Создание единого суверенного Российского государства
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Огнева Надежда Михайловна

Урок разработан в системе личностно ориентированного образования с использованием материалов Единой коллекции ЦОР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  «Создание единого суверенного  Российского государства»

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.

Задачи: 

  • Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.
  • Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
  • Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование: 

  • Карта “Образование русского централизованного государства”.
  • Атласы по истории России для 6-го класса.
  • Портреты московских царей.
  • Раздаточный материал (рабочие листы)
  • Схема “Создание единого русского государства”.
  • Презентация «Создание единого русского государства и конец ордынского ига» (Приложение)

План урока:

Содержание этапов урока

Приемы и методы

I. Организационный этап

II. Повторение и проверка знаний


III. Изучение нового материала


IV. Закрепление новых знаний

V. Подведение итога урока

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

Работа в парах, составление кластера, историческая зарядка

Проблемное задание, работа с картой и атласами, физкультминутка, составление схемы “Создание единого русского государства”, анализ документа, игра “Чистая доска”.


Задания из рабочей тетради

Игра “Закончи предложение”.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Повторение и проверка знаний

Историческая зарядка

Вече- народное собрание

Республика- форма правления, при которой власть принадлежит выборным представителям

Ярлык- ханская грамота, дающая право на правление

Владычество- господство

Централизованное государство- государство с сильной властью, едиными законами, налогами, армией.

Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем дают  свой вариант ответа

Варианты ответов учащихся:

Вывод: 

  • Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.
  • Предпринимались попытки свергнуть монголо- татарское иго

III. Изучение нового материала

Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока. ( запись темы в тетради)

Варианты ответов учащихся: 

  • Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.
  • Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.
  • Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.

А) Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина  на слайде                       Варианты ответов учащихся:

– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.

Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.

Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?    в 5 раз.

Учитель. С похода Батыя Русь попала в зависимость к Золотой Орде и более 200 лет русские князья вынуждены были мириться со своим бесправным положением, платить дань, спрашивать ярлык на княжение, унижаясь и терпя насмешки. Дмитрий Донской впервые попытался вступить в открытый бой с татарами и победил в Куликовской битве.  Но это не означало ликвидации монголо- татарского ига. Уже в 1382 году Тохтамыш пришёл и сжёг Москву, наказав за непокорность. Сил было ещё недостаточно.

Что надо сделать Ивану 3?

Варианты ответов учащихся:

– Нужно было завершить процесс объединения и избавить страну от монголо-татарского ига.

Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?                                                           В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.

Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.

? Почему отношения с Новгородом имели важнейшее значение для Москвы?

  1. Большие территории
  2. Богатое боярство и купечество
  3. Могли вступить в союз с Литвой против Москвы

Комментарий учителя. Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.
Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.
Картина «Вывоз вечевого колокола»

Легенда «Валдайские колокольчики»

? Что означало для Новгорода? Для Москвы?

  1. Власть в Новгороде переходит к Московскому князю. Вече не собирается. Посадника, тысяцкого и архиепископа не выбирают.
  2. Территория Московского княжества увеличилась почти в 2 раза.                              Записать в тетрадях :

1471 год- битва на реке Шелони           1478- присоединение Новгорода

Физкультминутка

Русские земли собрал он в кулак,

Новгород даже им был покорён.

Бился с врагами вот так и вот так.

Герб узаконил, где в центре орёл.

Он над татарами верх одержал,

И от Угры хан Ахмат побежал.

Теперь Иван III для нас не безликий,

Мы называть его будем… (Великий)

Б) 2.Картина «Иван ІІІ топчет ханскую басму»

«Умерла та курица, которая несла золотые яйца»

Рассказ учителя. Много раз проделывали ханские послы путь  от хана к русским князьям. С большим почётом, дорогими дарами встречали их на Руси. Но в этот раз  встреча оказалась очень негостеприимной. Когда князь услышал от послов, что надо заплатить дань , он пришёл в ярость и разорвал ханскую грамоту, говоря: «Умерла та курица, которая несла золотые яйца».

А что сказали его приближённые. Всмотритесь в их выражения лиц?     А что ответили татарские послы?

Учитель. Какие действия предпримет Иван ІІІ?. Поверит он послам? Как поступит хан Ахмат?

Работа с учебник с.169.

Русь заключила  договор с крымским ханом, врагом Ахмата.

Но и Ахмат объединил все военные силы Золотой Орды и заключил союз с Литвой, князем Казимиром 4, противником Руси.

Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никоновской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы на доске:

  • Когда и где произошла встреча противников?
  • Покажите на карте это место.
  • Почему монголо-татары отступили?
  • Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
  • Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

После анализа документа учащиеся записывают в тетради:

1480 год – свержение монголо-татарского ига.

Сообщение «Русская православная церковь в годы борьбы с монголо- татарами» Рассказ о Владимирской иконе Божией матери.

Вывод. Закончилась зависимость Руси от Золотой Орды

  1. В) Опасность с востока была ликвидирована. Какую задачу мог теперь решить Иван ІІІ ? Объединить оставшиеся русские земли.

Каждый ученик работает с рабочим листом .С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.

Варианты ответов учащихся: 

  • Ярославское княжество – 1463 год.
  • Ростовское княжество – 1474 год.
  • Новгородская земля – 1478 год.
  • Тверское княжество – 1485 год.
  • Псков – 1510 год.
  • Смоленск – 1514 год.
  • Рязань – 1521 год.

Фрагмент интерактивного урока  со с. ЦОР

Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

Варианты ответов учащихся: 

  • Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
  • Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.

Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.

  1. Ивана 3 называют Великим . Почему?

Иван  ІІІ Великий

 

                                                                                                        IV.Закрепление новых знаний

Задания в рабочем листе.1,2

V. Подведение итога урока

Задание учащимся: Закончите предложение.

  • Я узнал…
  • Я понял…
  • Я удивлен…

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

§20,  используя дополнительный материал напишите короткое эссе(100слов) на тему «Иван ІІІ: человек и государь»

Присоединена :Новгородская земля, Тверское княжество, Ярославское, Ростовское, Вятские земли, Верхнеокские земли, Северские земли

Удачный брак с Софьей Палеолог

Ликвидировал  м-т иго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От Руси к России. Создание единого российского государства

От Руси к России. Создание единого российского государства. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Проблемный урок - попытка определить кто Иван III 0разрушитель или созидатель....

Интегрированный урок по ОБЖ и истории "Влияние внешнеполитического курса Петра I на историю создания Вооруженных Сил Российского государства"

Интегрированный  урок  предназначен  для обучающихся 10 класса. Тема по  ОБЖ: "История  создания  ВС  РФ"...

Образование единого Российского государства (последствия, этапы, особенности)

Лекция по вопросу формирования единого Российского государства с привлечением извлечений из исторических источников...

«Формирование культурного пространства единого Российского государства»

Урок разработанный в соответствии с ФГОС для учеников 6 класса. Используемый УМК:1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-1162...

Контрольная работа на тему искусство Руси и единого Российского государства: IX-XVII вв.

Контрольную работу можно использовать по таким предметам, как история, МХК, духовное краеведение...

История создания милиции в Российском государстве

Милиция - исторически сложившееся наименование органов по охране общественного порядка в Российской Федерации и странах СНГ. Данный материал подойдет для проведения классных часов в 5-7 классах , приу...