Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Оскорбина Елена Анатольевна

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_indiya_fgos.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Ф.И.О. Оскорбина Елена Анатольевна

Место работы: МБОУ ЛМП

Предмет: история

Класс: 5

Тип урока: урок новых знаний «урок первичного предъявления новых знаний»

Тема

 Древняя Индия

Цель

 Первичное усвоение новых знаний  по истории древней Индии. Умение решать проблемы в курсе изучения истории жизни индусов и духовных ценностей человечества.

Задачи

Обучающие (познавательные): познакомить с историей Древней Индии, дать представление о религиозных культурных ценностях и общечеловеческих;

Развивающие (регулятивные): анализируя смысл религии Древней Индии, проводить сравнительный анализ религиозных ценностей других древних народов, научить объяснять, как религиозные ценности влияют на историю древнего народа;

Воспитательные (личностные): формировать понимание культурного многообразия мира.

УУД

ЛичностныеУУД:   умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей

Регулятивные УУД: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: обучающиеся смогут сравнивать виды источников.

Планируемые результаты

Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Индии

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Основные понятия

 Индостан, Инд, Ганг, касты, варны

Межпредметные связи

 география, биология

Ресурсы:

 основные      дополнительные

 1.Новые государственные стандарты школьного образования. «Астрель». Москва. 2004г.

2.Оценка качества по истории. Москва. «Дрофа».2000г.

3. История древнего мира. 5 класс. Поурочное планирование. В.Г.Петрович., Н.М.Петрович. Москва. Творческий центр.2003г.

4. Нестандартные уроки истории 5 – 6 классы. Л.М. Лопатюк. Волгоград. «Учитель».2004г.

5. История древнего мира. Методические рекомендации, разработки уроков. В.Быльева., В.Н. Лупоядов., И.В.Семенихина. Брянск. «Курсив».2003г.

6. История древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин., Г.Н. Годер., И.С. Свенцицкая. Москва. «Просвещение».2000г.

7. История древнего мира. 5 класс. Е.В. Саплина. Б.С. Ляпустин. А.И. Саплин. Москва.

«Дрофа» 2001г.

8. Уколова В.И. Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира»: 5 кл.: Пособие для учителя / В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2003. – 191 с.

Формы урока

 Урок творчества

Технология

 Личностно-ориентированные, ИКТ, игровая технология

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

 

 Приветствие.

2 мин

 

 

 

Проверка домашнего задания
Время: 10 мин
Этапы:

Работа фронтально у доски с классом, работа учащихся с тетрадями и карточками

 (работа индивидуальная на карточках) 

В западной Азии есть государство…

2. Государство Древнего Двуречья возникло около…

3. Главные реки Древнего Двуречья называются…

4. Крупные города-государства Двуречья называются…

5. Населения Древнего Двуречья называли…

6. Основными занятиями шумеров были…

7. Шумеры верили в…

8. Основными богами шумеров были…

9. Жилищами богов шумеры считали…

10. Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…

 Древняя Передняя Азия   «Логическая цепочка»

Составь логическую цепочку из слов и объясни принцип построения:

государство, железо, ремесло, неравенство, цивилизация, земледелие, орудия труда, государство.

«Вычеркни лишнее»

корабль, стекло, колония, Библия, пурпур, алфавит, колонии.

«Паутинка»

Составь пары из слов:

Индия             Нил

•Китай             Иордан

•Египет            Инд

•Финикия        Хуанхэ

•Палестина     Сидон

Положение правителя

Египет        

Ассирия        

Нововавилонское царство        

Древняя Персия

Представления о богах и человеке

Египет        

Нововавилонское царство        

Древняя Персия

На столе у учителя предметы, меющие отношение к истории какой – нибудь древневосточной страны. Ученики первых парт должны подойти, взять любой предмет, назвать страну (повторения быть не должно, если будет, то страна – у того,  кто первым ее назвал). Далее идет ученик со второй парты. Он должен найти предмет, имеющий отношение к этой же стране и так далее. Побеждает ряд, который первым  и верно выбрал все предметы.

        Предметы:

1.        Стеклянный бокал (Финикия)

2.        Алфавит (Финикия)

3.        Красная ткань (Финикия)

4.        Пирамида (Египет)

5.        Папирус (Египет)

6.        Корабль (Финикия)

Перечислите страны, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.  Используя карту, расскажите о географическом положении        

Древнего Египта,

Финикии,         

Междуречья.- Используя таблицу в своих тетрадях, вспомните о сходствах и различиях природных и климатических условий Древнего Египта и Южного Междуречья.

 (Познавательные УУД). выдвижение гипотез и их обоснование
(Коммуникативные УУД)
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
(Регулятивные УУД).

Прогнозирование и предвосхищение результата

Изучение Нового материала

Постановка цели и задач урока. Мотивация. Актуализация знаний
Время: 20 мин
Этапы:

1.Стихотворение читает учитель

2. Сценку разыгрывают ученики

3. Работа с картой у доски, записи в тетрадях

4. Физминутка

5. Работа с учебником (иллюстрациями и текстом)

6. Дидактическая игра (по усмотрению: «логич. цепочка», «вычеркни лишнее»)

 Приёмы:

 1.«верите ли вы…»

2.«логическая цепочка»-1 уч.,

3. «вычеркни лишнее»-1 уч.,

4. с/р в раб.тетради-2 уч.,

Физминутка.

В джунглях мы сегодня были

В водах Ганга руки мыли

С Маугли  мы поиграли

И нисколько не устали!

Мотивация и актуализация 

Древняя Индия

Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Мотивация и актуализация 

Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растёт белая шерсть…

Друг путешественника: Этого не может быть, ты лжёшь!

Путешественник: Нисколько… Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё ткани…. А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твёрдым и более сладким, чем пчелиный мёд.

Друг путешественника: Враньё! На свете нет ничего слаще мёда!

Приблизительные ответы учеников: Хлопок, сахар. Земледелие.

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осёл и мул – эти семь считаются домашними животными». Какие выводы можно сделать из этих слов?

Первичное усвоение новых знаний 

Сравнивают  географическое  положение и  природные  условия Древней Передней Азии и Индии

3.Делают  записи  в  тетради.

5. Работают  с  картой.

Первичная проверка понимания

Работа с учебником

 (Познавательные УУД)

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска ;

Сравнение

(Коммуникативные УУД)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Совместная деятельность с учителем.

Сотрудничество со сверстниками.

(Регулятивные УУД)

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Закрепление  нового материала
 Время: 5 мин
Этапы:

1.Ответы на вопросы учителя.

2.Дидактическая игра «синквейн»

 Сочините синквейны о странах Древнего Востока.

«3» - 3 страны

«4» - 4 страны

      «5» - 5 стран

 

 

 Ответы на вопросы →

 

 

 1.Вспомните  с  чего  мы  начинаем  знакомство  с  новой  страной?  (Где  находится, природные  условия)

2.Сравните  географическое  положение и  природные  условия Древней Индии

3. Заполните  таблицу (схему)

4.Как  вы  думаете,  как  влияло  географическое  положение  Индии  на  занятия  ее  жителей? Объясни  свое  мнение. ( Я считаю ……,  потому  что….)

5. Покажите на  карте  полуостров Индостан.

 

Первичное закрепление 

Каково географическое положение Древней Индии?- Каковы природные условия страны?

 Каким образом жили люди Древней Индии?

Каковы их главные занятия?

 

 

 Познавательные УУД: структурирование знания;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Умение применять полученные знания, обсуждать

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Регулятивные УУД: контроль −. сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Контроль
Время: 5 мин
Этапы:

1.«Текст с ошибками»

2.Ответы на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 Задания: (да-нет)

1.Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан.

2.Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи

3.Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана.

4.Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан.

5.Джунгли – это густой, труднопроходимый лес.

6.Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле.

7.Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными

8.В отличие от Египта и стран Западной Азии в Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство.

9.В III веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью Ашока.

 Какой полуостров она занимает?  Ответ: Индостан.  

Правильно, и прилегающую к нему часть материка.

- Какой океан омывает границы Индии с запада, востока и юга? Ответ: Индийский океан.

- Какие горы отделяют Индию от других стран? Ответ: Гималайские.

Эти горы также защищают Индию от холодных северных ветров, поэтому здесь зимой тепло.

- В западной части полуострова Индостан течет река давшая название стране. Назовите ее. Инд.

- А как называется река протекающая в восточной части полуострова? Ганг.

Обе реки берут свое начало в Гималаях, а впадают в Индийский океан. На берегах этих рек селились древние индийцы.

Запись в тетради.

Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.

 

Рефлексия
Время: 3 мин
Этапы:

Ответы на вопросы, написанные на доске

. - сегодня на уроке я узнал…  

                                                      - Сегодня на уроке мне удалось…

- сегодня на уроке мне было

интересно, т.к…

- я доволен результатом

своей работы, потому что…

Что вы узнали сегодня на уроке о Древней Индии?

-Что показалось интересным? Какие остались вопросы?

Кто сегодня доволен собой на уроке?

Кто считает, что мог бы работать лучше?

Кто стал больше знать, чем в начале урока?

Кто устал?

Кто расстроен?

Кому было тяжело?

Кому было не трудно?

Нужно ли проводить подобные уроки?

На доске начало предложений

 Заполняется таблица «узнал» (можно устно)

 

 Познавательная: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативная: контроль, коррекция, оценка действий партнера

Регулятивная: оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запись в дневнике, тетрадях

Параграфы 20-21, сочинение об одном из изобретений Древней Индии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории в 5 классе (по ФГОС второго поколения)

Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Первобытные собиратели и охотники". В разработке указаны ...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории в соответствии с требованиями ФГОС ООО. 5 класс Тема "Первые христиане и их учение"

Данное учебное занятие относится к курсу «Всеобщая история», занятие должно способствовать осмыслению учащимися гуманистических ценностей христианской религии.Учебное занятие входит в раздел «Древний ...

Методическая разработка урока истории по теме: "Древнейший Рим"

В ходе урока дается представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; происходит знакомство с историей Древнего Рима и системой управления на ранних...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...