Использование активных методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках математики в ходе повторения и подготовки к ГИА.
статья по математике

Васильева Елена Викторовна

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления.

 Они позволяют:

  • стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

•          раскрыть свои способности;

•          приобрести уверенность в себе;

•          совершенствовать свои коммуникативные навыки;

•          формировать у учащихся творческое мышление.

АМО смещают акцент на развитие учащихся, не просто воспроизводя усвоенные знания, но и используя их в практической деятельности.

Государственная итоговая аттестация выпускников—это неотъемлемая часть учебного процесса, его естественное завершение, серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Она позволяет выявить общий уровень интеллектуального развития учащихся, их способность оперировать приобретенными за время обучения знаниями, умениями, навыками, выражать свои мысли. Задания направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как способность к интеграции знаний из различных тем курса алгебры и геометрии, уверенное владение формально-оперативным аппаратом, а также широким набором приемов о способов рассуждений, умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования. Структура и содержание экзаменационной работы отвечают цели построения дифференцированного обучения в современной школе, которая включает две задачи:

  1. одна из них – формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования
  2. другая – создание для части учащихся условий, способствующих получению повышенного уровня подготовки, достаточной для активного использования математики в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Ульяновск

учитель математики МБОУ «В(С)Ш № 9»

Васильева Елена Викторовна

Использование активных методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках математики в ходе повторения и подготовки к ГИА.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления.

 Они позволяют:

  • стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

•        раскрыть свои способности;

•        приобрести уверенность в себе;

•        совершенствовать свои коммуникативные навыки;

•        формировать у учащихся творческое мышление.

АМО смещают акцент на развитие учащихся, не просто воспроизводя усвоенные знания, но и используя их в практической деятельности.

Государственная итоговая аттестация выпускников—это неотъемлемая часть учебного процесса, его естественное завершение, серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Она позволяет выявить общий уровень интеллектуального развития учащихся, их способность оперировать приобретенными за время обучения знаниями, умениями, навыками, выражать свои мысли. Задания направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как способность к интеграции знаний из различных тем курса алгебры и геометрии, уверенное владение формально-оперативным аппаратом, а также широким набором приемов о способов рассуждений, умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования. Структура и содержание экзаменационной работы отвечают цели построения дифференцированного обучения в современной школе, которая включает две задачи:

  1. одна из них – формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования
  2. другая – создание для части учащихся условий, способствующих получению повышенного уровня подготовки, достаточной для активного использования математики в жизни.

Проблемами современного этапа математической подготовки учащихся к выпускным и вступительным экзаменам в форме ГИА  являются  и  сложность самой математики как науки, и  психофизиологические основы формирования готовности старшеклассников к выпускным экзаменам по предмету, и интеграция содержания и методов преподавания алгебраического и геометрического материала с целью подготовки учащихся к ГИА, и противоречие между осуществлением обязательного всеобщего среднего образования.

В современных условиях совершенствование учебного процесса должно затрагивать не только выпускные классы, но и всю среднюю школу.                      

 Одна из основных задач, которые стоят перед каждым учителем -  это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ГИА. Потому что результаты, полученные выпускниками на ГИА, это и оценка работы учителя. Важным аспектом работы по подготовке к ГИА является формирование позитивного отношения к  итоговому контролю, как к одной из форм оценки результатов обучения. Оценка эта дается не только учащемуся, но и учителю, школе. И учащиеся, и их учителя все больше заинтересованы в получении как можно лучших результатов. Каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.

  Основная наша цель - повышение качества математической подготовки учащихся на основе использования различных методов, форм и технологий.

Каковы же проблемы математической подготовки к ГИА?

  • несформированность  вычислительных навыков;
  • неуверенность в имеющихся знаниях;
  • недостаточное внимания формированию умений применять знания для решения математических и практических задач;
  • геометрическая подготовка выпускников.

Как повысить качество математической подготовки учащихся?

  • полноценное изучение всего программного материала;
  •  дифференцированный подход к учащимся;
  • индивидуализация процесса обучения;
  • планирование  деятельности учащихся на уроках в соответствии с основными требованиями.

В течение учебного года    учащихся знакомлю с материалами ГИА,

с особенностями формы итоговой аттестации: со структурой работы, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена.  Начинаю обучать «технике сдачи экзамена»:

- строгому самоконтролю времени;

- определять трудность заданий;

- правильно заполнять бланки ответов.        

      В кабинете имеется сменный стенд «Готовимся к экзаменам», где размещены книги по подготовке к ГИА, даются советы выпускникам, инструкции по проведению ГИА, образцы решения заданий.

 Приучаю учащихся к методу «пристального взгляда»: внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Учу  определять трудность заданий: сначала прошу учащихся просмотреть работу от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить  задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, учащиеся знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту.

   По результатам достижений  определяю  учащихся, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально. Индивидуально работаю и со слабыми.  

      На каждом уроке, организую  повторение через систему  упражнений составленных на основе материалов ГИА. Я разработала рабочие карточки самостоятельных работ, которые даются учащимся на уроке на определенное время,  таким образом, вырабатывается умение его распределять.

Примеры рабочих карточек:

1).   Основная и средняя общая школаhttp://alexlarin.net/gia2013/5/4.gifhttp://alexlarin.net/gia2013/4/18.gif

http://alexlarin.net/gia2013/6/13.gif

http://alexlarin.net/gia2013/8/17.gif

 

2).  Средняя общая школа.http://alexlarin.net/gia2013/9/12.gif

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png

Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ГИА по математике. 

Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.

Знакомлю учащихся с некоторыми интересными способами устных вычислений.

Например,

  • Чтобы умножить число на 1,5; 15; 150, нужно это число умножить соответственно на 1; 10; 100 и к полученному произведению прибавить его половину.

Пример. Найдем произведение чисел 66 и 1,5.

66 *1,5 = 66 + (66 / 2) = 99.

  • Чтобы умножить какое-то число на 5; 50; 500, его нужно умножить соответственно на 10; 100; 1 000 и полученное произведение разделить на 2. Число нулей в произведении равно числу цифр в целой части множителя.

Пример. Найдем произведение чисел 74 и 50.

74 *50 = (74 100) / 2 = 7400 / 2 = 3 700.

  • Чтобы умножить число на 4, его дважды удваивают.

Пример. 214* 4 = (214 2) 2 = 428 2 = 856

537 *4 = (537 2) 2 = 1074 2 = 2148

  • Чтобы число разделить на 4 , его дважды делят на 2.

Пример. 124 : 4 = (124 : 2) : 2 = 62 : 2 = 31

2648 : 4 = (2648 : 2) : 2 = 1324 : 2 = 662

  • Чтобы умножить число на 9, к нему приписывают 0 и отнимают исходное число.

Пример. 241* 9 = 2410 – 241 = 2169

847* 9 = 8470 – 847 = 7623

  • Чтобы разделить число на 8,надо трижды разделить его на 2.
  • Чтобы умножить число на 25, надо умножить его на 100 и разделить полученное произведение на 4.

    Устный счёт на каждом уроке строится   на основе упражнений  ГИА.

Например:

  • Переведите дробь в десятичную:  .
  • Найдите величину (в градусах) вписанного угла α, опирающегося на хорду  AB, равную радиусу окружности.

  • Треугольник ABC вписан в окружность с центром в точке O. Найдите градусную меру угла C треугольника ABC, если угол AOB равен 48°.  

  • Решить уравнение:

log2(𝑥−1)=3

log8(𝑥+1)=log8(2𝑥−5)

7log7(𝑥+1)=2𝑥−5

       log3(𝑥+2)=2

  • Найти производную:

𝑦(𝑥)=5𝑥4−3𝑥2+𝑒2𝑥 

𝑦(𝑥)=2𝑥3+12𝑥−sin4

𝑦(𝑥)=ln𝑥+5𝑥

𝑦(𝑥)=𝑒2𝑥+3−4𝑥4

Формула успеха сдачи экзаменов  по математике состоит из

  • тренировки на варианты ГИА в любой возрастной категории в сочетании с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки, доведение решения заданий до автоматизма;
  • подготовленности –комплекса приобретенных знаний, умений, навыков и качеств.

Я считаю, что использование таких активных методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся в ходе повторения и подготовки к ГИА и совместная работа учителя и учащихся способны повысить математическую грамотность учащихся и дать возможность успешно сдать экзамены.

Источники информации:

http://st1.stranamam.ru/data/cache/2011nov/02/05/2904546_13788-650x0.jpg

http://alexlarin.net/ege/matem/main.html

http://pandia.ru/text/79/398/images/image153.gif

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/00c3/0000feaa-ca800033/hello_html_1194f365.gif

http://pandia.ru/text/79/375/images/image012_9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"

Работа была представлена на Областной научно-практической конференции  "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Сегодня правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Последний вариант государственного образовательного стандарта существенно увеличил объём правового материала, как в обязательном м...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Методы развивающего обучения, как основа формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Доклад по теме отражает суть преход от "знаниевой" ситемы к компетентностному подходу. Содержит иллюстративный материал и пояснения к разлиным типам заданий, направленных на формирование клю...