Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Громадюк Татьяна Николаевна

Подробна разработка урока+презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_ikt.doc89 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Ершова Саратовской области»

III межмуниципальный дистанционный сетевой творческий конкурс "Любители искусства"

Номинация: Лучшая разработка урока с использованием ИКТ.

Работа подготовлена учителем истории и обществознания

МОУ «СОШ № 3» Громадюк Т. Н.

Ершов, 2013 г.

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г Ершова Громадюк Т.Н.

Тема урока. «Культура и духовная жизнь».

Технологическая карта урока.

  1. Методическое обоснование темы урока.

Ступень образования: среднее (полное) общее образование.

Курс: обществознание.

Класс: 10

В содержательной линии программы по обществознанию в 10 классе на изучение раздела «Духовная культура» отводится 9 часов, в том числе 2 часа на изучение темы: «Культура и духовная жизнь». Таким образом, изучение параграфа № 8 делится на два урока.

На первом уроке рассматривается вопрос о роли культуры, вводятся понятия: духовная жизнь, культура, культурология, новаторство. Кроме того, данный урок предполагает изучение функций культуры.

Второй урок формирует представление о многообразии культуры, диалоге культур, вводит понятия: массовая культура, народная культура, элитарная культура.

Планируемые результаты:

Одним из планируемых результатов изучения материала, должно быть умение учащихся доказывать роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры, культурного наследия в России, проблемах его сохранения.

Способ достижения:

Добиться выполнения данной задачи можно только путем сильного эмоционального воздействия. Данный урок разработан с использованием различных средств ИКТ, Интернет-ресурсов, которые способствуют рациональному использованию времени на уроке и позволяют добиться желаемого результата.

 Активные формы и методы обучения, преобладающие при проведении данного урока, позволяют развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в отборе материала, создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку обществознания путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

Методы и формы работы на уроке:

- Создание ситуации успеха.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится»

 Как создать такой «рассол»?

Словесная похвала и поддержка педагога. Рецензирование учителем. Скрытая помощь.

- Создание проблемной ситуации.

Цель и назначение проблемного обучения вижу в преодолении механического усвоения знаний, в активизации мыслительной деятельности учащихся, ознакомлении их с методами научного исследования, усвоении способов самостоятельной деятельности, развитии познавательных и творческих способностей.

- Игровая форма работы. «Вакансия работника музея (экскурсовода)

Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Они, как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно-значимыми. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.

Учебник: Обществознание 10 класс, автор Л.Н. Боголюбов.

  1. Форма проведения: урок-исследование.

Тема урока. Культура и духовная жизнь.

Цели урока по линиям развития личности:

 - Продолжить знакомство учащихся с понятием культура; создание условий для формирования у учащихся целостного представления о взаимосвязи искусства и духовной жизни человека.

- Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение. Научить давать собственную оценку. Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Планируемые результаты:

-  Личностные: осмысление опыта предшествующих поколений; уважение к ценностям семьи, любовь к природе; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности

 - Метапредметные: овладение  умением организовывать и регулировать свои действия; извлекать необходимую информацию из различных источников

 - Предметные: овладение понятийным аппаратом; основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г Ершова Громадюк Т.Н.

Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, Интернет.

Структура урока.

Этап урока

Деятельность

 учителя

Деятельность учащихся

Примечания.

1

Определение темы урока, осознание темы.

Учитель называет тему урока  и предлагает ученикам назвать слова ассоциации к словам «искусство», «духовная жизнь».

Давайте проверим правильность наших суждений.

http://ru.wikipedia.org

http://dic.academic.ru

http://ru.wiktionary.org/

http://slovari.yandex.ru/синонимы

Предложите название нашего сегодняшнего урока.

Ученики называют слова-ассоциации, высказывают различные точки:

Искусство – живопись, скульптура, архитектура и другие.

Духовная жизнь – ценности, мировоззрение, идеология и другие.

Обращение к словарю

Работая с ссылкой, ребята знакомятся с этимологией слова, словами-синонимами, словами-гипонимами

Ученики предлагают названия.

Учитель просит записать то название урока, которое больше всего понравится, в тетрадь.

Учитель может подвести учащихся к названию: Творческий опыт поколений.

1. На данном этапе урока учитель должен постараться вовлечь всех детей в работу.

2.Важно не затянуть эту часть урока. Она рассчитана на 3-5 минут.

3.Работая со ссылками необходимо помочь детям в выборе информации, чтобы сэкономить время.

4.При записи названия урока учитель не должен навязывать определенную версию. Его задача заключается в том, чтобы в момент предложения детьми названий, отметить удачные.

2

Актуализация опорных знаний.

Я предлагаю вам посмотреть презентацию с последующим обсуждением. Попробуйте найти факты, подтверждающие или опровергающие важность изучения вопросов искусства и духовной жизни для современного человека.

Демонстрация презентации.

Обсуждение.

Итак, в чем важность изучения вопросов культуры для современного человека?

Какие возможности открывает перед современником существующий демократический режим, мобильность современного человека.

Учащиеся перечисляют известные факты  влияния политической власти, государства на развитие культуры.

Учащиеся говорят о возможностях познания истории человечества посредством туристических поездок, проведения фестивалей творчества и т.д.

Презентация для актуализации не должна превышать 7-10 слайдов.

Информация должна быть насыщенной, краткой, позволяющей ответить на вопрос.

Учитель может подводить ребят к необходимым ответам посредством наводящих вопросов. Например:

- Кто был инициатором строительства пирамид, Великой китайской стены?

- Как в средние века государство контролировало мировоззрение человека?

Таким образом, учитель заставит ребят использовать знания известные из уроков истории.

3

Создание проблемной ситуации

Итак, вы определили, что культура общества связана с его развитием: социальным, политическим, экономическим.

Я предлагаю вам поработать с двумя высказываниями. Найдите противоречие, которое они содержат.

«Современную эпоху по-настоящему можно оценить в свете тысячелетий».

«Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Фридрих Вильгельм Ницше

http://www.slovonevorobei.ru

Я предлагаю вам сформулировать проблему урока.

Ребята отмечают, что первое высказывание доказывает связь культурных традиций, великую роль культуры, а второе – отрицает роль культуры, ссылаясь на то, что суть бытия не меняется.

Ребята предлагают несколько версий. Учитель помогает сформулировать проблему.

Главная задача учителя заключается в том, чтобы создать ситуацию успеха и выслушать как можно больше оценочных суждений учащихся.

Для этого он может использовать различные приемы.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится»

 Как создать такой «рассол»?

Словесная похвала и поддержка педагога. Рецензирование учителем. Скрытая помощь.

4

Целеполагание.

Скажите, кем вы мечтаете быть, и как знания о культуре могут помочь вам?

Обычно учащиеся приводят охотно примеры.

На данном этапе урока при такой постановке вопроса могут работать даже ученики с низким уровнем активности.

5

«Открытие» нового знания

Давайте попробуем проверить: правы ли мы? Я предлагаю вам принять участие в небольшой игре.

Ситуация.

В городском музее экскурсовод уезжает отдыхать на две недели. Требуется человек на замещение ее в этой должности.

Нам с вами дали задание подготовить лист-опросник для конкурсанта на замещение вакантной должности.

Давайте разделимся на три группы.

1 – используя материал параграфа, придумает небольшой тест из 5-6 вопросов, который позволит понять общие знания о культуре.

2 – выяснит знания конкурсанта о функциях культуры, подготовив мини-интервью

3 – проверит личностные качества конкурсанта. Сформулируйте, какими качествами он должен обладать?

Используя материал параграфа, учащиеся 10 класса легко составляют тест из 5-6 вопросов.

Учащиеся, используя содержание 2 пункта и раздаточного материала, составляют интервью и дают предполагаемые ответы.

Конечно же, учащиеся называют:

- уважительно относится к культурным, духовным, нравственным ценностям прошлого и настоящего;

- любовь и умение ценить прекрасное.

- интеллигентность

- толерантность

Пример одного из таких тестов приведен в приложении к уроку № 1.

В первую группу чаще всего объединятся ученики с низкими знаниями и низкой мотивацией. Задание не носит творческого характера.

 Вторая группа имеет творческое задание. Учитель должен контролировать работу группы. Вариант работы приведен в приложении к уроку № 2

6

Учебные действия по реализации новых знаний.

Кто хочет попробовать себя в качестве конкурсанта на вакантную должность? Давайте попросим трех представителей по одному от каждой группы.

Пожалуйста, представьте нам свои работы.

Конкурсанты представляют свои работы, проверяя подготовку каждого. По жребию или по желанию определяется: кто будет решать тест, кто давать интервью и т.д.

Обычно эта часть урока проходит в свободной форме. Учитель и учащиеся внимательно следят за выступающими и могут вносить свои замечания только после выступления. Тест проверяется учителем и дается в конце урока в качестве домашнего задания всем учащимся.

7

Рефлексия.

Спасибо. Я вижу каждый из вас готов взять на себя эту должность.

Я попрошу вас присесть на места.

Ребята у меня есть еще одна презентация. Посмотрите ее и определите, с какой целью я включила ее в этот урок. Выскажите свое мнение об увиденном.

Презентация № 2

Идет просмотр презентации, которая чаще всего вызывает чувство восторга и желание посетить города мира. Дети делают вывод о необходимости сохранения памятников культуры.

Какое из высказываний Лихачева, прозвучавших на сегодняшнем уроке, вам показалось наиболее злободневным? Аргументируйте свой ответ.

8

Подведение итогов. Самооценка работы на уроке.

Ребята. Я хочу узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Вы можете начать со слов:

Я знаю

Я умею

Я хочу узнать

Я хорошо работал

Мне есть к чему стремиться.

9

Домашнее задание

Параграф 8.

Решить тест.

Ответить на вопросы 1-2 стр. 89

Подготовить сообщения о народных традициях.

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г Ершова Громадюк Т.Н.

Приложение к уроку № 1.

Тест, подготовленный учащимися 10 «Г» класса.

А 1. Духовной культурой называется

1) культура чтения

2) религиозный культ

3) процесс и результат духовного производства

4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными

А 2. Многообразие культур служит в современном мире проявлением

1) национальной изолированности

2) национальной дифференциации

3) культурного застоя

4) культурной глобализации

А 3. Искусство от других форм духовной деятельности отличает

1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) обеспечения развития отдельных отраслей производства

4) образное восприятие  окружающего мира

А 4. Духовная сфера связана с:

1) производством

2) художественным творчеством

3) управлением государством  

4) национальными отношениями.

А 5. Найдите лишний термин в логическом ряду:

1) писатель

2) художник

3) архитектор

4) композитор

5) слесарь

А 6. Соотнесите понятия и их определения:

Культура                  а. Процесс социализации личности.

Образование            б. Основа мифологического мышления.

Наука                        в. Мышление в художественных образах.

Религия                    г. Мышление в законах и понятиях.

Искусство                д. Материальные и духовные ценности  общества.

Культура

Образование    

Наука

Религия    

Искусство

Средневековые

Приложение № 2.

Учащимся предложены раздаточные листы с высказываниями, памятка «как правильно брать интервью»

Лист 1. Высказывания.

Высказывания Д. С. Лихачева

- «Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой»

- «Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным»

- «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания»

Биографическая справка. Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Петербурге в 1906 г. В 1923-1928 г.г. Лихачев учился на факультете общественных наук Ленинградского университета. Занимался одновременно древнерусской и английской литературой, написал две дипломные работы: одну – о повестях, посвященных патриарху Никону, другую – о восприятии творчества Шекспира в России конца 18 – начала 19 веков.

3 февраля 1928 г. на заседании «Космической Академии наук» (куда входили студенты нескольких институтов) Лихачев сделал доклад, в котором полушутливо доказывал преимущества старой орфографии. Текст выступления был написан по отмененным правилам и представлял собой пародийное подражание ученым сочинениям средневекового книжника. В частности, говорилось, что реформу правописания внушил дьявол. Но в докладе он открыто сказал о притеснении советской властью Русской Православной Церкви. Спустя несколько дней Лихачева арестовали. Как и некоторых других «академиков», его отправили в Соловецкий лагерь. В 1931 г. перевели на строительство Беломорско-Балтийского канала, а спустя год освободили досрочно. В 1936 г. с него сняли судимость.

Несколько лет после возвращения из заключения он работал редактором и корректором. Устроиться на другое место было невозможно. В 1938 г. был принят на работу в Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом). Вскоре в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории новгородского летописания. В 1947 г. за диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания 11 -16 веков» Лихачеву было присвоена степень доктора наук. С 1970 г. Д.С. Лихачев академик Академии наук СССР. Он является автором десятков книг и сотен научных статей.

Памятка «Как правильно брать интервью».

- информирование. Интервью должно быть информативным, т.е. содержащим ряд интересных фактов, новых вопросов и ответов, иначе сам смысл интервьюирования теряется;

- идеологическая функция (т.е. пропаганда ценностей, принятых в конкретный период). Она будет обязательно присутствовать, пусть даже и в завуалированной форме;

- функция воздействия, когда журналист, который берёт интервью, сознательно вовлекает аудиторию в процесс выработки положительного/отрицательного отношения к тому, что происходит.

Интервью, подготовленное учащимися 10 «Г» класса.

- Здравствуйте. Мы очень рады видеть вас в качестве сотрудника нашего музея. Д.С. Лихачев однажды сказал: «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания». Как вы думаете, почему работнику музея важно быть толерантным?

- Спасибо. «Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным», - вы наверняка знаете это утверждение Лихачева. Скажите, в чем для вас заключается необходимость сохранения культурных ценностей?

- Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Петербурге в 1906 г. В 1947 ему было присвоена степень доктора наук. С тех пор прошло 66 лет. Как вы думаете, какое значение в наши дни имеют слова Лихачева: «Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий опыт человечества. Презентация подготовлена учителем истории и обществознания МОУ «СОШ № 3 города Ершова Саратовской области»

Слайд 2

Нельзя написать историю какой — либо эпохи или цивилизации без истории ее искусства, которое, как и наука, всегда составляло непременное и существенное звено всей системы. http://referatyi.ru http://history.rin.ru/ http://www.anothertravelguide

Слайд 3

Отношения между континентами, странами, городами и регионами, не были бы такими интенсивными, плодотворными обоюдными, если бы искусство не было сильнодействующим средством обмена и связи.

Слайд 4

Города остались бы лишь местом проживания и работы, если бы искусство не привнесло в них своеобразия, не сделало их традиции живыми и наглядными.

Слайд 5

Мощное идеологическое воздействие искусства объясняет интерес к нему со стороны властей, что может иметь и негативные последствия .

Слайд 6

Так, древнеримское монументальное искусство стремилось прежде всего к зримому воплощению авторитета государства. http://sanzak.mylivepage.ru/bl…

Слайд 7

Средневековое учение было нацелено на утверждение религиозных истин . http://2krota.ru/2010/08/07/sr…

Слайд 8

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе http://www.zaebali.net/kartink…

Слайд 9

Во всех цивилизованных странах существуют законы о защите художественного наследия и порядке хранения произведений. http://stroicompas.ru/news/lis…

Слайд 10

Проблема: «Современную эпоху по-настоящему можно оценить в свете тысячелетий». «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Фридрих Вильгельм Ницше http://www.slovonevorobei.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме :«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

Методическая разработка является попыткой применить технологию проблемного обучения при рассмотрении темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура....

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"...

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 1

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 2

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...

Духовная жизнь общества: исследование космоса - интегрированный урок для 8 класса

методическая разработка - конспект и приложения. История, обществознание , английский язык...

Урок истории в 11 классе «Мы думали – это весна, а это – оттепель» или «Духовная жизнь общества в 40-60-х годах».

Тип  урока - урок-образ, является примером использования личностно-ориентированной технологии. Урок - образ, отвечая за самодвижение детского сознания, представляет собой модуль, который от...

Урок обществознания Культура и духовная жизнь общества

Методическая разработка урока построена на основе технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: систематизировать и теоретизировать знания обучающихся о культуре, функциях...