Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Катмакова Валентина Алексеевна

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_prir_mir.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов   филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель__ Мяннанова Г.А

Согласовано

Заместитель директора по

УВР  филиала ОГКОУШ  №39

________  Леонтьева М.Ю.

Утверждена

Педагогическим советом  филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор______ Пономарева М.Н. 

Рабочая программа по учебному предмету

 «Окружающий природный мир»

предметная область

 «Окружающий мир»                                                                                                

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

7 класс

Составитель программы:

Катмакова В.А.

Ульяновск, 2016 г.

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения 

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предметам: «Окружающий природный мир» для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

категория обучающихся: учащиеся 7 класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование   

                 

3.Окружающий мир

3.1. Окружающий природный мир

2часа в неделю (68 часов)

Введение

 Рабочая программа разработана на основе Федерального государствен-венного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями, ОГКОУШ №39 2016 год.

Учебный предмет «Окружающий природный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир».

Цель: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

              – формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

              – духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Пояснительная записка.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами:

 «Растительный мир»

 «Животный мир»

«Временные представления»

«Объекты неживой природы»

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

          Предметные  и личностные  планируемые результаты:

- Уметь сравнивать предметы, характеризовать их по цвету, размеру, вкусу, запаху.

- Уметь классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.

- Участвовать в общей беседе: внимательно слушать собеседника, говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга.

- Правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи при ответе на вопросы: кто это?  Что это? Что делает?  Что делают?  Какой?  Какая?  Где?   Чем?  Когда?    и другие с использованием предлогов: в, на, из, под, с и некоторых простейших наречий: сегодня, вчера, завтра, хорошо, плохо и т. д.

- Заучивать со слов учителя потешки, стихи, песни.

 - Иметь начальные  представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

 - Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы;

 - Иметь  представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

 - Расширять опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным и способам  ухода за ними.

 - Уметь  соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое).

 - Иметь  элементарные представления о течении времени:  умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесить  месяцы с временем года;

представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

                     

Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем.

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия:

- пользоваться учебной мебелью по назначению;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями  и организовывать рабочее место.

Содержание рабочей программы

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. 

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, ноготки, тюльпан, нарцисс).

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, ка). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные».

Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (скворец, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) насекомых (жук, бабочка, муравей,  муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.

Объекты природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека.

Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.

                                     Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы

(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

                                    Учебно-тематическое планирование

                               2 часа в неделю (68 часов)

Наименование темы,  разделы

Кол-во часов

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

                                                  1 четверть (16 ч.)

1. Здравствуй, осень! Сентябрь-первый месяц осени.

2. Что нас окружает? Экскурсия.

3. Осенние цветы (астры, ноготки).

4. Труд людей осенью (уборка урожая).

5. Плодовые деревья (яблоня, груша).

6. Лиственные деревья (береза, клен, дуб, тополь).

7. Хвойные деревья (ель, сосна).

8. Растения в жизни человека.

                                                   2 четверть (16ч.)

1. Фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан).

2. Овощи (огурец, помидор, лук, капуста).

3. Наблюдение. Вода и её свойства.

4. Декабрь-первый месяц зимы. Зимние признаки.

5. Домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь)

6. Домашние животные зимой.

7. Дикие животные (волк, лиса, заяц, еж)

8. Дикие животные зимой.

                                                  3 четверть (20 ч.)

1. Домашние птицы (курица, петух, утка, гусь)

2. Зимующие птицы (синица, воробей, голубь)

3. Труд людей зимой. Экскурсия на природу.

4. Зимние забавы детей

5. Посадка лука. Наблюдения за её ростом.

6. Планета земля, её форма. Земля наш дом.

7. Март-первый месяц весны. Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, сосульки, капель.

8. Перелетные птицы (скворец, грач.)

9. Воздух в природе и в жизни человека.

10. Комнатные растения.                             

                                                   4 четверть (16 ч.)

1. Весна. Признаки весны.

2. Раннецветущие растения: мать-и мачеха, одуванчик.

3. Первые весенние цветы на клумбах (тюльпан, нарцисс)

4. Труд людей весной.

5. Насекомые.

6.Экология воздуха и окружающей среды.

7. Рыбы.

8. Повторение

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого:                                  

68

68

Перечень материально-технического обеспечения:

-компьютерные обучающие игры (н-р, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

Разрезные карточки "Мир животных", «Домашние животные», «Дикие животные», "Мир растений", «Фрукты», «Овощи», «Садовые цветы»,

Демонстрационные карточки "Дикие животные", «Птицы России", «Домашние животные", "Домашние птицы", "Насекомые"," Цветы"," Фрукты"," Зима",

"Лето", "Осень", «Весна».

                 

     

   

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения  адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой,  глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:        

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.

        

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...