История России с древнейших времен до наших дней (в документах)
элективный курс по истории (10 класс) по теме

Киселева Марина Федоровна

Программа дополнительного образования (факультатива, кружка, спецкурса) для учащихся 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_speckursa_po_istorii.rar27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования «город Воркута»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

Рассмотрена

Утверждаю

на заседании НМС

директор МОУ «Гимназия №3»

МОУ «Гимназия №3»

________________О.Ф.Гаун

Протокол №___ от

«____»______________200__г.

«___» ____________200__г.

Программа

дополнительного образования.

Спецкурс «История России с древнейших времен до наших дней

(в документах)»

III ступень образования.

Срок реализации программы 2 года.

Составлена учителем истории Киселевой.М.Ф.

Воркута

2005


Пояснительная записка

Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения, как всей системы исторического образования, так и его содержания. Для более полного и глубокого усвоения содержания исторического процесса преподавание истории в рамках урока может и должно дополняться специализированным курсом. Курс "История России с древнейших времен до наших дней» рассчитан на учащихся 10-11 классов гимназии.

В отличие от существующих программ по истории России данный спецкурс:

•    дает больший объем содержания практически по всем темам;

предполагает включение некоторых тем, не рассматриваемых в школьных учебниках 10 - 11 классов (например, первобытный строй), но необходимых для успешного усвоения последующих тем и сдачи вступительных экзаменов в вуз;

•  предусматривает  знакомство   с   работами     известнейших     русских историков Карамзина, Ключевского, Соловьева, Костомарова, а также изучение современных достижений исторической науки, т.е. историографии;

•  позволяет     лучше     сориентироваться     в     огромном       потоке научно-публицистической литературы по проблемам отечественной истории;

•   дает возможность наряду со систематическим усвоением содержания заострить внимание на самых важных, а также на   самых   интересных   для ученика   темах,   т.к.   спецкурс   позволяет сформировать   практически индивидуальный учебный план для   каждого    (за    счет    системы индивидуальных творческих заданий и т.п.);

•  формирует   у      ученика      освоение      методов      исследовательской деятельности, умение интегрировать знания;

•  создает предпосылки для дальнейшего непрерывного образования;

•  целенаправленно готовит выпускника гимназии к поступлению в вуз.

Возможность производить замены и перестановки в содержании программы ведет к расширению ее рамок, к удовлетворению творческих запросов и ученика, и учителя.

Этот спецкурс связан с общей концепцией гимназии: необходимость дать прочные знания сочетается с воспитанием нравственной личности. На спецкурсе формируется общекультурная компетентность, т.е. способность ученика ориентироваться в различных областях исторической науки, оценивать явления реальной жизни. Знание истории - необходимый элемент гуманитарного образования.

Спецкурс позволяет   ученику   определить   свою   профессиональную направленность   и   на основе   профориентации   подготовиться   к сознательному выбору профессии.

Изучая спецкурс по истории России, гимназисты будут учиться воспринимать события на новом, более высоком уровне, учиться анализу текстов, чтению под "историческим микроскопом", обогатятся практическими знаниями, попробуют свои силы в творческих видах работ; научатся видеть своеобразие, особенности российской истории, подготовятся к самостоятельной оценке исторических явлений и позиций историков.

Задачи учителя на спецкурсе:

1.    овладение новой методикой преподавания, отличной от урочной;

2.    систематизация накопленных учащимися знаний;

3.    развитие индивидуальных творческих способностей учеников.

На спецкурсе по истории России есть возможность формировать навыки исследовательской работы путем работы с историческими документами на практических занятиях (анализ первоисточников).

Беседа, дискуссия вырабатывает навыки и одновременно предполагает навык грамотного владения устной речью.

Наличие обширной исторической научно-популярной литературы предполагает навык самостоятельной работы учащихся с некоторыми темами, умения готовить сообщения, доклады и рефераты. При этом необходимо работать с источниками: статьей, документами, исторической монографией и т.п., обосновывать свое видение проблемы.

Формирование у ученика способностей к самостоятельной оценке теоретических положений, фактов и явлений становится возможным в результате освоения методов поисковой, исследовательской деятельности.

По итогам усвоения программы спецкурса по истории России у учащихся развивается общеисторическое мышление, позволяющие применять знания на практике, а также успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам.

Формы занятий:    (очные)

1.    лекция

2.    практические занятия (работа с историческими источниками)

3.    работа в читальном зале гимназической библиотеки

5.    индивидуальные консультации

6.  составление и разгадывание исторических кроссвордов, рассказ с ошибками и т.п. (игровые занятия)

7.    работа с трудами выдающихся отечественных историков (например, ВО. Ключевского)

8.   тестовые задания (тематические и итоговые)

Предполагаемые результаты освоения программы к концу обучения: учащиеся должны показать углубленный уровень знаний по предмету, а именно, прочное усвоение содержание спецкурса "История России с древнейших времен до наших дней";

•       знание исторических терминов, дат, фактов;

•  умение активно оперировать знаниями, применять их для решения проблем с     привлечением научных принципов, понятий и данных;

•     способность    устанавливать   связи    между     явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы с применением научных методов познания.

Итоговым показателем должно стать успешное выполнение тестовых и контрольных заданий, профильно-элитарный уровень знаний на выпускных и вступительных экзаменах по истории.

Программа рассчитана на 204 ч.(2 года обучения) при недельной нагрузке в 3 ч.

Содержание программы.

Раздел 1. (64 ч.) История России с древнейших времен до конца XVIII в.

Тема 1. Первобытное состояние человечества. Первобытный строй

на территории нашей страны (2 ч.)

Проблемы изучения антропогенеза и социогенеза. Периодизация первобытного строя. Общественные отношения. Земледельческие и скотоводческие племена на территории нашей страны. Культура первобытного общества. Проблема происхождения искусства и религии. Особенности разложения первобытных отношений.

Тема 2. Восточные славяне в древности (3 ч.)

"Великое переселение народов" и появление славян как самостоятельной группы. Проблема происхождения славян. Выделение восточных славян.

Территория расселения восточных славян. Колонизация территории Руси. Общественные отношения и основные хозяйственные занятия восточных славян. Славянское язычество. Союзы восточнославянских племен. Военная демократия.

Тема 3. Возникновение и развитие феодализма (1 ч)

Переход различных народов от первобытного строя к рабовладельческому и феодальному. Характеристика феодального строя.

Тема 4. Образование первого восточнославянского  государства   -

Киевской Руси (6 ч.)

Особенности становления древнерусской государственности. Изменения в родоплеменной организации, появление военно-политической знати и зависимого населения. Киев и Новгород. Норманнская теория. Возникновение династии Рюриковичей.

Система управления государством при первых Рюриковичах. Переход от полюдья к государственным налогам. Внешняя политика. Русско-византийские связи. Киевская Русь и Великая степь. Княжение Святослава Игоревича. Дипломатия Святослава. Княжение Владимира Святославича. Внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси. Христианство и его альтернативы. Причины принятия христианства. Двоеверие. Значение крещения Руси.

Княжение Ярослава Мудрого. Военные походы. "Русская правда" и ее историческое значение. Мероприятия по развитию образования и культуры.

Княжение Владимира Мономаха. Борьба с половцами. Деятельность по сохранению единства Киевской Руси. Международные связи Киевской Руси. Культура древнерусского государства. Устное народное творчество Народные праздники и обряды. Письменность. Летописи. Школа. Быт и нравы. Художественное ремесло. Зодчество. Христианство и язычество в культуре древнерусского государства. Особенности древнерусской эстетики.

Итоги исторического развития Киевской Руси.

Тема 5. Политическая раздробленности Руси (4 ч.)

Предпосылки раздробленности. Изменение форм наследования власти, возникновение удельных княжеств (12-13 вв.). Княжеские усобицы. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля. Галицко-Волынское княжество. Рост городов и подъем культуры в русских землях в 12-13 вв. Летописание Литература. "Слово о полку Игореве" Архитектура и живопись русских земель. Православная церковь 12-13 вв.

Тема 6. Борьба Руси в 13 в. с внешними врагами (5 ч.)

Образование монгольского государства. Особенности социально-экономической жизни. Чингисхан. Начало завоевательных походов. Битва на реке Калке. Нашествие на Русь Бату-хана. Героизм защитников Руси. Установление монголо-татарского ига. Проблема влияния восточной политической, правовой, культурной традиции на историю Руси (работы Л. Гумилева).

Русские князья и Золотая Орда. "Вызов" Запада: крестовые походы немецких и шведских рыцарей. Народы Прибалтики в 12-13 вв. Наступление рыцарей на Русь. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.

Тема 7. Образование единого Российского государства(5 ч.)

Положение русских земель в 12-13 вв. Политическое обособление Владимирского великого княжения. Политическое соперничество между Москвой и Тверью. Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Московское княжество как центр объединения и борьбы с монголо-татарским игом. Политика московских князей. Иван Калита. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Первые столкновения. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Русская православная церковь в 14 в. Сергий Радонежский. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце 14-16 вв. Феодальная война 2 четверти 15 в. "Шемякина смута".

Утверждение принципов единовластия. Иван 3 и его внешняя и внутренняя политика. Свержение золотоордынского ига. Создание нового аппарата власти. Формирование поместной системы землевладения. Итоги объединительной политики.

Тема 8. Россия в 16 в. (5 ч.)

Социально-экономическое развитие России в 16 в. Внутренняя политика и политический строй русского государства первой трети 16 в. Василий 3. Борьба феодальной знати за власть в 30-е гг. 16 в. Царствование Ивана 4. Реформы 50-х гг. Избранная рада. Земские соборы как элемент сословно-представительной монархии. Опричнина и ее последствия. Основные направления внешней политики. Ливонская война. Эпоха и личность Ивана Грозного в работах историков.

Тема 9. Культура 14-16 вв. (2 ч.)

Исторические условия развития культуры 14-16 вв. Роль православной церкви в жизни русского общества и государства. Литература 14-16 вв. Начало книгопечатания. Развитие общественной мысли. Идея "Москва-третий Рим". Русское зодчество и живопись. Московский кремль. Храм Василия Блаженного. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Традиционализм как особенность русской культуры.

Тема 10. Смутное время в России (5 ч.)

Социально-экономическое развитие России в конце 16- нач.17 вв. Смерть последнего царя из династии Рюриковичей. Вопрос о престолонаследии. Избрание Бориса Годунова. Внутренняя и внешняя политика нового царя. Экономические и социальные предпосылки Смуты. Гражданская война начала 17 в. и кризис   русской   государственности. Крестьянское, казацкое движение. Появление самозванцев. Царь Василий Шуйский. Польско-шведская интервенция. Патриотическое движение. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613г. Филарет и Михаил Романовы. Спорные проблемы Смутного времени в отечественной историографии.

Тема 11. Экономическое, политическое и культурное

развитие России в 17 в. (5 ч.)

Переходный характер эпохи. Особенности социально-экономического развития России в новое время. Преодоление последствий Смуты. Новые явления в экономике. Развитие городов и торговли. Колонизационные процессы. Государственный строй. Укрепление самодержавия при первых Романовых. Церковный раскол. Старообрядчество в дальнейшей истории России. Новый этап развития крепостного права. Народные движения середины 17 века. Крестьянская война под предводительством С. Разина. Колонизация окраин. Казачество как особая социальная категория. Основные направления внешней политики России. Присоединение украинских и белорусских земель, Б.Хмельницкий. Великие географические открытия в Сибири. Народы Поволжья в 17 в. Русская культура 17 в. Влияние Европы. Усиление светского характера. Русский город  17 в. Просвещение. Новые  жанры в литературе.   Архитектура и живопись. Симон Ушаков   Быт и нравы русского общества 17 в.        «Домострой»

Тема 12. Россия в 1 четверти 18 в. Петровская эпоха (9ч)

Россия на рубеже 17-18 вв.  Внутреннее и международное положение. Правление Софьи Алексеевны. Осознание необходимости преобразований. Начало царствование Петра 1. Великое посольство. Социально-экономические реформы. Создание новых отраслей промышленности. Торговля. Государственные и административные реформы. Завершение процесса централизации государственного управления. Утверждение абсолютизма. Дворянство в эпоху Петра 1. «Табель о рангах». Отношение общества к реформам Петра 1. Сподвижники царя и его противники. Дело царевича Алексея. Внешняя политика 1 четверти 18 в. Северная война, ее итоги и значение. Отношения со странами Востока. Возникновение Российской империи. Культура 1 четверти 18 в. Проблема европеизации петровского общества. Социальная структура, быт, нравы.  Распространение научных знаний, образования. Литература и искусство: новые веяния. Петербургская столица. Новые политические идеи. Ордена при Петре 1. Петр Великий. Значение его реформ.

Тема 13. Российская империя в середине 18 в.

Дворцовые перевороты. (6 ч)

Проблема  престолонаследия. Роль дворянской гвардии в дворцовых переворотах. Попытки самодержавия. Расширение дворянских привилегий. Основные направления внешней политики. Участие России в Семилетней войне.

Тема 14. Россия во 2-ой половине 18 в.

"Золотой век» Екатерины 2 (8 ч.)

Вступление на престол Екатерины 2, либерализм императрицы. Экономика России во 2-ой половине 18 в.: хозяйство и элементы новых капиталистических отношений, торговля и предпринимательство. Внутренняя политика правительства Екатерины 2. Жалованные грамоты, системы. "Наказ" Екатерины 2. Просвещенный абсолютизм на русской почве. Двор Екатерины Великой. Усиление крепостного гнета. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева Внешняя политика при Екатерине 2. Основные направления. Русско-турецкие войны 2 половины 18 в. Итоги правления Екатерины 2. Внутренняя и внешняя политика в царствование Павла 1. Дворянство и император. Новый внешнеполитический курс. Индийский поход Павла 1. Различные взгляды на Павла 1 и его политику.

Тема 15. Культура и общественная мысль 2 половины

18 в. (З ч.)

Русские просветители. Журналистика. Литература. Записки Екатерины II. Наука и техника. Л.В.Ломоносов. Искусство: барокко, классицизм. Театр. Ф.Волков. Быт и нравы русского общества 2 пол. 18 в. Особенности культурного развития России в 18 в.

Раздел 2 (38 ч.) История России: 19 век

Тема 16. Россия в первой половине 19в.(12 ч)

Россия на рубеже 18-19 вв. Территория. Население. Религиозные верования. Социальный состав. Экономика. Политический строй. Административное устройство. Дворцовый переворот 1801 г. Император Александр 1, либеральные мероприятия начального периода его правления. Л.М.Сперанский. Россия в системе международных отношений. Россия и Франция, Александр 1 и Наполеон. Отечественная война 1812 г. Ход военных действий. Герои войны. Мемуарная литература о событиях 1812 г. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Итоги событий 1812-1813 гг. Основные проблемы Отечественной войны 1812 г. в историографии.

Формирование новых общественно-политических течений. Крестьянский вопрос и варианты его решения в обществе и правительстве. А.А.Аракчеев. Восстание декабристов. Исторические корни движения. Тайные организации, их лидеры. Программные документы. Значение восстания. Мемуары декабристов как исторический источник. Правление Николая 1. Реформы 1825-1855 гг. П.Д.Киселев. Е.Д.Канкрин. Общественная жизнь после 1825 г. Насаждение единомыслия. Теория С.С.Уварова. Оппозиция. П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, Ф.Б.Булгарин и др. Западники и славянофилы. "Крестьянский социализм" НГ.Чернышевского. "Практический социализм" А.И.Герцена. Русская литература и публицистика середины. 19 в. о крепостном праве.

Основные направления внешней политики в 30-50 гг. 19 в. Революционные события в Европе I России. Кавказская война. Крымская война как показатель несостоятельности политики правительства Николая 1.

Тема 17. Русская культура 1 пол. 19 в.: "золотой век" (4 ч)

Исторические условия развития русской культуры первой половины 19 в. Основные эстетические направления. Литература. Исторические произведения Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина.

Живопись. О.А.Кипренский. ПА. Федотов. Архитектура. А.Д.Захаров. А.Н.Воронихин. Театр. П.С.Мочалов. М.С.Щепкин. Музыка. М.И.Глинка. Развитие науки. Русские путешественники. Столицы и губернии. Быт и нравы.

Тема 18. Россия в пореформенную эпоху (2 половина 19в.) (18 ч.)

Предпосылки и подготовка реформ 60-70 гг. в России. Александр 2 и его окружение. Реформы Александра   2   как потребность социально-экономической, административно-политической, правовой и военной модернизации России. Противоречивость реформ. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство и крестьянство. Буржуазия и рабочий класс. Чиновничество и духовенство. Отражение реформ в общественном сознании. Либералы и разночинцы. Революционный  экстремизм.  С Г.Нечаев.  Русские     социалисты,     особенности их взглядов.

Идеология народничества. Народнические организации. Методы действий Проблемы истории общественного движения 60-70 гг. 19 в. События 1 марта 1881 г. и вступление на престол Александра 3. Контрреформы императора.  Общественное    движение    80-90    гг.    о   путях преобразования России. Внешняя политика второй пол. 19 в. Основные направления. Ликвидация последствий Крамской войны. Русско-турецкая война 1877-78 гг. Славянские комитеты. Герои войны. Усиление роли России в европейской политике. Берлинский конгресс. Обострение русско-германских противоречий. Начало русско-французского сближения. Расширение территории Российской империи. Включение Кавказа, Средней Азии в состав государств. Укрепление в Сибири и на Дальнем Востоке. Различные варианты вхождения новых территорий и народов. Национальная политика русского правительства.

Тема 19. Русская культура 2 половины 19 в.(4 ч)

Причина расцвета русской культуры и искусства во 2 половине - конце 19 в. Школа, университеты. Наука: появление новых отраслей. Русская общественная мысль и философия. Литература: русский роман. Театр. А.Н.Островский. М.Н.Ермолова. Музыка. "Могучая кучка". Искусство. Эклектика. Мещанство. Взаимовлияние с мировой культурой.

Раздел 3(102 ч) История России: 20 век

Тема 20. Россия в 1900-1916 гг. (10 ч)

Российская империи на рубеже веков и ее место в мире. Экономическое развитие. Государственный строй. Социальная  структура. Обсуждение в обществе путей дальнейшего развития страны. С.Ю. Витте. Николай 2. Промышленные и купеческие династии. В.И.Ленин. Г.В.Плеханов. Л.Мартов. Русско-японская    война   (1904-1905    гг.). Первая       буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Возникновение Государственной Думы и формирование политических партий. Третьеиюньская монархия. Деятельность П.А.Столыпина. Аграрная реформа в современных оценках. Общественно-политическая жизнь в 1907-1914 гг. Политические партии в Государственной думе. Осмысление итогов революции. "Вехи". Внешняя политика правительства Николая 2. Участие России в 1 мировой войне. Война в мемуарах. "Серебряный век" русской культуры. Столкновение ценностей модернизации и традиционализма. Идеи Н.Бердяева, С.Трубецкого, П.Флоренского, В.Соловьева, П. А. Кропоткина, М.И.Туган-Барановского и др. Наука, литература, искусство, как отражение событий 1900-1916 гг.

Тема 21. Поиск перспектив развития: Россия в

1917-1920 гг.

Февральская революция 1917 г. Возможности эволюционного и революционного путей развития страны в оценках современных историков. Временное правительство и его деятели.

События от Февраля к Октябрю. Двоевластие. Большевики в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Дуумвират Керенского-Корнилова и попытка установления военной диктатуры. События Октября 1917 г. Вооруженный переворот в Петрограде и дальнейшее развитие революции. Первые декреты Советской власти. Состав СНК. Складывание основ государства нового типа. Проблема Учредительного собрания и его дальнейшая судьба в современной историографии. Гражданская война и иностранная интервенция. Историки о причинах войны и ее неизбежности. "Белые" и "красные". Политика "военного коммунизма". Итоги гражданской войны и революции, их влияние на экономику и общественное сознание. События 1917-1920 гг. в мемуарах современников.

Тема 22. СССР в 20-30 гг. (15 ч)

Советская Россия после гражданской войны: кризис политики "военного коммунизма". Основные положения НЭПа - новой экономической политики. Противоречивость НЭПа.

Социально-политические процессы в обществе в 20-е гг. Превращение РКП б) в правящую партию. Борьба за лидерство в партии. Политические портреты лидеров РКП (б). Национальная политика: варианты объединения. Создание СССР. Экономические реформы 20-30 гг. Индустриализация и ее варианты, методы осуществления. Итоги индустриализации. Коллективизация. Создание колхозов. Репрессии в ходе индустриализации и коллективизации. Складывание командно-административной системы и режима личной власти Сталина. Проблема тоталитарной системы в СССР. Сопротивление сталинскому режиму. Политические процессы.

Основные направления внешней политики. Временный отказ от идеи мировой революции и поиск выхода из международной изоляции. Генуэзская конференция. Создание Коминтерна.

Вступление   в   Лигу Наций. Возникновение угрозы фашизма и   попытка   создания   системы

коллективной безопасности. Духовная жизнь общества. Идеологизация всех сфер жизни. Достижения и издержки культурной революции. Развитие науки. Экономическая и историческая науки в 30 гг. Идеологизация литературы и искусства. Деформация и раздвоенность общественного сознания.

Тема 23. СССР во 2 мировой    войне.    Великая Отечественная война. (12ч)

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Причины и начало 2 мировой войны. Роль СССР в развязывании военного конфликта (проблема оценки секретных протоколов 1939 г.). Завершение формирования СССР. Советско-финская война. Готовность СССР и Германии к военным действиям. Начало Великой Отечественной войны. Историки о причинах неудач Красной Армии на 1 этапе войны. Крупнейшие военные операции и основные события Великой Отечественной войны. Герои фронта и тыла. Антифашистская коалиция в годы 2 мировой войны. Итоги и уроки 2 мировой войны.

Тема 24. СССР в 1945-1953 гг. Апофеоз Сталина. (10ч)

Последствия войны и меры по их ликвидации. Жизнь и быт советских людей в 1946-1953 тт. Политическая изоляция СССР. Начало "холодной войны". Распространение влияния сталинской модели социализма на страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Культурная жизнь в 1945-1953 гг. Влияние ВКП (б) на культуру. Достижения в науке (создание ядерного оружия, развитие авиастроения). Литература. Музыка. Кино. Театр.

Тема 25. СССР в 1953-сер.60-х гг. Десталинизация общества и

попытки реформ (12ч).

Смерть Сталина. Борьба за лидерство в партии. Демократическая и тоталитарная тенденции. 20 съезд КПСС. Реформы в экономике, государственном устройстве, социальной сфере и их противоречивость. "Оттепель" в духовной жизни, ее противоречивость. Диссидентство. Успехи в освоении космоса. Развитие науки и образования. Внешняя политика СССР. Противоречивость идеи "мирного сосуществования". Отношения с США. Карибский кризис. "Варшавский договор". Отстранение Хрущева от власти. Деятельность Хрущева в оценках современников и историков. Мемуары Хрущева.

Тема 26. СССР в середине 60-х-середине 80 гг. Кризис системы. (14ч).

Отказ от "реформаторства" 50-х гг. и курс на социально-экономическую стабильность при Брежневе. Идеология "развитого социализма". Экономическая реформа 1965-1967 гг. Кризисные явления в экономике с начала 70-х тт. Усиление идеологического диктата. Эмиграция и диссидентство. Достижения в области культуры. Образование "механизма торможения" и осознание кризиса к началу 80-х гг. Внешняя политика СССР. Политика разрядки. Укрепление содружества социалистических стран. Вмешательство во внутренние дела Чехословакии в 1968 г. Ввод войск в Афганистан. Обострение международной обстановки в кон. 70-нач. 80-х гг.

Тема 27. "Перестройка" в СССР 1985-1991 гг. (10ч).

Назревание кризиса и поиски выхода. Реформа политической системы. Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Учреждение института президентства. Начало переоценки исторического прошлого страны. Возвращение забытых имен. Новые явления в литературе и искусстве. Национальная политика. Преодоление отрицательных явлений предыдущих периодов. Обострение межнациональной розни. Усиление сепаратизма. Изменение внешнеполитического курса. Вывод войск из Афганистана. Распад "Варшавского договора". Советско-американские отношения. Деятельность М.С.Горбачева и его "команды" (Н.Рыжков, А.Яковлев, Э.Шеварнадзе и др.) в оценке историков и политологов.

Тема 28. Россия после 1991 г.(10ч).

События августа 1991 г. и их последствия. Распад СССР и провозглашение СНГ.

Экономическая реформа: переход к рынку. Забастовочное движение. Социальная поляризация общества. События октября 1993 г. в Москве. Новая Конституция 1993 г.

Формирование новой государственности. Многопартийность в политической системе России. Первые президентские выборы 1995 г. Внешняя политика России. Россия и бывшие союзные республики. Отношения с США и НАТО. Восточная политика. Россия и субъекты федерации. Чеченский конфликт. Место и роль России в современных международных отношениях.

 

Тематический план.

п/н

Тема

Кол-во часов

Из них кол-во часов, выделяемых на практические занятия.

1.

Раздел 1. История России с древнейших времен до конца XVIII в.

64

1.1

Тема 1. Первобытное состояние человечества. Первобытный строй на территории нашей страны.

2

-

1.2.

Тема 2. Восточные славяне в древности.

3

2

1.3.

Тема 3. Возникновение и развитие феодализма.

1

-

1.4.

Тема 4. Образование первого восточнославянского  государства   - Киевской Руси.

6

4

1.5.

Тема 5. Политическая раздробленности Руси.

4

-

1.6.

Тема 6. Борьба Руси в 13 в. с внешними врагами.

5

1

1.7.

Тема 7. Образование единого Российского государства.

5

1

1.8.

Тема 8. Россия в 16 в.

5

1

1.9.

Тема 9. Культура 14-16 вв.

2

1

1.10.

Тема 10. Смутное время в России.

5

1

1.11.

Тема 11. Экономическое, политическое и культурное

развитие России в 17 в.

5

3

1.12.

Тема 12. Россия в 1 четверти 18 в. Петровская эпоха.

9

2

1.13

Тема 13. Российская империя в середине 18 в.

Дворцовые перевороты.

6

2

1.14.

Тема 14. Россия во 2-ой половине 18 в. "Золотой век» Екатерины 2.

8

5

1.15.

Тема 15. Культура и общественная мысль 2 половины 18 в.

3

1

2

Раздел 2. История России: 19 век.

38

2.1.

Тема 16. Россия в первой половине 19 в.

12

8

2.2.

Тема 17. Русская культура 1 пол. 19 в.: "золотой век".

4

-

2.3.

Тема 18. Россия в пореформенную эпоху (2 половина 19 в.).

18

3

2.4.

Тема 19. Русская культура 2 половины 19 в.

4

-

3

Раздел 3.  История России: 20 век.

102

3.1

Тема 20. Россия в 1900-1916 гг.

10

5

3.2.

Тема 21. Поиск перспектив развития: Россия в

1917-1920 гг.

9

5

3.3.

Тема 22. СССР в 20-30 гг.

15

2

3.4.

Тема 23. СССР во 2 мировой    войне.    Великая Отечественная война.

14

5

3.5.

Тема 24. СССР в 1945-1953 гг. Апофеоз Сталина.

12

2

3.6.

Тема 25. СССР в 1953-сер.60-х гг. Десталинизация общества и попытки реформ.

10

2

3.7.

Тема 26. СССР в середине 60-х-середине 80 гг. Кризис системы.

12

2

3.8.

Тема 27. "Перестройка" в СССР 1985-1991 гг.

10

2

3.9.

Тема 28. Россия после 1991 г.

10

2

Используемая литература для реализации программы спецкурса.

Источники и литература к 1 разделу:

1.   Алексеев А.И., Першиц А.И. История первобытного общества. М.,1990.

2.   Анисимов Е.В. Время петровских реформ. М., 1986.

3.   Анисимов Е.В. Россия в середине 18 века. М.,1986.

4.   Буганов В.И. Куликовская битва. М, 1984.

5.   Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989.

6.  Буганов В.И.  и др.  Эволюция    феодализма    в    России. Социально-экономические проблемы. М.,1980.

7.   Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1980.

8.   Григорьев С.А. Суворов. М.,1980.

9.   Горсей Д. Записки о России 16- начала 17 в. - изд. МГУ, 1990.

10 .Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989

11. Гумилев Л.Н. От Руси к России - М., 1992

12. Гумилев Л.Н., Панченко А.М. Чтобы свеча не погасла: Диалог. Л.,1990

13. Дашкова Е.Р. Записки Е.Дашковой. Л.,1985

14. Древнерусские княжества 10-13 вв. М.,1975

15. Евграфов К.В. Федор Волков. М.,1989

16. Екатерина 2.Сочинения. М.,1990

17. Житие протопопа Аввакума им самим написанное, и др. его сочинения. М.,1986

18. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и    ортодоксы.    Очерки древнерусской духовности. Л., 1991

19.  Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М.,1990

20. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 19- начала 20 в. - М., 1991.

21. История отечества: новые подходы   к   содержанию   предмета. Уч.пособие под ред. Е.К..Иванова. Псков, 1994

22.  История СССР. С древнейших времен до 1861 г. Уч. для студентов ист.фак. пед.ин-тов (под ред.ПП.Епифанова, В.В.Мавродина) 5-е изд., М.,1983

23.  Ионов.И.Н.     Российская     цивилизация,     19-нач.20     в.     Уч.кн.для     10-11     кл. общеобразоват.учреждений. М.,1995

24.   Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. М.,1990

25.   Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Руст. М.,1966

26.   Каргалов В.В., Сахаров АА. Полководцы древней Руси. М.,1986

27.   Каргалов В.В. Куликовская битва. М.,1980

28.   Каргалов В.В. Свержение монголо-татарского ига. М., 1973

29.   Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в 3-х книгах. М., 1993

30.   Козлов Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая 2.Саранск, Приволж.кн.изд.,1992.

31.  Костомаров Н.И. Русская история в   жизнеописаниях    ее главнейших деятелей. М., 1991.

32.   Краснобаев Б.О. Очерки русской культуры 18 в. М., 1987

33.   Куликовская битва. М., 1980

34.   Кучкин В.А. Дмитрий Донской  и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы. М., 1990

35.   Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала 17в. - М.,1983

36.   Лихачев Д.С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л., 1985

37.  Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( 18-начала 19 в.) - М., 1994

38.    Лощиц Ю. Дмитрий Донской. М., 1981

39.    Любимов Л. Искусство Древней Руси. Кн.для чтения. М., 1981

40.    Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры 17-19 в. М.,1984

41.  "Око всей великой России": Об истории русской дипломатической службы 16-17 в. М., 1980.

42.  Павленко Н.И. Петр 1. М., 1976

43.  Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М., 1989

44. Павленко НИ. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 г.: Уч. для студентов пед. ин-тов. М., 1989

45.  Пашуто В. Александр Невский. М., 1975

46.  Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1979

47.  Повесть временных лет. М,Л., 1950

48.  Пронштейн АЛ, Задера А.Т. Практикум по истории СССР (период феодализма) Изд. 3-е., М., 1969

49   Рапов О.М. Русская церковь в 9 - первой трети 13 в: Принятие христианства. М., 1989

50.  Раковский Л. Адмирал Ушаков. М., 1973

51.  Российское законодательство 10-20 вв. М., 1985

52.  Романов В.А. Люди и нравы древней Руси:  Историко-бытовые очерки 11-13 вв. М., 1977

53.  Россия 17 века глазами иностранцев. М., 1989

54.  Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981

56.  Рыбаков Б.А. Культура Древней Руси. М., 1956

57.  Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в 12-13 вв. М., 1982

58.  Русские мемуары: Избранные страницы 17 в. М., 1988

59. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: зарождение древнерусской дипломатии. М., 1987

60.  Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в 15-17 вв. М., 1969

61.  Семевский М.И. Тайная служба Петра 1. Документальные повести. М., 1993

62.  Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л., 1966

63.  Скрынников Р.Г. Опричный террор. Л., 1969

64.  Скрынников Р.Г. Россия после опричнины. Л., 1975

65. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. Иван Грозный. Сибирская одиссея Ермака //в кн: Далекий век. Л.,1989

66.   Скрынников Р.Г. Россия накануне "смутного времени". М., 1985

67.   Слово о полку Игореве (любое издание)

68    Соловьев СМ. Сочинения: В 18 тт. М., 1988-1995

69    Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984

70    Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1972

Источники и литература ко 2 разделу.

1. Астаненко М., Левченко В. Атаман Платов: Жизнеописание. М., 1988 Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960 Волконская М.Н. Записки (любое изд.)

4.   Егоров Б.Ю. Петрашевцы. Л., 1988

5.   Записки А. Л.Ермолова 1798-1826. М., 1991

6.   Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968

7.  Зезина М.Р.  и др.  История     русской     культуры:     Уч.пособие     для студ.  вузов, обучающихся по спец. "История" - М., 1990

8.   Ионов   И.Н.   Российская   цивилизация,   9 - нач.   20   в.   Учеб.кн.      для   10-11   кл.

общеобразовательных учреждений - М., 19959.

9.  История СССР. С древнейших времен до 1861 г. Уч.для студ. ист. фак. пед.ин-тов /Под редак. П.П.Епифанова, В.В.Мавродина - 5-е изд..перераб. М., 1983

10. История СССР, 1861-1917: Уч. для студ. пед.ин-тов пр спец. "История" /под ред. В.Г.Тюкавкина/ М, 1989

11.  Киняпина Н.С. Внешняяя политика России первой половины 19 в.М., 1963

12.  Корнилов А.А. Курс истории России 19 в. М., 1993

13.  Мемуары декабристов. М., 1988

14. Мироненнко С.В. Страницы тайной  истории   самодержавия: Политическая история России 1 пол. 19 столетия. М., 1990.

15. Очерки истории русской культуры второй пол. 19 столетия. М.,1976

16. Павленко Н.И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 г. Уч. для суден, пед. ин-тов. М., 1989

17.  Прокофьев В.А. Герцен - 2-е изд. М., 1987

18.  Россия первой пол. 19 в. глазами иностранцев. Л., 1991

19.  Русско-турецкая война 1877-1878 гг. М., 1977

20.  Сборник документов по истории СССР для семинарских занятий /период капитализма/ 1 пол. 19 в. М., 1974

21.  Смолярчук В.И. Анатолий Федорович Кони. М.,1981

22.  Троицкий Н.А. Александр 1 и Наполеон. М., 1991

24. Троицкий Н.А. Безумство храбрых: Русские революционеры и карательная политика царизма 1866-1822 гг. М., 1978

25.  Утопический социализм в России: Хрестоматия - М., 1985 27. Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917: Уч.пособие  для пед.ин-тов по спец. "История". М., 1990

Источники и литература к 3 разделу

1.  Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990

2.  Бурашкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М., 1991

3. Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. Л., 1990

4. Васецкий Н. Ликвидация: Сталин, Троцкий, Зиновьев:  Фрагменты политич. судеб М., 1989

5. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира М., 1987

6.  Деникин А.И. Очерки Русской Смуты. М., 1991

7.  Зезина М.Р. и др. История русской культуры: Уч. пособие для студ. вузов обучающихся по спец. "История". М., 1990

8.  Ионов И.Н. Российская цивилизация, 9-нач. 20 вв. Учеб.кн. для 10-11 кл. М., 1995

9.  Историк спорят. 13 бесед. - М., 1988

10. История Отечества: люди, идеи, решения - М., 1991

11. История СССР, 1861-1917 - Уч.пособие для студ.   пед.инс-тов по спец. "История" -М.,1989

12.  Кривошеев Г.Ф. и др.  Полвека назад.  Великая Отечественная война. Цифры факты. М., 1995

13.  Гевуркова Е.А., Колосков А.Г. Задания для самостоятельных работ по истории СССР: 11кл.: Книга для учителя. М., 1991.

14.  Медведев Р. Хрущев: Политическая биография. М., 1986

15.  Медведев Р. Они окружали Сталина - М., 1990

16.  Медведев Р. Личность и эпоха:   Политический   портрет Л.И.Брежнева. М., 1991

17.  Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991

18.  Хрестоматия   по   истории   СССР    1917-1945:   Уч.пособие   для пед.ин-тов по спец. "История" М., 1991

19.  Открывая новые страницы... Международные вопросы: события, люди. М., 1989

20.  Сазонов С.Д. Воспоминания. М., 1991

21.  Самсонов А.М. Знать и помнить: диалог историка с читателем.М., 1988

22.  Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди. М., 1989

23.  Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма. М., 1989

25.  1939 г. Уроки истории - М., 1990

26.   Хрестоматия по   истории   СССР,    1861-1917:   Уч.пособие   для пед.ин-тов по спец. "история". М., 1990

Литература для проведения практических занятий (работа с историческими  документами):

1.  Пронштейн АЛ, Задера А.Т. Практикум по истории СССР (период феодализма) Изд. 3-е., М., 1969

2. Сборник документов по истории СССР для семинарских занятий /период капитализма/ 1 пол. 19 в. М., 1974

3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года:Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «история». М.:Просвещение, 1987.

4. Хрестоматия по   истории   СССР,    1861-1917:   Уч.пособие   для пед.ин-тов по спец. "история". М., 1990

5.  Хрестоматия   по   истории   СССР    1917-1945:   Уч.пособие   для пед.ин-тов по спец. "История" М., 1991

6. Гевуркова Е.А., Колосков А.Г. Задания для самостоятельных работ по истории СССР: 11кл.: Книга для учителя. М., 1991.

7. Г.М.Плоткин. Материалы и познавательные задания по отечественной истории.М.: Просвещение:Учебная литература, 1996.

8. Л.Н. Алексашкина, Н.И Ворожейкина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова,Л.И. Ларина. История. Тренировочные тесты ЕГЭ 2004. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

9. Работа с источниками на уроках истории  и обществознания: Метод. Пособие для учителя истории и обществознания. Автор – составитель Л.С.Боровинская. Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2004.

10. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену.Авторы-составители Н.А.Григорьева, Н.И.Чеботарева. Волгоград:Учитель, 2005.

11. Л.Н. Алексашкина, Н.И Ворожейкина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова,Л.И. Ларина. История. Тренировочные тесты ЕГЭ 2005. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

12. К.А.Соловьев.Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории России с древнейших времен до конца XX века.М.:ВАКО,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по истории Белгородчины с древнейших времен до наших дней

Программа данного курса «История Белгородчины» является самостоятельной дисциплиной для учащихся 5-7 классов школы.Курс рассчитан на 1 час в неделю, но предусмотрена большая внеурочная творческая деят...

Памятники архитектуры с древнейших времен до наших дней ( тренажёр по подготовке к ЕГЭ).

Тренажёр по подготовке к ЕГЭ по истории для 11 класса на тему "Памятники архитектуры с древнейших времен до наших дней".Может быть использован для проработки заданий части В при подготовки к сда...

Статья. История развития логики с древних времен до наших дней.

Логика – это наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Особую роль в ускорении ...

Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»

Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...