Элективный курс "Лики Истории"
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Чеверда Галина Николаевна

Учебный курс предназначен для 10-11 классов с целью дополнения материала по курсу Истории. Основное содержание курса - характеристики исторических личностей русского государства, начиная с Киевской Руси и до конца XIX века. Актуальность курса в том, что он помогает в подготовке учащихся к ЕГЭ по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liki_istorii_10.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа по курсу

«Лики истории».

Курс рассчитан на 1 час в неделю

Объем 34 часов в год для 10 класса

Содержание программы

Вводный урок.  1 ч. Ознакомление учащихся с курсом, задачами, программой, литературой.

Тема 1.Первые князья Киевской Руси. 3 часа

Первые упоминания о князьях в источниках. Рюрик.  Начало русской истории – «Повесть временных лет». Князь Олег и объединение славянских племен в единое раннефеодальное государство. Князь Игорь Старый – походы и полюдье. Княгиня Ольга и ее реформы. Князь Святослав – дипломат и полководец. Начало Тмутараканского княжества.

Князь Владимир Святой – биография и деятельность. Последствия крещения Руси. Цели воин и походов Владимира. Князь Ярослав Мудрый.  Внутренняя политика Ярослава. «Русская правда» - первый свод русских законов. Культура при Ярославе Мудром. Укрепление княжеской власти. Внешняя политика Ярослава Мудрого .Древняя  Русь в период своего расцвета.

Тема2. Древнерусское государство в период раздробленности. 3 часа.

Внуки Ярослава – Глеб и Олег. Правление Владимира Мономаха. Идея единства Руси. Князь Мстислав Великий – князь Тмутараканского княжества. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский – первые строители будущей столицы Москвы. Всеволод  Большое гнездо и борьба между родственниками в период феодальной раздробленности

Походы шведов на Русь. Ливонский Тевтонский ордена. Полководец Александр Невский – героическое прошлое народа. Невская битва. Ледовое побоище. Золотая Орда в жизни Александра Невского.  «Слово Даниила Заточника».

Тема3.Возвышение Московского княжества. Создание единого Русского государства. 3часа.

Усиление Московского княжества в Северо-восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

   Даниил Александрович – первый князь московский. Князь Иван Данилович Калита – зачинатель объединения земель вокруг Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Сергий Радонежский. Князь Дмитрий Донской – победитель в Куликовской битве.

          Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Василий I и Василий II Темный. Конец ордынского владычества. Иван III – государь всея Руси. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III – продолжатель объединения русских земель. Усиление великокняжеской власти.

Тема 4. Московское государство в XVI в. 2 часа.

Иван IV Грозный – первый русский царь. Венчание Ивана IV на царствование. Характер и способности. Внутренняя и внешняя политика при Иване IV.

Просвещение. Развитие научных знаний. Первопечатники России – П. Мстиславец и И. Федоров. Светские писатели Иван Пересветов, Андрей Курбский. Живописцы XIV – XV века Феофан Грек и Андрей Рублев. Зодчие и архитекторы России. Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина.  

Тема 5.Смутное время. Воцарение Романовых. 3 часа.

Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного и Федора Иоанновича.  Смутное время. Борис Годунов и Василий Шуйский в борьбе за власть. Обострение социальных противоречий. Лжедмитрий I.  Иван Болотников. Герои борьбы против польских и шведских интервентов: Ляпунов, Минин и Пожарский.

Земский Собор. Царь Михаил Федорович Романов. Начало становления абсолютизма. Жизнь и деятельность царя Алексея Михайловича. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Соборное уложение 1649 г. и восстановление контроля правительства над страной. Реформаторская деятельность А.Л. Ордын-Нащокина, В.В. Голицына.  Церковь после смуты. Протопоп Аввакум, патриарх Никон и церковный раскол в России.

 

Тема 6 . Россия в  XVIII в. 9 часов.

Петр Великий и его великие дела. Характер, мечты и преобразования. Великое посольство 1697 – 1698 г. Реорганизация армии. Флота. Изменения в системе управления государством.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей изменения в культуре и быту при Петре I. Сподвижники Петра I.: А.Д. Меньшиков, Лефорт, Шереметьев и другие. Модернизация и европеизация жизни нашей страны.

Преемники Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Петр III.

 Аристократия, гвардия и дворянство. Изменения системы центрального управления. Елизавета Петровна и ее приближенные. Борьба придворных группировок, роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Воцарение Екатерины II. Императрица Екатерина II – как человек, правитель, писательница. Политика просвещенного абсолютизма. Золотой век дворянства. Г. Потемкин – князь Таврический и его роль в развитии Северного Причерноморья. Русское военное искусство. Российские флотоводцы и полководцы – братья Орловы, Грейт, Ф. Ушаков, П.А. Румянцев, А.В. Суворов на Кубани. 

Становление отечественной науки. Развитие образования. Историческая наука. Миллер, Шлецер, Байер, Татищев, Щербатов – первые историки. Ломоносов М.В. – феномен XVIII в. Е. Воронцова Дашкова – руководитель двух академий, писательница. Музыканты, актеры и их роль в развитии культуры. Представители поэзии и литературы (Сумароков, Фонвизин, Державин). Развитие мастерства русских архитекторов (Баженов В.И., Казаков М.Ф. и др.). Русские мастера в живописи: Аргунов Н.М., Рокотов Ф.С., В.Л. Боровиковский. Развитие техники: Российские изобретатели – И.П. Кулибин, И.И. Ползунов, К.Д. Фролов. Развитие общественной мысли Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Радищев, Новиков, Карамзин и их роль в развитии культуры.

Жизнь и деятельность Павла I. Внутренняя политика Павла I . изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Характер, внешность, основные замыслы Павла I. Внешняя политика Павла I.

 

Тема 7.. Россия в первой половине  XIX века. 5 часов.

             Переворот 11 марта 1801 г. Два периода жизни и деятельности императора Александра I. Первые преобразования. «Негласный комитет». Реформатор М.М. Сперанский Направления деятельности А.А. Аракчеева.  

               Герои и полководцы Отечественной войны 1812 г. Основные сражения и героизм народа в войне. Участие черноморцев в Отечественной войне 1812 г. Освобождение России от захватчиков.

             Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Программные проекты декабристов. Декабристы и их роль в истории России.            

            Император Николай I. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Личность императора, его характер. Бенкендорф – начальник III отделения. Усиление борьбы с революционными настроениями

           Власть и общественные движения. Либеральное движение. Западники и славянофилы.

 Внешняя политика Николая I. Герои Крымской войны: Нахимов, Корнилов, Истомин и др.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Поэты и писатели I половине XIX в. Золотой век русской поэзии.

Тема 8. Россия  во второй  половине XIX в. 4 часа.

                  Жизнь и деятельность императора-освободителя Александра II. Личность, характер и внешность императора. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Разработчики реформы 1861 г.: Кавелин, Самарин, Ростовцев и др. Значение отмены крепостного права и других реформ АлександраII.

                  Теоретики революционного народничества. Три течения в народничестве (Лавров П., Ткачев П., Бакунин М.). Революционеры-разночинцы: Н.Г. Чернышевский, Добролюбов, Некрасов. Народовольцы России  (С. Перовская, А. Желябов, Г. Лопатин и др.). Убийство Александра II. Социальная напряженность. Распространение новой идеологии. Марксизм и марксисты в России.

                 Внутренняя и внешняя политика Александра III. Император Александра III. Контрреформы императора.

                   Вступление на престол Николая II. Личность Николая II, его политические воззрения, характер.

Итоговое повторение. 1 час. Россия в конце 19 века. Особенности русской истории.

Календарно-тематическое планирование курса 10 класса.

№ п/п

Лики истории  10 класс

Название темы

                    Часы

     Дата    

Оборудование

1

Вводный урок. Ознакомление учащихся с курсом, задачами, программой, литературой.

1

Тема 1. Первые князья Киевской Руси.

 3

2

 Первые упоминания о князьях в источниках. Рюрик. Князь Олег. Князь Игорь. Княгиня Ольга. Князь Святослав.

1

   

мультипрезентация

3

Князь Владимир Святой – биография и деятельность.

1

   

мультипрезентация

4

Князь Ярослав Мудрый. Русь в период своего расцвета.

1

   

мультипрезентация

Тема 2. Древнерусское  государство в период раздробленности.

3

5

Правление  Владимира Мономаха Идея единства Руси. Князь Мстислав Великий.

1

   

мультипрезентация

6

Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Всеволод Большое гнездо.

1

   

7

Александр Невский – героическое прошлое нашего народа.

1

   

мультипрезентация

Тема 3. Возвышение московского княжества. Создание единого Русского государства.

3

8

Усиление Московского княжества. Князь Даниил Александрович и князь Иван Калита – первые московские князья.

1

     

мультипрезентация

9

Князь Дмитрий Донской и митрополит Сергий Радонежский. Победа  в Куликовской битве.

1

     

мультипрезентация

10

Московская усобица. Иван III – государь всея Руси.

1

       

мультипрезентация

Тема 4. Московское государство в XVI в.

2

11

Иван IV Грозный – первый русский царь.

1

     

мультипрезентация

12

 Просвещение. Развитие научных знаний.

Иван Федоров. Андрей Рублев. Афанасий Никитин.

1

   

Тема 5.  Смутное время. Воцарение Романовых.

3

13

Смутное время. Борис Годунов и Василий Шуйский в борьбе за власть. Лжедмитрий 1.

1

   

мультипрезентация

14

 Герои борьбы против польских и шведских интервентов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

1

     

15

Царь Михаил Романов. Жизнь и деятельность Алексея Михайловича. Протопоп Аввакум, патриарх Никон и церковный раскол .

1

     

мультипрезентация

Тема 6. Россия в  XVIII веке.

9

16

Петр Великий и его великие дела.

1

мультипрезентация

17

Сподвижники Петра I.: А.Д. Меньшиков, Лефорт, Шереметьев и другие.

1

18

Преемники Петра I: Екатерина I, ПетрII, Анна Иоанновна.

1

19

Елизавета Петровна и ее приближенные.

1

20

Императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма.

1

мультипрезентация

21

Г. Потемкин, российские полководцы и флотоводцы России.

1

22

Миллер, Шлецер, Байер, Татищев, Щербатов – первые историки.

1

23

Ломоносов М.В. – феномен XVIII в. Е. Воронцова-Дашкова.

1

24

Жизнь и деятельность Павла I

1

мультипрезентация

Тема 7. Россия в первой половине XIX века.

5

25

Два периода жизни и деятельности императора Александра I.

1

мультипрезентация

26

Герои и полководцы Отечественной войны 1812 г.

1

27

Декабристы и их роль в истории России.

1

мультипрезентация

28

Император Николай I. Внутренняя и внешняя политика

1

29

Поэты и писатели  в 1 половине XIX в.

1

Тема 8. Россия во второй   половине  XIX в.

4

30

Жизнь и деятельность императора-освободителя Александра II.

1

мультипрезентация

31

Три течения в народничестве.

Революционеры-разночинцы.

Марксизм и марксисты в России.

1

32

Император Александра III. Внутренняя и внешняя политика.

1

мультипрезентация

33

Вступление на престол Николая II .

1

мультипрезентация

34

Итоговое повторение. Россия в конце 19 века. Особенности русской истории.

1

                

 Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

                        Учащиеся должны знать:

  1. характерные черты наиболее ярких личностей в истории, как положительные, так и отрицательные;
  2. роль и значение деятельности исторической личности;
  3. оценка персоналий очевидцами и нашими современниками;
  4. суть, основные моменты того или иного исторического документа, дающего подлинное, объективное знание происходящих событий и рассматриваемых личностей.

Учащиеся должны уметь:

  1. работать с первоисточниками, документами, энциклопедическими словарями, схемами, архивными данными;
  2. анализировать, сопоставлять, давать оценку личностям и событиям;
  3. составлять связный рассказ по тому или иному вопросу о личностях и событиях;
  4. сравнивать и делать выводы;
  5. использовать полученные знания в различных учебных областях и в формировании собственной социальной мобильности.

Список используемой литературы для курса «Лики истории»

                                          10 класс

1. «Повесть временных лет». Киев 1989 г.

2.«Повесть древней Руси». Ленинград. 1983 г.

3.С.М. Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. М. 1989

4.Н.М. Карамзин. История государства Российского. М. 1990

5.Н.И. Костомаров. Исторические произведения. Киев 1990

6.В.О. Ключевский. «Исторические портреты» М. 1990

7.Р.Г. Скрынников «Ермак» М. 1986 г.

8.Р.Г. Скрынников «Иван Грозный» М. 1975 г.

9.Р.Г. Скрынников «Борис Годунов» М. 1978 г.

10.П.А. Раппопорт «Зодчество древней Руси» - Лен. 1986  г.

11.Ю.Г. Алексеев «Иван III. Государь всея Руси» Новосибирск 1991 г.

12.А.Н. Сахаров «Дипломатия Святослава» М. 1991 г.

13.Г.В. Абрамович «Князья Шуйские и российский трон» Ленинград 1991 г.

14.Д.Н. Альшиц «Начало самодержавия в России» лен. 1988 г.

15.Н.И. Никитин «Освоение Сибири в XVII в.» М. 1990

16.К. Валишевский «Первые Романовы» М. 1989 г.

17.К. Валишевский «Петр Великий» М. 1990 г.

18.К. Валишевский «Преемник Петра» М. 1990 г.

19.Н.И. Павленко «Петр I и его время» М. 1989 г.

20.В.И. Буганов «Крестьянские войны России в XVII – XVIII в.» М. 1976 г..

21.К. Бестужев. «За старую веру» Лен. 1990

22.Н.Я. Эйдельман «Грань веков» Санкт-Пет. 1992 г.

23.В.И. Новаковский «Рассказы о Петре Великом» М. 1992 г.

24.Н.И. Павленко «А.Д. Меньшиков» М. 1984 г.

25.П.К. Борзаковский «Императрица Екатерина Вторая Великая» М. 1991 г.

26.300 - летие  дома  Романовых М, 1991

27. Три века – Россия от смуты до нашего времени, под ред. В.В Каллаша М.1991

28. А. И. Герцен. Былое и думы. М 1970

29.В.О.Ключевский. Исторические портреты. М 1990

30. Энциклопедии по истории. М.2003

31. Коллекция книг «Российские князья, цари, императоры».  М 2012-2013 гг.

 

  Программа курса «Лики истории». 10 класс. 34 часа.

Пояснительная записка .

          В изучении современной истории  все большее внимание стало уделяться личности человека в событиях прошлого , его ответственности за судьбу своей страны , своего народа.  Интерес вызывает судьбы не только правящих ,но и простых  людей, оставивших свой след в нашей истории.

          Сокращение часов учебных программ по истории, совмещение  изучения отечественной и зарубежной истории не дают возможности уделять этому должное время.

         Данная программа позволяет реализовать стратегию вариативности исторического образования.

Цель программы – воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим.

В нашей истории действовали только формации, классы, общественные силы, режимы, бесплотные слои населения. В историю допускались в усеченном виде немногие, поэтому многие поколения не знают целую плеяду умнейших людей нашего Отечества. В связи с этим задача курса заселить историю, сделать ее полнокровней – с личностями, идеями, их поступками, их думами. Их появление перед учениками наполняет мир представлений о России живыми образами, делая предмет интересней, разнообразней. Оторвавшемуся от своей истории, культуры ребенку надо возвращать его ценности.

Задача курса:

  • формирование исторического сознания, ощущение потока времени и себя в этом потоке;

           -           знакомство с жизнью и деятельностью людей, которая влияла на

  ход развития нашего государства;

  • осознавать чувство истории, историческую память нации;  изменчивость человеческих идеалов и представлений, понятие временного характера явлений бытия у разных сословий в разное время.

Решение этих задач помогает формированию гражданина, человека высокой культуры.

Изучение этого курса поможет формированию системы ценностей, воздействует на духовный мир ребенка, сделает культурные привычки естественными, неотъемлемым элементом системы ценностей.  

        Программа позволяет дать учащимся научные знания о жизни нашего государства, его деятелей, функциях государства и его правителей в обществе, объяснить способы восприятия мира человеком, проживающим в определенное время, воспитывает уважение учащихся к национальному достоинству, показывает вклад того или иного правителя, деятеля культуры в достижениях мировой цивилизации и культуры.

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

               Средняя общеобразовательная школа № 46

           Муниципального образования города Краснодара

                                ПРОГРАММА

                 ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

                      «ЛИКИ  ИСТОРИИ».

   ДЛЯ 10 КЛАССА.

                               Автор  Чеверда Галина Николаевна,

                                учитель истории МБОУ СОШ № 46

                                          города Краснодара.

              Краснодар 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...

Методическое пособие к элективному курсу " История в лицах"

Методическое пособие предназначено для учителей и  учеников. Но пособие не завершено.  Прошу  коллег прислать отклики и советы....

Элективный курс История в лицах. Реформы и реформаторы.

Элективный курс  по истории расчитан на  17 чсаов и предназначен  для обучающихся 9 класса. Рассказывается о реформаторах нашей страны....

Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)

Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...

электронное приложение к программе элективного курса История духоборческой культуры

Во внеурочной деятельности учитель придерживается следующих принципов во взаимоотношениях с детьми: -        принцип независимого развития человека. Ребён...

Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"

Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"

Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....