Кризис советского федерализма в 1985 - 1991 гг.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Исследовательская работа по теме "Кризис советского федерализма в1985 - 1991гг".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech2.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Кризис советского федерализма в 1985-1991 гг».

 Актуальность моего исследования обусловлен фактом распада в 1991 году советского федеративного государства, с именем которого ассоциируется неудачная попытка реализации грандиозного социалистического эксперимента, начатого в 1917 г. На месте СССР образовалось 15 независимых государств, самое большое из которых – Россия. Качественным  историческим рубежом, определившим выход нашей страны на новую ступень исторического развития, стал период 1985-1991 гг. – годы перестройки, итогом которой стал распад СССР как федеративного государства нового социалистического типа, которое длительное время являлась образцом для огромной части человечества.

Цель исследования – выявление исторической обусловленности хода перестройки состоянием советского общества, определившим кризис советского федеративного государства и его распад в 1985-1991 гг.

Характер цели диктует следующую последовательность задач исследования.

  1. Анализ содержания «курса на перестройку» в экономике и политической системе.
  2.  Исследование процесса начала кризиса политической системы в ходе перестройки.
  3. Характеристика вариантов рыночных реформ как способов сохранения союзного государства.
  4. Изучение содержания общенационального кризиса 1989-1991 гг.
  5. Рассмотрение предпосылок, хода, особенностей и значения августовского путча 1991 года в распаде СССР.
  6. Выявление причин распада СССР.

В качестве объекта исследования выступает процесс реформ 1985-1991 гг., послуживших катализатором распада СССР.

Предметом исследования являются политика перестройки, проводимая правительством М.С. Горбачева и послужившая основным толчком к системному кризису советского общества и распаду СССР.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Научно-технологическая эволюция в рамках советской политической системы в 60-80 гг., создала современный тип общества и до неузнаваемости изменила жизнь, мировоззрение и запросы советских людей во второй половине ХХ века, которые все больше входили в противоречие с содержанием самой системы.

Уже в начале 80-х гг. стали проявляться такие явления, как низкая эффективность производства, отсутствие стимулов хозяйственной деятельности, структурные диспропорции. Все это фактически парализовало способность страны к удовлетворению растущих материальных и духовных потребностей все большей части общества. Нельзя отрицать, что в большой степени кризис и развал СССР был заложен в самой системе советской командной экономики, лишенной стимулов к труду и демографическом росте, породившем в условиях индустриального общества рост социальных потребностей населения, которого не выдержала советская экономика.

Экономика СССР уже к моменту прихода М.С. Горбачева к власти, была убыточной. Система социальных гарантий, которая считается основным достижениям советского строя, также нуждалась в финансовой поддержке со стороны бюджетных расходов. Расходы покрывались через продажу отечественной нефти, а этот единственный источник, независимо от политического гения или бездарности М.С. Горбачева как инициатора перестройки, сам по себе означал угрозу превращения страны в сырьевой придаток для мировых импортеров нефти. Но проблемой советского строя была единоличная ответственность высшего руководства, крайне ограниченного в ресурсах для принятия решений, так как любые попытки интенсифицировать экономику разрушались о необходимость сохранения идеологических приоритетов советского строя. Принцип равенства означал невозможность формирования каких-либо стимулов к эффективному труду и предпринимательству.

Начатая руководством КПСС «сверху» в середине 80-х гг. перестройка была попыткой избежать краха системы, надвигающегося «снизу». Она вела лишь к либерализации режима, но не к его реальному реформированию. КПСС и ее руководство весьма скоро оказались заложниками собственной политики реформ. Перед ними встал выбор: либо возглавить курс на реальное реформирование общества, либо оказаться в стороне от процессов, грозящих стать неуправляемыми. Руководство было вынуждено пойти на политическую реформу, краеугольными элементами которой должны были стать построение правового государства через разделение властей, введение парламентской демократии, развитие реального политического плюрализма.

В результате выборов в Советы, завершившиеся созывом I Съезда народных депутатов СССР, перемены стали необратимыми. Но политическая активность всех слоев общества на фоне углубления экономического кризиса становится неуправляемой и выходит из-под контроля правительства М.С. Горбачева.  

Реформы «перестройки», начатые М.С. Горбачевым за короткий срок привели к ликвидации монополии КПСС на власть. Но это означало подрыв влияния главной силы, политически и идеологически обеспечивающей прочность Союза ССР.

Начавшийся в 1990 году «парад суверенитетов» оказал решающее влияние на распад СССР. Местная партийно-бюрократическая элита республиканского уровня уже не ощущает необходимость в союзном руководстве для защиты своей власти и собственности и форсирует разрыв отношений с союзным центром. Попытка союзной бюрократии в лице ГКЧП в августе приостановить этот процесс на фоне падения авторитета КПСС и всеобщего экономического кризиса вызывает консолидацию «нового класса» выходцев из старой номенклатуры, воспринявших буржуазно-демократические ценности и политически заинтересованным в ликвидации союзного Центра как конкурента в борьбе за контроль над гигантским наследием советской индустриальной экономики.

Без КПСС, фактически распущенной в августе 1991 года, теряет смысл и реальная политическая опора существования СССР, так как реальная власть в результате победы над ГКЧП окончательно переходит к первому президенту суверенной, то есть независимой от СССР и КПСС, России. Интересы российского руководства совпадают с устремлениями лидеров бывших субъектов Союза СССР законодательно оформить результаты перераспределения сил в результате победы сторонников сепаратизма в августе 1991 года. Итогом их соглашения становится создание в декабре 1991 года новой конфедерации - Союза Независимых государств, означающего окончательное прекращение деятельности союзных структур.  

В числе экономических причин распада СССР выделяются как экономическая некомпетентность союзной номенклатурной политической элиты, так и отсутствие реальных возможностей удовлетворить экономические запросы нового поколения советских людей в рамках социалистической распределительной системы хозяйствования. Непосредственной причиной падения авторитета власти стали пустые прилавки магазинов, рост преступности, политической нестабильности. Стремительный распад СССР был вызван не в последнюю очередь «растаскиванием» общесоюзной собственности субъектами «парада суверенитетов» - союзными республиками, элита которых уже не видела смысла дальнейшего пребывания в союзе СССР.

Путч в августе 1991 г. был последней попыткой спасти СССР как Систему. Он же одновременно продемонстрировал необратимость ее разложения. К власти пришли демократические силы во главе с президентом Б. Н. Ельциным, для которых ключевой задачей стало осуществление экономической реформы и выход из экономического застоя. Задачу эту они должны были решать уже в рамках одной лишь России, так как прямым последствием путча явилось окончательное разрушение СССР.

Итак, демократия в России играла роль тарана, разрушавшего хозяйственную систему и дезорганизующего прежние союзные структуры власти. Это объясняется тем, что у большинства новых политических лидеров всех уровней не было никакого практического опыта управления в условиях рынка и политической демократии, государственного мышления и ответственности за принимаемые решения. Решения, которые они принимали, зачастую были противоречивыми и некомпетентными. В результате почти все реформы не давали эффекта, а деструктивные тенденции, усиленные возникшим идеологическим вакуумом и стремительным обесцениванием всех привычных ценностей, набирали силу. Представители частного капитала, возникшие в результате этой политики, увидели новые перспективы в разрушении союзного государства, сдерживающего их возможности в приумножении собственности. Поэтому, перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась в 1991 году всеобщим экономическим кризисом советской системы хозяйствования. Ее главным итогом стали распад некогда могучего союзного многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. Но теперь, каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из экономического кризиса, порожденного разрушением единого механизма союзной экономики в 1990-1991 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.

Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...

"ПЕРЕСТРОЙКА" - хронология событий в период 1985 - 1991 гг.

Основные события в период "Перестройки" Горбачёва - основная помощь учителю для 9 и 11 кл....

"Казахстан в период перестройки (1985-1991 гг.)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТАМ "История КАЗАХСТАНА" И "ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ"...

Итоговый урок по разделу "Перестройка в СССР (1985-1991)

В ходе учебного занятия дети работают с иллюстративным (в основном фото) материалом. К концу занятия они готовы составить портрет эпохи. Урок основан на кейс-педтехнологии. Занятие проводилось в 9 кла...

Новая модель общественного развития (1985 - 1991 г.г.).

Данный материал представляет собой урок -семинар,рассчитанный на два часа. Целью урока является обобщение изученного материала по теме "Перестройка в СССР", а также формирование у обучающихся понимани...

Урок истории в 9 классе Экономические реформы 1985-1991 гг

Интерактивный мультимедиа урок формирования новых знаний...

Презентация "Внешняя политика СССР 1985-1991" - 9 класс

Презентация "Внешняя политика СССР 1985-1991" - 9 класс - история России...