Обобщение опыта работы на тему: "Инновационные подходы к преподаванию истории на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий"
учебно-методический материал по истории по теме

Просветов Вячеслав Александрович

Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав определенный опыт хотел бы поделиться с основными его составляющимися.

Содержанием описываемого мною опыта является:

  • изучение модальностных особенностей школьников;

  • мотивация учащихся к обучению на основе многосенсорной подачи учебного материала, которая реализуется через применение:

  • опорных сигналов и схем, в том числе и создание детьми самостоятельных опор на уроке и дома;

  • электронных наглядных пособий, в частности презентаций и исторических карт;

  • работа с видео материалами и видео проектами;

  • создание на уроке атмосферы ситуации успеха и возможности реализации школьниками их творческого потенциала.

Задача опыта - сделать обучение истории привлекательным и захватывающим процессом для большинства учащихся в среднем и старшем звене. Применение на уроках видео материалов, составленных из отрывков исторических документальных и художественных фильмов и кинохроники позволяет дополнить урок «живыми образами», создать эффект присутствия и сопереживания школьниками исторических событий, фактов, явлений. Включить в работу основной сенсорный канал «право полушарных» школьников — визуальный.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Третьяковская средняя общеобразовательная школа»

Обобщение опыта работы на тему:

«Инновационные подходы к преподаванию истории

на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий»

Учитель истории и обществознания  

                                         В.А. Просветов  

                                     

Третьяково 2013

Содержание:

1 Введение        3

2 Изучение ведущей модальности школьников        4

3 Применение видеоматериалов на уроке истории        6

3.1 Видео на уроке истории. Почему так притягательна эта идея?        6

3.2 Этапы работы над видео проектом        6

3.2.1 Этап первый. Создание базы данных        6

3.2.2 Этап второй. Разработка каталога видео материалов.        8

3.2.3 Этап третий. Создание видео проекта.         10

3.3 Алгоритм работы с видео проектом        26

4.Опорные сигналы на уроке истории        28

4.1 Для чего нужна опора?        28

4.2 Виды опорных сигналов.        28

4.3 Опора на уроке        31

4.4 Самостоятельная работа над опорой        32

4.5 Опора и опрос.        32

5.Ситуация успеха        34

6. Заключение         36

Литература        37


1 Введение

Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав определенный опыт хотел бы поделиться с основными его составляющимися.

Главной  целью любого обучения является вооружение школьников знаниями, умениями и навыками, устойчивым понятийным аппаратом. Не является исключением в этом плане и преподавание истории в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. Различаются лишь методы и подходы в преподавании истории, выборе учителем дидактического материала, учебной и дополнительной литературы, средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) для наиболее полного воплощения поставленной цели.

 Содержанием описываемого мною опыта является:

  • изучение модальностных особенностей школьников;
  • мотивация учащихся к обучению на основе многосенсорной подачи учебного материала, которая реализуется через применение:
  • опорных сигналов и схем, в том числе и создание детьми самостоятельных опор на уроке и дома;
  • электронных наглядных пособий, в частности презентаций и исторических карт;
  • работа с видео материалами и видео проектами;
  • создание на уроке атмосферы ситуации успеха и возможности реализации школьниками их творческого потенциала.

Задача опыта - сделать обучение истории привлекательным и захватывающим процессом для большинства учащихся в среднем и старшем звене. Применение на уроках видео материалов, составленных из отрывков исторических документальных и художественных фильмов и кинохроники позволяет дополнить урок «живыми образами», создать эффект присутствия и сопереживания школьниками исторических событий, фактов, явлений. Включить в работу основной сенсорный канал «право полушарных» школьников — визуальный.

Новизна опыта заключается в том, что использование на уроке видео материалов и наглядности с применением ИКТ дополняется дифференцированным подходом с использованием творческого потенциала школьников. Это реализуется через вовлечение учащихся в составление ими опорных сигналов и схем, участии в конкурсах и олимпиадах. Самостоятельное моделирование опор раскрывает творческий потенциал школьников, укрепляет веру в собственные силы. Система поощрений и авансирование личности ребенка ведет педагога и ученика к ситуации успеха.         В результате реализации проекта у учащихся заметно возрастает интерес к истории как к предмету. Появляется устойчивое желание получать отличные и  хорошие оценки.


2 Изучение ведущей модальности школьников

Переход младшего школьника в среднее звено основной школы всегда сопряжен со стрессовой ситуацией. Привычная атмосфера меняется кардинально. Вместо одного учителя ребенку предъявляют обоснованные, как им кажется, требования около десятка новых учителей. У каждого свои требования к дисциплине, своя система оценок и порядок подачи учебного материала. Время адаптации к новым условиям и новым учителям у каждого  школьника индивидуальный. Именно в этот период чаще всего у некоторых из них не складываются отношения со школой и учебной мотивацией.

Как сделать переход из начальной в основную школу для ребенка наименее болезненным процессом? Ответ казалось бы прост - изучить ребенка и с учетом полученных знаний выбрать наиболее эффективные формы и методы обучения.

На сегодняшний день в рамках реализации Федерального Государственного стандарта (ФГОС) осуществляется программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе, она составлена на основе методического пособия под редакцией А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Диагностика каждого младшего школьника проводится в течение всего цикла начального образования и ко времени перехода в среднее звено информации достаточно. Однако анализируя методики программы можно сделать вывод о том, что все они направлены на выявление уже сформированных личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Универсальных, значит общих учебных действий.  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Понятно, что недостаточное место на сегодняшний день уделяется диагностике внутренних особенностей школьников на которые в дальнейшем опирались бы учителя предметники в среднем и старшем звеньях основной школы. В частности определение сенсорных каналов и тип модальностного восприятия информации младших школьников. Сенсорная система человека состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Модальность есть принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе человеческого организма. Визуальная, аудиальная, кинестетическая, болевая вот список модальностей.

Почему очень важно диагностировать сенсорную систему и модальностный тип ребенка?

В 1982 году американский психонейрохирург Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за фундаментальное открытие в области различий в психической деятельности правого и левого полушарий головного мозга. Одно из полушарий человека и ребенка может доминировать, то есть вносить больший вклад в его индивидуально-психологические особенности. Соответственно по степени восприятия информации человек может быть визуалом (зрительное восприятие) либо кинестетиком (вкусовое, обонятельное, осязательное, мышечное восприятие) в этом случае более развито правое полушарие головного мозга, либо аудиалом (слуховое восприятие) с более развитым левым полушарием. Исследования показали, что примерно у 70% школьников развиты в разной степени визуальная, кинестетическая и аудиальная модальности, а  30% в  чистом виде визуалы, кинестетики или аудиалы. Поэтому от того как подается учебная информация на уроке зависит успех или не успех в учении каждого конкретного юного школьника. Достаточно серьезно данная проблема рассмотрена и предложены разнообразные тесты определения ведущей модальности в работе Аллы Леонидовны Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения».


3 Применение видеоматериалов на уроке истории

3.1 Видео на уроке истории. Почему так притягательна эта идея?

Школьники, как и учителя, воспринимают информацию в том числе учебную, через доминирующую сенсорную систему, являясь по типу модальности визуалами, кинестетиками или аудиалами. Если для аудиалов на уроке истории создаются удовлетворительные условия, историческая информация редко подается учителем в тишине, то как быть с визуалами, которые учатся глазами. Кинестетики находятся в еще более затруднительном положении, ведь им необходимо потрогать материал. Учитель выбирая дидактический материал, методы и средства его подачи не может не опираться на свой тип модальности.

Как вы думаете какой тип модальности преобладает у меня?  

Применением видео на уроке я занимаюсь с 1996 года. В начале работы на уроке применялся телевизор и видеомагнитофон. Материалы подбирались из документальных и художественных фильмов исторического содержания. Был накоплен достаточно большой рабочий материал. Затем пришла идея записать фрагменты в соответствии с учебным материалом. Для этого были нужны один  телевизор, два видеомагнитофона и муки творчества. Записи делались так,  чтобы использовать видео фрагменты на уроке было целесообразно и удобно. Так случилось, что в 2002 году я покинул школу и перешел на другую работу, а в 2012 году вновь вернулся. Ушли в прошлое старые наглядные пособия и средства ТСО, им на смену пришло новое более современное оборудование - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), среди них компьютер, мультимедиа проектор. Возможности сети интернет позволили мне в короткий срок создать и расширить рабочую базу используемую в прошлом. Вновь началась работа по созданию каталогов видео материалов и видео проектов.

3.2 Этапы работы над видео проектом

3.2.1 Этап первый. Создание базы данных

Работа с видео материалом, а в дальнейшем с видео проектами начинается с подбора базы, с которой в дальнейшем пойдет работа. Такой базой являются уже упомянутые художественные, документальные исторические фильмы, сериалы, мультипликационные фильмы. Возможный каталог видео материалов  для создания базы данных представлен в Таблице 1.


Таблица 1. Каталог видео материалов для базы данных

п/п

Наименование фильма

Область применения

1

Д/с «Исчезнувшие цивилизации»,

США, 1995

Древний мир А.А. Вигасин,

Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

1.1

Египет. В поисках бессмертия

Древний мир, глава 4

1.2

Месопотамия. Возвращение в Эдем

Древний мир, глава 5

1.3

Эгейское море. По следам Атлантиды

Древний мир, глава 7

1.4

Греция. В стремлении к совершенству

Древний мир, глава 8, 9

2

Х/ф «Клеопатра», 1963

Древний мир Глава 13  § 52, 53

3

Х/ф «Спартак», 1960

Древний мир Глава 13 § 51

4

Х/ф «Одиссей», 1997

Древний мир, Глава 7

5

Х/ф «300 спартанцев», 1962

Древний мир, Глава 8  

6

М/ф «Лабиринт. Подвиги Тесея», СССР,  1971

Древний мир, Глава 7

7

М/ф «Олимпионики», СССР,  1982

Древний мир, Глава 8

8

Х/ф «Айвенго», США 1952, 1982

История средних веков,

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской  Глава 4

9

Х/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», СССР, 1982

Глава 4

10

Х/ф «Жанна Д арк», 1999

Глава 7

11

Д/с «Исчезнувшие цивилизации», США, 1995

11.1

Инка. Тайны предков

Глава 11

11.2

Майя. Империя кровавых царей

Глава 11

12

Х/ф «Илья Муромец», СССР, 1956

История России, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 6 класс, Глава 1

13

Х/ф «Александр Невский», СССР, 1938

Глава 2

14

Х/Ф «Орда», Россия, 2012

Глава 2

15

Х/ф «Иван Грозный», СССР, 1944, 1945

Глава 3

16

Х/ф «Ермак» Россия, 1996

Глава 3

17

Д/ф «История государства Российского X-XIV вв.», СССР, 1987

Главы 1,2,3

18

Д/с Романовы. Начало династии.

Государь Алексей Михайлович.К

Первый император России

От Екатерины I до Екатерины II

Императрица Екатерина Великая, Россия, Леонид Фишель, Григорий Игулдин, 1998 - 2003

История России, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 7 класс,

Главы 1, 2, 3, 4, 5

Продолжение Таблицы 1.

19

Х/ф «Петр Первый», СССР, 1938

 Глава 3

20

Д/с «Российская империя», Леонид Парфенов, 2000 - 2003

Главы 3,4,5

21

Х/ф «Война и мир», СССР, 1965-1967

История России, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 8 класс, Глава 1

22

Д/ф «Война и мир Александра I », Россия 2012

Глава 1

23

Х/ф «Адмирал Нахимов», СССР, 1946

Глава 2

24

Д/с Романовы. Начало династии.

Александр II

Александр III, Россия, Леонид Фишель, Григорий Игулдин, 1998 - 2003

Глава 2

25

Д/ф Николай II. Круг жизни. Мирошниченко, 1998

История России ХХ — начало ХХI в. А.А. Данилов, М.Ю. Косулина, М.Ю. Брант Раздел 1, 2

26

К/э Великая отечественная, 20 серий СССР — США, 1979  

Раздел 4

27

Д/с Великая война. 18 серий, Россия, 2011

Раздел 4

28

Х/ф Великий полководец Г.К. Жуков, Россия, 1995  

Раздел 4

29

Д/п Намедни. Годы 1961 — 2003,

 Л. Парфенов,

Раздел 6 - 9

        Когда выбранные произведения оказываются в вашей фильмотеке начинается следующий этап работы с ним.

3.2.2 Этап второй. Разработка каталога видео материалов.

Произведение, например серия: «Египет. В поисках бессмертия»  из цикла «Исчезнувшие цивилизации» внимательно просматривается и разбивается на фрагменты посвященные какой либо одной теме. Например: «Фараон: Рамзес Великий» 0.15.30 — 0.18.20. Таким образом производится подробный хронометраж произведения, это необходимо для дальнейшей работы над видео проектом. Затем выделенные фрагменты сопоставляются с программой курса и вы определяете какой фрагмент и на каком уроке можно продемонстрировать.

Таким образом видео материал - это видео фрагмент документального, художественного исторического фильма, сериала, либо мультипликационного фильма, который может быть использован на конкретном уроке истории. Каталог видео материала представлен в Таблице 2.


Таблица 2. Каталог видеоматериалов, которые могут быть использованы на уроках истории

п/п

Наименование фрагмента

Время

Область применения

Д/с «Египет. В поисках бессмертия»

«Исчезнувшие цивилизации»,

США, 1995

Древний мир А.А. Вигасин,

Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

1

Раскопки гробницы Тутанхамона.

0.03.15 — 0.11.20

Глава 4 § 11

2

Священный Нил

0.11.20 — 0.14.00

Глава 4 § 6

3

Каменоломни Египта

0.14.00 — 0.15.30

Глава 4 § 9, 11

4

Фараон Рамзес Великий

0.15.30 — 0.18.20

Глава 4 § 9

5

Храм Филе

0.18.20 — 0.21.00

Глава 4 § 11, 12

6

Письменность Египта.

 Розетский камень.

0.21.00 — 0.24.10

Глава 4 § 12

7

Пирамиды победили время

0.24.10 — 0.31.30

Глава 4 § 12

Д/с «Месопотамия.Возвращение в Эдем»,

«Исчезнувшие цивилизации»,

США, 1995

8

Свод законов Хаммурапи

0.19.50 — 0.24.20

Глава 5 § 14

9

Ассирийская империя

0.24.20 — 0.35.05

Глава 5 § 18

10

Шумеры

0.35.05 — 0.36.50

Глава 5 § 13

11

Ур, Урук, Эриду

0.36.50 — 0.47.57

Глава 5 § 13

Д/с «Эгейское море. По следам Атлантиды»,

«Исчезнувшие цивилизации»,

США, 1995

12

Гомер. Троянская война

0.06.40 — 0.07.48

Глава 7 § 26

13

Генри Шлиман

0.07.48 — 0.13.00

Глава 7 § 25

14

Смерть Агамемнона

0.13.00 — 0.15.00

Глава 7 § 25

15

Микены. Сокровища Шлимана

0.15.00 — 0.21.20

Глава 7  § 25

16

Крит

0.21.20 — 0.37.35

Глава 7 § 24

Д/с «Греция. В стремлении к совершенству»,

«Исчезнувшие цивилизации»,

США, 1995

17

Афины

0.02.09 — 0.03.25

Глава 9 § 37

18

Греция при Перикле

0.03.25 — 0.10.45

Глава 9 § 40

19

Греческие боги

0.10.45 — 0.17.41

Глава 7 § 28

20

Греческий театр

0.17.41 — 0.24.35

Глава 9 § 39

21

Олимпийские игры

0.24.35 — 0.30.40

Глава 8 § 33

Продолжение Таблицы 2.

М/ф «Лабиринт. Подвиги Тесея», СССР,  1971

22

Миф о Минотавре

0.06.20 — 0.19.20

Глава 7 § 24

М/ф «Олимпионики», СССР,  1982

23

Олимпийские игры

0.01.06 — 0.14.16

Глава 8 § 33

Нужно понимать, что формирование каталога видео материалов наиболее трудоемкая и время затратная работа, если вы готовы к этому, тогда перейдем к третьему этапу работы.

3.2.3 Этап третий. Создание видео проекта.

Видео проект - это обработанный учителем видеоматериал из исторического художественного, документального фильма, сериала, либо мультипликационного фильма с помощью программы OpenShot Video Editor для непосредственного показа на уроке истории адаптированный к определенному параграфу учебника соответствующий целям и задачам конкретного урока. Программа позволяет делить на части (резать) видео материал, а части затем склеивать, попросту говоря монтировать новый необходимый вам фрагмент. Это необходимо потому, что стратегия урока часто диктует использовать сразу фрагменты из разных частей видео материала. Без программы OpenShot Video Editor этого сделать было бы невозможно. Более того, программа располагает функцией «титры», с помощью которой можно остановить фрагмент выделить его, например чтобы учащиеся записали дату события, вопрос, или задание и продолжить просмотр. Над этой задачей я очень долго ломал голову пятнадцать лет назад. Каталог уже подготовленных видео проектов представлен в Таблице 3.

Таблица 3. Каталог видео проектов, используемых на уроках истории.  

п\п

Название

видео проекта

Источник

Время

(минуты)

Где

применить

1.

Битва за Москву

К/э «Неизвестная война» СССР - США

23:07

История России  9, 11 ВОВ

2.

В тылу

К/э «Неизвестная война» СССР - США

24:43

История России  9, 11 ВОВ

3.

Г.К. Жуков

Х/ф «Великий полководец Г.К.Жуков»

32:00

История России  9, 11 ВОВ

3.1

Сталинградская битва

Х/ф «Великий полководец Г.К.Жуков»

0.00:01-0.11:30

История России  9, 11 ВОВ

3.2

Курская дуга

Х/ф «Великий полководец Г.К.Жуков»

0.11:30- 0.23:27

История России  9, 11 ВОВ

Продолжение Таблица 3.

3.3

Операция «Багратион»

Х/ф «Великий полководец Г.К.Жуков»

0.23:31-0.32:00

История России  9, 11 ВОВ

4.

Операция «Уран»

К/э «Неизвестная война» СССР - США

13:49

История России  9, 11 ВОВ

5.

Курская битва

К/э «Неизвестная война» СССР - США

12:36

История России  9, 11 ВОВ

6.

Восстание Спартака

Х/ф «Спартак»

1960

25:51

Древний мир

§ 51

7.

Цезарь, Антоний, Октавиан

Х/ф «Клеопатра»

1963

37:43

Древний мир

§ 52,53

8.

Ромео и Джульетта

Х/ф «Ромео и Джульетта» 1968

19:18

Новое время 7 класс § 20

9.

Эпоха Петра

Д/с «Российская империя» Часть 1,2

36:55

История России 7 класс § 13-16

10

Иван Грозный

Х/ф «Иван Грозный» 1944

39:55

История России

6 класс § 23-25

10.1

Детство Ивана

Х/ф «Иван Грозный» 1944

00:01-07:12

История России

6 класс § 23

10.2

Венчание на царство

Х/ф «Иван Грозный» 1944

07:12-18:06

История России

6 класс § 24

10.3

Поход на Казань

Х/ф «Иван Грозный» 1944

18:06-30:22

История России

6 класс § 24

10.4

Опричнина

Х/ф «Иван Грозный» 1944

30:22-39:55

История России

6 класс § 25

Работа над видео проектом доставляет мне наибольшее удовольствие и я очень рад что нахожусь в самом начале этого бесконечного пути. Однако работа над проектом заканчивается только тогда, когда он гармонично вписывается в план  урока, соответствует дидактическим целям и задачам, формам и методам подачи учебного материала.  

На уроке я регулярно использую уже готовые видео материалы. В частности прекрасным дидактическим материалом является анимационный сериал Валерия и Александра Бабича 2008 года «История государства Российского». Данный анимационный сериал — проект ТВЦ созданный на основе труда историка Н.М. Карамзина. Пятьсот 4-минутных серий, выполненных в технике трехмерной компьютерной анимации в сочетании с документальной хроникой и историческими картами рассказывают о большом историческом периоде — от призвания варягов до итогов правления Екатерины II.  Для облегчения работы с данным сериалом уважаемых коллег, применяющих видео на уроках истории, название всех серий проекта приведено в Таблице 4.

Таблица 4. Каталог серий анимационного сериала «История государства Российского»,  созданного на канале ТВЦ на основе трудов Н.В. Карамзина, Н.И. Костомарова и С.М. Соловьева.

 Номер и название  серии анимационного сериала

(используется учебная линия А.А. Данилова

 и Л.Г. Косулиной)

История России

Класс

§

001. Рюрик.

6

4

002. Варяги.

6

2

003. Аскольд и Дир.

6

4

004. Славяне.

6

1

005. Олег.

6

4

006. Игорь.

6

4

007. Ольга.

6

4

008. Святослав.

6

4

009. Война с Цимисхием.

6

4

010. Битва при Доростоле.

6

4

011. Ярополк. Олег. Владимир.

6

5

012. Владимир.

6

5

013. Волжская Болгария.

6

5

014. Походы Владимира.

6

5

015. Крещение Руси.

6

5

016.Русское войско.

6

8

017. Торговля в Киевской Руси.

6

6

018. Ремесла в Киевской Руси.

6

8

019. Святополк Окаянный.

6

6

020. Война Ярослава Мудрого против Святополка.

6

6

021. Ярослав.

6

6

022. `Русская правда` Ярослава.

6

6

023. Великий Князь Изяслав 1054-1077.

6

-

024. Киево-Печерский монастырь.

6

7

025. Всеволод Ярославич.

6

-

026. Война с Олегом.

6

-

027. Война с Олегом.

6

-

028 Съезд князей в Любече.

6

9

029. Великое княжение Святополка II (1098-1099).

6

-

030. Великое княжение Святополка II (1098-1099).

6

-

031. Победа на половцами.

6

9

Продолжение Таблицы 4.

032. Великий Князь Владимир Мономах.

6

9

033. Великий Князь Владимир Мономах.

6

9

034. Великий Князь Владимир Мономах.

6

9

035. Поучение Владимира Мономаха.

6

9

036. Великие князья Мстислав Великий и Ярополк.

6

-

037. Великий Князь Всеволод Ольгович (1139-1146).

6

-

038. Великий Князь Всеволод Ольгович.

6

-

039. Игорь Ольгович и Изяслав Мстиславич (1146).

6

-

040. Великий Князь Изяслав II.

6

-

041. Война Изяслава с Юрием Долгоруким (1147-1151).

6

-

042. Война Изяслава с Юрием Долгоруким.

6

10

043. Ростислав Мстиславич и Юрий Долгорукий (1154-1157).

6

10

044. Изяслав III и Андрей Боголюбский.

6

11

045. Ростислав и Андрей Боголюбский.

6

11

046. Мстислав Изяславич. Падение Киева.

6

-

047. Война Андрей Боголюбского с Новгородом.

6

11

048. Времена Андрея Боголюбского.

6

11

049. Заговор против Андрея Боголюбского.

6

11

050. Всеволод III Георгиевич.

6

11

051. Войны Всеволода Большое Гнездо.

6

11

052. `Слово о полку Игореве`.

6

16

053. Ярослав Галицкий Осьмомысл и Владимир Ярославич.

6

-

054. Времена правления Всеволода Георгиевича.

6

-

055. Княжение Рюрика в Киеве.

6

-

056. Роман Мстиславич (Галицкий).

6

11

057. Роман Мстиславич - князь Галицкий.

6

11

058. Последние годы Всеволода Большое Гнездо.

6

11

059. Крестоносцы.

6

13

060. Война между потомками Всеволода.

6

-

061. Липецкая битва.

6

-

062. Княжение Константина Всеволодовича.

6

-

063. Времена Великого Князя Георгия II Всеволодовича.

6

-

064. События в Ливонский землях.

6

13

065. Происхождение татар. Чингисхан.

6

12

066. Завоевания Чингисхана.

6

12

Продолжение Таблицы 4.

067. Битва на Калке.

6

12

068. Происшествия в южной и западной России (1223-1228 гг.).

6

-

069. Бедствия в Великом Новгороде.

6

-

070. Князь Даниил Романович Галицкий.

6

-

071. Новое нашествие татаро-монголов.

6

12

072. Взятие Рязани.

6

12

073. Героизм Россиян.

6

12

074. Осада и взятие Киева.

6

12

075. Состояние России. Причины успехов Батыя.

6

12

076. Александр Невский.

6

13

077. Ледовое побоище.

6

13

078. Смерть Ярослава и гибель Михаила Черниговского.

6

-

079. Даниил - король Галицкий.

6

14

080. Записи монаха Карпина о России и подданстве моголов.

6

-

081. Великий Хан Гаюк.

6

-

082. Обычаи татар.

6

-

083. Великий князь Александр Ярославич Невский.

6

14

084. Даниил Галицкий и моголы.

6

14

085. Моголы в Новгороде.

6

-

086. Смерть Александра Невского.

6

14

087. Времена Великого Князя Ярослава Ярославича.

6

17

088. Великий Князь Дмитрий Александрович.

6

-

089. Курские князья Олег и Святослав.

6

-

090. Нашествие Дюденя.

6

-

091. Великий Князь Андрей Александрович.

6

-

092. Борьба со шведами.

6

-

093. Великий Князь Михаил Ярославич.

6

17

094. Борьба за Великокняжеский престол.

6

17

095. Гибель Великого Князя Михаила.

6

17

096. Убиение Георгия Данииловича и Дмитрия Михайловича.

6

17

097. Разорение Твери.

6

17

098. Усиление Литвы.

6

15

099. Москва - глава России.

6

17

100. Судьба Александра Тверского.

6

17

101. Великий Князь Иван Калита.

6

17

Продолжение Таблицы 4.

102. Великий Князь Симеон Иоаннович (Гордый).

6

17

103. Война Новгорода против Швеции.

6

-

104. Князь литовский Ольгерд.

6

15

105. Чума.

6

17

106. Великий Князь Иоанн II Иоаннович (Кроткий).

6

-

107. Юный Князь Дмитрий Иоаннович.

6

18

108. Поход Ольгерда на Москву.

6

18

109. Второй поход Ольгерда на Москву.

6

18

110. Усиление власти Дмитрия Иоанновича.

6

18

111. Третий поход Ольгерда на Москву.

6

-

112. Война Дмитрия Иоанновича с Михаилом Тверским.

6

18

113. Первая победа россиян над татарами.

6

18

114. Канун Куликовской битвы.

6

18

115. Куликовская битва.

6

18

116. Возвращение князя Димитрия в Москву.

6

18

117. Взятие и разрушение Москвы Тохтамышем.

6

18

118. Восстановление Москвы.

6

-

119. Ссора и мир с Новгородом.

6

-

120. Крещение Ягайло.

6

-

121. Новый порядок наследования власти.

6,19

19

122. Начало правления Василия Димитриевича.

6,19

19

123. Дела Новогородские (1392г.).

6

-

124. Тамерлан.

6

19

125. Поход Тамерлана на Русь.

6

19

126. Война Витовта с моголами.

6

-

127. Взятие Смоленска.

6

-

128. Война Василия Димитриевича против Витовта.

6

19

129. Нашествие Эдигея.

6

-

130. Итоги правления Василия I.

6

19

131. Начало княжения Василия II.

6

19

132. Смерть Витовта.

6

-

133. Суд в Орде.

6

-

134. Борьба Василия Васильевича и князя Юрия за столицу.

6

19

135. Война Василия II с Юрием Димитриевичем и его сыновьями.

6

19

136. Усиление Казани.

6

19

Продолжение Таблицы 4.

137. Война с моголами и Казанью.

6

19

138. Пленение Великого князя Василия.

6

19

139. Ослепление Василия.

6

19

140. Дмитрий Шемяка на Великом княжении.

6

19

141. Бегство Шемяки.

6

19

142. Продолжение войны с Шемякой.

6

19

143. Война с Казанью и смерть Шемяки.

6

19

144. Смирение Новгорода.

6

19

145. Последние годы правления Василия Тёмного.

6

19

146. Состояние России от нашествия татар до времен Иоанна III.

 6

19

147. Происхождение казаков.

6

21

148. Русское купечество.

6

21

149. Первые годы правления Иоанна III.

6

20

150. Война против Казани.

6

20

151. Война против Казани (продолжение).

6

20

152. Марфа Посадница.

6

20

153. Шелонская битва.

6

20

154. Покорение Новгорода.

6

20

155. Завоевание Перми и война с Золотой Ордой.

6

20

156. Переговоры с Папой Римским.

6

21

157. Свадьба Иоанна и Софии.

6

21

158. Итальянские мастера при дворе Иоанна III.

6

21

159. Дела Иоанна III в Ливонии.

6

21

160. Дела Иоанна III с Крымом и Ордой.

6

20

161. Великокняжеский суд в Новгороде.

6

20

162. Спор с новгородцами.

6

20

163. Подготовка к войне с Новгородом.

6

20

164. Осада Новгорода.

6

20

165. Покорение Великого Новгорода.

6

20

166. Сношения с Золотой Ордой.

6

20

167. Последний поход Ахмата на Россию.

6

20

168. Война Иоанна III с Ливонией.

6

20

169. Стояние на Угре.

6

20

170. Внешняя политика Иоанна III.

6

20,21

171. Покорение Твери.

6

20

Продолжение Таблицы 4.

172. Взятие Казани и присоединение Вятки.

6

20

173. Казни врачей. Свержение митрополита.

6

20

174. Ссора Иоанна III с братьями.

6

20

175. Переговоры со Священной Римской империей.

6

21

176. Смерть Казимира. Александр на троне Литвы.

6

-

177. Свадьба Елены и Александра Литовского.

6

-

178. Ухудшения отношений с Литвой.

6

-

179. Арест Ганзейских купцов.

6

-

180. Война со Швецией.

6

-

181. Иоанн III выбирает наследника.

6

20

182. Завоевание Земли Югорской Северо-Западной Сибири.

 6

-

183. Битва на берегах Ведроши.

6

-

184. Союз Александра с Ливонским Орденом.

6

-

185. Разрыв со Стефаном Молдавским.

 Перемирие с Литвой и Орденом.

6

-

186. Завещание Иоанна III. Женитьба Василия.

6

20

187. Измена Царя Казанского.

6

20

188. Иоанн III - творец величия России.

6

21

189. Судебник Иоанна III.

6

21

190. Церковные соборы при Иоанне III.

6

22

191. Начало царствования Василия.

20

192. Поход на Казань.

6

20

193. Дела Литовские.

6

20

194. Союз с Менгли-Гиреем.

6

20

195. Покорение Пскова.

6

20

196. Взаимные досады Василия и Сигизмунда. Набеги Крымцев.

6

20

197. Неудачи Великого Князя Василия под Смоленском.

6

20

198. Дипломатия Василия.

6

20

199. Взятие Смоленска.

6

20

200. Измена князя Глинского.

6

-

201. Перемены в отношениях с Крымом.

6

-

202. Переговоры с Литвой (1518г.).

6

20

203. Судьба Казани (1519г.).

6

20

204. Поход татар на Москву (1521г.).

6

20

205. Хан Крымский взял Астрахань.

6

20

Продолжение Таблицы 4.

206. Поход на Казань (1524 г.).

6

20

207. Рождение царя Иоанна Васильевича.

6

23

208. Новый царь в Казани (1530 г.).

6

-

209. Смерть Василия Иоанновича.

6

23

210. Состояние России. Годы 1462-1533.

6

23

211. Правосудие во времена Василия III.

6

21

212. Заточение князя Юрия Иоанновича.

6

-

213. Общий страх. Заточение Михаила Глинского.

6

-

214. Бегство и заключение князя Андрея Иоанновича.

6

-

215. Война с Литвой (1534-1535гг.).

6

23

216. Мятеж Казани.

6

23

217. Перемирие с Литвой (1537г.).

6

23

218. Кончина Правительницы.

6

23

219. Смута боярская.

6

23

220. Владычество Шуйских.

6

23

221. Нашествие Хана Крымского (1541 г.).

6

23

222. Новое господство князя Шуйского.

6

23

223. Воспитание Иоанна Грозного.

6

23

224. Шиг-Алей бежит из Казани.

6

-

225. Царское венчание Иоанна IV. Брак Государев.

6

23

226. Пожары в Москве.

6

23

227. Чудное исправление Иоанна.

6

23

228. Походы на Казань. Перемирие с Литвой.

6

24

229. Основание Свияжска.

6

24

230. Последняя измена казанцев.

6

24

231. Начало Донских Казаков.

6

24

232. Совет о Казани.

6

24

233. Осада Казани.

6

24

234. Ожесточение казанцев.

6

24

235. Занятие Арской башни.

6

24

236. Взятие Казани.

6

24

237. Торжественное вступление в Казань.

6

24

238. Болезнь царя.

6

24

239. Путешествие Иоанна в Кириллов монастырь.

6

24

240. Усмирение мятежей в Казанской земле.

6

24

Продолжение Таблицы 4.

241. Покорение царства Астраханского.

6

24

242. Прибытие английских кораблей в Россию.

6

24

243. Дела Крымские (1553 г.)

6

24

244. Лучшее образование войска в правлении Иоанна IV.

6

23

245. Начало войны Ливонской. Взятие Нарвы.

6

25

246. Взятие Дерпта.

6

25

247. Впадение Россиян в Тавриду.

6

25

248. Новое разорение Ливонии. Взятие Мариенбурга.

6

25

249. Kончина Царицы Анастасии.

6

25

250. Перемена в Иоанне. Начало злу.

6

25

251. Взятие Полоцка.

6

25

252. Кончина Макария. Заведение типографии.

6

25

253. Бегство Россиян в Литву.

6

25

254. Учреждение опричнины.

6

25

255. Вторая эпоха казней.

6

25

256. Великодушие Митрополита Филиппа.

6

25

257. Важное предприятие Султана.

6

24

258. Торговля. Дань Сибирская. Посольства Английские.

6

24

259. Четвертая ужаснейшая эпоха мучительства.

 6

25

260. Запустение Новгорода.

6

25

261. Казни в Москве.

6

25

262. Милость Царя к Магнусу.

6

24

263. Сожжение Москвы.

6

24

264. Новое супружество Иоанново.

6

25

265. Знаменитая победа Князя Воротынского.

6

25

266. Уничтожение опричнины.

6

25

267. Война в Эстонии. Брак Магнуса.

6

24

268. Дела Польские.

6

24

269. Измена Магнусова.

6

24

270. Война Ливонская.

6

24

271. Переговоры и война с Баторием.

6

24

272. Переговоры и война с Баторием (1579-1580 гг.).

6

24

273. Славная осада Пскова.

6

24

274. Заключение перемирия.

6

24

275. Сыноубийство.

6

25

Продолжение Таблицы 4.

276. Знатные купцы Строгановы.

6

24

277. Ермак.

6

24

278. Дальнейшие завоевания Сибири.

6

24

279. Гибель Ермака.

6

24

280. Болезнь и кончина Иоаннова.

6

25

281. Иоанн образователь государственный и законодавец.

6

25

282. Иоанн образователь государственный и законодавец (часть 2).

6

25

283. Свойства Феодоровы. Волнение народа.

7

1

284. Царское венчание Феодорово.

7

1

285. Годунов правитель царства.

7

1

286. Смерть Батория.

7

-

287. Опасности для Годунова.

Учреждение Патриаршества в России.

7

1

288. Война Шведская.

7

1

289. Убиение Царевича Димитрия.

7

1

290. Пожар в Москве.

7

1

291. Нашествия Хана и битва под Москвою.

7

1

292. Рождение и кончина Царевны Феодосии.

7

1

293. Закон об укреплении крестьян и слуг. Двор Московский.

7

1

294. Кончина Феодорова. Избрание Годунова в Цари.

7

1

295. Деятельность Борисова.

7

1

296. Подозрения Борисовы.

7

1

297. Голод.

7

1

298. Явление Самозванца.

7

2

299. Договоры Лжедмитрия с Мнишком.

7

2

300. Первая измена. Витязь Басманов.

7

2

301. Победа воевод Борисовых.

7

2

302. Кончина Годунова. Измена Басманова.

7

2

303. Измена москвитян. Сведение Феодора с престола.

7

2

304. Вступление в столицу.

7

2

305. Безрассудность Лжедмитрия. Шепот о расстриге

7

2

306. Происшествия в Москве. Самозванец Петр.

7

2

307. Въезд Марины в Столицу.

Новые причины к негодованию.

7

2

308. Восстание Москвы. Суд допрос и казнь Лжедмитрия.

 7

2

Продолжение Таблицы 4.

309. Избрание нового Царя.

7

2

310. Мятежи в Москве.

7

2

311. Болотников.

7

2

312. Появление нового Лжедмитрия.

7

2

313. Самозванец усиливается. Ужас в Москве.

7

2

314. Самозванец в Тушино.

7

2

315. Знаменитая осада Лавры.

7

2

316. Крамолы в Москве. Голод.

7

2

317. Осада Смоленска. Смятение Ляхов.

7

2

318. Посольство Королевское в Тушино. кое венчание Феодорово.

7

2

319. Успехи князя Михаила.

7

2

320. Кончина Скопина-Шуйского.

7

2

321. Битва под Клушиным.

7

2

322. Василий лишен престола.

7

2

323. Присяга Владиславу.

7

2

324. Смерть Самозванца.

7

2

325. Ссоры с Поляками.

7

2

326. Восстание в Москве.

7

2

327. Междуцарствие. Годы 1611 - 1612.

7

2

328. Признаки народного очищения.

7

3

329. Второе ополчение для освобождения Москвы.

7

3

330. Очищение Москвы.

7

3

331. Избрание царя Михаила Федоровича Романова.

7

3

332. Поимка Заруцкого.

7

3

333. Столбовской мир.

7

9

334. Деулинские переговоры и перемирие.

7

9

335. Осада Смоленска Шеиным.

7

9

336. Взятие Азова казаками и защита его от турок.

7

9

337. Сибирские землеискатели XVII века.

7

9

338. Экспедиции Пояркова Дежнева и других.

 7

9

339. Царь Алексей Михайлович.

7

6

340. Соборное уложение 1648 года.

7

6

341. Восстания в Новгороде и Пскове.

7

6

342. Патриарх Никон.

7

7

343. Раскол.

7

7

Продолжение Таблицы 4.

344. Гетман Богдан Хмельницкий.

7

9

345. Освободительная война на Украине (1649г.).

7

9

346. Битва при Берестечке.

7

9

347. Переяславский договор.

7

9

348. Война с Польшей.

7

9

349. Бремя 13-летней войны.

7

9

350. Андрусовское перемирие.

7

9

351. Степан Разин.

7

8

352. Начало Разинского бунта.

7

8

353. Подавление бунта Степана Разина.

7

8

354. Царствование Федора Алексеевича.

7

12

355. Слабость правительства и разнузданность стрельцов.

7

12

356. Усиление царевны Софьи.

7

12

357. Правление царевны Софьи.

7

13

358. Свержение Софьи.

7

13

359. Юность Петра.

7

13

360. Азовские походы.

7

13

361. Строительство флота.

7

13

362. Пребывание царя Петра за границей.

7

13

363. Стрелецкий розыск и казни.

7

13

364. Начало преобразований.

7

13

365. Посольство в Константинополь (1699 г.).

7

13

366. Начало Северной войны.

7

14

367. Первые успехи в Северной войне.

7

14

368. Реформы царя Петра I.

7

14

369. Основание Сантпитербурхта.

7

14

370. Астраханский бунт.

7

17

371. Восстание Кондратия Булавина.

7

17

372. Поход Карла на Россию. Битва при Лесной.

7

14

373. Мазепа.

7

14

374. Измена Мазепы.

7

14

375. Полтавская битва.

7

14

376. Бегство Карла XII.

7

14

377. Реформы государственного устройства.

7

15

378. Дипломатические действия царя Петра I.

7

15

Продолжение Таблицы 4.

379. Прутский поход.

7

14

380. Изгнание Карла XII из Турции.

7

14

381. Благоустройство Сантпитербурха.

7

14

382. Преобразования Петра I в просвещении.

7

15

383. Дворянство в царствование Петра I.

7

16

384. Учреждение Петром I коллегий.

7

15

385. Состояние торговых дел при Петре I.

7

16

386. Преобразования Петра I в промышленности.

7

16

387. Развитие Петром I русского флота.

7

14

388. Театр Северной войны.

7

14

389. Визит Петра I во Францию.

7

14

390. Реформы Петра I в армии.

7

14

391. Реформы местного управления.

7

15

392. Царевич Алексей Петрович.

7

15

393. Следствие и суд над царевичем Алексеем.

7

15

394. Ништадский мир.

7

14

395. Петровский табель о рангах.

7

15

396. Церковная реформа Петра I.

7

15

397. Учреждение Малороссийской коллегии.

7

15

398. Выход России к Каспийскому морю.

7

14

399. Последние годы правления Петра Великого.

7

15

400. Воцарение Екатерины I.

7

20

401. Царствование Екатерины I.

7

20

402. Взлёт и падение князя Меншикова.

7

20

403. Ссылка князя Меншикова.

7

20

404. Император Пётр II.

7

21

405. Попытка ограничить самодержавную власть.

7

21

406. Воцарение Анны Иоанновны.

7

21

407. Внутренняя Анны Ионанновны.

7

22

408. Образование и просвещение при Анне Иоанновне.

7

-

409. Переезд двора в Петербург.

7

22

410. Война за польскую корону.

7

23

411. Взятие Перекопа.

7

23

412. Поход Миниха в Крым.

7

23

413. Взятие Очакова.

7

23

Продолжение Таблицы 4.

414. Битва под Ставучанами.

7

23

415. Мир с Турцией.

7

23

416. Кончина Анны Иоанновны. Бирон - регент.

7

21

417. Арест Бирона.

7

21

418. Правление Анны Леопольдовны.

7

21

419. Дворцовый переворот 1741 года.

7

21

420. Вступление на престол цесаревны Елизаветы.

7

21

421. Война и мир.

7

23

422. София Фредерика Августа наречённая Екатериной.

 7

21

423. Состояние Малороссии.

7

22

424. Переезд двора Елизаветы в Москву.

7

22

425. Российская жизнь в царствование Елизаветы.

7

22

426. Старания императрицы в поддержании веры.

7

22

427. Просвещение времен правления Елизаветы.

7

22

428. Развитие промыслов и производства.

7

22

429. Состояние торговых дел в царствование Елизаветы

7

22

430. Начало Семилетней войны.

7

23

431. Сражение при Кунерсдорфе.

7

23

432. Битва при Цорндорфе.

7

23

433. Устройство армии времён Елизаветы.

7

23

434. Взятие Берлина.

7

23

435. Взятие Кольберга. Смерть Елизаветы Петровны.

7

23

436. Император Пётр III.

7

23

437. Дворцовый переворот 1762 года.

7

23

438. Начало правления Екатерины II.

7

24

439. Государственные заботы (1763 г.).

7

24

440. Заговор Мировича.

7

24

441. Избрание Понятовского на польский престол.

7

24

442. Упразднение гетманства в Украине.

7

24

443. Комиссия по Уложению.

7

24

444. Поездка Екатерины II по Волге в 1767 году.

7

24

445. Образование в России во второй половине XVIII века.

7

30

446. Начало русско-турецкой войны.

7

27

447. Русско-турецкая война (1768-1774). Первые победы.

7

27

448. Русско-турецкая кампания 1769-1770 гг.

7

27

Продолжение Таблицы 4.

449. Победы при Ларге и Кагуле.

7

27

450. Взятие Бендер.

7

27

451. Покорение Крыма.

7

27

452. Морская экспедиция российского флота к берегам Греции.

7

27

453. Чесменское морское сражение.

7

27

454. Экспедиция российских войск в Закавказье

(1769-1771 гг).

7

27

455. Эпидемия чумы в 1771 году.

7

27

456. Первый раздел Польши.

7

28

457. Русско-турецкая война. Компания 1773 года

7

27

458. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года.

7

27

459. Усиление российского влияния в крыму.

7

28

460. Эпоха академических экспедиций.

7

30

461. Внутрение состояние России к 1774 году.

7

24

462. Казацкие волнения на Яике.

7

25

463. Появление Пугачёва (начало восстания).

7

25

464. Пугачёв под Оренбургом.

7

25

465. Разрастание бунта.

7

25

466. Снятие осады Оренбурга.

7

25

467. Освобождение Уфы от мятежников.

7

25

468. Поражение Пугачёва под Яицким.

7

25

469. Пугачёвцы на Урале.

7

25

470. Сожжение Казани.

7

25

471. Разгром под Царицыном.

7

25

472. Поражение Пугачёва.

7

25

463. Основание Черноморского флота.

7

28

474. Путешествие Екатерины II в Крым.

7

28

475. Архитектура и живопись во времена правления Екатерины Великой.

7

32

476. Начало русско-турецкой войны

 (1787-1791 гг.).

7

28

477. Осада Очакова.

7

28

478. Начало русско-шведской войны 1788-1790 гг.

7

28

479. Русско-шведская война.

7

28

480. Битва при Фокшанах.

7

28

481. Битва при Рымнике.

7

28

Продолжение Таблицы 4.

482. Русско-турецкая война. Кампания 1789-1790 гг.

7

28

483. Успехи русского флота в войне со Швецией.

7

28

484. Верельский мир.

7

28

485. Морские победы.Адмирал Ушаков.

7

28

486. Штурм Измаила.

7

28

487. Второй раздел Польши.

7

28

488. Восстание в Польше.

7

28

489. Начало восстания в Польше.

7

28

490. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

7

28

491. Третий раздел Польши.

7

28

492. Первые русские поселения на Аляске.

7

28

493. Внутреннее состояние России в царствование Екатерины II

7

26

494. Плоды Просвещения.

7

30

495. Создание коллекций Эрмитажа.

7

31

496. Русское общество конца XVIII века.

7

497. Государственные деятели времён Екатерины II.

7

28

498. Российские полководцы второй половины XVIII века.

7

28

499. Итоги внешнеполитической деятельности Екатерины II.

7

28

500. Великие историки об истории России.

7

-

3.3 Алгоритм работы с видео проектом

Для того, чтобы кабинет истории не превратился в обычный кинозал до учащихся целесообразно довести алгоритм работы с видео проектом. Он включает в себя следующие пункты:

  1. Озаглавить видео фрагмент.
  2. Составить простой план.
  3. Выделить главную мысль.
  4. Записать в тетрадь даты, события и имена исторических деятелей.

В случае, если видео проект рассказывает о жизни и деятельности исторического деятеля предлагаю после просмотра видео материала дать характеристику герою, составить опорный сигнал или схему о его деятельности. В старших классах,  написать эссе об историческом герое или событии.

Подведем итоги:

  • сегодня для использования видео материалов на уроке истории имеются отличные возможности;
  • применение видео проекта не нарушает цельности урока, служит его целям и задачам
  •  видео проект на уроке служит визуализации информации;
  • помогает школьникам с любой модальностью проводить образные и эмоциональные ассоциации с материалом.  

4.Опорные сигналы на уроке истории

4.1 Для чего нужна опора?

В далеком уже 1992 году впервые я вошел в класс, в качестве учителя истории. Помню как тяжело на первых порах давалось запоминание большого количества фактического материала, какие затруднения испытывал в выборе форм и методов подачи исторической информации на уроке. Все изменилось, когда впервые применил опорный сигнал. Сразу подумал, если опорный сигнал и схема так облегчает работу учителя, то она без сомнения поможет и школьникам. Потом было обращение к опыту Виктора Федоровича Шаталова. Произведения прославленного автора: «Куда и как исчезли двойки», «Педагогическая проза» и «Точка опоры» во многом обогатили мой опыт. В итоге часть опыта мастера была использована мной в работе, другая по разным причинам отвергнута. Остановлюсь на том, чем для меня является опора.

        Современный урок, как впрочем и тридцать лет назад, это огромное количество дат, имен, понятий, терминов, причинно-следственных связей. Если, как указывает В.Ф. Шаталов, в учебнике старших классов начала 80-х годов было в среднем 4-5 страниц одного параграфа, то сегодня в средних классах учебника истории примерно по 7 страниц текста. Ученик теряется в этом мире информации, поэтому сегодня опора нужна ему еще в большей степени чем раньше. Составленные мною опорные схемы используются практически на каждом уроке для более продуктивного усвоения школьниками учебного материала. Если В.Ф. Шаталов указывал на необходимость составления  опоры по целому параграфу, то я составляю опору по пунктам параграфа.

4.2 Виды опорных сигналов.

Опорный сигнал — это изображенный в виде рисунка, символа, или слова  учителем, либо учеником исторический объект.

Опорная схема — это объединяющая в единое целое несколько опорных сигналов схема исторического материала пункта параграфа или параграфа в целом.

Я использую следующие виды опорных сигналов:

1. Рисуночные

                                                               

вельможа, слуга фараона             сражение, битва                     юрта

2. Символические

     

     полководец  пехота  лучники  колесницы

3. Словесные

           Д

Киев 988         А        

                           Н    

      Москва 1147                                                      Ь   Баскак

4. Смешанные

Темучин-1206-Чингисхан

                                                                                                                                             

   

                                                                                         

Объяснение схемы:        «В начале XIII века во главе монгольских племен стал энергичный и коварный найон (князь), талантливый полководец и беспощадный властелин Темучин. В 1206 году на съезде монгольской знати (курултае) Темучин  был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингисхана-Великого хана. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир. Он стал для монголов законодателем и высшим судьей». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина,  История  России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. § 12 п.1.  

По заложенной информации опорная схема может отражать:

  1. Мероприятие, либо деятельность;
  2. Причинно - следственные связи;
  3. Событие;
  4. Государственное устройство;
  5. Обобщение.

Пример 1. Деятельность. Изучая тему: «Усиление Московского княжества» можно использовать следующую опорную схему

Иван Калит

(1325-1340)

                                                                                                                       

                                                                                                   

                                                                                                                     

 

   

                                                                                                                 

Пример 2. Причинно — следственные связи. Во-время прохождения темы: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей» учащиеся изображают в тетради такую опорную схему:

Почему греки покидали Родину?

                                                          Торговля                                   

                       

       

                                                     

Пример 3. Событие. При рассмотрении событий нашествия немецких рыцарей на Северо-Западную Русь предлагается следующая опорная схема:

                                                   5.04.1242                                                                                                        

                                                                                                 

                                                                                                                                                               

                                                                                                 

                                                Чудское озеро                  

Пример 4. Государственное устройство. Изучая историю России в начале 20 века можно предложить учащимся схему:

Государственное устройство России.

                                                    Р

                                                              Н

     В                 Г.Д.                                           Пр-во

                                                                          М         М        М

Пример 5.Обобщение. Подводя итог борьбе русского народа с немецкими рыцарями в середине XIII века учащимся предлагается следующая опорная схема:

                                                 

Итоги войны

                             

400                             50 #                                                            

 Вариантов используемых опорных сигналов может быть множество.                                                                                                

4.3 Опора на уроке

Опорные схемы пишу от руки на доске, школьники заносят их в тетрадь. Современные средства ИКТ дают возможность готовить мне опорную схему дома и отсканированное изображение вставлять в презентацию. При составлении опорной схемы я придерживаюсь следующих правил:

  • опорная схема должна быть максимально простой;
  • схема должна состоять из знакомых учащимся рисунков, символов, знаков;
  • на одном уроке истории учащимся предлагаю не более двух опорных схем.

Работа с опорой начинается в 5-м классе и идет от простого к сложному. В курсе «Древнего мира» опоры совсем просты, а по оформлению преобладают рисуночные. Основной вид деятельности учащихся воспроизведение и объяснение опорной схемы. В среднем звене и старших классах опоры становятся сложнее, а по оформлению преобладают смешанные. Работа с опорой на уроке является основным видом деятельности. Опираясь на опору использую объяснительно — иллюстративный метод подачи учебного материала. Часто в изображении опорной схемы на доске принимают участие и ученики, таким образом они не только пассивные слушатели, но и сами становятся творцами урока. Работая с опорой на уроке  могу дать возможность школьникам самостоятельно закончить начатую схему. Это увеличивает временные затраты на объяснение, однако учит ребят анализировать, сравнивать и обобщать исторический материал.  

4.4 Самостоятельная работа над опорой

Первым шагом к созданию учащимися собственных опорных сигналов является составление сначала простого, а затем сложного плана текста учебника. Такая работа начинается в 6-ом классе, а в 7-ом, как правило, появляется положительный результат. Как только становится ясно, что ученик справился с этим видом деятельности, ему предлагается создать собственную опорную схему. При этом к учащимся предъявляю ряд требований:

  • внимательно прочитайте текст;
  • выделите главные идеи материала;
  • выберите вид опорной схемы;
  • оформляйте схему, переходя от одной информации к другой в логической последовательности;
  • выделите готовую опору определенным цветом;
  • в правом нижнем углу поставьте номер параграфа к которому опора относится.

Работа по составлению учащимися опорных сигналов начинается в 8-ом и становится основным видом деятельности в 9-ом классе. Не каждый школьник в состоянии справиться с данной работой. Я терпеливо объясняю, подбадриваю школьников, поощряю их первые успехи. Ребят, которые самостоятельно могут создать опорную схему обычно одна треть, но это маленькие гении. Они вначале подражают учителю, но со временем вырабатывают свой собственный стиль и логику рассуждений. Самостоятельная работа над опорой не только развивает творческие способности школьников но способствует усвоению обще учебных умений и навыков, таких как: выявление существенных признаков объекта, проведение разных видов сравнения, установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями, суждениями, классификация информации, формулирование проблемы и определение способов ее решения.

4.5 Опора и опрос.

Опрос домашнего задания является заключительным этапом работы с опорой. Метод опроса зависит от возраста школьников. В 5, 6 и 7 классах  предлагаю, либо воспроизвести по памяти опорную схему, либо используя схему, дать полный ответ у доски. В первом случае за короткое время опрашивает весь класс, а ответ у доски развивает устную речь и умение последовательно излагать материал. В 8 — 11 классах к вышеизложенному прибавляется защита выполненных самостоятельно опорных схем.

Таким образом, опора на уроке не самоцель, а средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Опора во время урока экономит время и создает условия полного усвоения учебного материала. Создание учащимися опорных схем — это маленькое чудо превращения пассивных слушателей в творцов собственного успеха. Это потребность развивающейся личности. Не замечать ее, значит перечеркивать важнейший стимул школьников в получении знаний путем самовыражения и развития творческих способностей личности.


5.Ситуация успеха

Какие бы приемы и научные методики не применялись на уроке для достижения хороших результатов учащимися, все равно определяющим в этом процессе будут отношения учитель — ученик.

На своих уроках пытаюсь создать атмосферу партнерских отношений. Огромную роль в этом играет оценка. Оценка, она или стимулирует к дальнейшим успехам, или отбивает всякий интерес к предмету, вызывает неприязнь к педагогу. В своей работе оцениваю не потенциал ребенка, а то, как он готов на данный момент. Авансирование личности — это попытка подтолкнуть школьника к успеху. Поставить оценку чуть выше, чем заслуживает его ответ, похвалить. Нельзя в тоже время терять чувство меры, четко выдерживая баланс между похвалой, поощрением и требованием. Плодотворная работа требует от учащихся значительных волевых усилий, поэтому юмор на уроке помогает избежать перенапряжение и скуку. Музыка, звучащая на перемене создает приятную, теплую атмосферу.

Внеклассные мероприятия, к сожалению, не частые гости в современной школьной жизни. Чтобы творческая деятельность учащихся стала постоянной, использую в своей работе проведение конкурсов, которые, сменяя друг друга, проходят в течение всего учебного года.

Учащиеся 5-х классов  принимают участие в конкурсе на лучший рисунок и лучшую тетрадь. В 6-х — 8-х классах проводится соревнование на составление копилки наглядных пособий в кабинет истории. Материалом для которых служат тексты и рисунки из списанных учебников. Мотивирующим средством в получении исторических знаний также является конкурс на составление лучшей опорной схемы, исторического доклада, презентации. Важно, чтобы данную работу школьник выполнял самостоятельно,  ведь так велик соблазн воспользоваться плагиатом из интернета. В старших классах свои задачи, но и среди них есть место творчеству. Олимпиады всех уровней готовят ребят к итоговой аттестации и поступлению во внешкольные учебные заведения. Итоги конкурсов подводятся раз в месяц, или четверть. Все получают оценку в журнал. Победители награждаются в торжественной обстановке на общешкольных мероприятиях дипломами. Их фотографии помещаются на специальный стенд в кабинете истории. В результате этой работы у учащихся повышается качество знаний. С большим желанием в таких мероприятиях участвуют школьники, не показывающие до этого стабильных знаний. У них появляется тяга к получению хороших оценок. Важно понимать, что у каждого ученика свои, характерные только для него особенности психики, модальностные особенности восприятия учебной информации. Разные у школьников и учебные способности, одни прекрасно составляют опорную схему, другие легко справляются с тестированием, третьи имеющие прекрасную память и развитую речь, получают отличные оценки, отвечая устно. Поэтому на своих уроках стремлюсь дать возможность выбора каждому ученику в получении знаний и реализации его индивидуальных творческих способностей.

Этим достигается важнейшая задача мотивации учащихся к получению стабильных и качественных знаний по предмету.

Таким образом, составляющими ситуации успеха на уроках любого предмета на мой взгляд, является:   

  1. Любовь к детям.
  2. Изучение ведущей модальности школьника;
  3. Много сенсорная подача учебного материала;
  4. Авансирование личности;
  5. Доброжелательная атмосфера и партнерские отношения;
  6. Применение внеклассных мероприятий для постоянной мотивации к учебному предмету.
  7. Любовь к детям!

6. Заключение

В заключении своей работы хотел бы еще раз остановиться на моментах, которые кажутся мне важными:

  • изучение психологических особенностей школьников считаю важнейшей задачей любого учителя;
  • составляющим успеха на уроке считаю скрупулезный отбор дидактического материала форм и методов его подачи;
  • для визуализации исторической информации идеальным считаю применение тщательно отобранных видео материалов, переработанных учителем в видео проекты;
  • применение видео проектов на уроке будет стимулировать образную и эмоциональную сферу психики школьников, что в свою очередь  мотивирует интерес учащихся к истории как к предмету;
  • применение различных видов опорных сигналов и схем приводит к развитию умения анализировать, сопоставлять и выстраивать в правильной последовательности исторический материал, развивает творческий потенциал школьников;
  • наконец любовь к ребенку и выстраивание на уроках истории ситуации успеха, для реализации его внутренних способностей подводит итог схемы преподавания, которую я описываю.    

В конце своей работы хочу пожелать успехов своим уважаемым коллегам в достижении целей, которые они сами себе поставили.


Литература

  1. Ш.А. Амонашвили, Как любить детей, Д., 2010.
  2. А.Л. Сиротюк, «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождениен обучения», М., 2003.
  3. А.Л. Сиротюк, «Модальностные характеристики учащихся как основа формирования учебной мотивации», Народное образование №1, 2006.
  4. В.Ф. Шаталов, «Куда и как исчезли тройки», М.: Педагогика, 1980.
  5. В.Ф. Шаталов, «Педагогическая проза», М.: Педагогика, 1980.
  6. В.Ф. Шаталов, «Точка опоры», М.: Педагогика, 1987.
  7. Р. Солсо, Когнитивная психология, Спб., Питер, 2006.  
  8. И.С. Якиманская, «Технология личностно-ориентированного образования», М., 2000.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...

Обобщение опыта работы по теме: "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ"

Актуальность опыта Важные проблемы воспитания подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Создание эффективных вос...

Обобщение опыта работы по теме "Индивидуальный подход в процессе внеурочнй деятельности по информатике"

В сообщении раскрыты особенности применения индивидуального подхода при реализации курса внеурочной деятельности по предмету "Информатика"...

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"...