Разработка урока истории в 6 классе "Католическая церковь:путь к вершине могущества"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Шкаленко Наталья Ивановна

Урок посвящён положению католической церкви в XI -XIII- веках. В методической разработке предствлены используемые технологии, их обоснование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon katolicheskaya_cerkov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей№3

г. Воронеж

Методическая разработка урока  истории

Тема «Католическая церковь: путь к вершине могущества»

УМК «История Средних веков. 6 класс»

к учебнику под редакцией А. О. Чубарьяна. –М.:Просвещение, 2009

 

 

                                                              Шкаленко Наталья Ивановна

                                                                        учитель истории и обществознания

2013 г.

Тема урока «Католическая церковь: путь к вершине могущества»

Цель урока: формирование целостного представления о развитии стран Западной           Европы, причинах феодальной раздробленности.

Задачи урока:

1.определить причины, подрывавшие могущество Католической церкви;

2.охарактеризовать причины и цели Клюнийской реформы;

3.выявить особенности еретического движения и борьбу церкви с еретиками;

4.создать условия для развития умения вести диалог, обобщать и анализировать информацию из разных источников.

Обоснование используемых приёмов,

методов обучения,

педагогических технологий:

1.Технология проблемного диалога – позволяет перевести цель в учебную задачу, вовлечь в учебную деятельность практически всех учащихся, создаёт мотивацию для работы, развивает коммуникативные способности.

2.Технология продуктивного чтения – учащиеся анализируют текст до чтения, во время и после чтения, выделяя сущность происходящих событий, учатся давать оценку, рассматривать исторический факт с разных сторон.

3. Метод ролевой игры создаёт условия для формирования  личностного отношения к историческим деятелям

Планируемые результаты:

1.учащиеся научатся характеризовать проблемы, возникшие перед католической церковью, пути их решения

2.получат возможность научиться работать с текстом, высказывать собственное мнение, суждение,

3.ставить и формулировать цели, проблемы урока,

4.планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Перечень оборудования и материалов к уроку:

Мультимедийный проектор, презентация, учебник «История Средних веков 6 класс»/ В. А. Ведюшкин, рабочая тетрадь к учебнику.

Структура урока:

1.Организационная часть.

2.Изучение новой темы.

3.Закрепление.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание.

Содержание этапов урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационная часть

Создаёт условия для возникновения  у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока, пытаются их самостоятельно сформулировать

(Католическая церковь не просто была на вершине могущества, а проделала путь, то есть вела борьбу, сталкивалась с трудностями).

Изучение нового материала.

1.Сила и слабость церкви

Организует работу учащихся в группах. Задание: самостоятельно прочитать пункт 1 и найти ответы на вопросы: 1) В чём проявилась слабость церкви?

2)В чём проявлялась сила церкви?

После обсуждения ответов учащихся  использует презентацию, где представлена таблица.

Читают, выбирают из текста ответы.

Обсуждают полученные результаты, сравнивают их со слайдом презентации.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Работа с иллюстрацией «Ад. Мозаика из Флоренции».Организует беседу по вопросам:

-Что изображено в данной мозаике?

-Какую информацию хотел донести до нас автор изображения?

- Какое впечатление произвело оно на вас?

Аргументировано отвечают на вопросы.

Организует работу по изучению новых понятий: индульгенция, Клюнийская реформа.

Организует беседу по вопросам:

- Почему Клюнийская реформа получила именно такое название?

К чему стремились клюнийцы? Вы бы поддержали их?

-Как вы думаете, почему возникла необходимость в проведении этой реформы?

Знакомятся с новыми понятиями, работают с текстом параграфа, записывают в тетрадь.


Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

2.Разделение церквей

Организует самостоятельную работу  учащихся-

самостоятельно прочитать и составить  3 вопроса к пункту плана «Разделение церквей». Один из вопросов должен начинаться со слова «Почему…?»

Читают, составляют вопросы, обсуждают вопросы и ответы.

3.Папа против императора.

Проводит беседу по вопросам:

-Как вы думаете, что скрывается за  названием данного пункта плана?

-На ваш взгляд, кто должен быть главнее: папа или государь?

-Предположите, в чью пользу закончилась данная борьба?

Организует прочтение текста и дальнейшее его обсуждение по вопросам:

-Почему отлучение от церкви- одно из самых страшных наказаний для верующих?

-Как произошла фраза «Ходить в Каноссу»? Что она означает в настоящее время?

-Какими способами папа Иннокентий III добился признания своей власти?

.

Высказывают свои мнения, аргументируют их.


Читают текст пунктов плана « Папа против императора», «Наместник Христа».

 Корректируют свои ответы.

Организует работу с документом по вопросам:

-Какое впечатление произвёл на вас этот документ?

-Какие требования обосновываются в этом документе?


Читают вслух. Аргументировано отвечают на вопросы.

4.Ереси и борьба церкви с ними.

С опорой на пройденные знания (п.2 – Христианская церковь в раннее Средневековье) объясняет, используя презентацию, причины широкого распространения ереси, особенности Альбигойских войн, их последствия.

Организует работу с иллюстрациями и текстом параграфа по вопросам:

-Где проживали альбигойцы?

-Что собой представлял замок альбигойцев Монсегюр на юге Франции? Как вы оцениваете данное убежище?

- Что такое инквизиция?  В чём проявлялась жестокость этого «расследования»?

Знакомятся с новой информацией,  задают уточняющие вопросы.




Читают, рассматривают иллюстрации. Обсуждают ответы своих товарищей.

5.Нищенствующие монахи.

Организует ролевую игру по правилам:

1.Изучите пункт «Нищенствующие монахи».

2.Составьте вопросы к главным персонажам.

3.Условно ( по рядам) разделитесь на францисканцев и доминиканцев.

4.По одному человеку от каждой группы представляют соответственно Франциска Ассизского и Доминика де Гусмана.

5.»Монахам» ученики задают вопросы.

Читают текст параграфа, составляют вопросы, задают их выбранным персонажам, коллективно оценивают ответы, делают выводы.

Закрепление.

Организует письменное задание «Исправь ошибку». Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.

Выполняют задание, совместно проверяют на основе презентации, приходят к единому мнению

Рефлексия.

Подводит итоги урока. Организует заключительную беседу по вопросам

-С какими трудностями столкнулась Католическая церковь в эпоху средневековья?

-Что вам запомнилось из сегодняшнего урока больше всего?

Оценивает деятельность учащихся на уроке.

Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Домашнее задание –п.13, вопросы к параграфу, задания в рабочей тетради.

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:  «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует  требованиям ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...