Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Михайлова Ольга Войтеховна

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание  дат, фактов, понятий, причин и следствий событий,  умение извлекать информацию из источника, анализировать историческую ситуацию, исторические версии и оценки учащихся по теме: «СССР в 1953-1964 гг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_po_kursam.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа по курсу

 «ЕГЭ по истории и обществознанию»

Михайловой О.В.

207-714-954

Методическая разработка итогового урока по истории:

СССР в 1953-1964 гг.

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание  дат, фактов, понятий, причин и следствий событий,  умение извлекать информацию из источника, анализировать историческую ситуацию, исторические версии и оценки учащихся по теме: «СССР в 1953-1964 гг».

 Содержательные элементы проверки:

- Борьба за власть после смерти Сталина;

- ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности;

- Начало реабилитации жертв политический репрессий;

- Экономические реформы периода  «оттепели»;

- Внешняя политика СССР;

- Развитие науки СССР;

- Духовная жизнь периода  «оттепели»

         В кодификаторе выбранные нами линии сформулированы в двух пунктах:

3.2.11*"Холодная война" Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
3.2.12 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.

        Таким образом, наша проверка гораздо шире Направлений, указанных в кодификаторе, но она позволяет проверить глубину знаний и умение учащихся устанавливать связи между событиями, происходящими в различных сферах общественной жизни.

Этапы урока

  1. Организационный момент
  2. Устная разминка. Блиц-опрос (систематизация фактов)
  1. Укажите фамилии лиц, начавших борьбу за власть после смерти Сталина?
  2. В чем заключается историческое значение   ХХ съезд КПСС?
  3. Что занимало первоочередное место в развитии промышленного производства в СССР в 1950-1960 – е гг (группа А, группа Б)?
  4. С каким государством СССР нормализовал отношения в 1954-1955 гг?
  5. В какой стране в 1956 году СССР подавил антисоветское восстание? Какова судьба этого восстания?
  6. Что нового содержала  Программа КПСС, принятая XXII съездом партии?
  7. Перечислите события, явления  научно -  технического развития СССР периода  «оттепели»?
  8. Какие события культурной жизни СССР данного периода вы можете назвать?
  9. Приведите факты, свидетельствующие о либерализации внешнеполитического курса в период «оттепели», и факты, свидетельствующие о продолжении «холодной войны»?
  1. Тест в малых группах (по 2 человека). Выполняется письменно (на заранее приготовленных карточках) Найти соответствия событие – дата (данное задание введено для проверки знаний хронологии событий)

1.Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС                     а) 1962

2. Создание Организации Варшавского договора        б) 1964

3. ХХ съезд КПСС                                                             в) 1953

4. Полет Гагарина в космос                                             г) 1956

5. Карибский кризис                                                        д) 1961

6. Начало освоения целины                                             и) 1954

7. Отстранение Хрущева от власти                                 к) 1957

8. Запуск первого в мире искусственного спутника     л) 1955

    Земли

           9. Смерть Сталина

           10. События в Новочеркасске

  1. Лица эпохи.  Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает лист с именем одного человека и различными оценками его личности (проверка навыков анализа исторических версий и оценок, систематизацию фактов).

Задание: прочитать высказывания о данном человеке, основываясь на них и личных знаниях о данной персоне, дать оценку деятельности человека и охарактеризовать его роль в истории СССР.

 

  1. Исторический филворд. Демонстрируется слайд с филвордом, учащиеся должны определить, какие слова в нем зашифрованы, и дать им определение (устно)  Были отобраны термины, которые особенно ярко характеризуют эпоху (оттепель, десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, реформы, совнархозы, целина).

  1. Работа с документами.  В зависимости от уровня подговленности класса дается 1 или два задания (анализ исторической ситуации, анализ исторических версий и оценок)

1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы

   После смерти Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.

        Какие направления развития были осуществлены (назвать 3 направления в различных сферах общества)

        Какие причины определили осуществление этих направлений

(2 причины)

2. Перед Вами точка зрения на выступление Хрущева на ХХ съезде КПСС.  Какие иные точки зрения по данному вопросу вам известны? Какая из них кажется вам предпочтительней? Ответ аргументируйте  ( не менее 3 фактов).

  1. Доклад Хрущёва с разоблачением культа личности Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

  1. Домашнее задание. Подготовка к проверочной работе.

        При подготовке и проведении данного занятия были использованы следующие документы ( все документы взяты из книгиЧернова М.Н. Работа с документами на уроках истории, 11 класс- М.: Айрис-пресс, 2008.):

 

  •  Из доклада Н.С. Хрущева «О культе личности          и его последствиях»  (февраль 1956)        
  • Ф. М. Бурлацкий о выступлении Н. С. Хрущева на ХХ съезде (1956)
  • Современники о космическом полете Ю. А. Гагарина        
  • Из Программы КПСС (1961)
  • Из информации Генерального прокурора СССР        Н. Трубина о событиях в Новочеркасске в 1962 году        .
  • Из предсмертного письма Александра Фадеева
  • Из воспоминаний Э. Белютина о посещении         Н.С.Хрущевым выставки художников в Манеже
  • М. И. Ромм о встрече Н. С. Хрущева с представителями художественной интеллигенции в Москве в 1962 г.
  • Из Воспоминаний военного историка В. Фомина        о Венгерских событиях 1956 г.
  • Из переписки Н. С. Хрущева и Дж. Ф. Кеннеди во время Карибского кризиса (1962 г.)
  • Н. С. Хрущев о результатах Карибского кризиса
  • Из Стенографического отчета Пленума ЦК КПСС (14 октября 1964)
  •    Из Воспоминаний члена Президиума ЦК КПСС А.Н. Шелепина и Председателя КГБ В. Е. Семичастного о снятии Хрущева (1989)        

        Данный урок способствовал формированию более полных и прочных знаний, их конкретизации и углублению. Учащиеся продолжили формирование навыков анализа исторической ситуации, обобщения, аргументации, оценочной деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урока по проекту"По зелёной тропе -в глубины истории" в 8 классе

Данный урок является итоговым уроком проекта "По зелёной тропе - в глубины истории"  в 8 классе. Целью данного урока является показать результаты работы учащихся над поректом - это экскурсии -пре...

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Методическая разработка итогового урока по творчеству Ф. И. Тютчева.

Творческий смотр знаний предполагает выявление общего и индивидуального уровня знаний учащихся жизни и творчества Ф.И. Тютчева . На предшествующих уроках рассматривался круг тем его...

Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.

Итоговый урок по истории в 9 классе...

итоговый урок по истории "СССР в 1953-1964гг"

итоговый урок по истории "СССР в 1953-1964гг" 11 класс...

Методическая разработка итогового урока по истории 11 класс "СССР в 1953-1964 гг."

Обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности; экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.; политика мирного сосуществования.особенности ра...

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...