Темы уроков по антикоррупции в тематическом планировании по истории и обществознанию 5-9кл
календарно-тематическое планирование (история, 5 класс) по теме

Цыппо Марина Александровна

темы уроков по антикоррупции в тематич. планированиит 5-9кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

4.

 Возникновение религии и искусства.

1

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе.

Текущий

Написание эссе

http:// vm.kemsu.ru

§3, составить рассказ по иллюстрациям

                                                      Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

5.

 Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесла. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей  для развития человеческого общества.

Составлять простой план ответа.

Текущий

Составление плана

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

§4,

работа с датами

6.

Появление неравенства и знати.

Появление бюрократии.Коррупция в Древнем  Египте.

Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Объяснять причины появления неравенства и знати, причины выделения знати.

Подтверждать выводы примерами, описывать факты.

Текущий

Анализ историч источников

http://storyk.ru/

§5,

подготовить ответ, используя опорные слова

7.

Повторение. 

Какой опыт дала человечеству эпоха древности?

Какой опыт дала человечеству эпоха древности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от  собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Последовательно строить рассказ (устно или письменно) о жизни первобытных людей.

Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках.

Тематич

Тест, анализ историч источников

Ответить на вопросы на стр. 29

                                         Тема 3. Счёт лет в истории

23.

Персидская держава «царя царей».

1

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый.  «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности – город Персеполь.

Использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлялась Персидская держава.

Характеризовать общественный строй Персидской державы, работать с несколькими источниками информации.

Текущий

Самост работа

http://school-collection.edu.ru

§19, подготовить сообщение  

                                                              Тема 6. Индия и Китай в Древности.

24.

Природа и люди Древней Индии.

1

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы.

Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу.

Текущий

Составление  опорной схемы

http://lesson-history.narod.ru 

§20, работа с картой на стр.96

25.

Индийские касты.

Древнеиндийский трактат о коррупции.

1

Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царем Ашока.

Анализировать миф, описывать наиболее значимые события, высказывать собственное мнение  к тем или иным событиям и личностям.

Характеризовать религию буддизм,  сравнивать исторические факты и явления.

Текущий

Беседа с элементами самост . работы

http://lesson-history.narod.ru/flash.htm

§21, объяснить значение слов

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель -  уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании  старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайск

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Текущий

Написание отзыва по заданной проблеме

http://www.edu.cap.ru

 

§22, знакомство с документом «Из высказываний Конфуция», ответить на вопросы

52.

Устройство Римской республики.

1

Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.

Давать характеристику общественного строя Римской республики.

Текущий

Терминологический диктант, беседа

http://ancientrome.ru/

§46, подготовить сообщение

                                     Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

53.

Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

1

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Читать историческую карту, рассказывать о событиях древней истории.

Анализировать ответы одноклассников.

Текущий

Беседа, работа с картой

http://ancientrome.ru/

Стр.227-228, работа с картой

54.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибаллом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Использовать карту при характеристике военных походов римлян, аргументировать своё отношение к событиям и личностям.

Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы.

Текущий

Составление схемы

http://ancientrome.ru/

§47, подготовить сообщение

55.

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

Римское право о коррупции.

1

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трехдневный  триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье -  провинция Рима.

Использовать историческую карту как источник информации, анализировать  причины и итоги войн Рима. Давать оценку происходящим событиям.

Работать с картой в процессе изучения событий.

Текущий

Беседа, работа с картой

http://ancientrome.ru/

§48, описать рисунки

56.

Рабство в Древнем Риме.

1

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб -  «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.

На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях.

Составлять рассказ от имени очевидца.

Текущий

Составлять рассказ

http://ancientrome.ru/

§49, анализ документа на стр.239

6 класс Новейшая история

5.

Среди невзгод и опасностей

1

Образование государств в Восточной и Западной Европе

Феодальная раздробленность, домен, династия, феодал

Викинги феодальные владения

Умение классифицировать, обобщать

№4,задание в рабочей тетради

6.

Культура раннего средневековья

1

Средневековая культура

Античное наследие,»семь свободных искусств», христианская Европа

Формирование ярких представлений о культуре

№5,воросы к тексту

7.

Византия славянский мир

1

Византийская империя: территория хозяйство, государственное устройство

Василевс, 532г, греческий огонь, кодекс «Юстиниана», путь «Из варяг в греки»

Причины сохранения и расцвета империи.

№6.задани, документ,рабоч

тетрадь

8

Культура Византии.

Абсолютизм и коррупция.

1

Византийская культура

Христианский храм, неф, апсида, алтарь, базилика, крестово-купольный храм, парус, канон, мозаика, фреска, иконопись, икона.

Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное, сравнивать с культурой западной Европы

№7новые слова

9

Рождение новой религии

1

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама

Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат

Умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. Возникновение новой религии. Уметь составлять таблицу, работать с документами.

№9,задание в рабочей тетради

10

Мир ислама

1

Арабские завоевания в Азии,Северной Африке, Европе

Халиф, хамироат, экспансия, шииты, сунниты, имам, эмиры

Умение работать с исторической картой. Умение давать самостоятельную оценку историческим событиям, явлениям, процессам, личностям. Оперировать терминами и понятиями.

№10,словарь,

карта

15.

Возникновение и расцвет средневековых городов.

1

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города.

. Сословия средневекового города., бюргеры, буржуа, патрициат, бургомистр, мэр.

Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия.

Устный опрос.

№14,вопросы,

новые слова, составление

рассказа

16.

Ремесло и торговля.

1

Ремесло и торговля. Цехи гильдии.

Мастер, подмастерья, цех, братство, гильдия, ярмарка, меняла ,банк, шедевр.

Отделять главное от второстепенного. Выделять отличительные признаки явления, процессы.

Тест

№15рабочая

тетрадь,схема

17

Католическая церковь. Борьба с еретиками. Индульгенция как средство коррупции. Продажность церкви.

1

Роль церкви в обществе. Монастыри и монахи. Религия в жизни средневекового человека. Католицизм и православие.

Таинства, индульгенция, католическая церковь, клюнийская реформа, отлучение от церкви, еретик, инквизиция, ересь 1054г.

Устанавливать причинно-следственные связи (раскола и ереси) Четко формулировать понятия Определять роль и место христианской церкви в жизни общества.

Составление таблицы

№16,

18, краткие сообщения по

плану урока,

новые понятия

18

Крестовые походы

1

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

Крестовые походы, крестоносцы, духовно- рыцарские ордена.

Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу.

Работать с исторической картой. Уметь выявлять синхронность, последовательность исторических событий и явлений.

Составление таблицы

№17, закончить

составление

таблицы,рабоч

тетрадь

19

Франция- долгий путь к единству

1

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции.

Генеральные штаты, сословно-представительная монархия 1302г.

Умение анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и последствия  исторических событий ( объединение Франции)

Таблица, диктант понятий

№19, рабоч

тетрадь, ответы

на вопросы,схема

тические таблицы

История России 7класс

20

Реформы

 Петра I.

Антикоррупционная деятельность

Петра I.

1

Урок-исторический обзор

Знать: реформу центрального управления,указ о единонаследии, табель о рангах,реформа городского управления,областная реформа, выступления против реформ.

«Дело царевича Алексея»

Опрос.

Письмен-

ные задания

§15

Вопросы с.120-121

рабочая тетрадь

21

Экономическое развитие страны в начале 18 века

1

Объясни

тельно-иллюстративный урок

Знать: состояние экономики России на рубеже XVII-XVIIIвеков,экономическая политика Петра,сельское хозяйство, развитие мануфактур,ремесленное производство, торговля,денежная и налоговая реформы.

Уметь использовать текст историчес-кого источника при ответе на вопрос

Устный опрос.

Решение проблем-

ных воп-

росов

§16

Вопросы с.130,даты

22

Народные

Движения

Первой четверти

XVIIIвека

1

Урок-историчес

кий обзор

Знать:причины народных восстаний, Астраханское восстание, восстание К.Булавина,башкирское восстание,религиозные выцступления, выступления работных людей.

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

§17

Вопросы с.137 рабочая тетрадь

27-28

Внутренняя и внешняя политика в 1725-1762гг.

2

Урок-исторический обзор

Знать: основные направления внешней политики,русско-турецкая война 1735-1739гг.,Россия и Речь Посполитая. Русско-шведская война, продвижение России на восток, Россия в семилетней войне 1756-1762, итоги внешней политики. Знать: перемены в системе управления, укрепление позиций дворянсьва, политика в отношении крестьянства, изменения в системе городского  управления, политика в отношении казачества,

Устный опрос, задания в тетради

§22

Вопросы с.161

§23

Вопросы с.168

29

Обобщающий урок по теме: «Преобразования Петра I».Зачет

1

Повтори-

Тельно

обобщаю-

щий  урок

Знать основные положение, термины  и понятия главы3

Умеют: давать развернутый ответ,

давать отзыв ,прочитать источник и найти ответ на вопрос.

Работать  с картой, работают с понятиями. Уметь воссоздать образы той эпохи. Отвечать на вопросы теста.

Итоговое тестиро

вание

Повторение Гл.3,словарь,даты

30

Россия

В 1762-1801гг

13ч.

Внутрен-

няя  политика Екатерины

II. Борьба со взяточничеством при Екатерине II.

1

Объясни

тельно-иллюстративный урок

Знать: особенности внутренней политики Екатерины II,политика «просвещённого абсолютизма»,уложенная комиссия, «золотой век» российского дворянства,ужесточение внутренней политики в 70-90х годах.

Опрос.

Письмен-

ные задания

§24

Вопросы с.177, задания в рабочей тетради

История России 8 класс

18- 19.

Либеральные реформы 60-70 х гг.

Российское чиновничество.

2.

Комбинированный урок

Судебная, земская , военная реформа. Значение реформ 60-70-х гг. 19 в. В истории России

Земство, куриальная система выборов, суд присяжных

Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной, реформ, реформ в области просвещения, приводить оценки хар-ра и значение соц. реформ

Составление таблиц, логических цепочек

П 21-22 вопросы и задания

20.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1.

Комбинированный урок

Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования М.Т.Лорис-Меликов Убийство Александра 2

Отработочная система

Называть основные направления эконом. Политики государства; объяснить причины замедления терминов роста промышленности  производства

Обобщающая беседа

П /23 вопросы и задания

21.

Общественное движение: либералы и консерваторы

1.

Комбинированный урок

Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения. Земское движение

Либералы, консерваторы

Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма

Беседа по вопросам домашнего задания, индивидуальное тестирование

П / 24 вопросы и задания

22.

Зарождение революционного народничества и его идеология

1.

Комбинированный урок

Радикальные решения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля»

Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты

Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения

Составление сравнительных таблиц, взаимопроверка

П /25 вопросы и задания, документы

23.

Революционное народничество второй половины 60- начало 80-х гг.

1.

Комбинированный урок

Самостоятельная работа с документами

П /26 вопросы и задания

Новая история 8 класс

13

Германская империя в конце XIX – XXвв.

Объединение Германии и «рептильные фонды» Бисмарка.

1

Урок изучен нов. матер

иала

Работа с картой и текстом учебника

Особенности индустриального развития. Либеральные реформы

Знать гос. Устройство особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внеш политики. Аргументировать и высказывать свою т.з.. показывать на карте колонии Усвоить понятия: милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм

Тест

П.19 вопр и зад

14

Великобритания: конец Викторианской эпохи

1

 Комбинировн

ный

Изучение документа

Особенн индуст. развития. Колон. захваты

Называть особенности развития Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и гос деятелей Усвоить понятия: фунт стерл, гомруль, лейборист партия Антанта

опрос

П.20 вопр и зад

15

Франция: Третья республ

1

Комбинировн ный

Работа с текстом учебника

Франция – светское гос. Реваншизм

Называть особенн. разв. капит; основные реформы; показывать на карте колонии. Называть правителей и гос деятелей Усвоить понятия: Радикал, коррупция, атташе

опрос

П.21 вопр и зад

16

Италия

1

Комбинировн

ный

Работа с картой и текстом учебника

Конституц. Монархия. Лоскутная империя

Называть особенности развития и характер внеш политики, особенности развития Австро – Венгрии. Уметь составлять таблицы; показывать на карте колонии. Называть правителей и гос деятелей Усвоить понятия: арбитр, нац. возрожден, двуединая монархия, империя

опрос

П.22 -23 подг. сообщения

17

Повторительно-обобщающий урок

по теме: «Страны

Западной Европы

на рубеже XIX-XXв»

1

Урок-обобщения

Понятийный диктант,

тест

 4. Две Америки

3

18

США в 19в:модерни-

зация,отмена рабства

и сохранение республики

1

 Комбинировн

ный

Работа с картой и текстом учебника

Гражданская война. Отмена рабства

Называть особенности промыш переворота, основу хозяйства Юга, Называть правителей и гос деятелей, этапы и итоги граждан войны. Показывать на карте места сражений Усвоить понятия: акр, гомстед, расизм, аболиционизм

Сообщение, опрос

П.24 вопр и зад

Новейшая история 9 класс


15


Восток в первой половине XX века.

Коррупция в

колониальном

Китае.


Комбини-

рованный

урок


Особенности экономического и политического развития стран Востока. Проблемы модернизации.


ЗНАТЬ понятия «Восток». Реформы и революции. Пути модернизации.

УМЕТЬ сравнивать, анализировать, делать выводы.


Экспансия, модернизация, реформы.


Составле-ние таблицы


§15-16

раб.

тетрадь



17


Латинская Америка в первой половине ХХ века.


Изу-чение нового

мате-риала


Культурно – цивилизационное своеобразие. Способы модернизации.


Разбираться в методе «революции – реформы – диктатура – революция».

Сравнивать со странами мира.


Диктатура, революция, рабство, латифундии, импортозаменяющая индустриализация.


Тестовый


§17

вопросы



18


Международные отношения 

в 30-е гг.


Лекция 

с эле-

мента-

ми ис-

следо-

вания


Крах Версальско-Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета.


УМЕТЬ анализировать изменение в международной обстановке, вести дискуссию, работать с исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи.


Государства-агрессоры, система коллективной безопасности, политика умиротворения.


Проверка лекцион-ных записей, понятий-ный блок


§19,

даты



19


Вторая мировая война.


Семинарское за-

нятие


Причины, характер, ход военных действий Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Великая Отечественная война во Второй мировой войне. Особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия.


ЗНАТЬ причины, ход военных действий и итоги Второй мировой войны. Понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать, делать выводы.


«Молниеносная война», основные театры действий, Великая Отечественная война, нацистский «новый порядок» в оккупированных странах, движение Сопротивления, геноцид (холокост). 


Участие в работе семинара, проверка материалов к семинару.


§20,

раб.

тетрадь


20

Повторительнно-

обобщающий урок

по разделу 1:

«Новейшая

история первая

половина 20в».

Зачет

Урок

контроля

Знать основные положения раздела

тест

Основные

термины

и понятия,

даты


24


Политическое развитие стран

Запада.

Партийная

коррупция.


Лекция с состав-лением опорно-го конс-пекта


Идейно-политические течения и партии (либерализм, консерватизм, социализм, комунизм). Изменения в расстановке сил, появление христианско-демократических партий.


УМЕТЬ отличать и сравнивать политические движения.

ЗНАТЬ причины упадка коммунистических движений и рост влияния демократических, умеренного реформизма. 

УМЕТЬ составлять опорный конспект.


Эволюция политических идеологий., демократизация. 


Опорный конспект.


§26,даты



25


Гражданское общество. Социальные движения.


Ком-бини-рован-ный урок


Новые социальные движения в мире. Процесс формирования гражданского общества.


ЗНАТЬ основные положения урока.

УМЕТЬ отличать и сравнивать социальные движения, характеризовать гражданское общество.


Гражданское общество, движения: 


  • антивоенное,

  • молодёжное,

  • студенческое,

  • экологическое,

  • феминистское,

  • этнические движения,

  • обновленческие процессы в церкви.


Сооб-щения по теме.


§27,

раб

тетрадь


26

Повторительно-

обобщающий

урок по теме:

«Мир во второй

половине 20в:

основные

тенденции

развития».

Зачет

Урок

контроля

Знать основные положения раздела

тест

Основные понятия и

термины.

Даты


27 – 28


Страны Западной Европы и США во второй половине XX века.


Семинар-карусель


Основные тенденции развития стран Западной Европы (Великобритании, Франции, Германии, Италии) и США во второй половине XX века.


ЗНАТЬ особенности политического и экономического развития стран. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку.



Составле-ние таблицы


§28-32,

вопросы

и задания



29


Страны Восточной Европы.


Лекция 

с эле-

мента-

ми лабо-ратор-ной работы


Послевоенное развитие стран Восточной Европы. Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований.


ЗНАТЬ понятие «Восточная Европа».

УМЕТЬ объяснить главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку.


Восточная Европа, тоталитарный социализм, «шоковая терапия»


Вопросы и задания.


§33,

раб.

тетрадь



30


Международные отношения.

Формирование

международного

антикоррупцион-

ного законодатель-

ства.


Лекция с элемен-тами проб-лемной беседы


Мировые войны в истории человечества. Складывание международно-правовой системы. Интеграция и дезинтеграция.


ЗНАТЬ основные положения урока.

УМЕТЬ ориентироваться в направлениях деятельности ООН.


Социально-психологические и демографические причины войн. Становление новой структуры миропорядка, современной карты мира.


Письмен-ная работа


§37,

основные

понятия


31

Глобализация,

тенденции и

проблемы

современного мира. Коррупция

и глобализация

лекция

Глобализм и

антиглобализм

ЗНАТЬ основные положения урока.

УМЕТЬ ориентироваться в направлениях деятельности ООН

Интеграция, глобализация, ЕС, ЕЭС, СБСЕ (ОБСЕ), ОПЕК.

Вопросы и

задания к

курсу

§39

Обществознание 5 класс

20-21

Труд – основа жизни

Урок изучение нового материала

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Моделирование ситуаций и их анализ.

§ 9 пословицы и поговорки о труде

22-23

Труд и творчество.

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Творческий труд. Творчество в искусстве

Решение познавательных задач, работа с текстом учебника

§ 10 подготовить сообщение на тему «Творчество в науке» или «Творчество в искусстве»

24-25

Практикум.

Урок-практикум

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

с. 90

приготовить проект « Творчество в науке и искусстве»

Глава 5.Родина

26

Наша Родина-Россия.

Гражданин и коррупция.

Урок изучения нового материала

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

Решение познавательных задач

§ 11

творческое задание: подбери фотографии твоих любимых родных мест

Обществознание 6 класс

13

Экономическая деятельность подростков

Молодежь и коррупция.

1

Комбинированный урок

 Труд детей в разные исторические эпохи. Молодежная экономика в современном обществе, карманные деньги. Заработная плата. Распоряжение деньгами.

Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться и зарабатывать деньги.

Дискуссия.

§11, вопросы

14

Труд с точки зрения закона

1

Урок изучения нового материала

Труд., трудовая деятельность. Право на труд.  Работник и работодатель. Трудовой договор

Объяснять отношение к труду в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл народных пословиц о труде.

Работа в группах

§12, практикум

15

Экономическая сфера общества

1

Повтори-тельно- обобщающий урок

Обобщить полученные знания по изученной главе. Развивать познавательную  активность, умение  работать  с разноуровневыми тестами, учебно- исследовательские умения, критическое мышление.

Контрольная работа.

Глава 3. Социальная сфера общества.

16

Социальная структура общества

1

Урок изучения нового материала

Социальные группы. Большие социальные группы. Социальное неравенство

Знать основные положения урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения. Объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа», « семья»

Фронтальная беседа,  

§13, сообщения «какие социальные группы существуют в нашем городе»

21

Право на службе у человека

Статус государственного

служащего.

1

Урок изучения нового материала

Право, источники права. Права и обязанности. Несовершеннолетние. Ответственность несовершеннолетних. Преступность. Уголовная ответственность.

Объяснять понятия изучаемые на уроке. Знать права и обязанности ребенка в возрасте от 6 до 18 лет, рассказывать о причинах наступления юридической ответственности.

Диалог с элементами игры.

Таблица «Права несовершен-

нолетних»

§17

(вопросы)

Написать эссе «Зачем нам соблюдать законы»

22

Конституция- основной закон страны

1

Комбинированный урок

Конституция как содержание основного закона. Власть, разделение властей. Президент, Совет Федерации, Госудврственная Дума, местное самоуправление

Объяснять значение Конституции в государстве. Аргументировать свое мнение по вопросу о необходимости  знания Конституции своего государства.

Работа с Конституцией  РФ ( по заданиям)

§ 18 вопросы

Индивидуальное задание: составить компьютерную презентацию по теме

23

Право и правопорядок

1

Урок изучения нового материала

Правопорядок, законность. Правоохранительные органы. Судебные органы. Юридическая защита.

Рассказывать о роли и сохранении правопорядка и законности в стране. Объяснять, чем опасны и вредны для общества нарушения законов. Называть правоохранительные и судебные органы

Практическая работа.

§19, вопросы

Творческое задание: проекты помощи органам правопорядка

24

Как защититься от несправедливости

1

Комбинированный урок

Нарушение прав граждан. Способы защиты граждан. Судебное разбирательство. Принцип деятельности судов.

Рассказывать о способах защиты судов, о роли суда в государстве, о принципах и порядке деятельности

Беседа

§ 20 практикум, вопросы

25

Обобщающее повторение по теме: «Политика и право»

1

Повтори-тельно- обобщающий урок

Обобщить и повторить знания по теме:» Политика и право»

Контрольная работа.

Глава 5. Духовная сфера общества.

26

Наука и образование

1

Урок изучения нового материала

Что такое наука. Образование, его значение в жизни людей. Право на образование

Объяснять значение понятий «наука», «общественные науки», «образование», «самообразование». Определять к каким группам наук относят предметы, которые изучаются в школе.  Определять значение науки и образования для человека и общества.

Беседа с учащимися

§21. Практикум

Обществознание 7 класс

20

Глава III. Подросток и закон

Юридические границы подросткового возраста.

1

Понятие «юридических отношений». Несовершеннолетние, их права и обязанности, защита прав ребенка. «Конвенция о правах ребенка».

Решение ситуативных задач

Урок - практикум.

Работа с дополнительной  литературой

Читать § 16, задания и вопросы к параграфу

21

Подросток как гражданин.

1

История развития гражданских прав. Основные конституционные права и обязанности. Российское гражданство, пути его получения. Подросток, его гражданские права и свободы.

Фронтальный опрос

Урок - практикум с элементами лекции.

Работа с материалом учебника и доп. литературой

Читать § 17,  стр. 37-38

22\

23

Подросток и его права.

Коррупция как угроза национальной безопасности РФ

2

Права человека. Детство и материнство. Умение пользоваться правами. Защита прав подростка.

Инд. опрос, письменное задание.

Урок - проблемная беседа.

Работа с понятиями урока

Читать § 18,  зад 3,4 стр.39-40

24

Опасный путь преступной жизни.

1

Причины противоправного поведения. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила поведения и права подростка при его задержании правоохранительными органами.

Индивидуальная беседа

Урок – беседа.

Работа со схемами

Читать § 19, вопросы и задания к параграфу

25

Глава IV Образ жизни подростка

Подросток в обществе риска

1

Современное общество как источник опасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Необходимость развития чувства безопасности.

Фронтальный  опрос.

 Урок - практикум.

Решение ситуативных задач

Читать § 20, практикум зад 2 письменно

26

Правонарушения несовершеннолетних в районе, селе.

1

Источники риска в нашем селе. Состояние законности и правопорядка в нашем районе, городе, селе.

Проверка творческих письменных заданий

Урок – проблемная беседа

Работа со статистическими данными

Повторить понятия

27

Проблема одиночества

1

Подростковое одиночество. Его причины. Специфика подросткового одиночества. Депрессия. Причины её появления

Индивидуальный опрос

Урок – размышление

Тестирование, работа с понятиями

Читать § 21, вопросы к параграфу

Обществознание 8 класс

2

Глава Ι. Общество и человек.

Что такое общество

1

Общество как социальная организация страны.  Основные признаки общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала, лекция

Работа с понятиями урока

§ 1, составить характеристику сфер общества

3

Человек, природа, общество.

1

Природа как предпосылка выделения общества и человека.  Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Экологические программы и защита окружающей среды.

Понятийный диктант, индивидуальный опрос

Урок - проблемная беседа.

Работа с текстом учебника

§ 2, сообщения на тему «Экологическая ситуация в РТ»

5

Взаимодействие общества и природы в регионе.

1

Взаимодействие общества и природы в регионе. Экологическая ситуация в РТ

Проверка творческой работы

Урок - семинар

Работа с дополнительной литературой  

   ____

4

Типология обществ.

1

Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, Возникновение государства.

Индивидуальный опрос

Урок - путешествие во времени.

Работа с текстом учебника

§ 3, составить кластер «Типология обществ»

6

Социальный прогресс и развитие общества.

1

 Социальный прогресс и ускорение истории. Реформы и революции. Прогрессивные и регрессивные реформы.

Фронтальный опрос.

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

§ 4, практикум

7

Личность и социальная среда.

1

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании человека. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления.

Индивидуальный опрос

Урок - проблемная беседа.

Работа со схемами в учебнике

§ 5, практикум

8

Потребности человека.

1

Сущность и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Роль духовных потребностей.

Фронтальный устный опрос.

Урок – проблемная беседа

Работа в группах с дополнительным материалом

§ 6, вопросы и задания к параграфу

9

Социализация и воспитание.

1

Содержание и стадии процесса социализации. Воспитание и социализация. Сходство и различие. Составные элементы воспитания. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Решение проблемных ситуаций.

Урок – изучения нового материала

Работа с дополнительным материалом

§ 7, проведение исследования, заполнение таблицы

10

Общение

1

Общение как социально – психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Индивидуальный опрос

Урок – лекция с элементами дискуссии.

Заполнение таблицы  «Основные формы общения»

§ 8, подготовка к обобщающему уроку

11

Обобщающий урок по теме:

«Человек в обществе и общество в человеке»

1

Основные сферы и строение общества. 26.11Влияние общества на природу и его последствие. Основные типологии обществ. Социальный и научно-технический прогресс.

Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование

Урок обобщения и систематизации знаний.

Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование

   

12

Глава ΙΙ. Экономическая сфера.

Сущность и структура экономики.

Экономический аспект коррупции.

1

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Человеческие ресурсы и их разновидности. Понятие структуры экономики. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики.

Фронтальная беседа

Урок изучения нового материала

Заполнение таблицы «Основные ресурсы экономик»

§ 9, подготовить  сообщение по теме «Экономика РТ»

13

Экономика  нашего региона.

1

Современное состояние экономики региона. Основные отрасли промышленности. Занятость трудоспособного населения

Проверка творческой работы учащихся

Урок- семинар

Сообщения учащихся

Подготовить инд. сообщение на тему «История денег»  

14

Товар и деньги.

1

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Индивидуальная работа

Урок - практикум с элементами лекции.

Работа с материалом учебника

§ 10 заполнить таблицу «Деньги»

15

Спрос и предложение.

1

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением.  Цена как регулятор спроса и предложения.

Проверка практической работы

Урок изучения нового материала

Работа с основными понятиями

§ 11, вопросы и задания к параграфу

16

Рынок, цена, конкуренция.

Коррупция как стимул

«тенезации» экономики.

1

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство.

Индивидуальный опрос

Урок - практикум.

Работа с текстом учебника

§ 12, выучить основные понятия

17

Предпринимательство.

1

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Фронтальный опрос 

 Урок-исследование, закрепление знаний.

Анализ текста «Маленький принц»

§ 13,  вопросы к параграфу

Обществознание 9 класс

4

Национально-государственное устройство.

1

Объединение о отделение наций. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, его сходство и различие.

Индивидуальный опрос

Урок объяснение, рассуждение.

Работа с таблицами и схемами

Читать § 3, вопросы устно

5

Ульяновская область– субъект федерации.

1

Ульяновская область как субъект РФ. Организация государственной власти.

Индивидуальный опрос Понятийный диктант

Урок – проблемная беседа

Работа с дополнительным материалом

Сообщение

6

Формы правления.

1

Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной властей.

Проверка творческих сообщений

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

Читать § 4, зад.1, 2 письменно.

7

Местное самоуправление в регионе

1

Характеристика местного самоуправления в регионе.  Органы государственной власти

Фронтальный опрос

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой

Составить схему «Местное самоуправление»

8

Политические режимы.

1

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и сущность авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Структура парламента.

Индивидуальный опрос, проверка письменной работы

 Обзорная лекция, закрепление знаний.

Работа со схемой и материалом учебника

Читать § 5, вопросы и задания к параграфу

9

Гражданское общество и правовое государство

Система антикоррупционных  законов РФ.

1

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение.

Фронтальный опрос 

Лекция-информаци, закрепление знаний.

Составление схемы «Политические режимы»

Читать § 6, составить сравнение тоталитарного и демократического государства

10

Голосование, выборы, референдум.

Коррупция и избирательный процесс.

1

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Роль референдума в политической жизни.

Тестирование

Урок изучения нового материала

Работа с материалом учебника

Читать § 7, выучить основные понятия

11/

12

Политические партии.

2

Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Функции политических партий. Классификация политических партий.

Понятийный диктант

Урок -изучение нового материала.

Составление схемы «Политические партии»

Читать § 8, практикум

16/

17

Власть и закон

Коррупция как способ борьбы за власть.

2

Гражданин и государство: взаимные права и взаимные обязанности. Сущность права. Право как мера свободы и ответственности. Виды правонарушений и правовой ответственности. Соотношение права и закона.

Понятийный диктант, проверка письменной работы

Урок  - изучения нового материала

Работа с дополнительной литературой

Читать § 10, составить схему «Государственная власть»

18

Конституция России.

1

Конституция – закон высшей юридической силы. Основы конституционного строя России. Основные цели государства, лежащие в основе конституционных норм. Структура документа.

Тестирование

Урок - лабораторная работа.

Работа с текстом конституции РФ

Читать § 11, заполнить таблицу «Основные конституционные права и обязанности»

26

Глава ΙΙΙ. Духовная сфера.

Что такое культура

1

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии.

Фронтальная беседа

Урок изучение нового материала

Работа с дополнительным текстом

Читать § 17, практикум зад 2.

27

Культурные нормы.

СМИ и коррупция.

1

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Молодежная мода. Церемония и ритуал. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Индивидуальный опрос

Урок – проблемная беседа

Составление схемы «Культурные нормы»

Читать § 18, сообщения по индивидуальным темам

28

Формы культуры.

1

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения.

Проверка творческого задания

Урок – путешествие

Работа с дополнительным материалом

Читать § 19,  сообщение по индивидуальным темам

29

Религия.

1

Различные определения религии, ей значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Вероучение в мировых религиях.

Проверка творческого задания

Урок - семинар

Работа с дополнительным материалом

Читать § 20, сообщение по индивидуальным темам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию 5- 11 класс

Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом..........

календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию по учебникам издательства "Русское слово"

Календарно-тематическое планирование по УМК "Русское слово" история и обществознание 2011-2012 учебный год...

Календарно - тематическое планирование по истории и обществознанию 5 - 11 классы.

В помощь учителю истории и обществознания, работающему по базовой программе....

Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию

Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию...

Программа и тематическое планирование по истории и обществознанию по ФГОС ООО для 7 класса Данилов Боголюбов

Программа и тематическое планирование для 7 класса по ФГОС ООО. Учебник история России Данилов Косулина.Новая история 7 класс ФГОС Юдовская...

Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию

Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию 10-11 классов МБОУ Хову-Аксынская О(С)ОШ...