ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
статья по истории (10 класс) по теме

Будникова Людмила Константиновна

Сегодня правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Последний вариант государственного образовательного стандарта существенно увеличил объём правового материала, как в обязательном минимуме содержания образования, так и в требованиях к выпускникам основной и полной средней школы.

И такая ситуация вполне закономерна. Социальный заказ на изучение права в школе поступает как от самих учащихся, так и от их родителей, общественных и государственных структур. Это связано  с жизненной потребностью правовых знаний в условиях становления либеральной экономики и демократической политической системы. Право должно стать одной из наиглавнейших ценностей нашего общества.

Правовая культура предполагает не только знание юридических норм, но и соответствующее поведение, поэтому правовое образование должно включать в себя не только усвоение некоторого объема информации, но и формирование навыков правового поведения соответствующих ценностных ориентаций, создание правовой атмосферы в школе (школьного правового уклада, пространства). Сегодня, воспитывая будущих граждан России, мы должны воспитать, прежде всего, граждан, способных в дальнейшем реализовать свою активную жизненную позицию на благо общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budnikova_-_statya.doc196.85 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Л.К. Будникова, г. Нижневатовск, МБОУ «Лицей № 2

 Среди множества школьных предметов обществознание  занимает особое место. Эта школьная дисциплина находится  ближе других к реалиям жизни и быстрее реагирует на изменения, происходящие в обществе. Один из разделов обществознания, изучаемый в школе – право. Обучающиеся должны четко  представлять, что в нашей жизни урегулировано правом, уметь принимать верное решение.

Новые условия образовательной деятельности показали  противоречие между необходимостью повышения уровня правовой культуры обучающихся, формирования у них потребности соблюдения норм права в своей повседневной жизни и недостаточной разработанностью механизмов и способов  решения соответствующих задач в практической деятельности учителя.

Сегодня школа все больше ориентируется на формирование у учащихся ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.

Ключевыми  называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. К ним мы относим и правовую компетентность, которую  можно определить как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования в школе правовая компетентность человека предполагает:

  • знание о значении, основных сферах и механизмах правового   регулирования общественной жизни;
  • умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; 
  • способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
  • умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
  • готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.

Важным условием формирования правовых компетенций является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие обучающихся в образовательном процессе. Сегодня основные методические инновации, по существу, связаны с применением активных (интерактивных) методик или диалоговых методов обучения. Суть их состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы (в частности, правовые) на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения.

За основу нами был выбран учебно-методический комплекс под редакцией  А.Ф. Никитина, который при осуществлении правового образования предполагает развитие активного участия школьников в решении социальных, правовых проблем и ответственности за их решение. Это обстоятельство имеет особое значение для выбора активных (интерактивных) методов обучения как основных.

 Подобные методики принципиально меняют схему коммуникации в учебном процессе. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между обучающимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, обучающиеся принимают взаимную ответственность за результаты обучения.

Примеры формирования правовой компетенции через активные формы работы приведены в таблице 1.

 Таблица 1

Формирования правовой компетенции через активные формы работы

Задание для обучающихся

Элементы правовой компетентности

Найдите справочную информацию «Деятельность общественной палаты» в интернете.

Информационная (поиск, отбор и анализ).

Составьте информационный бюллетень

«Что такое народное голосование».

Технологическая компетентность (сделать что-либо).

Используя справочно-правовую систему «Консультант Плюс», выделите основные стадии избирательного процесса, кратко охарактеризуйте каждую стадию.

Умение работать с юридическим документом.

Определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;

Разыграть разговор работодателя с несовершеннолетним претендентом на вакансию и разработать текст трудового договора.

Знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;

 Моделирование определенной проблемы, например, «Строительство автостоянки в центре города».

Умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий.

Дебаты: «Смертная казнь: «за» и «против», «Права ребёнка – всего лишь красивые слова», «Вор не может быть гражданином»,

 «Детям нужны карманные деньги».

Формирование критического мышления, навыков системного анализа, собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые необходимы для успешной адаптации в социуме.

Практикум «Я поступаю в…». В качестве ведущих  выступают: врач, председатель приемной комиссии (в здании нашего лицея размещается филиал Петербургского университета бизнеса и права), специалист биржи труда и занятости населения.  

Цель: помочь ребенку составить алгоритм действий при подаче документов в учебные заведения, при устройстве на работу.

По итогам анкетирования 100% ребят отметили, что участие в практикуме помогает им адаптироваться во взрослой жизни,  работать с документами.

Изучение правовых вопросов на уроках осуществляется нами через технологии групповой работы. Учителем ставятся задачи: научить каждого обучающегося  трудится в команде, сделать урок не только информативным, но и практикоориентированным.  

Так, на уроке в 11 классе по теме «Я -  молодой избиратель» учащимся, разбитым на группы, были предложены вопросы  для обсуждения:

  • Сегодня гражданин России получает паспорт с 14 лет, а право голоса      с 18лет. Считаете ли вы, что право выбирать должно распространяться на граждан также с 14 лет? С какого возраста, на ваш взгляд, можно разрешить принимать участие в выборах? Объясните свою позицию.
  • Считаете ли вы голосование на выборах достаточным участием граждан в управлении страной?
  • Если бы вы могли участвовать в ближайших выборах 2011 году, то какими бы вы руководствовались мотивами, отдавая свой голос за определённых кандидатов, партию?
  • Если бы в России создавалась партия, выступающая в интересах подрастающего поколения (детей и молодёжи), то какие вы порекомендовали бы включить в программу основные требования, идеи? Объясните своё мнение.

Обсуждая первый вопрос, обучающиеся разделяются на три группы.

Первая группа -  «Возраст участвующих в выборах надо снизить до 14-16 лет, это позволит уже сознательной (по мнению обучающихся) молодёжи влиять на ситуацию в стране в соответствии со своими политическими представлениями».

Вторая группа -  «Возраст участия в выборах не важен, выборы в России не демократические, часто их итоги фальсифицируются».

Третья группа - наиболее логичное и обоснованное — «с 14 лет голосовать рано, нет никакой политической и правовой грамотности».

 Анализ ответов обучающихся на третий вопрос проводился в виде письменного анкетирования  и показал, что даже в 16-17 лет большинство из них воспринимает выборы как игру, мотивация участия в них ещё не сформирована. Мотивом для выбора партии, за которую отдают свой голос, практически никто не называл предвыборную программу. В качестве решающего фактора при голосовании за партию обучающиеся называли: «пропрезидентская, правящая партия - 43% опрошенных», «часто показывают по телевизору лидера и других членов партии -12%», «данная партия выступает за реформы - 4%», а также: «в выборах участия принимать не стал (-а) бы -17%», «за эту партию голосуют многие - 11%», «в этой партии есть авторитетные политики - 7%», «все партии обещают одно и тоже - 6 % опрошенных.

При ответе на четвёртый вопрос обучающиеся свободно применяли полученные ранее знания о правах человека. Так ученики предлагали ввести: полностью бесплатное образование; строгое соблюдение всех прав детей; социальную поддержку молодёжи; социальное дешёвое жильё для молодого поколения; программу юридической помощи по различным отраслям права для детей и подростков;  демократические нововведения на уровне школы, например, исключения обучающихся по результатом общешкольного голосования. Эти мнения отразили одновременно и знания обучающихся о своих правах, а также волнующие их социально - правовые вопросы.

   Таким образом,   практика традиционного школьного обучения, основанного на принципе «выучим и запомним» противоречит сущности права. Право - прагматическая наука, которая зубрежкой терминов и статей законов не берется. Право живет в действии, в практике его применения. В связи с этим правовое образование в наибольшей степени соответствует компетентностному подходу и наиболее эффективно реализуется через активные методы обучения.

Литература

1.Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа».

2. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности.pish.ru/blog/articles/2009.

3. аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. Москва,1988.

4. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Издательство «Лань», СПб,2002.

5. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха. Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 – С.144.

6.  Иоффе А.Н. «Методика и технология преподавания».  http: //www.orkce.ru.|node|

7.   Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право. Учебник для 10-11 классов в 2-х книгах. Издательство «Вита», Москва, 2009.

8. Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы. Режим доступа: www.center.fio.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения при формировании общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...

Использование активных методов обучения как условие развития профессиональных компетенций обучающихся

На данном этапе развития современного общества и в частности  профессионального образования основной задачей профессиональных образовательных учреждений является подготовка компетентного специали...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников....

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Использование активных методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках математики в ходе повторения и подготовки к ГИА.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:стимулировать мыслительную деятельность учащихся;&bull...

Методическая разработка "Использование активных методов обучения (АМО) в работе с учащимися с ОВЗ "

В разработке представлена система методов, применяемая на уроках как в начальных, так и старших классах....