самоанализ учителя истории
статья (история) по теме

Коноплянникова Елена Владимировна

самоанализ для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

Педагогической деятельности учителя истории и обществознания  

Первой квалификационной категории

 Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Старощербаковской средней общеобразовательной школы

Коноплянниковой Елены Владимировны

Общий стаж -22 года, стаж педагогической работы- 22 года, в данной должности-22 года, в данной школе- 22 года. Первая квалификационная категория. Историю и обществознание преподаю в средних и старших классах.

         Для реализации учебно-воспитательного процесса по истории и обществознанию руководствуюсь федеральным компонентом государственнго образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования РФ.

       Образовательная деятельность ведётся по следующим учебникам: история 9 класс О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа, «Новейшая история XX- начало XXI века»; А.А. Данилов, А.И. Матвеева, М.Ю. Брандат, «История России XX- начало XXI века»; 10 класс О.В. Волобуев, М.В.  Пономарёв, В.А. Клоков «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века»; 11 класс «Россия и мир в XX-начале XXI века» В.А.; обществознание 8,9 класс Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеева, Е.И. Жильцова; 10-11 класс Л.Н. Боголюбов, Ю.М.  Аверьянов, Н. И. Городецкая (базовый уровень).

       История и обществознание- такие предметы, которые не могут оставить никого равнодушными. А неравнодушный школьник думает, анализирует, советуется с учителем. Учитель может просто ответить на вопросы ученика, а может направить на поиск ответа. Современный урок имеет свои особенности, одной из которых является такая организация урока, которая обеспечивает не только усвоение учебного материала всеми обучающимися на самом уроке, но и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому моя педагогическая деятельность основана на практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предметов «История и обществознание».

       Я преподаю эти предметы на второй ступени образования в 8-9 классах и на третьей ступени в 10-11 классах, где предметы являются базовыми. И здесь возникает необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружён комплексом умений и навыков, которые помогут ему в дальнейшей жизни т.е. за часы учебного  времени, определённого учебным планом на изучение предметов «История» и «Обществознание», необходимо решить триединую задачу- дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

     Педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенную проблему невозможно, изучая лишь теоретический материал, и не подкрепляя его практической деятельностью. Поэтому в течении трёх лет я работаю над темой самообразования: «Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетенций обучающихся».

     Цель: развитие познавательной деятельности обучающихся посредством использования на уроках и во внеурочное время современных образовательных технологий.

    Задачи:

1. усилить практикоориентированную содержательную линию курсов истории и обществознания для 8-11 классов приёмами и методами, формирующими ключевые компетенции;

2.   внедрять в процесс обучения и воспитания различные приёмы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предметам.

3. оказывать помощь учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.

        Изучив работы Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии», разработала свою систему работы с обучающимися на уроках истории и обществознания. Остановлюсь на некоторых формах  методах и приёмах организации урока, которые применяю в своей работе.

     Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Обучающиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.

        В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, педагогических мастерских, критического мышления, проектный метод обучения, информационно- коммуникативные технологии.

В процессе применения технологий на уроках истории и обществознания происходит формирование политических и социальных компетенций. Например, перед изучением темы “Избирательное право”, учащиеся 10-ого класса проводят  социологический опрос среди жителей села: регулярно ли те ходят на выборы и почему?  В процессе опроса обучающиеся выяснили, что  регулярно на выборы ходит каждый четвертый, остальные не участвуют в выборах, т.к. не знают за кого голосовать. При обсуждении на уроке данной проблемы учащиеся пришли к выводу, чтобы реализовать свои избирательные права, нужно подробно познакомиться с кандидатами. В группах был составлен порядок действий. Обучающимся  предложили изучить портреты кандидатов, биографии, программы, партийную принадлежность, личные качества, если уже были депутатами, то результаты деятельности. Затем в группах был проведен анализ информации по трем кандидатам, в итоге каждый определил для себя: кто из кандидатов является популистом, а кто политическим лидером – тем, за кого можно отдать свой голос. При изучении темы “Политическая структура общества” была проведена мастерская “Вступление в партию: за и против”. В ходе мастерской “Роль одного голоса” обучающиеся на практике увидели, какую роль может сыграть голос одного избирателя на выборах. Считаю, что такие занятия способствуют формированию активной гражданской позиции у будущих избирателей.

     С появлением рынка труда устройство на работу во многом зависит от правильно составленного резюме, умения правильно “подать себя” в процессе собеседования. Мною была разработана мастерская на тему: “Резюме” для обучающихся 11 класса. Сначала обучающиеся подбирали ассоциации к слову “резюме”, потом давали определение. Например, резюме – это реклама себя. Сравнивали с определениями из словарей. Формулировали свои вопросы, какие возникли. Затем  были выданы цитаты, где встречалось данное слово, в группах они должны были определить: где нужно резюме. Афишировали результаты работы, продолжив фразу: “Резюме нужно, чтобы…”

На следующем этапе учащимся выдавались высказывания менеджеров и директоров о работниках. Учащиеся в группах составляли портрет идеального работника. Затем учащимся были предложены резюме разных людей, на основании их необходимо было составить план для написания любого резюме. После афиширования каждый индивидуально писал свое резюме. Мастерская закончилась рефлексией. Нужно было продолжить предложения: “Я сегодня сделал для себя вывод…”, “Я сегодня понял…”, “Я сегодня задумался…”. Многие поняли, как важно собирать портфолио уже сейчас.

     Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию. Программа по обществознанию позволяет это успешно осуществлять. Мною разработаны с использованием разных технологий темы: “Если бы отцы воспитывали своих детей, то законы и тюрьмы были бы не нужны…”, “Проблемы современной молодежи”, “Любовь в наше время”, “Семья в жизни современной женщины”, “Девиантное поведение: наше отношение”, “Смысл жизни”.

      Новые технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”, “вспоминать то, что, кажется совсем не знали” (из анкет учащихся).

В теме “Познание” для 10 класса мною разработана мастерская: “Правила слушателя”.

     Преподавание истории и обществознания с использованием новых технологий способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся. Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами: Развитием массовых коммуникаций и манипуляторных технологий, возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых, использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах, освоением информационных  возможностей Интернета.

    Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. Данная технология особенно востребована в 10-11 классах, во втором концентре; т.к. приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты. В данной технологии я провожу целые уроки и использую отдельные приемы.

    Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер. Например, при изучении темы “Культура России XVII века” учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием использовался при изучении темы “Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного”. В ходе работы было выяснено, что учащиеся хорошо помнят внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное внимание было сосредоточено на изучение внутренней политики, а высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек зрения на деятельность Ивана Грозного. Очень любят учащиеся прием “ключевые слова”. Например, при изучении личности Екатерины II были предложены слова: Потемкин, 1729, Фике, переворот, исчо, писательница. Используя данные слова, нужно было составить мини-текст. Возникла масса вопросов, особенно со словом “исчо”. Прием “верные-неверные утверждения”. При изучении личности Екатерины II были предложены утверждения: до брака она была принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская.  Священник ее матери сказал: “Вашу дочь ожидает великое будущее, я вижу на ее лбу 3 короны. Она была племянницей ПетраI. Екатерина отомстила Румянцеву за то, что он не хотел присягать бабе. С будущим мужем познакомилась, когда он допивал вино из рюмок за гостями.

Любила своего мужа и была счастлива в браке. Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.

     На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки “v” - уже знаю, “+” - новая информация, “?” - не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу. Прием “чтение с остановками” часто использую на уроках обществознания. Например, при изучении темы “Нации и национальные отношения” мною был зачитан фрагмент повести Ч.Айтматова:

- Ты кто? – спросил шофер.

- Я внук деда Момуна. А дед – сын сыновей Рогатой матери-оленихи.

- Кто тебе это сказал? – удивился шофер.

- Дедушка сказал. А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых                                           предков? – спросил мальчик.  Шофер  знал только  своего  отца,    прадеда.

- Никто не учил. А зачем?

- Дед говорит…

А что говорит дед учащиеся предполагали сами. Получилась интересная дискуссия.

    Когда необходимо дать оценку деятельности исторической личности использую прием “плюс-минус-вопрос”. По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова.

        На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.

     Информационная компетентность учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ.  Провожу  конкурсы презентаций по темам: «Изображение личности Ивана Грозного в культуре», «Юбилейные даты освоения космоса», «Герои Великой Отечественной войны», «Школьная форма», «Развитие военной техники в годы Великой Отечественной войны». Проект «Школьная форма» был представлен на Совете школы, общешкольном родительском собрани и получил высокую оценку. Лучшие презентации «Юбилейные даты освоения космоса» были показаны учащимся младших классов.

     Работа по теме «Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетенций обучающихся» имеет свои результаты:

  1. за последние три года наметилась позитивна динамика в обучении истории и обществознания: при 100% абсолютной успеваемости качество обучения возросло с 42%до 60%, рост составил по истории 8%, по обществознанию 10% (Приложение1);
  2. в 2011 и 2012 годах обучающиеся 9 класса  успешно прошли Государственную (итоговую) аттестацию по обществознанию (абсолютная успеваемость 100%, качественная 100%, 86%) (Приложение 2);
  3. в 2012 году   средний балл по результатам ЕГЭ по обществознанию был выше региональных и Всероссийских значений (приложение3);
  4. высокие результаты тестирования по истории в ходе аккредитации учебного заведения в 2009 году (9 класс: абсолютная успеваемость – 100%, качество обучения – 89%; 11 класс: абсолютная успеваемость- 75%, качество обучения- 75%) (Приложение 4).

 Внеклассная работа по истории и обществознанию является неотъемлемой частью всей учебно- воспитательной работы в школе. Она углубляет знания обучающихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор, стимулирует интерес к изучению предмета. В течение всего учебного года обучающиеся имеют возможность участвовать в научно- практических конференциях, конкурсах разных уровней, викторинах, олимпиадах. Многие из них проходят в рамках Недели истории и обществознания, как тематические вечера и т.п. Проведение предметной недели- давняя традиция в нашей школе, цель которой- вызвать живой интерес к предметам, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей обучающихся, их творческих способностей.

       Во внеклассной работе использую и проектную деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать работу с различными группами обучающихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения- от репродуктивного к творческому.

       Осуществляя разнообразные проекты во внеклассной работе краеведческой и социальной направленности,  обучающиеся 9-11 классов активно представляют их на региональном и районном уровне: VI открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»2011г, диплом лауреата; IV районный конкурс творческих исследовательских работ школьников 2008 г, диплом лауреата; VIII, IX районные конкурсы творческих исследовательских работ 2012г, 2013г, сертификаты участников; диплом 3 степени на областном туре всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» в номинации «Эколого- краеведческие путеводители».(приложение 5-7)

     Постоянно совершенствую в свою профессиональную деятельность, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Преподавание истории и обществознание в школе», газеты «история и обществознание» (приложение к газете «Первое сентября»), литературу по психологии. Педагогике. Посещаю семинары, являюсь членом сообщества взаимопомощи учителей «Pedsovet.su» (http://pedsovet.su/), сетевых образовательных сообществ «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/), «Pedsovet.org»   (http://www.pedsovet.org/),  «ProШколу.ru» http://www.proshkolu.ru/), зарегистрирована на сайте Издательского дома «Первое сентября» (https://my.1september.ru/) . Опубликовала материал на сайте «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой-  «Pedsovet.su» в марте 2013 года, участвовала в XIII Всероссийском интернет- конкурсе на сайте «Pedsovet.org» (2013 год)  , создала свой мини-сайт и  оформила электронное портфолио в социальной сети работников образования «Наша сеть» (http://nsportal.ru/) где размещены разработки уроков, творческие работы обучающихся, методические наработки.

     Работаю в оборудованном мною кабинете, где есть компьютер, мультимедиа- проектор, интерактивная доска, информация на разных электронных носителях, необходимая методическая литература, предметные газеты и журналы, словари, справочники, карты, наборы таблиц по истории и обществознанию, наборы портретов исторических деятелей, иллюстрации, репродукции картин, карточки, тесты. Оборудование кабинета систематизировано, составлена картотека.

        Активно участвую в работе районного методического объединения учителей истории и обществознания. С опытом работы по темам «Использование метода проектов как одного из способов повышения качества образования»; «Использование современных образовательных технологий на предметах гуманитарного цикла» выступила на семинаре РМО учителей истории и обществознания.  (приложение 8-11)

 В течении трёх лет вхожу в состав подкомиссий по проверке работ учащихся ГИА по обществознанию (2010,2011,2012г.)

                                                             ________________ (Е.В. Коноплянникова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ работы учителя истории

самоанализ работы за 2010-2011 год....

Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...

самоанализ учителя истории

самоанализ  работы  для  аттестации...

Самоанализ учителя истории и обществознания

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности  по её освоению»  В.Г.Белинский...

Самоанализ учителя истории

Самоанализ учителя истории за 2011-2012 учебный год....

самоанализ учителя истории

Самоанализ учителя истории с представлением результатов и опыта работы...