Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Власюк Ольга Манаевна

Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.

Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; познакомить учащихся с личностью Владимира Святославича; объяснить причины принятия монотеистической религии; подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства способствовало укреплению Древнерусского государства; на основе воссоздания учащимися образов древнерусского государства помочь им осознать, что выбор византийского православия, в качестве дарственной религии, имело судьбоносное значение для отечественной культуры и цивилизации в целом; разъяснить основные понятия: язычество, монотеизм, литургия, двоеверие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon knyaz_vladimir_i_kreshchenie_rusi.zip1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Князь Владимир и крещение Руси

Цель урока: рассмотреть основные  черты   развития Древнерусского государства при князе Владимире. Формировать у учащихся  целостное представление о причинах и итоги крещения Руси. Уяснить основные понятия урока.

Задачи:

Образовательные: дать учащимся общее представление о Древнерусском государстве при князе Владимире; познакомить учащихся с личностью Владимира Святославича; объяснить причины принятия монотеистической религии; подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства способствовало укреплению Древнерусского государства; на основе воссоздания учащимися образов древнерусского государства помочь им осознать, что выбор византийского православия, в качестве дарственной религии, имело судьбоносное значение для отечественной культуры и цивилизации в целом; разъяснить основные понятия: язычество, монотеизм,  двоеверие.

Развивающие: на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи; способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи; при помощи интерактивного метода обучения привлечь интерес учащихся к урокам истории.

Воспитательные: на основе рассказа о крещения Руси способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории прошлого своей страны; на основе основных постулатов христианства формировать у учащихся такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Оборудование урока: учебник, карта «Древняя Русь» для 6 класса, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Древнерусское государство при Владимире», раздаточный материал в виде заданий, для закрепления изученного материала; дополнительная информация по данной теме в электронном варианте.

План урока:

  1. Организационный момент (1мин)
  2. Проверка домашнего задания (5-7 мин)
  3. Изложение нового материала (15-20 мин)
  4. Закрепление изученного материала (7 мин)
  5. Подведение итогов урока (3 мин)
  6. Организация домашнего задания (3 мин)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент: определить цель урока, обозначить в какой форме будет проходить урок, напомнить о технике безопасности работы в кабинете информатики).

На основе иллюстративного материала предложить учащимся самим определить тему урока и предложить записать ее в тетради. Проверить правильность определения учащимися темы урока.

2. Проверка домашнего задания:


-Работа на доске: работа с датами, понятиями, текст с ошибками;


Соотнесите даты и события:

945 год                           поход Олега на Византию

964 – 966 годы            убийство Игоря древлянами

911 год           разгром Святославом Хазарского каганата

944 год                  гибель Святослава

972 год                  договор Игоря с Византией


Объясните понятия:

Полюдье – это________

Уроки – это___________

Погосты – это__________

 Печенеги – это________

Князь- ______________





Тест:

В результате восстания древлян против князя Игоря княгиня Ольга установила:

А) урок;

Б) полюдье;

В) новый вид налога;

Г) штрафы.


Язычество – это:

А) религия, которую исповедовали славяне;

Б) вид идолопоклонства;

В) культовый обряд;

Г) религиозные обряды.


Великий князь – это:

А) глава великого Киевского княжества в X – XII вв. на Руси;

Б) предводитель дружины;

В) член Совета старейшин;

Г) глава народного собрания у славян.


Вече – это:

А) народное собрание;

Б) феодальная верхушка;

В) родоплеменная знать;

Г) Совет старейшин.


По легенде город Киев был назван в честь:

А) Хорива;

Б) Кия;

В) Щека;

Г) Перуна.



-Разгадать загадки.

Был грозным князь сей для врагов

От Киева до Цареграда,

Но плохо слушал он волхвов,

И смерть была ему наградой. (Олег)


Не смог он греков победить,

«По людям» стал потом ходить.

Но много дани захотел –

Печален был его удел. (Игорь)


За Мала замуж не пошла,

Его послов живьем сожгла,

Во всем порядок навела,

Потом крещенье приняла. (Ольга)


Хазар разбил, болгар разбил.

Да, жить он дома не любил.

Как воин, голову свою

В неравном он сложил бою. (Святослав)

Даты – 1 человек;

Понятия – 2 человека;

Тест – 2 человека;

Карточки – 4 человека.






Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племен с целью сбора дани.

Уроки – точные размеры дани, для каждого племени.

Погосты – место сбора уроков.

 Князь – военный руководитель у славян; правитель государства.

Печенеги – кочевники из Центральной Азии.



















































3. Изложение нового материала


План изложения:

  1. Первая усобица на Руси
  2. Начало правления Владимира
  3. Выбор веры и принятие Владимиром христианства
  4. Значение крещения Руси


Вступительное слово учителя (переход к изучению новой темы)

1. Первая усобица на Руси.

(Сообщение учащегося)


2. Начало правления Владимира

Таким образом, в 980 г. Русский север снова победил юг во главе с Киевом. Владимир с этого года стал единоличным правителем Руси. Своей победе он был во многом обязан язычникам. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще более укрепил язычество. Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. При Владимире в жертву Перуну, впервые за долгие годы, были принесены живые люди и среди них - несколько христиан. Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца.

Сам Владимир вел себя как убежденный и жестокий язычник. Он взял себе в качестве еще одной жены супругу своего брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризовал Владимира в первые годы его правления как нравственно распущенного человека, «женолюбца».

Но уже в это время Владимир приступил к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил вновь единство Русской земли.

3. Выбор веры и принятие Владимиром христианства


Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 г.

К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира — Ольга. Но еще сильна была на Руси языческая вера.

Но язычество уже не могло помочь укреплению государственной власти. Требовалась новая вера – в единого Бога, подобно религиям соседних стран. Единобожие или монотеизм соответствовало единому государству с одним князем во главе.

Летописец рассказывает, что к Владимиру прибыли посланцы разных стран – христианские священники из Византии и из Западной Европы, мусульманские муллы из Волжской Булгарии, иудейские раввины из Хазарской земли. Все они держали речь перед князем, и каждый расхваливал свою веру. Давайте посмотрим как это было...


После этого Владимир отправил послов в разные страны – пусть посмотрят там богослужения. Вернулись послы и с восторгом стали рассказывать о византийской православной службе – литургии. Так князь Владимир становил свой выбор на православии.

Конечно, объяснялся выбор несколькими причинами. Во-первых, новая вера способствовала укреплению княжеской власти, объединению различных племен в державе Рюриковичей. Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство приобщало Русь к высокой духовности, важнейшим достижениям культуры. Оно вводило новые правила жизни людей, запрещало многоженство и кровавые жертвоприношения. Укреплялись семьи, смягчались нравы.

Христианство же византийской, православной традиции Владимир выбрал потому, что именно с Византийской империей Русь издавна связывали наиболее тесные отношения. А Византия в те времена была одной из самых развитых и культурных стран мира.

 Византийцы приняли все условия. В Византию отправился сильный русский отряд, который помог императору подавить мятеж. Но когда опасность миновала, греки стали отказываться от выполнения главного условия договора о браке Анны и Владимира. В деле крещения наступил критический момент. Владимир действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в 988 г. на центр византийских владений в Крыму Херсонес. Осада города продолжалась несколько месяцев. Наконец с его стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка херсонесского священнослужителя Анастаса. В ней говорилось, что для взятия города надо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Вскоре изнемогавшие от жажды жители сдались.

В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение вместе со своей дружиной. Найдите в учебнике какое имя принял Владимир при крещении.

Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь. В 990 г. по приказу Владимира на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. А на следующее утро Владимир приказал собрать всех киевлян у Днепра – для крещения. Оно длилось несколько дней. Кто входил в воду по пояс, кто по шею, а на берегу священники вершили обряд крещения.

Пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими.


Какие языческие традиции и праздники сохранились и до наших дней?

Такое положение, когда уживаются и новая религия, и старые языческие поверья и обычаи, называется двоеверием. Оно, по существу, дошло и до наших дней.

4. Значение крещения Руси

В памяти народа князь Владимир остался славным и мудрым правителем. В преданиях его называли Владимиром Красное Солнышко.

Крещение Руси имело огромное значение. Задание учащимся: самостоятельно выделите последствия крещения.


Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Принятие христианства способствовало улучшению международного положения Руси. Владимир установил добрососедские отношения с королями Чехии, Польши, Венгрии.

Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и объявила его святым.


Таким образом, при князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой.


4. Закрепление изученного материала.

  1. работа с интерактивной доской - разгадать кроссворд;
  2. работа за компьютером - Расставить отрывки «Повести Временных Лет» в хронологической последовательности;
  3. работа с виртуальным словарем (если позволит время)


5. Подведение итогов урока

6. Организация домашнего задания

  1. § 7, устно ответить на вопросы.
  2. Составить рассказ от имени купца, приехавшего на Русь во время правления Владимира.
  3. В электронном варианте составить кроссворд или тест по теме.
  4. Подготовить сообщение о Ярославе Мудром.











Сообщение учащегося, подкреплено презентацией.












Запись в тетрадь: 980 – 1015 – правление князя Владимира Святого





















Запись в тетрадь:  Владимир покорил и объединил под своей властью фактически все восточнославянские, часть финно-угорских и некоторые литовские племена.















Сообщение учащегося, подкреплено презентацией.


















Запись в тетрадь: Монотеизм – единобожие, вера в одного Бога.






Инсценировка из «Повести временных лет».





Запись в тетрадь: Литургия – византийская православная служба.



Запись в тетрадь: причины крещения Руси.



















Работа с учебником, стр 50.

В то время византийскими императорами были братья – Василий II и Константин VIII. Их военачальник Варда Фока поднял мятеж и провозгласил себя императором. Войско братьев никак не могло справиться с самозванцем. Тогда они обратились за помощью к русскому князю. Владимир согласился, но поставил условие. Он хотел жениться на сестре императоров – принцессе Анне. Это не могло случиться без крещения князя, ведь Владимир был язычником, а Анна – христианкой.







Владимира нарекли христианским именем Василий. Это случилось в 988 году (записывают в тетрадь)




















Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но справляли праздник Коляды, Масленицу. Люди продолжали верить в домового и лешего, а святой Илья-пророк очень напоминал Перуна.








 самостоятельная работа учащихся






Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"

План урока:I. Проблема урока: почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённые им низкие поступки, оставил о себе добрую память? II. Поиск решения проблемы:1. Владимир Красное Солнышко.Приме...

Князь Владимир и крещение Руси. План-конспект урока по истории

Князь Владимир и крещение Руси. План-конспект урока по истории...

Конспект урока "Владимир Святославич. Крещение Руси"

Конспект можно использовать при подготовке к уроку в 6 и 10 классах....

Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока "Князь Владимир. Крещение Руси".

Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока   "Князь Владимир. Крещение Руси"....

Конспект урока на тему: «Князь Владимир и Крещение Руси»

Конспект открытого урока в 6 классе по теме: "Князь Владимир и Крещение Руси".Цель урока: обобщить знания о  деятельности князя Владимира, расширить  знания о принятии христианства...

Презентация урока "Владимир Святославовича. Крещение Руси"

Урок истории в 6 классе, тема "Владимир Святославович." "Крещение Руси"...


 

Комментарии

Пицык Наталья Николаевна

Спасибо! Очень интересная и главное понятная детям разработка урока!