ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
статья по истории (10 класс) по теме
Сегодня правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Последний вариант государственного образовательного стандарта существенно увеличил объём правового материала, как в обязательном минимуме содержания образования, так и в требованиях к выпускникам основной и полной средней школы.
И такая ситуация вполне закономерна. Социальный заказ на изучение права в школе поступает как от самих учащихся, так и от их родителей, общественных и государственных структур. Это связано с жизненной потребностью правовых знаний в условиях становления либеральной экономики и демократической политической системы. Право должно стать одной из наиглавнейших ценностей нашего общества.
Правовая культура предполагает не только знание юридических норм, но и соответствующее поведение, поэтому правовое образование должно включать в себя не только усвоение некоторого объема информации, но и формирование навыков правового поведения соответствующих ценностных ориентаций, создание правовой атмосферы в школе (школьного правового уклада, пространства). Сегодня, воспитывая будущих граждан России, мы должны воспитать, прежде всего, граждан, способных в дальнейшем реализовать свою активную жизненную позицию на благо общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 196.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Л.К. Будникова, г. Нижневатовск, МБОУ «Лицей № 2
Среди множества школьных предметов обществознание занимает особое место. Эта школьная дисциплина находится ближе других к реалиям жизни и быстрее реагирует на изменения, происходящие в обществе. Один из разделов обществознания, изучаемый в школе – право. Обучающиеся должны четко представлять, что в нашей жизни урегулировано правом, уметь принимать верное решение.
Новые условия образовательной деятельности показали противоречие между необходимостью повышения уровня правовой культуры обучающихся, формирования у них потребности соблюдения норм права в своей повседневной жизни и недостаточной разработанностью механизмов и способов решения соответствующих задач в практической деятельности учителя.
Сегодня школа все больше ориентируется на формирование у учащихся ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. К ним мы относим и правовую компетентность, которую можно определить как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования в школе правовая компетентность человека предполагает:
- знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;
- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.
Важным условием формирования правовых компетенций является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие обучающихся в образовательном процессе. Сегодня основные методические инновации, по существу, связаны с применением активных (интерактивных) методик или диалоговых методов обучения. Суть их состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы (в частности, правовые) на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения.
За основу нами был выбран учебно-методический комплекс под редакцией А.Ф. Никитина, который при осуществлении правового образования предполагает развитие активного участия школьников в решении социальных, правовых проблем и ответственности за их решение. Это обстоятельство имеет особое значение для выбора активных (интерактивных) методов обучения как основных.
Подобные методики принципиально меняют схему коммуникации в учебном процессе. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между обучающимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, обучающиеся принимают взаимную ответственность за результаты обучения.
Примеры формирования правовой компетенции через активные формы работы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Формирования правовой компетенции через активные формы работы
Задание для обучающихся | Элементы правовой компетентности |
Найдите справочную информацию «Деятельность общественной палаты» в интернете. | Информационная (поиск, отбор и анализ). |
Составьте информационный бюллетень «Что такое народное голосование». | Технологическая компетентность (сделать что-либо). |
Используя справочно-правовую систему «Консультант Плюс», выделите основные стадии избирательного процесса, кратко охарактеризуйте каждую стадию. | Умение работать с юридическим документом. Определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации; |
Разыграть разговор работодателя с несовершеннолетним претендентом на вакансию и разработать текст трудового договора. | Знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни; |
Моделирование определенной проблемы, например, «Строительство автостоянки в центре города». | Умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий. |
Дебаты: «Смертная казнь: «за» и «против», «Права ребёнка – всего лишь красивые слова», «Вор не может быть гражданином», «Детям нужны карманные деньги». | Формирование критического мышления, навыков системного анализа, собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые необходимы для успешной адаптации в социуме. |
Практикум «Я поступаю в…». В качестве ведущих выступают: врач, председатель приемной комиссии (в здании нашего лицея размещается филиал Петербургского университета бизнеса и права), специалист биржи труда и занятости населения. | Цель: помочь ребенку составить алгоритм действий при подаче документов в учебные заведения, при устройстве на работу. По итогам анкетирования 100% ребят отметили, что участие в практикуме помогает им адаптироваться во взрослой жизни, работать с документами. |
Изучение правовых вопросов на уроках осуществляется нами через технологии групповой работы. Учителем ставятся задачи: научить каждого обучающегося трудится в команде, сделать урок не только информативным, но и практикоориентированным.
Так, на уроке в 11 классе по теме «Я - молодой избиратель» учащимся, разбитым на группы, были предложены вопросы для обсуждения:
- Сегодня гражданин России получает паспорт с 14 лет, а право голоса с 18лет. Считаете ли вы, что право выбирать должно распространяться на граждан также с 14 лет? С какого возраста, на ваш взгляд, можно разрешить принимать участие в выборах? Объясните свою позицию.
- Считаете ли вы голосование на выборах достаточным участием граждан в управлении страной?
- Если бы вы могли участвовать в ближайших выборах 2011 году, то какими бы вы руководствовались мотивами, отдавая свой голос за определённых кандидатов, партию?
- Если бы в России создавалась партия, выступающая в интересах подрастающего поколения (детей и молодёжи), то какие вы порекомендовали бы включить в программу основные требования, идеи? Объясните своё мнение.
Обсуждая первый вопрос, обучающиеся разделяются на три группы.
Первая группа - «Возраст участвующих в выборах надо снизить до 14-16 лет, это позволит уже сознательной (по мнению обучающихся) молодёжи влиять на ситуацию в стране в соответствии со своими политическими представлениями».
Вторая группа - «Возраст участия в выборах не важен, выборы в России не демократические, часто их итоги фальсифицируются».
Третья группа - наиболее логичное и обоснованное — «с 14 лет голосовать рано, нет никакой политической и правовой грамотности».
Анализ ответов обучающихся на третий вопрос проводился в виде письменного анкетирования и показал, что даже в 16-17 лет большинство из них воспринимает выборы как игру, мотивация участия в них ещё не сформирована. Мотивом для выбора партии, за которую отдают свой голос, практически никто не называл предвыборную программу. В качестве решающего фактора при голосовании за партию обучающиеся называли: «пропрезидентская, правящая партия - 43% опрошенных», «часто показывают по телевизору лидера и других членов партии -12%», «данная партия выступает за реформы - 4%», а также: «в выборах участия принимать не стал (-а) бы -17%», «за эту партию голосуют многие - 11%», «в этой партии есть авторитетные политики - 7%», «все партии обещают одно и тоже - 6 % опрошенных.
При ответе на четвёртый вопрос обучающиеся свободно применяли полученные ранее знания о правах человека. Так ученики предлагали ввести: полностью бесплатное образование; строгое соблюдение всех прав детей; социальную поддержку молодёжи; социальное дешёвое жильё для молодого поколения; программу юридической помощи по различным отраслям права для детей и подростков; демократические нововведения на уровне школы, например, исключения обучающихся по результатом общешкольного голосования. Эти мнения отразили одновременно и знания обучающихся о своих правах, а также волнующие их социально - правовые вопросы.
Таким образом, практика традиционного школьного обучения, основанного на принципе «выучим и запомним» противоречит сущности права. Право - прагматическая наука, которая зубрежкой терминов и статей законов не берется. Право живет в действии, в практике его применения. В связи с этим правовое образование в наибольшей степени соответствует компетентностному подходу и наиболее эффективно реализуется через активные методы обучения.
Литература
1.Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа».
2. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности.pish.ru/blog/articles/2009.
3. аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. Москва,1988.
4. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Издательство «Лань», СПб,2002.
5. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха. Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 – С.144.
6. Иоффе А.Н. «Методика и технология преподавания». http: //www.orkce.ru.|node|
7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право. Учебник для 10-11 классов в 2-х книгах. Издательство «Вита», Москва, 2009.
8. Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы. Режим доступа: www.center.fio.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/24/picture-284376-1377359133.jpg)
Использование интерактивных методов обучения при формировании общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/24/picture-397319-1706070309.jpg)
Использование активных методов обучения как условие развития профессиональных компетенций обучающихся
На данном этапе развития современного общества и в частности профессионального образования основной задачей профессиональных образовательных учреждений является подготовка компетентного специали...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-299502-1480501427.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников....
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроке.
Статья для выступления на постоянно действующем школьном семинаре....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-677460-1443645718.jpg)
«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-287488-1377885940.jpg)
Использование активных методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках математики в ходе повторения и подготовки к ГИА.
Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:стимулировать мыслительную деятельность учащихся;&bull...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/29/picture-557335-1419872335.jpg)
Методическая разработка "Использование активных методов обучения (АМО) в работе с учащимися с ОВЗ "
В разработке представлена система методов, применяемая на уроках как в начальных, так и старших классах....