урок истории в 10 классе "Архитектура Древней Руси"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Методическая разработка может использоваться на уроке истории России по теме "Культура Древней Руси" и на уроках МХК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории МБОУ «Новонадеждинская СОШ

 Городищенского района Волгоградской области»

Токарева Марина Викторовна                                

Тема урока: « Архитектура Древней Руси».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели:

  1. Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи с МХК. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.
  2. Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, работы в группах, умения  получать и критически анализировать информаци .
  3. Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.

Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, групповая и индивидуальная работа, проблемное обучение, деятельностный подход.

Оборудование: компьютер, проектор, карта «Киевская Русь», фотографии соборов Др. Руси, схема «Элементы архитектуры древнерусского храма», карточки с текстами документов, словарь архитектурных терминов.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка цели урока:

 Эпиграф: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь, искусствовед

  Озвучивание целей урока. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства.

Архитектура

      Архитектура – это система зданий, сооружений, формирующих среду, в которой живёт человек.

-Откуда пошло слово «архитектура» ?     Слово «архитектура»- древнегреческое, состоит из двух слов: «архи» - старший и «тект» - строитель.

3 основных свойства архитектуры по Витрувию:

      Польза, прочность, красота.

Виды архитектуры:

      Жилая, общественная, садово-парковая, промышленная, градостроительство, реставрация.

       

  1. Послушайте, что говорил об архитектуре Н. В. Гоголь: «архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничего не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на неё нас осенила мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за её существование».

Давайте вспомним, что представляло собой историческое время, в которое возводились шедевры древнерусской архитектуры.

Работа в группах по карточкам с текстами документов.

Берестяная грамота. Вопрос: Что вы можете сказать об отношениях между людьми и источнике, из которого вы почерпнули знания?

"А въ сю неделю цьтъ до мьнъ зъла имеши, оже еси къ мъне нь приходилъ. А язъ тя есм(ь и)мела, акы брать собе. Ци оуже ти есмь задела сълюци, а тобе, веде, яко есть не годьнъ. Аже бы ти годьнъ, то из оцью бы ся вытьрьго притьель..."
Перевод: "Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась, как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под (людских) глаз и пришел..."

Что вы можете рассказать об отношениях между людьми и об источнике, из которого вы почерпнули эти знания?

 Статья 41 "Русской правды". На городском рынке.

Аже за кобылу (60) кун, а за вол гривна, а за корову 40 кун, а за третьяку 30 кун за лоньщину полгривны, за теля 5 кун, а за свинью 5 кун, а за порося ногата, за воцю 5 кун, за боран ногата, а за жеребець, аже не все дано на нь, гривна кун, за жеребя 6 ногат; а за коровие молоко 6 ногатъ, то ти уроци смердом, оже платять князю продажю. Примечания:Третьяк - двухгодовалое животное; лоньщина - годовалое животное; теля - теленок, уроци (уроки) - возмещение убытка (в отличие от продажи в пользу князя).
Перевод: За украденную кобылу платить 60 кун, за вола - гривну, за корову - 40 кун, за третьяка - 30 кун, за лоньщину - полгривны, за теленка - 5 кун, за свинью - 5 кун, за поросенка - 5 кун, за овцу - 5 кун, за барана - ногату, за необъезженного жеребца - гривну денег, за жеребенка - 6 ногат, а за коровье молоко - 6 ногат; таковы уроки смердам, которые платят князю продажу.
Вопрос: Что о жизни древнерусского города можно рассказать, побывав на городском рынке (
исходя из статьи "Русской правды")?

 Фрагменты из летописи о княжеских церковных владениях.
Вопрос: что вы можете сказать о значении каменного церковного строительства на Руси?
 
987 г. Князь Владимир, крестив Русь, "повелел строить церкви и ставить по местам, где стояли кумиры, и поставил церковь св.Василья на холме, где стоял кумир Перуна и прочих (языческих богов)... и начал ставить по градам (другие) церкви и попов, и людей на крещенье приводить по всем городам и селам..."
996 г. После освящения церкви св.Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал: "даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть (доходов), и, написав (в грамоте) клятву (об этом), положил ее в церкви со словами: если кто это (повеление) нарушит, да будет проклят..."
1037 г. "Заложил (князь) Ярослав (в Киеве) город великий с Золотыми воротами и церковь митрополичью св.Софии, а после того церковь на Золотых воротах св.Богородицы Благовещенья, затем монастыри св.Георгия и св.Ирины, и при них начала вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы (монахи) начали умножаться, и монастыри стали строиться... и другие церкви он ставил по градам (другим) местам, поставляя в них попов и давая им от имения своего доходы".
1086 г. Князь Ярополк "десятину давал св.Богородице от всего своего имения повсегодно..."
1089 г. "В этом году освящена была церковь св.Михаила (Переяславского) Ефремом митрополитом... и (он) устроил ее великими постройками, украсил ее всякою красотою, церковными сосудами. Этот Ефрем воздвиг (в Переяславле (много) других) зданий, окончив церковь св.Михаила, заложил (еще) церковь св.Андрея около церкви от ворот, и строенье банное (каменное), чего не было прежде на Руси, и город заложил каменный".

- Деревянное зодчество Руси.

Работа по карте.

- Особенности византийской архитектуры на примере Софийского собора в Константинополе.

Д/З: сообщение о Софийском соборе в сопровождении фильма и слайдов.

- Особенности внутреннего убранства, вспомним, что было между внешним и внутренним обликом, это важная особенность 
(Контраст между внешним и внутренним обликом) – поясните.

Роскошь интерьера (мозаики, фрески, иконы, росписи на стенах, роскошные предметы декоративно-прикладного искусства)

- Что  выражали  архитекторы в строительстве? (Hепостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной).

- Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси?

Под влиянием какого исторического события  произошло влияние на архитектуру Руси?

В каком году произошло крещение Руси?

При каком князе это произошло? Каковы причины христианизации Руси?

Следующий храм считается гордостью русского зодчества – это храм Покрова Богородицы на реке Нерли.

Сообщение о соборе святой Софии в Киеве (слайд-шоу).

Сравнительный анализ святой Софии Киевской и Константинопольской.

Сообщение о церкви Покрова на Нерли. (слайды, презентация, видеоклип).

4. Итог урока. Рефлексия.

Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Какой из памятников зодчества произвёл на Вас наибольшее впечатление?

Характерные черты. Начнем с внешнего облика:

  1. Все храмы были ориентированы на восток (пояснить, почему).
  2. Отличались простотой плана, внешний вид спокойствием и строгостью.
  3. Базилика (вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части (нефы), которая позднее сменилась крестово-купольным храмом (в плане форма креста с куполом в центре).
  4.  На востоке к основному прямоугольному объёму примыкает полукруглая ниша (апсида) с расположенным в ней алтарём.
  5. К входу на западе примыкает двор (атриум).
  6. Суровая гладкость мощных стен, отсутствие декоративных деталей в оформлении фасадов.
  7. Редкие узкие окна.
  8. Колонны, соединенные волнистыми аркадами, создающие впечатление ритмичного движения.
  1. Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.
  2. В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?
  3. Почему на Руси считали храмы «книгой для неграмотных»?

Элементы древнерусской архитектуры.

  1. Групповая работа по карточкам «Архитектурные элементы древнерусского храма», проверка.

Д/з: п. 21. Заполнение сравнительной таблицы по типу ЕГЭ.

«Архитектурные особенности Византии и Древней Руси»

Общее

 

Различное

Византия

Древняя Русь

 

 

6. Оценивание работы учащихся на уроке.



Предварительный просмотр:

Учитель истории МБОУ «Новонадеждинская СОШ

 Городищенского района Волгоградской области»

Токарева Марина Викторовна                                

Тема урока: « Архитектура Древней Руси».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели:

  1. Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи с МХК. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.
  2. Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, работы в группах, умения  получать и критически анализировать информаци .
  3. Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.

Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, групповая и индивидуальная работа, проблемное обучение, деятельностный подход.

Оборудование: компьютер, проектор, карта «Киевская Русь», фотографии соборов Др. Руси, схема «Элементы архитектуры древнерусского храма», карточки с текстами документов, словарь архитектурных терминов.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка цели урока:

 Эпиграф: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь, искусствовед

  Озвучивание целей урока. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства.

Архитектура

      Архитектура – это система зданий, сооружений, формирующих среду, в которой живёт человек.

-Откуда пошло слово «архитектура» ?     Слово «архитектура»- древнегреческое, состоит из двух слов: «архи» - старший и «тект» - строитель.

3 основных свойства архитектуры по Витрувию:

      Польза, прочность, красота.

Виды архитектуры:

      Жилая, общественная, садово-парковая, промышленная, градостроительство, реставрация.

       

  1. Послушайте, что говорил об архитектуре Н. В. Гоголь: «архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничего не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на неё нас осенила мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за её существование».

Давайте вспомним, что представляло собой историческое время, в которое возводились шедевры древнерусской архитектуры.

Работа в группах по карточкам с текстами документов.

Берестяная грамота. Вопрос: Что вы можете сказать об отношениях между людьми и источнике, из которого вы почерпнули знания?

"А въ сю неделю цьтъ до мьнъ зъла имеши, оже еси къ мъне нь приходилъ. А язъ тя есм(ь и)мела, акы брать собе. Ци оуже ти есмь задела сълюци, а тобе, веде, яко есть не годьнъ. Аже бы ти годьнъ, то из оцью бы ся вытьрьго притьель..."
Перевод: "Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась, как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под (людских) глаз и пришел..."

Что вы можете рассказать об отношениях между людьми и об источнике, из которого вы почерпнули эти знания?

 Статья 41 "Русской правды". На городском рынке.

Аже за кобылу (60) кун, а за вол гривна, а за корову 40 кун, а за третьяку 30 кун за лоньщину полгривны, за теля 5 кун, а за свинью 5 кун, а за порося ногата, за воцю 5 кун, за боран ногата, а за жеребець, аже не все дано на нь, гривна кун, за жеребя 6 ногат; а за коровие молоко 6 ногатъ, то ти уроци смердом, оже платять князю продажю. Примечания:Третьяк - двухгодовалое животное; лоньщина - годовалое животное; теля - теленок, уроци (уроки) - возмещение убытка (в отличие от продажи в пользу князя).
Перевод: За украденную кобылу платить 60 кун, за вола - гривну, за корову - 40 кун, за третьяка - 30 кун, за лоньщину - полгривны, за теленка - 5 кун, за свинью - 5 кун, за поросенка - 5 кун, за овцу - 5 кун, за барана - ногату, за необъезженного жеребца - гривну денег, за жеребенка - 6 ногат, а за коровье молоко - 6 ногат; таковы уроки смердам, которые платят князю продажу.
Вопрос: Что о жизни древнерусского города можно рассказать, побывав на городском рынке (
исходя из статьи "Русской правды")?

 Фрагменты из летописи о княжеских церковных владениях.
Вопрос: что вы можете сказать о значении каменного церковного строительства на Руси?
 
987 г. Князь Владимир, крестив Русь, "повелел строить церкви и ставить по местам, где стояли кумиры, и поставил церковь св.Василья на холме, где стоял кумир Перуна и прочих (языческих богов)... и начал ставить по градам (другие) церкви и попов, и людей на крещенье приводить по всем городам и селам..."
996 г. После освящения церкви св.Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал: "даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть (доходов), и, написав (в грамоте) клятву (об этом), положил ее в церкви со словами: если кто это (повеление) нарушит, да будет проклят..."
1037 г. "Заложил (князь) Ярослав (в Киеве) город великий с Золотыми воротами и церковь митрополичью св.Софии, а после того церковь на Золотых воротах св.Богородицы Благовещенья, затем монастыри св.Георгия и св.Ирины, и при них начала вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы (монахи) начали умножаться, и монастыри стали строиться... и другие церкви он ставил по градам (другим) местам, поставляя в них попов и давая им от имения своего доходы".
1086 г. Князь Ярополк "десятину давал св.Богородице от всего своего имения повсегодно..."
1089 г. "В этом году освящена была церковь св.Михаила (Переяславского) Ефремом митрополитом... и (он) устроил ее великими постройками, украсил ее всякою красотою, церковными сосудами. Этот Ефрем воздвиг (в Переяславле (много) других) зданий, окончив церковь св.Михаила, заложил (еще) церковь св.Андрея около церкви от ворот, и строенье банное (каменное), чего не было прежде на Руси, и город заложил каменный".

- Деревянное зодчество Руси.

Работа по карте.

- Особенности византийской архитектуры на примере Софийского собора в Константинополе.

Д/З: сообщение о Софийском соборе в сопровождении фильма и слайдов.

- Особенности внутреннего убранства, вспомним, что было между внешним и внутренним обликом, это важная особенность 
(Контраст между внешним и внутренним обликом) – поясните.

Роскошь интерьера (мозаики, фрески, иконы, росписи на стенах, роскошные предметы декоративно-прикладного искусства)

- Что  выражали  архитекторы в строительстве? (Hепостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной).

- Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси?

Под влиянием какого исторического события  произошло влияние на архитектуру Руси?

В каком году произошло крещение Руси?

При каком князе это произошло? Каковы причины христианизации Руси?

Следующий храм считается гордостью русского зодчества – это храм Покрова Богородицы на реке Нерли.

Сообщение о соборе святой Софии в Киеве (слайд-шоу).

Сравнительный анализ святой Софии Киевской и Константинопольской.

Сообщение о церкви Покрова на Нерли. (слайды, презентация, видеоклип).

4. Итог урока. Рефлексия.

Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Какой из памятников зодчества произвёл на Вас наибольшее впечатление?

Характерные черты. Начнем с внешнего облика:

  1. Все храмы были ориентированы на восток (пояснить, почему).
  2. Отличались простотой плана, внешний вид спокойствием и строгостью.
  3. Базилика (вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части (нефы), которая позднее сменилась крестово-купольным храмом (в плане форма креста с куполом в центре).
  4.  На востоке к основному прямоугольному объёму примыкает полукруглая ниша (апсида) с расположенным в ней алтарём.
  5. К входу на западе примыкает двор (атриум).
  6. Суровая гладкость мощных стен, отсутствие декоративных деталей в оформлении фасадов.
  7. Редкие узкие окна.
  8. Колонны, соединенные волнистыми аркадами, создающие впечатление ритмичного движения.
  1. Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.
  2. В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?
  3. Почему на Руси считали храмы «книгой для неграмотных»?

Элементы древнерусской архитектуры.

  1. Групповая работа по карточкам «Архитектурные элементы древнерусского храма», проверка.

Д/з: п. 21. Заполнение сравнительной таблицы по типу ЕГЭ.

«Архитектурные особенности Византии и Древней Руси»

Общее

 

Различное

Византия

Древняя Русь

 

 

6. Оценивание работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Урок истории на тему: "Культура Руси X- начала XIIIв."

Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс:10Тип урока: комбинированный...

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси".

Презентация к уроку истории "Политическая раздробленность на Руси"....

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории "Путешествие по Древней Руси"

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса. Форма - урок-игра; урок-путешествие...

Использование современных образовательных технологий при работе на факультативных занятиях по истории общинной цивилизации Древней Руси.

В современную жизнь возвращаеться интерес к древней культуре нашего народа. Россию относят к старнам общинной цивилизации, которая отличается от европейской. Русский менталитет и русская культура свои...