Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Рабочая программа по истории разработана в соответсвии с требованиями ФГОС. Указаны предметные и метапредметные результаты (приоритет - смысловое чтение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Управление общего и профессионального образования Чайковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 Согласовано:                                                                      Рассмотрено                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

 «      »___________2012г                                                   на заседании ШМО                                                            Директор школы

Зам.директора по УВР                                                        «       » ___________ 2012                                                   _________________

_____________________                                                     _____________________                                                   А.В. Рогожников

Рабочая программа по истории

для учащихся 5 класса

на 2012-2013 учебный год

Статус программы: адаптированная

                                                               Учитель истории и обществознания

I квалификационной категории        

Саламатова Т.В.                                

Чайковский 2012 г.

Тематическое планирование по истории Древнего мира (70 ч).  

№ урока по уч. плану

Дата проведения

Название темы

Содержание

Основные понятия

Виды самостоятельных и контрольных работ

Задания на дом

1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

11

12

13

14

15

16-19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41-42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61-68

69-70

Введение (2 ч)

Что изучает история древнего мира?

Счет лет в истории

Первобытный мир (8 ч)

Первые люди

Первые шаги разума

Первые художники и волшебники

Первые пастухи и хлеборобы

Первые мастера и воины

Первые цари и воины

Повторение и контроль по теме: Первобытный мир.

Древний Восток (17 ч)

Древний Египет (8 ч)

Царство Древнего Египта

Боги Древнего Египта

Искусство строителей пирамид

Ступени «общественной пирамиды»

Расцвет египетского царства

Повторение и контроль по теме: Древний Египет

Древние государства Азии  (8 ч)

Цивилизация в Междуречье

Законы Вавилонского царства

«Железное» царство Ассирии

Библия древних евреев

Мировая держава персов

Финикийские мореплаватели

 «Просветление»  Древней Индии

Мудрость Древнего Китая

Повторение: Древние государства Азии

Контрольная работа по теме: Древние государства  Азии

Первая цивилизация Запада.

  ( 17 ч)

Зарождение Древней Греции (7ч)

Истоки греческой культуры

Поэмы о людях и богах

Новые города Эллады

Олимпийские боги

Порядки Афин и Спарты

Воспитание граждан Эллады

Великая колонизация

Расцвет древнегреческой цивилизации (5ч)

Эллины против «царя царей»

Свобода рабовладельцев

Столица искусств Эллады

Мудрецы Древней Греции

Обобщение и контроль: Первая цивилизация Запада

Империи эллинов и римлян

Эллинизм – встреча Запада и Востока (3ч)

Покорители свободных греков

Завоевания Александра Македонского

Эллинистическая цивилизация

Цивилизация Древнего Рима ( 7ч)

От царей к республике

Объединитель Италии

Победитель Карфагена

Властелин Средиземноморья

Перемена «римских нравов»

Войны граждан и рабов

От республики к цезарям

Античная греко-римская цивилизация

(6 ч)

Первые римские императоры

Расцвет античной культуры

Золотой век римской империи

Добрая весть христианства

Заря христианского мира

Закат античного мира

Повторение: Древний Рим.

Контрольная работа : Древний Рим

Повторение: Всеобщая история. Древний мир

Итоговый контроль: Всеобщая история. Древний мир

Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний. История Отечества – часть всемирной истории.

Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). 

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн л.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху.  Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь.  Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть).  Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе),  архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства.  Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.

Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств.  Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.  

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе,  отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

История, всемирная история, исторический источник, археология

Тысячелетие, век, столетие, н.э., до н.э.

Первобытность, орудия труда, собирательство, охота

Родовая община, лук, копье, гарпун, «человек разумный»

Искусство, религия, душа, оборотни, жертва

Земледелие, скотоводство, род, племя, старейшины, идол

Ремесло,

Неравенство, вождь, раб, знать, царь

Дельта, папирус, порог, оазис, фараон, ок.3000г до н.э.

Храм, жрецы, мумия, саркофаг, миф, многобожие, Гробница, благовония

Пирамида, 2600г до н.э., сфинкс, обелиск, иероглиф, свиток, папирус

Вельможа, налоги, шадуф

Бронза, колесницы, 1500 г до н.э.

Западная Азия, Двуречье, клинопись

Ростовщик, закон, Хаммурапи

«Логовище львов»

Кочевники, Библия, скрижали, единобожие. Ветхий Завет

Таран

Колония

Джунгли, тростник, каста, брахманы, отшельники, неприкасаемые

Конфуций, конфуцианство, Великая Китайская стена

Минотавр, лабиринт

Илион, «яблоко раздора», 1200 г до н.э., циклоп

Полис, Аттика, ареопаг, архонты, демос

Олимп, язычество

Демократия, народное собрание, 594 г до н.э.,«Спартанское воспитание», илоты, «лаконичная речь»

776 г до н.э., атлет, Педагог, палестра, гимнасий, красноречие

        Колония, пираты

Стратег, фаланга, 490 г до н.э.,

Триера, 480 г до н.э.

Граждане, совет пятисот, верфь

Агора, портик, Акрополь, ионическая и дорическая колонна, Парфенон, амфора, театр, сатиры, орхестра, трагедия, комедия, скене

        

338 г до н.э.

334 г до н.э., 325 г до н.э., 331  г до н.э.

Обсерватория, Фаросский маяк, библиотека, музей

Весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат, Республика, консул, народный трибун, право вето, 753 г до н.э., 510 г до н.э.

Легион, триумф, Римско-италийский союз

Провинция, пуническая война, 216г до н.э

Амфитеатр, гладиатор, 146 г до н.э.

Гражданская война, восстание, трибун

Ветеран, диктатор, , преторианцы, меценат

Империя, император

Базилика, Пантеон, фреска, мозаика

Христиане, апостолы, священник, Евангелие

Епископ, Новый Завет, православие, патриарх.

476 г до н.э.

Практическая работа «Счет лет в истории»

Тестовая работа по теме: Первобытный мир.

Тестовая работа по теме: Древний Египет

Тестовая работа по теме: Древние государства Азии

Тестовая работа: Первая цивилизация Запада

Исторический диктант : Эллинизм

Тестовая работа: Империи эллинов и римлян

Итоговая контрольная работа: Всеобщая история .Древний мир.

Стр.8-13

§1

§2

§3

§4

§5

§6

§7

§8

§9

§10

§11

§12

§13

§14

§15

§16

§ 17

§18

§19

§20

§21

§22,

23

§24

§25

26

§27

§28

§29

§30

§31

§32

§33

§34

§35

§36

§37

§38

§39

§40

§41

§42

§43

§44

§45

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  на основе Рабочая программы  «История России и Всеобщая история» для 5-9 классов (авторы Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., ЛисейцевД.В.) и обеспечена УМК по истории образовательноей системы  «Школа 2100».

Программа является традиционной. Уровень изучения программы – базовый.

Преподавание осуществляется на основе учебников  «Всеобщая история. История древнего мира» А.А. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, ООО «Баласс», 2006г.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Цели обучения

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Требования к уровню подготовки учащихся

1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.
  • При оценке  таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Межпредметные связи

Окружающий мир, 3-4 классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде.

Литература, 5 класс:  общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, приемы понимания текста, создания его интерпретации (переносимые с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных)

Естествознание, 5 класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерности развития жизни и появление человека на Земле.

Список литературы

Данилов Д.Д. Всеобщая история. Учебник для 5-го. класса. –  М. : Баласс, 2011. –  288 с.;

Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2006.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2002.

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.-М 2005.

Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998

Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...