Активные методы повторения на уроках истории
статья по истории (10 класс) по теме

Конкина Наталья Фёдоровна

Когда я была начинающим учителем, то самым тяжёлым этапом урока для меня было повторение.  Статья рассказывает о том, как я справилась с этой проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_povtoreniya_na_urokah_istorii.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы повторения на уроках истории

(из опыта работы)

I Введение.  

Этап урока «Повторение» требует особого подхода, чтобы не  превратиться в «допрос» или в несерьёзную игру-викторину. Чтобы понять суть этого этапа урока, я обратилась к учебнику психологии, и выяснила законы памяти:

- Никакая информация не может оказаться в голове человека прежде, чем не пройдёт кратковременную и оперативную память. В долговременную память информация может попасть только в результате её предварительного отбора и дозирования.

- Чтобы попасть в долговременную память и сохраниться там, информация должна быть переработана и закодирована, то переведена на доступный для ученика язык. Вот это и есть моя задача – помочь понять.

- Закон края:  школьник лучше запоминает то, что слушал или смотрел в начале и в конце получения информации. Полностью запоминают только кране интересный материал, представленный ярко, эффектно, броско, эмоционально.

- учитывать надо и такое явление как временное непроизвольное улучшение памяти после ухудшения, явление  реминисценции.

- разные виды памяти тоже играют большую роль в обучении: зрительная, слуховая,  механическая, логическая, образная, ассоциативная и т.д.

 Исходя из этого, я вывела для себя правила, которым стала следовать:

1. Повторение должно быть посильным – дифференцированным, с учётом способностей школьников, так как приёмы запоминания у каждого свои (это называется «приспособиться к своей памяти»).

2. Повторение должно быть разновидовым:

- с использованием зрительной памяти: по схемам, таблицам, карте.

- с использованием слуховой памяти: ответы на вопросы, вспоминание ярких образов, описательных иллюстраций;

- с использованием логической памяти: рассуждения, споры, диспуты;

- с использованием ассоциативной памяти: игры, викторины, реконструкции событий;

3.По  возможности закрепление  должно быть мелкопорционным, то есть после небольшой порции материала. Тогда усваивает большая часть класса.

4. Материал изучать так, чтобы самое главное стояло в начале и в конце объяснения,  а всякие «интересности»  в середине, их можно сообщать «между прочим», меняя тон рассказа, приближая его к слушателю. Для этого есть целый ряд приёмов, но цель данной работы иная.

  1. 5. Повторение должно быть активным, чтобы в процессе повторения прояснялись непонятые или не услышанные моменты. То есть повторение не должно сводиться к пересказу услышаного. Здесь на помощь приходят исторические ситуации, проблемные вопросы.
  2. 6. Повторение должно быть интересным и обязательно оценённым.
  3. II.Некоторые наработки по теме.
  4. 1.Работа с понятиями.
  5. «Работа с понятиями исходит из того, что ребята должны уяснить значение понятий  с научной, а не с обыденной точки зрения. Без этого изучение предмета не будет успешным.  По мере развития науки значение одного и того же понятия меняется. Из этого следует, что учащиеся не должны  механически учить и повторять застывшие определения научных понятий. Эффект будет больше, если учащиеся сами будут находить определения понятий»[1].
  6. Например, я так работаю над понятием «буржуазный уклад»(«Новая история» 7 класс) Ребятам раздаются карточки – 12 карточек на каждую группу(в группе 4 человека – 2 парты). Они должны их распределить по таблице:

  1. Феодальный уклад
  1. Буржуазный(капиталистический) уклад
  1. Я сомневаюсь.
  1. Вопросы приблизительно такие:
  2. Карточка 1 «Уставом цеха ткачей установлено: каждый ткач шерсти имеет право на 2 широких станки и один узкий»
  3. Карточка 2 «Я, купец Сигер, скрепляю своей подписью договор с ткачами деревни Кальво, что они изготовят ткань по моему заказу к Рождеству».
  4. Карточка 3  Из доноса: « Некто Брейн вёл разговор о том, что несправедливо, что он, знающий прекрасно ремесло сапожника, не может иметь свою мастерскую из-за порядков, царящих  в цехе сапожников».
  5. Карточка 4 « Мы, КарлV, повелеваем, что одежда должна отличать «князя от графа, графа от барона, буржуа от крестьянина».
  6. Карточка 5. «Бешено мчались кареты аристократов, имевших привилегию безнаказанно давить бедняков, не успевших во  время увернуться»
  7. Карточка 6. «С тех пор как наш господин засел за большие счётные книги, земель  у нас поубавилось, а вот овец у господина прибавилось. Кто бы мог подумать, что эти мирные животные будут причиною нашей нищеты».
  8. Карточка 7. «Денег зачастую не оказывалось и у господ, поэтому они предлагали купцам за драгоценности и красивое оружие хлеб, скот, шкуры и т.д»
  9. и так далее.
  10. После выполнения работы мнения ребят обсуждаются. Постепенно в ходе обсуждения вырисовываются черты феодального или капиталистического уклада, которые записываются в тетради. Должно получиться вот так:
  1. Феодальный уклад
  1. Капиталистический уклад
  1. 1. Мастерская, мастер, подмастерья
  1. 1.Наёмные рабочие
  1. 2. Ручной труд в мастерской
  1. 2.Мануфактура
  1. 3. Сословное деление общества
  1. 3.Использование механизмов
  1. 4. «Горжусь происхождением»
  1. 4. «Горжусь тем, что могу нажить себе богатство»
  1. 5. Подчинённость католической церкви, господство религиозного мировоззрения.
  1. 5. Разумное отношение  к церкви. Реформация. Развитие научного мировоззрения
  1. 6. Проповедь аскетизма
  1. 6.Идеалы гуманизма
  1. 7. крепостная зависимость
  1. 7. Личная свобода крестьян
  1. 8. преобладание натурального хозяйства
  1. 8.Развитие торговли, огораживание
  1. 9.слабость центральной власти
  1. 9.Становление абсолютной манархии
  1. 10 Изделие на заказ
  1. 10. Изделия на продажу

  1. 2.«Развитие интеллекта детей можно ускорить, развивая речевой интеллект и становления внутреннего плана действий»[2]
  2. Например, составление плана объяснения учителя. Здесь происходит одновременно и закрепление. Объясняя ребятам материал, учитель подчёркивает основные главные пункты своей мысли, обязательно называя её. Запись должна быть приблизительно такая:
  3. (тема «Реформация» 7 класс «Новая история»)
  4. Причины реформации в Европе
  5. Глубокая вера людей, стремление посетить святой город Рим – разочарование от путешествия – жизнь Пап.
  6. Могущество Пап стоит на насилии, хитрости, лицемерии, народном невежестве, глубокой вере большинства народных масс.
  7. 3.Католическим духовенством были возмущены
  8. - князья
  9. - города
  10. - крестьяне
  11. - купцы
  12. Мартин Лютер – монах, доктор богословия, зачинатель Реформации.
  13. Торговля индульгенциями  и её последствия – 95 тезисов – вызов Папе Римскому.
  14. Взгляды Лютера:
  15. - удешевление церкви:выгода всем, платившим десятину церкви
  16. - просвещение верующих: знать «Библию»
  17. - обмирщение мировоззрения, интерес к естеству человека

- подчинение церкви светскому руководителю государства

  1. Вывод: у Лютера не могло быть судьбы Яна Гуса.
  2. Следующий урок я начала с «ассоциаций»: напишите порядок слов, понятий, которые у вас ассоциируются с темой «Реформация». Время работы 5 минут. Чтобы внести системность в задание, можно конкретизировать задание: вписать в логическую цепочку недостающие понятия:
  3. 1)Проявление капиталистического уклада………………………вывод:
  4. 2)Римская католическая церковь. ………………………………..вывод;
  5. 3)Реформация и Мартин Лютер…………………………………..вывод;
  6. Вот как это должно выглядеть:
  7. 1)Проявление капиталистического уклада: развитие ремесла, торговли, проявление индивидуализма, научные открытия, гиманистические взгляды.
  8. Вывод: в Европе развивается Новый буржуазный уклад.
  9. 2) Римская католическая церковь: десятина, дорогие обряды в церкви, вмешательство церкви в жизнь людей, в том числе королей, низкие нравы духовенства, торговля индульгенциям,
  10. Вывод: власть церкви мешала развитию нового уклада.
  11. 3) Реформация и Мартин Лютер:удешевление церкви, гуманистичекие взгляды
  12. Вывод:
  13. Т.о., Мартин Лютер выразил взгляды и настроения новой нарождающейся капиталистической Европы об ослаблении власти церкви.
  14. Как правило, ребята все справляются в разной степени с этим заданием. Трудности вызывает написание  вывода. Но при всех издержках этой работы ребятам она нравится.

3. Развитию мышления в старших классах может способствовать такой вид работы как письменное изложение пройденного. Например, письмо –предупреждение  или листовка – обращение. В такой работе ценится знание причин, фактов, знание сильных и слабых сторон события. В классе послабее такая работа идёт по группам. Ребята  увлекаются внешней стороной работы, воспринимая это как шутку. Надо правильно настроить их на работу и на требования к ней. Каждая группа защищает свою работу.

4.Умение планировать и составлять публичные речи, вести дискуссию, отвечать на вопросы, развивают логические способности ребят. Мне нравится такая форма активного повторения как урок-суд. Это, конечно, не универсальная форма, но разнообразие в урок-повторение вносит. За мою практику мне приходилось в такой форме повторять материал об итогах правления Ивана Грозного, о Лжедмитрии I, о Борисе Годунове, о якобинской диктатуре, о реформах и личности Александра II.  Задача всех таких уроков  - стимулировать познавательную деятельность учащихся, так как они работают над своими ролями, ищут материал, факты, стараются анализировать документы.

Я остановлюсь на уроке «Суд над Иваном Грозным».

Цель урока:

1. Привести в систему знания учащихся по истории 16 века.

2. Дать наиболее полную оценку деятельности Ивана Грозного:

- исходя из конкретно-исторического подхода к личности царя оценить его заслуги

- определить степень негативных последствий правления данной личности, исходя из состояния нравов той  исторической эпохи.

Такая постановка целей и задач приводит к тому, что

- ребята сравнивают нравы той эпохи, царившие в разных странах,

- это им помогает оценить состояние современных нравов

- позволяет подойти к изучению исторической личности по-новому, понять сущность самодержавного правления, влияние личности одного человека на судьбу страны.

Подготовка урока: Заранее распределяются роли на суде:

- судья – наиболее подготовленный, знающий, умеющий логически мыслить ученик.

Его задача -  вести суд, предоставляя слово по очереди каждому участнику, составить аргументированный приговор. Конечно, с судьёй всё оговаривается накануне, но за итог урока я никогда не могу поручиться. Разгораются сильные схватки защитников и противников. Выносится вердикт: виновен, не виновен, виновен, но заслуживает снисхождения. Всегда поражаюсь гуманизму наших ребят: на суде вскрывается такая картина его детства, что царя становится жалко.

- присяжные заседатели – это по сути декорация из «слабых», но старательных  учащихся.

- Прокурор: главный обвинитель. Он работает над своей речью долго, по пунктам. Это очень подготовленный ученик.

- Свидетели обвинения: это половина класса. Обвинительные документы найти легче, чем оправдательные. Поэтому обвинителей всегда много: от новгородцев, от тверичей, от крестьян, от женщин, от жён Ивана Грозного, от опричников, от купцов, от Избранной рады, от священников, от бояр.

- Адвокат – с этой ролью хлопот больше всего, так как положительного о царе можно найти маловато. Стараемся найти истоки жестокости царя. Сравниваем с монархами и нравами в других европейских странах.

- свидетели защиты: от нянюшки(сиротство Ивана), от учителей (очень способный ученик), от жены Анастасии, от казаков, от иностранных наблюдателей, от священников.

- секретарь суда. Это человек, который записывает всё как в настоящем суде.

Понятно, что подсудимого на уроке нет, но можно повесить его портрет работы Васнецова. Наличие презентации может украсить урок. Презентация выполняет роль фотодокуметов.

. Хотя все роли распределены, но чаще всего урок-суд я веду сама. Это позволяет удержать урок нужном русле.Верхом волнений становится состязание адвоката и прокурора, когда ребята парируют каждый выпад друг друга. Как в настоящем суде суд удаляется на совещание. Самое удивительное, что ребята ждут решения суда очень активно. Пока «суд» совещается, класс под моим руководством подводит итоги работы. Приговор слушается как настоящий стоя. Интересно, что дети всегда встают при вынесении приговора без напоминаний. Он звучит приблизительно так:

«Именем Российской Федерации Иван Васильевич Рюрикович – царь русский - за то, что разорил Великий Новгород, Тверь и другие города(Казань),

За то, что бесчинствовал со своими опричниками в родной стране как худший её враг,

За то, что проиграл Ливонскую войну,

За то, укрепил основы крепостничества,

За то, что расправился со своими жёнами, полководцами, священниками, членами земского собора, просившими отменить опричнину.

За то, что убил своего  сына Ивана,

За то, что бесчинства прикрывал православной верой…

Объявляется виновным, но учитывая  (здесь перечисляется всё хорошее что смогли отметить ребята) его трудное детство и жестокость дворцовых нравов, что расправился он с боярами – изменниками противниками централизованной власти, объявить о том, что он заслуживает снисхождения. Оценки получают все участники суда. Конечно, не надо думать, что всё проходит идеально, но ребятам эта работа нравится и она проходит очень интересно и приносит пользу: активно проходит урок повторения.

В качестве литературы можно использовать «Хрестоматию» по русской истории, Интернет-ресурсы, учебник Кацва и Юрганова, книги Ключевского, Костомарова.

5. Одним из путей становления и развития интеллекта школьников  является путь становления внутреннего плана действий: до тех пор,  пока проблема и её решение не продумана в уме, пока она не понята, то есть логически не связана, к практическому осуществлению решения приступать не следует, так как это будет сумбурный ответ и низкий результат.

 


[1]  Немов  Психология

[2] Немов Психология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии и активные методы обучения на уроках истории.

Статья рассказывает о проектной деятельности учащихся, о технологии проблемно-диологового обучения, о самостоятельной работе учащихся, как активном методе обучения....

Применение активных методов обучения на уроках истории

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение«Тверское суворовское военное училищеМинистерства обороны Российской Федерации»        Методи...

Применение активных методов обучения на уроках истории

По наблюдениям за обучающимися мы отметили, что серьезные затруднения дети испытывают при переходе к объемному материалу, насыщенному событиями, датами, историческими личностями, когда на основе усвое...

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания

В статье описываются цели,принципы  и  характеристика активных методов  обучения на  уроках истории и обществознания....

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС

Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовкевыпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставитумения применять полученные знания в новых ситуаци...