«Формирование Древнерусского государства».
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

 

Пояснительная записка к уроку.

 

 

Данный урок по теме «Формирование Древнерусского государства», требует  предварительной работы учащихся на основе упреждающего задания  с литературными  источниками. В ходе подготовки  к  уроку учащиеся должны прочитать текст параграфа 3, ответить на поставленные вопросы и  выполнить задания.

Тема: «Формирование Древнерусского государства».

 

Тип урока: Урок изучения нового материала

 

Вид  урока: Комбинированный с элементами парной практической работы

 

Цели познакомить детей с историей образования  древнерусского государства.

 

Задачи урока:

 

1) образовательные задачи:

- ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян;

- выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

- изучить систему управления Древнерусским государством;

- 2) развивающие задачи:

- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему;

- развивать умение работать в парах.

- формирование навыков работы с историческим источником и  трудами  историков

3) воспитательные задачи:

- воспитание патриотизма,

- уважения к истории и традициям нашей Родины;

- воспитание коллективизма, товарищества.

 

Место урока в изучении темы (блока). Урок продолжает тему № 1 «Русь древняя»

 

 

Оборудование: Оформление доски, Карта «Русь в 9-10 вв», Учебное пособие:  А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с др. времен до конца 16 века» §3, документ к §3 Древнерусская летопись «Повесть временных лет», дидактический материал: индивидуальные карточки.

 

Литература для учителя: История России с древнейших времен  до конца 16 в «поурочные планы» по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. История России с древнейших времен до начала 16 в.О.Г. Набатова издательство ВЛАДОС

 

Литература для учащихся:  А. И. Ишимова История России в рассказах для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Цель этапа

Деятельность

учащегося

1. Организационный

Организация, целеполагание и мотивация

Приветствие, проверка готовности к уроку (наличие учебных принадлежностей);

Озвучивание цели урока;

Оговаривание условий и методов работы.

Ответ на приветствие;

демонстрация готовности к уроку;

участие в обсуждении условий и методов работы.

2.

Повторение и контроль по Д/З

        

Проверить знания учащихся по теме «Восточные славяне».

Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине племена восточных славян, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами.

Закрепить  знания учащихся по теме «Восточные славяне».

Выполняют задания на листках.

Сдают работы учителю

Отвечают на вопрос и озвучивают решение кроссворда

Задание 1. Установите соответствие между названием племен и местностью где они жили (Приложение №1)

Задание 2. Отгадайте кроссворд

(Приложение №2)

Краткий анализ и коррекция ответов

        3.

Изучение нового материала

3.1.

Организация и мотивация на изучение нового материала

Озвучивание Д\З

Определение исторической и практической значимости темы и постановка учебных задач.

Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала.

        

Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.

Ребята, мы начинаем изучать ключевую тему нашего курса.

Обратите внимание на доску: здесь написан главный термин сегодняшнего урока:

«Государство».

Давайте найдем слова, спрятанные  в этом опре- делении

1)суд

2)удар

3)государь

4)сударь

Определим основные признаки понятия!

территория и границы

правитель

законы

армия (войско)

налоги

Итак,  мы стоим сегодня у истоков Русской государственности:

Проблема, которую мы будем решать сформулирована  еще в далекой древности летописцем Нестором: «Откуда есть пошла земля Русская»  

Откроем тетради и запишем тему нашего  урока: «Формирование Древнерусского государства».

Сформулируем задачи:

- ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян;

- выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

- изучить систему управления Древнерусским государством;

Запишем домашнее задание п 3 учить, опираясь на записи в тетроде, вопросы 4, 5 письменно,  

В тетраде личности  охарактеризовать деятельность  первых князей (Кий, Рюрик)

Постановка целей и задач этапа изучения нового материала

Отвечают на вопросы.

Работа в тетрадях

При помощи учителя формулируют задачи урока

Запись д/з

3.2

Практикум

на основе упреждающего задания

Организовать работу по рядам.

Формировать представления об изучаемых фактах и событиях

Ребятам  заранее  было дано задание  по рядам.

1.Норманнская теория

2.Центриская теория

3.Славянская теория

Ребята рассказывают теории и приводят доказательства. 

Учитель оценивает ответы.

Итак, мы выяснили, что Русская государственность возникла как закономерное и самостоятельное развитие общества, но не без участия норманнских вождей (центристская теории)

Систематизация знаний, полученных самостоятельно в ходе выполнения упреждающего задания

Решение познавательных задач.

Выход на проблему при помощи учителя

Индивидуальные ответы учащихся по каждой теории,

дополнение ответов по своему заданию

Проговаривание выводов по проблеме

3.3

Изучение

новых фактов, процессов и явлений

Обнаружить и устранить обнаруженные пробелы. Закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы с текстом учеб. пособия

Подведение учащихся к определению рабочих задач:

- выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

- изучить систему управления Древнерусским государством;

1. В доказательство центристской теории предлагаю выполнить задание (работая в парах):

Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства, и ответ запишите в виде схемы

(Приложение №3)

Выводы по практической работе:

Важнейшие предпосылки образования Древнерусского государства

1.Развитие торговли

2.Появление первых поселений

3.Появление вождей и дружин

4.Переход от родовой общины к соседской

5.Возникновения неравенства

(Приложение 4) Схема Возникновение государства у восточных славян

2. Любое государство имеет определенную внутреннюю организацию.

Выясним, какова была система управления Древнерусским государством.

Для этого предлагаю выполнить следующее задание:

Используя текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» 

(Приложение №5)

Для окончательного закрепления данного вопроса учитель показывает «эталон» схемы

Формулирование предпосылок…

Схематическая систематизация нового материала

Само -и взаимо-

контроль

Участие в определении рабочих задач

Заполняют схемы, используя текст учебника: §1,3. с.12, с.19-26.

Выполняют самопроверку и взаимопроверку. Контрольное заполнение схемы на доске

 

Работают в группе.

 Используя опорные слова, учащиеся составляют схему.

 Объясняют результаты своей работы с оформлением на доске

4.

Рефлексия

Подведение итогов изучения нового материала.

Формирование системы саморефлексии и обобщения

Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы:

познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

Узнали систему управления Древнерусским государством.

Мы научились работать с проблемным вопросом, защищать свою точку зрения.

К каким же выводам мы пришли?

На доске написаны опорные фразы

«Сегодня мы встали у истоков……

  «Важнейшие предпосылки формирования древнерусского государства….

 На начало 9 века определились следующие признаки государства:….

 территория

правитель

армия (войско)

В структуру русского государства входит ……

Развивать умение выделять главное. Формулировать выводы

Участвуют в формулировании выводов по стандартным началам предложений

5.

Этап оценки

деятельности уч.на уроке

Выставить отметки.

 Прокомментировать ответы.

Приложение

Приложение №1

Установите соответствие между названием племен и местностью где они жили

Название  племени

Местность

1.Поляне

Болото, трясина

2.Ильменские словене

«Живущие в лесах»

3.Древляне

Озеро Ильмень и века Волхов

4.Дреговичи

Берега Днепра,устьеДесны

5.Полочане

«Живущие в полях"

Приложение №2.  Отгадайте кроссворд

Приложение №3

 Схема Возникновение государства у восточных славян

 

Приложение 4 Схема Возникновение государства у восточных славян

 Приложение №5

«Внутренняя организация Древнерусского государства»  

Князь

Дружина

Племена

Полюдье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории "Формирование Древнерусского государства".

Данная презентация на основе схем, карт, иллюстративного материала рассказывает о предпосылках и механизме формирования Древнерусского государства. Презентация составлена на основе параграфа учебника...

Урок истории в 6 классе по теме: «Формирование Древнерусского государства»

Методическая разработка урока истории с использованием элементов интерактивных методов обучения....

Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"

Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"...

Формирование Древнерусского государства

Урок разработан для учебника Данилова, Косулиной: История России. 6 класс...

Конспект и презентация урока "Формирование древнерусского государства"

Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян;        - выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания   Древнерусского...

Проверочная работа 10 класс. Формирование древнерусского государства. Правление первых киевских князей.

Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Конкурс посвящён Первой мировой войне. Прочтите внимательно: http://nsportal.ru/konkurs/1914
Ваша работа не соответствует тематике конкурса.

Гуля Наталья Владимировна

Работа не соответствует теме. Как историк, Вы должны знать разницу между Древней Русью и Первой мировой войной.

Ведерникова Наталья Ивановна

Читайте положение конкурса. Совершенно не соответствует теме