенствования культуры в различные периоды.

Для закрепления и наиболее полного усвоения материала проводятся практические работы с последующим разбором и обсуждением.  

Учебно-тематический план (16 часов)

п/п

Темы

занятий

Кол-во

часов

1

Цели и задачи курса «Люди, события, факты»

1

2

Событие, как составная часть исторического процесса

1

3

Хронология: даты и события, их сопоставление, взаимосвязь и анализ

1

4

Установление последовательности и непрерывности  исторических событий

1

5

Человек – творец истории. Исторические личности и их современники

1

6

Практическая работа

1

7

Роль различных аспектов истории: экономика и социальные отношения

1

8

Роль различных аспектов истории: внутренняя и внешняя политика

1

9

Роль различных аспектов истории: материальная и духовная культура

1

10

Практическая работа

1

11

Группировка (систематизация) фактов по определённому признаку

1

12

Историческая терминология – формулировка определений

1

13

Практическая работа

1

14

Работа с источниками, их анализ и критическая оценка

1

15

Практическая работа

1

16

Итоговая практическая работа

1

Итого

16 час.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Введение (1 час)

Цели и задачи курса. Взаимосвязь событий и деятельности исторических лиц. Роль фактологического материала в изучении и анализе исторических событий. Хронология – необходимая составляющая систематизации событий и фактов.

2. Событие, как составная часть исторического процесса (1 час)

Классификация событий по их признакам. Выявление наиболее значимых признаков различных событий. Определение места событий в историческом процессе, их роли, значения и влияния на ход истории.

3. Хронология: даты и события, их сопоставление, взаимосвязь и анализ (1 час)

Даты, века, временные отрезки, эпохи. Даты и события, их систематизация. Соотношение дат и веков. Значение хронологического анализа и систематизации исторических событий.

4. Установление последовательности и непрерывности исторических событий (1час)

Последовательность событий. Логическая связь событий одной эпохи и их взаимовлияние. Непрерывность исторического процесса. Последствие одного события – как начало другого.

5. Человек – творец истории. Исторические личности и их современники (1 час)

Роль человеческого фактора в историческом процессе. Взаимодействие, взаимосвязь и взаимовлияние деятельности различных исторических личностей. Современники и их сфера деятельности.

6. Практическая работа (1час)

Тестово-аналитический материал. Контрольный мониторинг усвоения 2,3,4, и 5-й тем.

  1. Роль различных аспектов истории: экономика и социальные отношения (1 час)

Роль экономической составляющей в общеисторическом процессе. Влияние экономических преобразований на социальные стороны развития истории. Эпоха – экономика – социальная структура: анализ и выявление закономерностей.

  1. Роль различных аспектов истории: внутренняя и внешняя политика (1 час)

Политические аспекты исторического развития. Взаимосвязь внутриполитических и внешнеполитических процессов. Политическая сфера деятельности общества и влияние человеческого фактора.

  1. Роль различных аспектов истории: материальная и духовная культура (1 час)

Культура – творческий процесс развития истории. Человек,  эпоха и её культурная составляющая. Неразрывность культурного процесса. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Характерные черты культурного развития общества на определённом историческом этапе.

10. Практическая работа (1час)

Тестово-аналитический материал. Контрольный мониторинг усвоения 7,8 и 9-й тем.

  1.  Группировка (систематизация) фактов по определённому признаку (1 час)

Исторический факт, как один из основных элементов изучения истории. Принципы систематизации. Группировка фактов по различным признакам. Частное и главное, взаимосвязь и взаимовлияние. Общие признаки и отличительные черты.

  1. Историческая терминология – формулировка определений (1 час)

Важность исторической терминологии в освоении исторических знаний. Термин и определение. Терминология и её соответствие определённой эпохи. Умение самостоятельно формулировать определения.

13. Практическая работа (1час)

Тестово-аналитический материал. Контрольный мониторинг усвоения 11 и 12-й тем.

14.  Работа с источниками, их анализ и критическая оценка (1 час)

Исторические источники как основа изучения истории. Анализ исторических источников. Классификация исторических источников. Системный подход к изучению источников. Критическая оценка и объективность при анализе исторических источников.

15. Практическая работа (1час)

Мониторинг умений учащихся по работе с историческими источниками.

16. Практическая работа (1час)

Итоговый тестово-аналитический и текстовый мониторинг учащихся по усвоению материала элективного курса «Люди, события, факты».

Используемая литература и материалы:

  1. Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический. / Подготовка текста, вст. ст. и примеч. Н.П.Соколова. – М.: Звено, 1994. – 432 с.
  2. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Сахаров, В.И.Буганов; Под ред. А.Н. Сахарова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002, - 272 с.
  3. Торопцев А.П. Рюриковичи. Становление династии. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.  
  4. Торопцев А.П. Рюриковичи. От Ивана Калиты до Ивана Грозного. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.  
  5. Торопцев А.П. Романовы. Начало великой империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.  
  6. Торопцев А.П. Расцвет и падение Дома Романовых. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.  
  7. Торопцев А.П. Символы и святыни Российской державы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.  
  8. Торопцев А.П. Награды Российской империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.  
  9. Якеменко Б.Г. История Отечества: Часть I: 1800-1939 годы:  Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ЦГО, 2004. – 448 с.
  10. Якеменко Б.Г. История Отечества: Часть II: 1940 -2003 годы:  Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ЦГО, 2004. – 350 с.
  11. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И. История. Тренировочные тесты ЕГЭ 2004/ Под ред.  Алексашкиной  Л.Н. – М.: Изд-во Эксмо, 2011. – 120 с.
  12. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2007. История. Типовые тестовые задания / ЕА. Гевуркова, Я.В. Соловьёв. - 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство  «Экзамен»,  2013. – 207 с.
  13. История России. Контрольные измерительные материал единого государственного экзамена в 2013 г. Министерство образования РФ. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2013.
  14. История России. Контрольные измерительные материал единого государственного экзамена в 2014 г. Министерство образования РФ. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2014
  15. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2015. История России. М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Люди, изменившие мир"

Разработка элективного курса "Люди, изменившие мир", имеющая рецензию Института непрерывного педагогического образования (2004) г. Набережные Челны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...