РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ ТЕМА: НАШЕСТВИЕ МОНГОЛОВ НА РУСЬ
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Трефилова Надежда Петровна

 

Урок истории в 6 классе  (учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца  XVΙ в.». Издат.«Просвещение», Москва 2003г.).

 Учебный предмет – история

Уровень образования школьников – 6 класс

Форма учебной работы – классно-урочная

 

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания   

Проводится фронтальный опрос по предыдущей теме: «Главные политические центры»,  слабоуспевающим раздаются индивидуальные карточки в виде игры в крестики нолики требующие ответа да, нет

3. Актуализация знаний     

Знакомство учащихся с целью урока.  Дети исходя из темы урока ставят самостоятельно цель, учитель корректирует           

 Вопрос «Вспомните, с кем граничили восточные славяне на юге?»

Ответ: «На юге восточные славяне граничили с кочевниками».

 Вопрос «Как складывались отношения восточных славян и южных кочевников?» Ответ: «Между восточными славянами и кочевниками часто возникали военные столкновения. Для Древнерусского государства эта борьба была успешной. Примеры: разгром Святославом Хазарского каганата, Ярославом Мудрым печенегов в 1036 году, поход против половцев в 1111 году»

 Вопрос «Почему Русь, успешно боровшаяся с кочевниками, была завоевана монголо – татарами»?

4. Изучение новой темы

1) Создание державы Чингисхана

2) Сражение на реке Калке

3) Первое нашествие монголов на Русь. Завоевание Рязанского княжества

4) Разгром владимирского княжества

5) Поход на Новгород

6) Второе нашествие на Русь. Нашествие на Центральную Европу

5. Первичное закрепление

6. Рефлексия

7. Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashestvie_mongolov.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

Урок истории в 6 классе  (учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца  XVΙ в.». Издат.«Просвещение», Москва 2003г.).

 Учебный предмет – история

Уровень образования школьников – 6 класс

Форма учебной работы – классно-урочная

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания        

Проводится фронтальный опрос по предыдущей теме: «Главные политические центры»,  слабоуспевающим раздаются индивидуальные карточки в виде игры в крестики нолики требующие ответа да, нет

3. Актуализация знаний        

Знакомство учащихся с целью урока.  Дети исходя из темы урока ставят самостоятельно цель, учитель корректирует        

 Вопрос «Вспомните, с кем граничили восточные славяне на юге?»

Ответ: «На юге восточные славяне граничили с кочевниками».

 Вопрос «Как складывались отношения восточных славян и южных кочевников?» Ответ: «Между восточными славянами и кочевниками часто возникали военные столкновения. Для Древнерусского государства эта борьба была успешной. Примеры: разгром Святославом Хазарского каганата, Ярославом Мудрым печенегов в 1036 году, поход против половцев в 1111 году»

 Вопрос «Почему Русь, успешно боровшаяся с кочевниками, была завоевана монголо – татарами»?

4. Изучение новой темы

1) Создание державы Чингисхана

2) Сражение на реке Калке

3) Первое нашествие монголов на Русь. Завоевание Рязанского княжества

4) Разгром владимирского княжества

5) Поход на Новгород

6) Второе нашествие на Русь. Нашествие на Центральную Европу

5. Первичное закрепление

6. Рефлексия

7. Домашнее задание

ВИД  УРОКА : традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТ

II. Мотивация

-Я  хочу  начать  наш  урок  со  стихотворения. А вы, попробуйте  сформулировать  тему  нашего  урока.  (Слайд №1)

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня …
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

ЦЕЛЬ  УРОКА : cоздать условия для ознакомления учащихся с ходом  монгольского   нашествия , с причинами и последствиями  завоевания  Руси  монголами ; показать героизм русского и других народов в борьбе с  монгольскими  завоевателями..

ЗАДАЧИ  УРОКА :

I Образовательные:

1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;

2) познакомиться с этапами  монгольского   нашествия  на Русь, направлением ударов  монголов  и решающими битвами с использованием карты;

3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.

4) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении  монгольскими  завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .

II. Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;

2) учиться анализировать проблемную ситуацию;

2) развивать умения определять и объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;

3) развить навыки работы с тестами, исторической иллюстрацией «Взятие Рязани» умения составлять хронологическую таблицу.

III. Воспитательные:

Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с  монгольскими  завоевателями;

подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

      

Основные понятия:  монголо-татары, тьма (тумен), нойон, курултай, стан, фураж.

 Оборудование:  компьютер, экран, мультимедиа, карта «Монгольское нашествие на Русь»,  учебник, рабочая тетрадь, план - конспект урока; мультимедийная презентация.

 На уроке осуществляется контроль и коррекция знаний учащихся при помощи слайдов и проведения самопроверки.

Создание державы Чингисхана

В центре Азии с древнейших времен кочевали монгольские племена  (слайд 2, 3, 4). В начале 13 века у монголов была  особая сословная иерархия. (слайд 5)

   В начале 13 века на съезде монгольской знати – курултае Темучин был провозглашен Великим ханом – Чингисханом – рассмотрим рисунок портрет Чингисхана. Он поставил перед монголами задачу завоевать мир. (слайд 6). Главным орудием его государственной власти стала мощная и многочисленная армия, отличавшаяся высокой организованностью и железной дисциплиной. Управляемость этого войска обеспечивалась во многом благодаря продуманному делению его на десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (10 000) нукеров (воинов).

     Агрессивный характер Монгольского государства коренился не только в наличии сильной армии, но и в самом экономическом строе монголов, основу которого составляло кочевое скотоводство. Выпас скота требовал перемещения по большим территориям. К тому же военная Добыча становилась едва ли не единственным источником существования для многих воинов и источником обогащения для военачальников.

    Работа учеников с документом  - ознакомление с особенностями кочевого войска монголов -  приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют…

   Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла… В ходе  завоевания  соседних стран  монголы  научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.

    Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются.

     Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в  монгольские  позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.

Дети совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе  монгольского  войска

   

      После создания мощной армии Чингисхан приступил к выполнению своей задачи – завоеванию всего мира, в короткое время ему удалось  покорить себе народы Северного Китая, Средней Азии, Ирана и Кавказа (работа с картой, слайд 7, 8, 9, 10, 11)

2. Битва на реке Калке

проблемная беседа. Обзорная характеристика первой встречи русских князей в союзе с половцами на р.Калке в 1223 г.  Рассказ учителя: В 1223г монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан Котян обратился к русским князьям за помощью. Откликнулись 15 русских князей: киеский, черниговсикй, смоленский, галицкий, Волынский и др.

31 мая на берегу реки Калки (показать на карте) началось кровопролитное сражение. Но не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, постоянно спорили между собой, некоторые князья вообще не принимали участия в битве. Русские войска сражались храбро, но первыми под ударами монголов дрогнули  и  бросились бежать с поля боя половцы, сияв сражавшиеся ряды русских, монголы перешли в наступление и разбили русские войска. 6 князей были убиты. Остался нетронутым лагерь князей не участвовавших в битве, 3 дня монголы осаждали лагерь но так и не смогли его взять и согласились открыть его только после того как монголы пообещали их пропустить домой не тронув. (слайд 12,13,14,15)

    Что же случилось дальше? Использование поискового метода – учащиеся находят в параграфе ответ самостоятельно.

Почему союзники проиграли битву?

Дети совместно с учителем делают выводы о причинах поражения:

- отсутствие единства среди русских князей и союзников;

- военная мощь и превосходство  монголов .

-Кто  возглавил  монголов?  (Чингисхан)

-В  чем  была  сила  монгольского  войска?  (В  организации и  дисциплине)

-В  чем  был  недостаток  организации  русского  войска?  (В  дезорганизации)

Дата записывается в тетрадь и начинают заполнять таблицу

Годы

                Основные события

1223, 31 мая

Битва на Калке. Поражение объединенного русско-половецкого войска

1237—1238

Завоевание Северо-Восточной Руси

1237,

21 декабря

Разорение Рязани

1238, январь

Монголы разрушили Коломну и Москву

1238, 5 февраля

Разорение Суздаля

1238, 7 февраля

После трехдневной осады штурмом взят Владимир

1238, февраль

Монголы взяли Ростов, Углич, Ярославль, Тверь, Волок-Ламский и ряд других городов

1238, 4 марта

Войско Бурундая уничтожило на р. Сити полки великого князя Юрия Всеволодовича

1238, март

Захватив Торжок, монголы совершили рейд на север, но, не дойдя 100 км до Новгорода, повернули назад

1239

Поход на Переяславль-Южный и Чернигов

1240, осень

Поход на Южную Русь

1240, декабрь

Взятие Киева

1240—1241

Разорение Владимира-Волынского, Галича и др.

1 нашествие монголов на Русь. Завоевание Рязанского княжества

Рязань, Рязань! Теперь тебе,

Твоим несчастным горожанам

Уже не выстоять в борьбе,

Не совладать с жестоким ханом.

Враги в ворота ворвались,

Таких не знала ты доныне!...

С высокой колокольни вниз

С младенцем бросилась княгиня.

И чашу смертную до дна

Испив от горького начала,

В огне на площади она

Батыя мертвая встречала…

Горят хоромы, терема –

Все, чем Рязань была богата.

Декабрьская ночная тьма

Багровым пламенем объята.

Отрывок из книги Натальи Кончаловской

 «Наша древняя столица»

     В 1236 г. Батый вторгся в русские земли. (слайд 16,17, 18, 19) Ранее монголо-татары овладели Волжской Булгарией и подчинили своей власти все кочевые народы степи. Первым разоренным русским городом была Рязань, через шесть дней осады она была взята.  Первый удар был нанесён Рязанскому княжеству. Подойдя к рязанской земле, Батый потребовал от князей 10-ю часть “от всего, что имеется в земле вашей”. Рязанский князь с богатыми подарками отправил к Батыю своё посольство во главе с сыном Фёдором. Приняв подарки, Батый потребовал отдать в жёны монгольской знати княжеских сестёр и дочерей, а лично для себя – красавицу Евпраксию, жену Фёдора.

      Княжич ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни. А красавица княжна, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась вниз с высокой колокольни.

Рязань 6 дней отражала непрерывные атаки, но 21 декабря была взята монголами. (слайд 20,21,22,23,24,25). Завоеватели устроили в городе резню, не пощадив ни стариков, ни малых детей. Погиб и рязанский князь со своей семьёй. Город был стёрт с лица земли. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат.  

Сообщение  уч-ся о Евпатии Коловрате.

Во время кровавого набега Батыя  рязанскому богатырю    Евпатию Коловрату  не случилось быть в родном городе.  Вернувшись домой и найдя пепелище да трупы, богатырь собрал дружину почти в две тысячи человек и кинулся догонять монгольские полчища. Настиг он их уже в Суздальской земле, вклинился во вражьи ряды и ну рубить Батыевых  воинов направо и налево.

Сам Евпатий был исполинского роста. Не всякий конь его выдерживал — иной приседал под тяжестью могучего всадника. Этот рязанский богатырь обладал неимоверной силой. Меч, которым он легко управлялся одной рукой, другие ратники и обеими удержать не могли. Одним ударом он рассекал монголов от головы до седла, и их тела распадались на две половины.

Много чужеземцев сокрушил Коловрат, и дружина его сражалась храбро и яростно. Но что могла сделать горстка смельчаков с неисчислимой Батыевой ратью? После нескольких ранений ослабел богатырь Евпатий, но, истекая кровью, все равно продолжал биться, пока не упал с коня бездыханным.

И велел, будто бы Батый отпустить всех, кто остался в живых, а тело Коловрата отдать его дружине, ибо и сам считал, такой герой достоин быть похороненным с честью и славой.

3. Разгром Владимирского княжества.  (Слайд  26,27)

Расправившись с Рязанским княжеством, Батый двинулся на север, на Владимир. По пути была захвачена упорно защищавшаяся Коломна. Затем монголы подошли в Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой, 5 дней мужественно защищали Москву. Но город был взят, разграблен и сожжён.

3 февраля 1238 года войско Батыя подошло к Владимиру. При штурме города монголы использовали пороки и камнемётные машины. Великий владимирский князь Юрий после падения Рязани отправился на север собирать войско, а оборону города возглавил воевода Пётр Ослядюкович. 7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. После опустошения Владимира воины Батыя захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли, убивали и уводили в плен. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича. Решив, что у него уже достаточно сил, князь Юрий приготовился к схватке с монгольскими воинами, но недооценил противника. В марте 1238 года монголы напали на русское войско и разгромили его. В бою погиб и сам великий князь Юрий.

4. Поход на Новгород.  (Слайд  №28,29)

После победы на реке Сити монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок.

Сообщение  уч-ся  об обороне г. Торжка.

Этот город был перевалочным пунктом для новгородских купцов и торговцев из Владимира и Рязани, снабжавших Новгород хлебом. В Торжке всегда имелись запасы зерна. Здесь монголы рассчитывали  пополнить  оскудевший  за  зиму запас кормов.

Но жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы татары не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город. Горожане в течение двух недель отбивали атаки врага.

 Но, даже овладев Торжком, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы, жители подожгли склады с зерном.

В середине марта монгольская армия возобновила поход на Великий Новгород. Но войско Батыя заметно поредело в битвах с русскими ратями, запаса продовольствия и фуража для лошадей было недостаточно. Монголы вынуждены были остановиться, не дойдя до Новгорода сто километров. Город был хорошо укреплён. Во главе новгородского ополчения стоял князь Александр, сын великого князя Владимира Всеволодовича. Об этом доложила Батыю разведка. После долгих раздумий хан повелел своим воинам “повернуть морды коней на юг”.

К концу марта монголы-татары подошли к небольшой крепости Козельск. 

Сообщение  уч-ся  о защите Козельска. (Слайд  № 30,31,32)

В  марте 1238 года военачальник  хана Батыя Гуюкхан  уверенно привел свои отряды к Козельску, твердо рассчитывая встать там на отдых. Но не тут-то было! Этот маленький город вовсе не собирался сдаваться и покорно впускать захватчиков. Под его стенами завязались упорные бои. На головы монголов летели камни и тяжелые поленья, лилась горячая смола. Козельцы ухитрились повредить даже грозные стенобитные машины врага.

Сорок девять дней продолжалась битва за Козельск.  Воинам Батыя через сделанный ими пролом в стене удалось ворваться в город, но там сражение разгорелось с новой силой. Лишь когда все защитники, которые еще могли держать оружие, пали,  Козельск оказался в руках врага. Русских пленных не оказалось. Козельцы погибали, но не сдавались.

По приказу Батыя, который не знал, на ком выместить свою злобу мертвым русским отрубили головы  и  сложили из них высокую пирамиду. А сам Козельск  он  назвал  «злым  городом» и  приказал  его  сровнять  с  землёй.

После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.

Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.

5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.  (Самостоятельно)  (Слайд  №33,34,35)

В 1239 году Батый начал свой второй поход на Русь.  Об этом событии вы сейчас будите читать самостоятельно и выполнять задания к прочитанному. 

УСПЕХИ ТАТАРО_МОНГОЛЬСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ (слайд  36)

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ РУСИ (слайд 37)

ИТОГИ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ НА РСЬ (слайд 37)

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

  • В каком году воины Батыя двинулись в Центральную Европу? (В 1241 году)
  • Какие  города  Южной  Руси  были  сожжены? (Переяславль-Южный,  Чернигов  и  др.)
  • Что  стало  с  Киевом? (Монголы  овладели  им
  • Какие западные страны были разорены Батыем? (Галицкая Русь, Венгрия, Польша, Чехия)
  • В каком году воины Батыя вернулись на Нижнюю Волгу? (В 1241 году)
  • В  чем  была  заслуга  Руси  перед  народами  Европы?  (русские  княжества,  оказав  серьезнейшие  сопротивления  монголам,  истощили  силы  войска  Бабыя) 

-Какие  русские  города  оказали  монголам  наиболее  упорное  сопротивление?

-Почему  Батыю  удалось  завоевать  большую  часть  русских  земель?

1.  Блиц-опрос по понятиям:

Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.

Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.

Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.

 3. Выдающиеся личности, какой след в истории оставили? 

  • Чингисхан
  • Евпатий Коловрат
  • московский боярин Филипп Нянько
  • Пётр Ослядюкович
  • киевский воевода Дмитрий

рефлексия (слайд 40)

Самооценка: как я усвоил материал:

- получил прочные знания, усвоил весь материал -  «5»;

- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;

- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»

  1. Задание  на  дом

п.12,  дополнить таблицу,  подготовить  сообщение  об  Александре  Невском  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....

Урок истории по теме "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ". 6 класс

Цель урока: рассмотреть причины, ход и последствия нашествия монголо-татар на Русь Задачи урока: Обучающие  - познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами,-рассмотреть...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...

Урок истории в 7 классе «Монголо-татары»

1.      Технологическая карта урока2.      Описание технологических приемов работы с презентацией (ПО   SMART Notebook) Основной матери...

Методическая разработка урока истории " Проверка, контроль и оценка знаний учащихся по теме: Древняя Русь"

Использование метода опорных сигналов на уроке проверки, оценки и контроля знаний учащихся по теме Древняя Русь...

Практическая работа по истории на тему Нашествие крестоносцев на Русь 6 кл.

Практическая работа по истории на  тему Нашествие крестоносцев на Русь 6 кл....

Нашествие монголов на Русь

В начале XIII века войска Чингисхана завоевали многие народы Сибири, Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Как сообщают историк того времени, монголы грабили все имущества, но жадность их не насыщалась....