Конспект урока на тему: «Князь Владимир и Крещение Руси»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Ермилова Ксения Александровна

Конспект открытого урока в 6 классе по теме: "Князь Владимир и Крещение Руси".

Цель урока: обобщить знания о  деятельности князя Владимира, расширить  знания о принятии христианства на Руси.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kreshchenie.docx155 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история России

Класс:   6 класс

Тема: Князь Владимир и Крещение Руси.

Тип урока:       Изучение нового материала 

Цель урока: обобщить знания о  деятельности князя Владимира, расширить  знания о принятии христианства на Руси.

Задачи:

 Обучающая:

  • Формирование представлений о   личности  князя Владимира как реформатора;
  • Выяснение причин принятия христианства;
  • Определение исторического  значения  принятия христианства;

Развивающая:

  • Развитие навыков работы с текстом;
  • Развитие интереса к  изучению истории родного государства;

Воспитательные:

  • Воспитание  толерантного отношения к религии и религиозным воззрениям;
  • Воспитание патриотического сознания у  учащихся.

Методы:

•        репродуктивно-словесный;

•        частично-поисковый;

•        диалогический;

•        проблемный.

Личностные УУД: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока. 

Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, с уважением относиться к иным взглядам, учатся размышлять на глубокие темы.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Планируемые результаты урока:

Предметные: 

1) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

2)  умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Метапредметные:

1) готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении;

2) владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы)

Личностные:

1)   осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность. 2)осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить    знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие   христианства.

3)сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам;

4)совершенствовать навыки групповой работы;

5)помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация

Ход урока:

  1. Орг. момент

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествию в Древнюю Русь.

  1. Проверка домашнего задания:

Давайте с вами вспомним, то, что мы  изучили  на прошлых уроках. Наша игра-путешествие в «Страну Знаний истории древней Руси » пройдет по маршруту «о. Документов» -  «г. Картово» -  «мыс Загадочный» .

Работа в группах

1. Остров Документов (работа в группах)

Прочитать отрывок из документа. О ком идёт речь? О каком событии рассказывает автор?

  1. И крестил её сам царь с патриархом. И было наречено ей в крещении имя Елена. Жила же она вместе с сыном своим, и учила его мать принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем... она часто говорила: «Я познала бога, сын мой, и радуюсь; если ты познаешь - тоже станешь радоваться».

2.  В год 907. пошел … на греков, оставив … в Киеве... И пришёл к Царьграду; греки же город затворили. И вышел … на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам…. Он же немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром... со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе»... И вернулся … в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали его Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

3. В год  968. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а он был тогда в Переяславце... И послали киевляне к нему со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир. В год 969 . Сказал  матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае.    

2. Город Картово        

Покажите на карте :

  • территорию Древнерусского государства к концу IXв.;
  • Путь «из варяг в греки»;
  • столицу Древнерусского государства;

     

3. Мыс Загадочный

Загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград  дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5.Его призвали новгородцы, 
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

Задание для всего класса. А теперь ребята!

Перед вами  маршрутные листы нашего урока, для проверки знаний по пройденным темам выполните 1 задание. Если вы согласны с утверждением, поставьте «+» в бланк ответов, если считаете что утверждение неверно, поставьте «–».

1

+

2

+

3

+

4-

5

+

6

+

7-

8

        +

9

+

10

+

1. Игорь был убит древлянами во время сбора дани в 945 году. (да)

2. Образование государства Киевская Русь связано с именем князя Олега. (да)

3. Автором Повести временных лет является монах по имени Нестор. (да)

4. Власть в Киевской Руси принадлежала народному вече. (нет);

5. Княгиня Ольга провела первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов. (да)

6. Князь Олег, после удачного похода прибил свой щит на ворота Царьграда. (да)

7. Князь Игорь первым принял личное крещение, которое произошло в Византии. (нет)

8. Рюрик был первым киевским великим князем. (нет)

9. В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далекий Царьград, здесь она приняла православную веру. (да)

10. Олег объявил Киев «матерью городов русских», столицей своих земель. (да)

Обменяйтесь маршрутными листами. Определите, успешно ли вы справились с заданием. Кто считает, что ответил на все вопросы правильно и получил «5»? Как вы это определили? Соедините одной линией все «+», если получился рисунок – 5, вы успешно справились с заданием.

III. Выведение темы урока, озвучивание цели.

 Посмотрите на слайд, перед вами понятия, объединенные одним смыслом. Давайте подумаем каким?

христианство, митрополит, епископы, монастыри, церковь, патриарх.

Ученики: Религия (церковь, вера). Что мы можем сказать ребята по поводу, политики вышеупомянутых нами князей, была ли попытка принять христианство? Учащиеся формулируют тему урока.

Запишите в своих маршрутных листах тему урока: Князь Владимир и Крещение Руси.

Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

На сегодняшнем уроке мы узнаем, кто и как принял единую веру на Руси и разберемся  нужна ли была вера в одного Бога? Какое значение имело крещение Руси?

И в конце урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос

  • Почему в русских былинах Владимир назван именем «Владимир Красное Солнышко», православные называют князя-Святой, а историки Великий? 

IV. Изучение нового материала.

Работать сегодня мы будем по следующему плану:


1. Начало правления князя Владимира

2. Выбор веры и  крещение Руси.
3. Значение принятия христианства. 

4.Русь при князе Владимире.


Итак, мы отправляемся в Х век, во времена Владимира Святославича.  
1. Причины принятие христианства на Руси.

Учитель: 

 Отправляясь в последний поход на Дунай, Святослав оставил в Киеве старшего сына Ярополка . Второй сын – Олег – отправился в беспокойную древлянскую землю. Третьего сына – Владимира, рождённого ключницей Малушей, Святослав отослал в Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. О том, как это произошло, послушаем сообщение.

После усобицы между сыновьями Святослава великим Киевским князем становится Владимир Святославич (980 – 1015 гг.). Запишем в маршрутном листе годы его правления.

Ещё в 980г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства, т.е. превратить язычество в государственную религию.

Что такое религия? Язычество? У восточнославянских племен были единые боги? Язычество – религиозное верование во множество богов и духов.

На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главных божеств во главе с Перуном:

Перун (бог грозы и молнии, глава пантеона, покровитель княжеской власти, дружины, жречества, военной силы)

Хорса (бог солнца)

Макоши (богиня плодородия и достатка)

Стрибога (бог ветра)

Даждьбога (бог солнечного света)

Семаргла (крылатый пес, охранитель посевов)

Но эта реформа не принесла успеха, Владимир решает искать ту религию, которая была наиболее подходящей и для народа, который надо объединить и для него самого.

Как рассказывает нам Нестор-летописец в «Повести временных лет», первоначально к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств, чтобы рассказать князю о своей вере.

Задание: работая с учебником на стр. 53 и картой выпишите в маршрутный лист, из каких стран прибыли послы и какие религии они предлагали князю.


– Византия  и Европа (христианство:православие и католицизм), 
– Волжская Булгария (ислам), 
– Хазарский каганат (хазары – иудаизм)

Владимир выслушал всех и задал вопросы. Однако сделать выбор князь не смог.

Давайте поработаем с документом  №1 и посмотрим, какую религию выбрал князь Владимир и разберёмся почему.

  • Учитель: Куда и зачем отправил послов князь Владимир?
  • Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота религиозных обрядов?
  • Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?
  • Ребята, почему всё же Византия? Христианство же византийской, православной традиции Владимир выбрал потому, что именно с Византийской империей Русь издавна связывали наиболее тесные отношения. А Византия в те времена была одной из самых развитых и культурных стран мира.

Учитель: Крещению Руси предшествовали еще и следующие события

  • В 987 г.  византийский император Василий II попросил у Владимира помощи, чтобы справится со своим войском, которое внезапно подняло мятеж. Владимир согласился послать свои войска на помощь, но потребовал  взамен отдать сестру  императора,  царевну Анну, в жены. Император был в замешательстве, он не хотел отдавать сестру за язычника, поэтому поставил своё условие, чтобы Владимир крестился сам и крестил свой народ, князь согласился и оба подписали договор. Владимиру удалось разгромить мятежников, но император не спешил исполнять свое обещание, тогда князь осадил Корсунь(Херсонес) и вскоре взял ее. Император уступил, тут же в Херсонесе Владимир принял крещение вместе со своей дружиной.

Запишем  в маршрутные листы дату крещения Руси- 988 г.   и причины принятия христианства на Руси.

  1. Необходимость усиления княжеской власти.
  2. Стремление сблизить Русь с Византией и Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.
  3. Стремление обосновать социальное расслоение и имущественное неравенство
  4. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Давайте теперь посмотрим на картину, которая представлена у вас в учебнике на стр. 54  «Крещение Руси » и опираясь на текст учебника на стр.54-55, проанализировав документ  № 2,скажем  как происходило крещение Руси? Где и как крестили киевлян? Почему крещение происходит в воде? Сколько оно длилось?

Физкультминутка:

Кто согласен – встали и подняли ручки вверх

Кто не согласен сели

Вопросы:

1.Первой на Руси крестилась Ольга?(да)

2.Князь Cвятослав имел прозвище  Вещий? (нет)

3. Перун – это бог грома и молнии. (да)

4.Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

Давайте теперь подумаем какого же было значение принятия христианства. Поможет нам в этом документ №3 и видеофрагмент.

  1. Ответ оформите в виде кластера в своем маршрутном листе

  1. Объединение восточнославянских племен
  2. Укрепление власти князя
  3. Строительство церквей и развитие культуры
  4. Смягчение нравов.

Работа в парах.

Работая с учебником на стр. 56-57 отдельно выделите мероприятия внутренний и внешней политики и прикрепите их в таблицу, в своем маршрутном листе.

2. Основные направления внутренней политики

1.Покорил Радимичей, Вятичей, Полоцкое княжество.

2.Внес изменения в систему управления страной - назначил сыновей наместниками в главные города страны.

3.На южных рубежах Владимир приказал возвести мощную оборонительную систему – Змиевы валы.

4.Основал новые крепости -города Переяславль, Белгород.

3. Основные направления внешней политики.

1.Установил добрососедские отношения с Чехией, Польшей, Венгрией.

2.Заключал династические браки своих детей с членами династий Византии, Польши, Швеции и Германии.

3.Воевал с печенегами.

IV. Подведение итогов.

Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. В памяти народа князь Владимир остался славным и мудрым правителем. Мы познакомились со временем правления Владимира. Можем ли мы ответить на вопрос:

- Почему в русских былинах Владимир назван именем Владимир Красное Солнышко? (создал славянскую дружину, остановил натиск печенегов)

- Почему историки называют Владимира Великим? (укрепил государство, княжескую власть, установил на Руси порядок и покой)

- Почему православные считают Владимира Святым? ( Крестил Русь).

Тест.

1. Кто крестил Русь?

А) Святослав   Б) Владимир  В) Ольга   Г) Игорь

2. Что способствовало принятию христианства?

А) Доступность и простота вероисповедания

Б) Многолетние торговые и политические связи с Константинополем

В) Заставила княгиня Ольга

3. Где был крещен Владимир.

А) Херсонес   Б) Киев   В) Константинополь

4. Из какой страны пришло христианство?

А) Византии   Б) Булгария  В) Сербия

5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?

А) Не умели строить  Б) Поклонялись идолам

6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.

А) Начала распространяться письменность  Б) Укрепление связи с Византией В) Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.

7. Когда было введено христианство?

А) 988 г.     Б) 987г.   В)998 г.

8. В чем культурное значение введения христианства?

А) Начала распространяться письменность Б) Усилилась власть Киевского князя  В) исчезла кровная месть

  1. Рефлексия. Сделайте вывод о продуктивности вашей работы на уроке, закончите фразы и поднимите смайлик, отражающий ваше эмоциональное состояние на конец урока.

1. Мне понравилось на уроке…

2. Я узнал…

3. Больше всего мне запомнилось…

4. Удивительно было то, что…

5. Раньше я не знал (а)…

6. Думаю, этот урок…

  1. Домашнее задание:
  2.  Выберете тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных вами на уроке знаний

1.п.8,вопросы устно.

2. Составить исторический портрет князя Владимира согласно памятке на стр.52.

3.Составить кроссворд по теме.

  1. Выставление оценок. Ребята, спасибо за работу на уроке! Сдайте, пожалуйста, ваши маршрутные листы для проверки. Оценки вам будут озвучены позже.

Надеемся, что урок был полезен для вас. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Князь Владимир и крещение Руси»

Рассказывается о внешней и внутренней политике князя Владимира; христианства; выясняются причины и значение принятия христианства; развивается интерес к изучению истории государства; воспитывает...

Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"

Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по...

Урок-проект в 6 классе "Князь Владимир и крещение Руси".

Урок-проект по истории России "Князь Владимир и крещение Руси". 6 класс....

Разработка урока истории России по теме "Владимир Святославович. Крещение Руси".

Разработка урока истории в 6 классе содержит конспект урока, тест для проверки знаний обучающихся по теме "Крещение Руси" и текст инсценировка на тему "Выбор религии на Руси"....

Конспект урока по истории 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"

План урока:I. Проблема урока: почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённые им низкие поступки, оставил о себе добрую память? II. Поиск решения проблемы:1. Владимир Красное Солнышко.Приме...

Владимир Святославич. Крещение Руси.

презентация к уроку "Владимир Святославич. Крещение Руси."...

"Владимир Святославович. Крещение Руси". Урок истории в 6 классе.

Основные задачи урока:Цель: рассказать о князя Владимире как реформаторе; дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русс...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Интересная работа. Дидактически грамотно выстроена, прослеживаются все этапы урока, четко выделены задачи работающие на единую цель. Понравилась физкультминутка, довольно таки удачна, вписана в контекст урока, а не оторвана от содержательной части урока, как нередко бывает. Немного не хватило альтернативных взглядов на некоторые исторические факты, но это скорее мое личное, обывательское мнение. В целом отличный материал!

Ермилова Ксения Александровна

Спасибо, Игорь Вячеславович,за ваши комментарии!

Мудрецов Игорь Вячеславович

Не за что, Ксения Александровна, это лишь частное мнение. Но и без него понятно, что стоит проделанная работа.