Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов
рабочая программа по истории (11 класс)

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, развитию у учащихся интереса и

уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и родного края, формированию ценностных убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.

Программа и методически правильное построение занятий позволят сформировать у учащихся понимание целостности, взаимосвязанности исторических процессов страны, Сибири, своего родного края. События и исторические процессы на территории Тайшетского района предполагается рассматривать на фоне истории страны и Сибири в целом, Красноярского края и Иркутской области в частности. Программа предполагает интеграцию курса местной истории с историей страны. История Тайшетского района - это зеркальное

отражение истории России. Возможно, история района для учащихся это и есть история Отечества. Формирование любви и уважения к истории родного края, это и есть начало патриотизма. История родного края - это частное, общее же - история Отечества.

Создается возможность для личностного осмысления учащимися истории. Для этого в учебно-тематическое планирование введены лабораторные занятия, на которых учащиеся осваивают методы анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, доказательства. Занятия рассчитаны на активную работу учащихся.

Программа состоит из трех разделов:

 раздел первый: « История Сибири с древнейших времен до 17 в.».

 раздел второй: « История Восточной Сибири /Красноярская, Иркутская

губернии, Хакассия / с 17 века и до 1898 г./».

 раздел третий: « История Тайшетской волости / района с момента возникновения Тайшета и 70-х годов ХХ века / ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_istoriya_tayshetskogo_rayona.docx44.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по истории утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;

-  учебный план МКОУ СОШ № 5 г. Тайшета на 2017./2018 учебный год;

- письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.

Планирование составлено на основе авторской программы «История Тайшетского района  древнейших времени до наших дней» под редакцией Селезневой Т.А., Селезнева Е.С.

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, развитию у учащихся интереса и

уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и родного края, формированию ценностных убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.

Программа и методически правильное построение занятий позволят сформировать у учащихся понимание целостности, взаимосвязанности исторических процессов страны, Сибири, своего родного края. События и исторические процессы на территории Тайшетского района предполагается рассматривать на фоне истории страны и Сибири в целом, Красноярского края и Иркутской области в частности. Программа предполагает интеграцию курса местной истории с историей страны. История Тайшетского района - это зеркальное

отражение истории России. Возможно, история района для учащихся это и есть история Отечества. Формирование любви и уважения к истории родного края, это и есть начало патриотизма. История родного края - это частное, общее же - история Отечества.

Создается возможность для личностного осмысления учащимися истории. Для этого в учебно-тематическое планирование введены лабораторные занятия, на которых учащиеся осваивают методы анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, доказательства. Занятия рассчитаны на активную работу учащихся.

Программа состоит из трех разделов:

 раздел первый: « История Сибири с древнейших времен до 17 в.».

 раздел второй: « История Восточной Сибири /Красноярская, Иркутская

губернии, Хакассия / с 17 века и до 1898 г./».

 раздел третий: « История Тайшетской волости / района с момента возникновения Тайшета и 70-х годов ХХ века / ».

Периоды история России, изучаемая учащимися 11 класса  позволяют органически, по времени и по содержанию, связать, синхронизировать историю страны с историей Сибири вообще и историей родного края в частности.

Целью и задачами:

 Дать учащимся при их активной познавательной деятельности, общие и  конкретные знания по истории Сибири, Восточной Сибири и Тайшетского района с древнейших времен и до 70-х годов ХХ века, представления о роли и месте района в истории Сибири, Иркутской области и через это – в истории России в целом; о факторах,  определивших судьбу района и населявших его народов; о влиянии прошлого несовременное состояние района;

 Сформировать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности;

Способствовать пробуждению интереса к историческому прошлому своего родного края, к истории как науке; дать им представления о учебно-логических умениях научного познания прошлого и обучить школьников простейшим навыкам исследовательской работы, создать представлении о работе ученого - историка, учителя истории;

 Сформировать у старшеклассников умение оперировать полученными знаниями, развивать способности анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними;

 Приобщать школьников к социальному опыту, к достижениям созидательной культуры, к фольклору, народным обычаям и традициям, способствовать формированию уважительного отношения к истории малой Родины. Самостоятельный образовательный курс «История Тайшетского района с древнейших времен и до 70-х годов ХХ в.» призван углубить исторические знания учащихся полученные на уроках, paскpыть новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллектуальные, познавательные возможности старшеклассников, на их социальный опыт. Дидактические и психолого-педагогические положения программы опираются на теорию и практику деятельностного подхода к обучению. Приоритетным в этой связи является обращение к личности ученика - субъекта познания, к его возможностям, потребностям и интересам. Программа ориентирована на выработку учащимися таких личностных качеств, как патриотизм, развитие самосознания, выбор жизненной позиции, нравственных и социальных ориентаций, связанных с вопросами чести, совести, достоинства, гражданского долга, со становлением представлений о свободе личности.

Программа курса реализуется через вариативную часть плана:1 час в неделю, 34 часа в учебном году

Содержание разделов и тем учебного курса

Введение (1час)

Природа  Сибири в ледниковый период и пути заселения ее человеком, Эпоха палеолита (2часа)

Пути заеления Восточной Сибири человеком. Занятия пелеотического человека. Спообы изготовления орудий труда; жилища, захоронениия, Зарождения искусства, религии.

Неолит Восточной Сибири (2 часа)

Занятия неолитического человека. Жилища. Орудия труда. Общественный строй. Обряды, верования.

Племена Восточной Сибири в бронзовом веке ( 2часа)

Тагарская, Глазковкая культуры бронзового века на территории Восточной Сибири. Изменения в общественном строе. Быт, верования, искусство человека бронзового века.  Быт, верования, искусство человека бронзового века.

Племенные союзы и первые государства на территории  Восточной Сибири. Красноярский край, Хакасия, Иркутская область. (2 часа)

Народы Восточной Сибири накануне присоединения к Российскому государству.(2часа)

Енисейские киргизы. Буряты. Тунгусы . Кеты. Тофолары.

Присоединение Восточной  Сибири к Российскому государству. (2часа)

Пути  возникновения русских в Восточную Сибирь. Первые сведения о канско-чунско-тайшетских землях. Подчинение прибайкальских бурят.

Образование постоянного русского населения восточной Сибири ( 2часа)

Русское население на территории среднего течения Енисея и Прибайкалья. Способы заселения. Государственное и местное управление. Русская Власть и сибирская аборигены.

История сибирской ссылки  ( 3 часа)

Становление сибиркой ссылки. Сроки ссылки и условия  содержания ссыльных. Декабристы в Сибири. Значение ссылки.

Экономическое развитие Восточной Сибири( 2часа)

Колонизация осточной Сибири. Реформа 1861г.и переселенческая политика. Переселенцы в Тайшеткой волости: возникновение новых населенных пунктов, уловия жизни труда. Промышленный переворот  Сибири. Сибирская железная дорога. Возникновение Тайшета.

Народная культура и образ жизни сибиряков(2часа)

Мир сибирской деревни. Крестьянская семья, усадьба, жилища. Просвещение Сибири.

Революционные события в Восточной Сибири и в Тайшетской волости. Конец 19-начало 20 века (2 часа)

Политические ссыльные в Тайшетской волости. Первая русская революция в России и события в Воточной Сибири. Установление советской власти в Тайшетской волости.

Гражданская война в Восточной Сибири и на территории Тайшетской волости (2часа)

Основные события войны на территории Сибири. Партизанское движение на территории Воточной Сибири и Тайшетского района. Шиткинский партизанский фронт. Н.А.Бурлов, И.А.Бич-Таежный, П.Д.Кривлуцкий.

Тайшетский район в годы первых пятилеток ( 2 часа)

Социально-политическая жизнь в Сибири в годы НЭПа. Индустриализация Сибири и Тайшеткого района. История возникновения в Тайшете промышленных предприятий: ШПЗ, БАМ.Кулацкая ссылка в Тайшетском районе. Тайшет в системе ГУЛАГа.

Тайшетский район в годы Великой Отечественной войны( 3 часа)

Промышленность и сельское хозяйство Тайшетского района  годы войны. Боеой и трудоой вклад тайшетцев в победу над фашисткой Германией. Использование подневольного труда в Экономике Тайшетского района

Тайшетский район в 50-70-е годы (2 часа)

Экономическое развитие Тайшетского района. Строительство железной дороги Тайшет-Лена. Абакан-Тайшет. Развитие образования. Население.

Учебно- тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Теоретическое обучение

Практические и творческие работы

1

Введение

1

1

2

Раздел 1 Природа  Сибири в ледниковый период и пути заселения ее человеком, Эпоха палеолита

2

1

1

3

Раздел 2  Неолит Восточной Сибири

7

5

2

4

Раздел 3 Племена Восточной Сибири в бронзовом веке ( 2часа)

4

3

1

 5

Раздел 4 Племена Восточной Сибири в бронзовом веке

3

2

1

6

Народы Восточной Сибири накануне присоединения к Российскому государству.

2

1

1

7

Присоединение Восточной  Сибири к Российскому государству.

2

1

1

8

Образование постоянного русского населения восточной Сибири ( 2часа)

2

1

1

9

История сибирской ссылки  

3

2

1

10

Экономическое развитие Восточной Сибири

2

1

1

11

Народная культура и образ жизни сибиряков

2

1

1

Революционные события в Восточной Сибири и в Тайшетской волости. Конец 19-начало 20 века

2

1

1

Гражданская война в Восточной Сибири и на территории Тайшеткой волости

2

1

1

Тайшетский район в годы первых пятилеток

2

1

1

Тайшетский район в годы Великой Отечественной войны

3

2

1

Тайшетский район в 50-70-е годы

3

2

1

Итоговое повторение

2

1

1

12

Итого

34

18

16

Требования к уровню подготовки учащихся

Они должны знать/ понимать:

Как происходило заселение Сибири, жизнь и быт коренных народов, историю сибирской ссылки; экономическое развитие Сибири в разные годы; историю возникновения Тайшета и своего населённого пункта; народную культуру, обычаи, традиции сибирских народов; события гражданской и Великой Отечественной войны.

Уметь: анализировать архивные, краеведческие материалы, писать доклады, эссе,  рефераты, делать презентации, составлять вопросы к  изученным материалам,  проводить интервьюирование, работать с контурными картами, составлять тестовые задания

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация ,которые позволяют:

●      определить фактический уровень знаний, умений и навыков учащихся  по предмету ( согласно учебного плана);

●      установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

●      осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

     1.Текущий контроль знаний – проверка знаний учащихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ учащегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

          2.Промежуточный контроль знаний учащихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения ученика, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

     Промежуточный контроль учащихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний  в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Образовательные результаты

В процессе освоения курса у учащихся развиваются следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные) -

способность/готовность;

уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов региона, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; владеть исторической лексикой, терминами, понятиями, характеризующими специфику края; давать оценку культурного развития Сибири;

2. Предметные компетенции

Знать: основные события из истории Иркутской области в древности; место и роль региона в истории нашей страны и мировой истории;

многообразие народов и культур края;

Уметь:  осуществлять поиск исторической информации по определенной проблеме истории родного края;  представлять собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации конкретные факты;

 оформлять результаты изучения истории Сибири в формах доклада, отчета

презентации;  применять знания по истории Сибири в научно-исследовательской деятельности.

Владеть:  фактическим материалом курса;  навыками для подготовки докладов. Занятия по данной программе рассчитаны на активную работу учащихся.

Программой предполагаются разные по типу, форме учебные занятия: уроки изучения нового материала, практические занятия, уроки-беседы, проблемные уроки, уроки экскурсии, презентации, конференции.

Формы контроля знаний учащихся

Самоконтроль, взаимоконтроль, проектная деятельность, контроль со стороны преподавателя (тесты, викторины, проблемные вопросы, творческие задания и др.).

Перечень учебно-методического обеспечения

1. История Сибири, в 5-ти томах, «Наука», Л., 1968г

2. Долгих В. О. Родовой и племенной состав народов Сибири. - М.,1960г.

3. Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области. -Иркутск, 1970 г.

4. Шинкарев Л. Сибирь. Откуда она пошла и куда она идет. -И.,1974г.

5. Селезнев Е.С.,Селезнева Т.А.. Серия уч.пособий «Тайшет - город, рожденный Транссибом» : На земле древних кетов» - И., 1996 г.; Дело , №0969. -Тайшет, 1998 г.; Политическая ссылка и гражданская война на территории Тайшетского района, к.19 -

нач.20 в. -Тайшет, 1998 г.; Лагерное прошлое Тайшета. - Тайшет . 2000 г.; Колонизация канско-чунско-тайшетских земель во второй половине 17- начале 18 вв. - Тайшет, 2004 г.; Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945.

Часть 1. Накануне войны. – Тайшет, 2010 г.

6. История земли Иркутской. Учебное пособие для старших классов

общеобразовательных учреждений области. Под ред. Рабецкой З.И. – Иркутск: Символ

Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю  1  час.

№ п/п

     

       Наименование  разделов, тем

                             Количество часов

Дата

          Раздел 1. Природа Сибири и ледниковый период и пути заселения ее человеком.

                             Эпоха палеолита (2 часа)

  1. 1

1

Пути заселения Восточной Сибири

1

2

Занятия палеотического человека

1

           Раздел 2 Неолит Восточной Сибири ( 2часа)

3

Занятия неолитического человека. Жилище

1

4

Общественный строй. Обряды верования

1

           Раздел 3. Племена Восточной Сибири в бронзовом веке (2 часа)

5.

Тагарская, Глазковская культуры

1

6

Изменения в общественном строе

1

           Раздел 3. Племена Восточной Сибири в бронзовом веке (2часа)

7

Быт верования искусство в бронзовом веке

1

8

Племенные союзы и первые государства

1

         Раздел 4. Племенные союзы и первые государства на территории Восточной Сибири (2 часа)

9

Красноярский край, Хакасия, Иркутская область

1

10

Гунны и народы Восточной Сибири

1

           Раздел 5. Народы Восточной Сибири накануне присоединения к

                            Российскому государству (2 часа)

11

Народы Восточной Сибири

1

12

Пути проникновения русских в Восточную Сибирь

1

          Раздел 6. Образование постоянного русского населения

                            Восточной Сибири(2 часа)

13

Первые сведения о канско-чунских-тайшетских земляках. Подчинение бурят

1

14

Русское население на территории среднего течения Енисея и Прибайкалья

1

           Раздел 7. История Сибирской ссылки

15

Государственное  местное управление. Русская власть и сибирские аборигены

1

16

Становление Сибирской ссылки

1

17

Колонизация Восточной Сибири

1

18

Декабристы в Сибири

1

19

Декабристы в Сибири. Значение ссылки

1

          Раздел 8. Экономическое и культурное развитие Сибири

20

Промышленный переворот в Сибири. Возникновение Тайшета.

1

21

Мир сибирской деревни

1

22

Просвещение Сибири

1

          Раздел.9 Революционные события в Восточной Сибири. Конец 19-начало 20 века(2 часа)

23

Политические ссыльные в Тайшетской волости

1

24

Установление светской властив Тайшетском районе

1

 

            Раздел 10. Гражданская война на территории Тайшетской волости ( 2часа)

25

Партизанской движение на территории Восточной Сибирии Тайшетского района

1

26

Шиткинский партизанский фронт

1

         Раздел 11. Тайшетский район в годы первых пятилеток(3 часа)

27

Сибирь в годы НЭПа. Индустриализация Сибири и Тайшетского района

1

28

История возникновения в Тайшете промышленных предприятий: ШПЗ и БАМ

1

29

Тайшет в системе ГУЛАГА

1

           Раздел 12. Тайшетский район в годы Великой Отечественной войны (2часа)

30

Промышленность и сельской хозяйство в годы войны

1

31

Боевой и трудовой вклад тайшетцев в победу над врагом

1

          Раздел 13. Тайшетский район в 50-70-г(2 часа)

32

Экономическое развитие Тайшетского района. Строительство железной дороги: Тайшет-Лена, Абакан- Тайшет

1

33

Развитие образования. Население

1

34

Итоговое повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

Рабочая программа по учебному предмету «Физкультура» предметная область «Физическая культура» для 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год

Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» адресована педагогам, работающим с обучающимися с ТМНР (5-9 классы)

Программа составлена с учётом психофизических особенностей и характеристик детей с ТМНР, обучающихся по II варианту учебного плана. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» явл...

Рабочая программа элективного учебного предмета "Русский язык в реке времени"

Основными целями данного курса являются: – формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;– создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ре...