самоанализ учителя истории
опыты и эксперименты по теме

Полухина Наталья Викторовна

Самоанализ учителя истории с представлением результатов и опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uchitelya_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

   В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования.  В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетенций” в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.

У выпускников должны быть сформированы:

-политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)

-компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)

-коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов)

-компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)

-когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).

    Соответственно меняется и роль школы, одна из главных ее задач это создание условий для формирования личности. Это те условия, которые могут обеспечить возможности вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; дадут свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования, постоянное испытание своих интеллектуальных возможностей.  Именно в этих условиях происходит социализация личности.

     Поэтому цель моей работы «Социализация личности через усвоение ключевых компетентностей с использованием микромодульного подхода к изучению обществоведческих дисциплин» состоит в формировании ключевых компетенций, особенно политико-социальных, чему способствуют уроки истории и обществознания.  Открывая учебник истории, ребенок открывает для себя удивительный мир прошлого, анализирует настоящее и приоткрывает завесу будущего. Он пытается осознать причины и последствия событий,  чтобы в будущем  не повторять ошибки предков, формируясь при этом,  как самостоятельная личность, член общества.

   Кроме того, произошли изменения в системе историко-обществоведческого образования, которые выразились в отказе от формационного подхода и внедрении в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом подходах; возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования; большое внимание  уделено изучению духовной жизни общества и человека в истории.

   Поэтому  актуальным является микромодульный подход в преподавании истории и обществознания, предложенный В.Шоганом и использованный мною на уроках истории и обществознания и для формирования рабочей учебной программы. Кроме того, новизна моей деятельности  состоит в том, что я стараюсь привести  в соответствие с требованиями времени преподавание дисциплин обществоведческого цикла.

   Потребность в полезности исторического знания для будущей жизнедеятельности школьника возникает уже на уровне реального школьного урока. Микросреда, в которой осуществляется непосредственная жизнь школьника (семья, учеба, дружба со сверстниками), не являет собой нечто стройное, это скорее хаос взаимодействия, чем его упорядочивание. Можно сказать, что ребенок с удовольствием будет идти на урок, если почувствует, что там, все вместе с учителем заинтересованы обобщить возникающую вне школы потребность  в организации его ощущений. Каждый урок, на мой взгляд, призван решать эту проблему. Урокам истории принадлежит здесь особое место, так как они представляют собой инварианты моделей жизнедеятельности прошлых поколений, и в этом смысле они – ретроспективная основа жизни современного человека.

   Процесс изучения истории – это особый анализ современной жизнедеятельности через опыт прошлого. Это позволяет сделать трехблочное развитие социально – значимой темы (исторический, этический, культурологический блоки), где учащиеся через усвоенный образ интерпретируют (от внешнего к внутреннему) основополагающую модель жизнедеятельности, созданную определенной эпохой, чтобы перевести ее на уровень современной жизни, доказав тем самым полезность истории.

    Социально-значимая тема в целом, ее этапы определяются содержательно-историческим модулем. Это объясняется движением изучения исторического материала в них от образа к событию. В свою очередь, этапы-модули социально-значимой темы внутри себя разделены на блоки уроков модульного типа. Содержательной основой блоков-уроков определены исторические явления – деятельность государства, субъекта истории, общественной социальной группы.    

  В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, разноуровневого обучение, технологию модульного и блочно-модульного обучения, критического мышления, проектные методы обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения, для сохранения и укрепления здоровья  учащихся широко использую  элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук В.Ф.Базарного и приемы психологической рефлексии.  Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций  у учащихся.  Преподавание истории и обществознания с использованием новых технологий способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления   у  детей.

 Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. Данная технология особенно востребована в 10-11 классах, во втором концентре; т.к. приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты.  В данном случае микромодуль мотивации будет направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, синквейн, фишбоун,  составление кластера.

  На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу.

    Информационная компетенция учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ. На уроках по определенным темам используются  диски по истории и обществознанию, что повышает интерес к теме и предмету, усиливает мотивацию детей к изучаемой теме. Кроме того, проводится индивидуальное, онлайн-тестирование на компьютере по различным темам. Пройдя тестирование, учащиеся видят сразу результат своих знаний по определенной теме, как подготовили домашнее задание. Это тестирование является  эффективным и при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. С учащимися мы также проводим конкурсы презентаций, а на семинарских занятиях они представляют свои проекты в электронном виде. Все это сделать мне позволяет мультимедийный кабинет и комплект дисков по истории и обществознанию.

  При  оценке качества образования кроме традиционных методов (контрольные работы, зачеты, составление таблиц, схем ит.д.) используются тестовые работы по социально-значимым темам в рабочих тетрадях по новой истории в 7, 8 классах.  По истории России в 6 классе детям выдается опорный лист, который они должны заполнить в течение изучение темы и сдать. Это позволяет к итоговому уроку выявить пробелы в знаниях по данной теме. В старших классах по обществознанию и истории проводятся семинары.  Кроме того, ребята создают презентации и различные проекты (например, «Моя родословная», «Мой класс» 6 кл.), участвуют в заседании «круглых столов» и т.д.   Т.к. увеличилось число детей, выбирающих для сдачи итоговой аттестации историю и обществознание в форме ЕГЭ, то  в 10-11 класса ведется активная работа с тестами ЕГЭ, а с 5 класса по 9 дети работают с рабочими тетрадями по истории и обществознанию. Это позволяет уже с 5 класса готовится к ЕГЭ, т.к. задания в тетрадях разноуровневые, соответствующие заданиям типа А, В, С. Кроме этого мною разработаны:

  • разноуровневые итоговые контрольные работы по истории для 5-11 классов;
  • разноуровневые тематические тесты по истории для 5-11 классов.

Диагностическая методика разноуровнего обучения:

- гарантирует прохождение диагностики на базовом уровне, продвинутом и повышенном уровне;

- дает возможность пройти в другую группу усвоения учебного материала на более высоком уровне (благодаря тому, что справляется с заданиями базового уровня), т.е. предполагает положительную динамику качества усвоения учебного материала;

- повышает  мотивацию учения, желание выполнять не только простые, но и более сложные задания;

- воспитывает интерес к предмету;

- способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.

А также вырабатывается умение отличать простые, средние и сложные задания, формируется умение проектной деятельности в процессе усвоения исторического материала, умение подбирать, составлять задания заявленного уровня.

  Кроме того, мною разрабатываются листы индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему мониторинга качества исторического образования. Именно над этой проблемой я работаю с 2012-2013 учебного года, активно включившись в инновационную работу школы «Создание системы внутреннего  мониторинга качества образования»

 Развитие интереса к предметам история и обществознание происходит и во внеурочной деятельности. Для этого проводятся тематические вечера, «Счастливый случай» по теме «Древняя Греция». В последние годы традиционными стали  мероприятия, связанные с выборами.  Проводятся они совместно  с участковыми избирательными комиссиями и  работниками СДК. Это и деловые игры,  и уроки демократии,  и  тематические вечера. В этом направлении наблюдается положительная динамика включения школьников во внеурочную  деятельность.  Положительным результатом в этом направлении является  2 место, занятое моим учеником, Лукашовым Владимиром,  в конкурсе дипломов «Впервые голосующему», 1 место в районном конкурсе сочинений, посвященных 20-летию Конституции (Арсентьева Валерия), свидетельство за участие в областной олимпиаде по направлению «Судебная и внесудебная защита прав потребителей» среди учащихся образовательных школ (Князь Ирина) и дипломы за участие в районном этапе областного конкурса «Знаток Конституции и избирательного права» (Табацкая Марина, Суханова Надежда), 3 место во II межрегиональной викторине по истории  «Защитники Отечества» (Сасунова  Екатерина)

Активно проводится  работа с одаренными  детьми. Кроме участия в олимпиадах  они  изучают дополнительную литературу, участвуют в мероприятиях, создают презентации, проводят исследования.

Одним из направлений моей  внеурочной деятельности  являются встречи с интересными людьми. Со старшеклассниками мы встречались с  местными предпринимателями. На мероприятие  «Дети войны» была приглашена Кучин А.И., которая в годы войны была ребенком, но хорошо помнит   те страшные годы. Встреча с ней настолько тронула детей, что они написали статью в  газету «Родник».                                                                                                                                              

 С 2008-2009 учебного года наша школа участвовала в эксперименте по апробации федерального государственного стандарта. С этого же года в рамках реализации инновационной площадки на базе ЦДО района по изучению основ православной культуры  я  вела  кружок для детей начальных классов «Православные праздники и традиции как средство приобщения детей к духовному опыту».  Дети, посещающими этот кружок, участвовали в районном празднике, посвященном Рождеству, что было отмечено в газетах «Родник» и «Деловой Миус», провели открытое мероприятие для учителей района по теме: «Пасха Христова», участвовали в районном фестивале детского художественного творчества «Мир красотою спасется», посвященному  празднику Святой Пасхи, за что я была отмечена благодарственным письмом.

 С 2010 года я работаю школьным уполномоченным по правам ребенка. За это время   были проведены познавательные мероприятия для детей разных возрастов, выступала на родительских собраниях по вопросам прав и обязанностей родителей. А в 2012-2013 учебном году мною была разработана и апробирована программа для начальных классов «Детям о правах». Эта программа заняла первое место в  районном конкурсе «Инновационные педагогические идеи - базовое условие  модернизации системы образования»

  Для диссеминации своего инновационного опыта я использую  следующие формы: накопление, обобщение и трансляция продуктов инновационного опыта, включающего создание банков инноваций, обобщение информационных и методических материалов на районных методических объединениях, а также районному и областному жюри конкурса «Учитель года». На школьном методическом объединении представляла свою воспитательную систему, делилась наработками в этой области.

  На курсах «Интел» мною был разработано учебно-методическое пособие, которое  стало  победителем конкурса программы «Интел. Образование для будущего» и  был опубликован в сборнике материалов УМП «Применение современных информационных технологий в образовании».

 Для  успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма, своей индивидуальной моделью, «Я – концепция». Составляющие мою модель профессиональных компетенций блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности: знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую. Все эти блоки неразрывно связаны между собой и формируются в течение жизни. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребенку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью. И все это возможно на уроках истории.   Ещё одна задача учителя помочь стать личностью. Для более успешной социализации своих воспитанников  я, как классный руководитель, разработала и реализовала воспитательную систему класса « Ты - Человек, Гражданин. Личность».

   Цель воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную Человека, имеющая активную гражданскую позицию, умеющая определиться и адаптироваться в современных условиях.

Задачи:- формирование представления о человеке как  субъекте жизни и высшей ценности на Земле;

-формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни;

-формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка;

-развитие познавательной активности детей как условие интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения;

-формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

-формирование активной гражданской позиции;

- формирование активной жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути;

-содействовать развитию творческих способностей;

-активизировать работу по привлечению родителей к образовательному процессу.

Модель личности выпускника

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:

-сформированные представления о человеке и окружающем мире;

-овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

-четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.

  Выпускник – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека  

 Ожидаемые  результаты:

1.Проявление  человеческих и гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом. Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.

2.Сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3.Повысился уровень воспитанности учащихся.

 4.Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.

5.Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к появлению и восприятию новой информации и новых знаний.

6.Раскрытие собственной индивидуальности.

7.Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.

8.Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.

9.Ощущение себя полноправным членом общества.

Результаты работы совпали с ожидаемыми.

Количество КТД,  проводимых учащимися класса.

КТД, проводимые учащимися класса

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

На пользу школы

30%

50%

60%

Для младших

36%

40%

50%

Для себя

34%

84%

90%

       Говоря о нравственной воспитанности, следует отметить, что уровень достаточной сформированности нравственной воспитанности, ориентации «на другого человека»  увеличился,  а уровень недостаточной сформированности нравственной воспитанности  уменьшился

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

Достаточная нравственная воспитанность

54,5%

67%

80%

Недостаточная сформированность нравственной воспитанности

45,5%

33%

20%

    Результаты развития классного коллектива:

  1. нет изолированных детей;
  2. повысилась активность классного самоуправления;
  3. все дети положительно оценивают отношения в коллективе;

4) все дети положительно оценивают отношения педагогов и учащихся.

           Результатами своей работы как классного руководителя,  считаю:

-проявление человеческих и гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;

-сформированность классного коллектива, нет изолированных детей;

-повысился уровень воспитанности учащихся;

-повысилась мотивация на успешное освоение знаний, умений и навыков;

-раскрытие индивидуальности, проявление детей в новых для себя ролях (Ю. Бормотов стал петь, А. Ляшенко танцевать и т.д.);

-активную работу учащихся в классе;

-нет правонарушений;

- увеличилось число детей, занятых в кружках и секциях.

Кроме того, воспитанники моего класса неоднократно становились победителями в легкоатлетическом кроссе в школе и районе (девочки).    В  составе школьной команды  девочки заняли 2 место  по волейболу, а мальчики  по футболу  в районных соревнованиях, в составе команды ЮИД  победили в зональном конкурсе «Живых газет», участвовали в областном конкурсе,  призеры фестиваля «Гвоздики Отечества»  в поселении, участники зонального конкурса. Вместе с учащимися  моего класса активно участвуем  в реализации социальных проектов, например,  «Создадим музей своими руками», в акции «Школьному двору – чистоту и порядок».  Для решения общественно-значимых проблем местного социума участвовали во встрече с Главой Куйбышевского района,  учеными города Ростова по теме: «Коллективная мыследеятельность».  Кроме того, моя ученица, Куценко Екатерина,  победила на выборах и стала президентом  детской организации «Республика Мальчишек и Девчонок» и  избрана членом молодежного парламента Куйбышевского района.

   Главным в работе с детьми  считаю – привитие интереса к процессу  обучения, мне важно, чтобы ребенок с желание шел в школу, радовался успехам своим и товарищей, чтобы желание учиться и узнавать новое вышло за стены и стало жизненной потребностью. Стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать.

    Чтобы образовательный процесс был успешным, педагог сам должен быть мотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира, иметь определенные личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии.

    В 2009 году я прошла курсы повышения квалификации  по теме «Деятельностный подход к модернизации системы управления качеством школьного исторического образования в условиях ЕГЭ». Полученные знания успешно применяю на уроках истории и обществознания и при подготовке  к ЕГЭ.  Кроме того, это помогло мне победить в районном конкурсе «Учитель года» и, как победителю   районного конкурса – удачно проявить себя в областном конкурсе «Учитель Дона». Сейчас прохожу дистанционные курсы «ЕГЭ по истории и обществознанию».

  Имею следующие награды: Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Диплом Отдела образования Администрации Куйбышевского района за победу в районном конкурсе «Учитель года-2009», Диплом Отдела образования Администрации Куйбышевского района за активное участие в районном фестивале «Мир моих увлечений», Диплом Отдела образования Администрации Куйбышевского района за 1 место в районном конкурсе «Инновационные педагогические идеи – базовое условие модернизации системы образования», Почетная грамота Отдела образования Администрации Куйбышевского района за многолетний плодотворный труд, устойчивые положительные результаты в образовательной деятельности, успехи в культурном и нравственном развитии учащихся,  Диплом Межшкольной Гуманитарной Интеллектуальной Ассоциации «Клуб Любителей Истории и Обществознания» I степени конкурса «Лучший урок (занятие) истории 1 полугодия 2012-2013 учебного года, Благодарственное письмо Межшкольной Гуманитарной Интеллектуальной Ассоциации «Клуб Любителей Истории и Обществознания II межрегиональной викторины по истории «Защитники Отечества» «За подготовку призера»,  Благодарность Центра поддержки талантливой молодежи за организацию и проведение IIВсероссийских олимпиад, а также  Дипломы 1 и 2 степени Кринично-Лугского сельского поселения, районного отдела культуры за участие в конкурсах патриотической песни «Гвоздики Отечества»,  конкурсах художественной самодеятельности поселения, района.  Кроме того, я уже несколько лет подряд являлась  членом жюри предметных олимпиад  и  различных конкурсов в районе, председателем трудового коллектива школы, на данный момент являюсь   еще и председателем уличного комитета села.

     Еще хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Одна из наиболее существенных связана с проблемой несовершенства учебно–методического обеспечения. Содержание новых учебников перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников, особенно это касается учебников по Всеобщей истории для 7, 8, 9 классов. Еще одной проблемой является нехватка учебных часов в преподавании истории в 6-11 классах. Слишком большой исторический материал невозможно полностью уложить в 2 часа учебного времени, при этом детей необходимо готовить и сдаче ГИА и ЕГЭ. В данный момент планирую свою дальнейшую педагогическую деятельность с учетом существующих проблем и поиска путей их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ работы учителя истории

самоанализ работы за 2010-2011 год....

Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...

самоанализ учителя истории

самоанализ  работы  для  аттестации...

Самоанализ учителя истории и обществознания

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности  по её освоению»  В.Г.Белинский...

Самоанализ учителя истории

Самоанализ учителя истории за 2011-2012 учебный год....

самоанализ учителя истории

самоанализ для аттестации...