Интегрированный урок. История+краеведение. Проникновение христианства на Русь.
план-конспект урока по истории на тему

Ларькова Любовь Владимировна

Урок разработан на основе материалов археологической экспедиции у с. Ксизово Задонского р-она Липецкой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proniknovenie_khristianstva_na_rus1.doc84 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_po_teme.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проникновение христианства на Русь.

Цели:

  1. Сформировать представление о появлении христианства у Восточных славян.
  2. продолжить формирование умения самостоятельно анализировать материал.
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся используя краеведческий материал.

Тип урока: интегрированный (интеграция урочной и внеурочной деятельности)  на основе деятельностного подхода.

Оборудование:

- карта « Древнерусское государство в IX – XI веках»;

- фрагмент х/ф «Ярослав. Тысячу лет назад» режиссер Дмитрий Коробкин (Россия, 2010);

- рабочий лист;

- презентация;

Ход урока.

I. Воодушевляющее начало.

Просмотр  фрагмента х/ф «Ярослав. Тысячу лет назад» режиссер Дмитрий Коробкин (Россия, 2010).

Беседа. Вопросы учителя.

- О чем идет речь во фрагменте?(О христианстве, о крещении, о христианизации славянских племён).

- Что же такое христианство?(Опережающее задание).

- Запишите определение в рабочий лист.

Сообщение ученика.

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.

Христианство — крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Зарождение христианства

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное -  «христиане», приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

- С кем мы связываем появление христианства на Руси?

 Когда это произошло?( Владимир, 988 год).

- Запишите дату в рабочий лист.

*Выступление священника о первых христианских общинах на территории расселения славянских племён.

Самостоятельная работа с документом № 1. Извлечение из элективного курса Яшиной О. Н. «История Русской Православной Церкви».

- Запишите даты в рабочий лист.

Первичное закрепление – проверка дат, выписанных в рабочий лист.

Т. О. мы можем сказать, что христианство на Русь пришло из Византии.

- Какие отношения связывали Русь и Византийскую империю?

(Дипломатические и торговые).

Самостоятельная работа с документом № 2. Задание С1 – С3 из сборника «История России. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие /В. В. Саяпин, Ю. В. Шамрай. - . Ростов н/Д: Легион, 2009.

Беседа по вопросам к документу.

Т. О. проникновение христианства происходит благодаря дипломатическим и торговым связям с Византийской империей.

- Какой самый известный торговый путь проходил через территорию Древнерусского государства в Византию. (Из варяг в греки).

Сообщение ученика. (Слайд 1)

Из варяг в греки

На протяжении многих веков реки были важнейшими путями сообщения. Они играли огромную роль в формировании государственных территорий. По рекам шли грузы, осуществлялись связи, перебрасывались войска. Одним из таких путей сообщения был путь из «Варяг в Греки», названный так по имени дружин, именуемых в Скандинавии викингами, на Западе – норманнами, а на Руси – варягами.

Водный путь из «Варяг в Греки»  проходил от Балтийского (Варяжского) моря по Финскому заливу, реке Неве, Ладожскому озеру (озеро Нево), реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Днепра и далее в Черное море (Русское море). По морю водный путь шел вдоль Болгарии до Константинополя. Водный путь из «Варяг в Греки» имел выход также в Балтийское море через Западную Двину, в Западную Европу через Припять и Буг и на Каспий по Волге.

Суда варягов имели широкий мидель, обеспечивающий хорошую устойчивость на волне, и малую осадку, позволяющую хождение по рекам. Суда были легкими, что позволяло их перетаскивать через водоразделы. Благодаря таким судам варяги могли попадать практически в любое место, что способствовало развитию торговли и налаживанию отношений между странами.

Перевозимые товары

Из Скандинавии вывозили железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, художественные изделия, а также предметы, награбленные викингами в Западной Европе (французские вина, ювелирные изделия и драгоценности, шелковые и батистовые ткани, серебряную утварь); из Византии — вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги; из Прибалтики — янтарь; из Северной Руси (Новгорода) — «мягкое золото» (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мёд, воск, кованную и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу; из Южной Руси (Киева) — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни — шиферные пряслица и др.

Значение

Путь возник в начале IX в. (не позднее 825-30 гг.), о чём свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет — дирхемов 1-й четверти IX в. Наибольшее значение имел в X — 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. Во 2-й половине XI — начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

Рассказ учителя.

 Задание классу: заполнить таблицу в рабочем листе, дать определение терминам – Корсунский крест, энколпион.

Существовали и другие торговые пути, многие из них проходили по реке Дон, следовательно, через наш край, который находится в его верховьях. (Слайд 1,2).

Особенно интересен участок р. Дон, который называется Острая лука. Именно там во время Великого переселения народов в V веке находилось крупное государственное объединение гуннского времени в районе сёл: Ксизово, Замятино, Мухино Задонского р-она Липецкой обл. (Слайд 3,4).

 Ученики нашей школы принимали участие в археологических экспедициях у с. Ксизово с 2005 по 2010 гг. Были обнаружены захоронения, предметы из которых только подтверждали активные торговые отношения со странами Востока, с Византийской империей, Крыма, Кавказа и низовий Дона.

Сенсацией стало погребение германского воина, обнаруженное в 2005 году. Погребальная яма с заплечиками ориентирована на север. Захороненный мужчина имел погребальный инвентарь (стекленный кубок, наконечник копья, детали поясного набора), указывающий  на  высокий военный и социальный статус погребенного. (Слайд 5, 6)

Обратите внимание на слайд. Найдите сходства и два отличия в этих погребениях. (Сходства - яма с заплечиками, вытянутое на спине  трупоположение, различия - наличие инвентаря, ориентировка погребенного). (Слайд 7).

 В 2007 году были обнаружены погребения с аналогичным типом погребальных ям, но без инвентаря и ориентированы они были З –В. Эти находки дали возможность предположить, что это раннехристианские захоронения относящиеся к V веку.

Ксизово называют «археологической Меккой», так как памятник многослойный. Наряду с материалом V века не менее интересны находки, связанные с древнерусским  временем. Прежде сего это Ксизовское городище и могильник XII века. Именно благодаря этим захоронениям мы можем доказать участие вятического населения в процессе христианизации современной территории Липецкого края. (Слайд 8).

В  2008году изучено  захоронение девочки (возраста 3-4 года), в погребении которой найдены вместе с традиционными украшениями и оберегами вятичей  обнаружен медальон с изображением Георгия Победоносца. (Слайды 9-12).

Этот год не стал исключением. В один из первых дней работы на раскопе при снятии дёрна ученик нашей школы Бессонов Даниил нашел необычное изделии с христианской символикой. Предположительно это свинцовая вислая печать с изображением, очень похожим на Константинов крест. Пока невозможно точно определить датировку, но учёные едины во мнении, что это изделие домонгольского периода. (Слайд 13).

Сообщение ученика. (Слайд 14).

Крест "Греческий", или древнерусский "Корсунский"

                                     

 

Традиционна для Византии и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого "Греческого креста". Этот же крест считается, как известно, и древнейшим "Русским крестом", так как, согласно церковному Преданно святой князь Владимир вывез из Корсуни (Херсонеса), где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного.

 

Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную.

Но не только в Ксизово находят изделия с христианской символикой домонгольского времени. Очень интересные находки сделаны во время экспедиций, организованных Елецким государственным университетом им. И. А. Бунина. Это различные кресты энколпионы. (Слайд 15).

Сообщение ученика. (Слайд 16)

Энколпион.    

 Одной из наиболее распространенных категорий древнерусской меднолитой пластики XI–XV вв. являются кресты-энколпионы. Энколпион (греч. εγκόλπιον, то есть «на груди») — складной двухстворчатый нагрудный крест с подвижным оглавием, предназначенный для хранения мощей или иных святынь. В Древней Руси на каждого новокрещенного возлагался крест, чего не было в обычном порядке даже у греков. Подобные кресты носились поверх одежды как «ясные показатели христианского крещения».

      Энколпионы крайне редко встречаются в курганах и захоронениях простых людей, еще реже они попадаются в кладах. Очевидно, их носили лица знатного рода. Кресты входили в состав княжеской гривной утвари. По свидетельству «Придворного Устава» Константина Багрянородного, приведенному Н. П. Кондаковым, император раздавал в Ильин день серебряные кресты высшим придворным чинам.

      Кресты-энколпионы «сирийского» типа, как правило, были плоские, четырехконечные с несколько расширенными концами. Изображения на них, гравированные либо исполненные в низком рельефе, отличаются крайней схематичностью и грубостью. Массовое производство бронзовых энколпионов такого типа было распространено в восточных провинциях Византии, Сирии и Палестине с VI по XII вв

      На самых ранних крестах-энколпионах «сирийского» типа обычно представлено рельефное или гравированное изображение распятого Христа в коллобии как бы стоящего или прислоненного к кресту. Эта традиция восходит к наиболее древним изображениям Христа в монументальной живописи и надгробной пластике V–VII вв.19. На оборотной створке подобных энколпионов изображались чаще всего Богоматерь Оранта или святые в позах Орант — обычно святые воины Димитрий, Георгий, Федор, что может свидетельствовать об употреблении этих крестов в качестве филактериев для воинов.

      Для древнерусских крестов-энколпионов такая традиция не была характерной. Основные типы крестов-складней, производившиеся на территории Киевской Руси, были ориентированы на столичные константинопольские образцы с изображением на лицевой створке распятого Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом с признаками страданий. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещались изображения Богородицы и Иоанна Богослова. В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы (поясные, ростовые и оплечные изображения), святители (как правило, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст), избранные святые (Никола, Косьма и Дамиан, Никита и др.).

       Сохранились домонгольские кресты, на которых лицевая створка со сценой Распятия оказалась существенно более стертой, чем с фигурой Богоматери на обороте. Следовательно, крест носился изображением Богоматери наружу, что может свидетельствовать о преимущественном ее почитании на Руси, начиная с XII в., вероятно, после введения празднования Покрова Богородицы.

      Особую группу среди домонгольских крестов составляют двухстворчатые энколпионы с изображением первых русских святых Бориса и Глеба, представляющие образец русской продукции, ориентированной на русские живописные прототипы.

      Надписи, сопровождающие изображения на крестах русской работы, были краткими и содержали только имя либо монограмму святого. Этот принцип размещения сокращенных надписей отличается от характера надписей на византийских крестах с развернутым текстом обращений и молитв.

      Основными формами крестов-энколпионов являлись: четырехконечные с равными или чуть расширяющимися концами, с трехлопастным завершением ветвей, с круглыми медальонами по концами и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста.

      Домонгольские меднолитые энколпионы можно разделить на несколько типов: с рельефными изображениями (известны на Руси с XI в.); с центральной рельефной фигурой и плоскими изображениями на концах (получили распространение с первой половины XII в.); с перегородчатой эмалью (вторая половина XII в.); с гравировкой и плоскостными изображениями, исполненными чернью либо инкрустацией оловом (середина — конец XII в.). Отдельную группу составляют кресты с мелкими рельефными фигурами и литыми обратными надписями, матрицы которых появились не ранее конца XII — первой трети XIII вв.

      Большинство домонгольских крестов-энколпионов было исполнено под явным воздействием византийских и южнорусских образцов каменной пластики XI–XIII вв. Стилистика изображений на каменных и металлических изделиях этого периода имеет много общих черт. Это, прежде всего, характерный тип ликов с круглыми выпуклыми глазами с двойной окантовкой век, каплевидными носами, прическами на прямой пробор. Фигурки имеют укороченные пропорции и при этом крупные, длинные кисти рук, одежды их разделаны широкими параллельными складками. Лики святых выполнены в гораздо более высоком рельефе по сравнению с плоскостной трактовкой фигур. Благодаря этому художественному приему происходило усиление пластических акцентов, изображения становились почти скульптурными, за счет чего в образе подчеркивалось прежде всего индивидуальное духовное начало.

      Русские кресты-энколпионы были найдены на территории Золотой Орды, Польши, Чехии, Болгарии, Югославии и других стран, что может свидетельствовать о широчайшем ареале их распространения и одновременно об огромном количестве тиражированных меднолитых экземпляров всего нескольких типов домонгольских крестов.

Первичное закрепление – проверка терминов и таблицы.

Рефлексия – синквейн на тему «Христианство». (Слайд 17).

СИНКВЕЙН – это пятистрочный стих, написанный в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
Правила написания такие:

  • Первая строка – существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
  • Вторая строка – два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
  • Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
  • Четвёртая строка – фраза, несущая определенный смысл из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
  • Пятая строка – резюме, вывод, одно слово, существительное или синоним первого существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Домашнее задание.

«5»

 Согласны ли вы с этим высказыванием. Аргументируйте свой ответ.

Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие: христианство для  Руси в это время означало более высокую цивилизацию.
                                                      Г.В.Вернадский.

«4»

Выпишите заповеди христианства.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме: «Проникновение христианства на Русь».

Даты.

1.Распространение христианства в Северном Причерноморье_________________________

2.Христианское влияние Византии на славян_______________________________________

3.Установление первой русской епархии___________________________________________

4.Крещение Руси_______________________________________________________________

Термины.

Христианство-_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Корсунский крест-____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Энколпион-___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Изделия с христианской символикой, найденные на территории Липецкой области.

название

датировка

место находки

Домашнее задание.

«5»

 Согласны ли вы с этим высказыванием. Аргументируйте свой ответ.

Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие: христианство для  Руси в это время означало более высокую цивилизацию.
                                                      Г.В.Вернадский.

«4»

Выпишите заповеди христианства.

Документ.

Христианство распространялось по территории восточнославянских земель задолго до официального крещения Руси. Известно, что св.апостол Андрей, уделом которого были северные земли, проповедовал на территории Северного Причерноморья. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» излагает предание о посещении Андреем Киевских и Новгородских пределов.

Из «Повести Временных лет»:

Апостол Андрей «отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он прицел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей «. И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх .Однако часть историков это предание отвергает. Как бы тo ни было, территория будущего Российского государства получила духовное благословение св. an. Андрея, чьим жребием были северные страны от Иерусалима.

С первых веков новой эры христианство распространяется в греческих городах-колониях Северного Причерноморья. На территории Северного Кавказа и Крыма с IV века существовали христианские епархии. Среди соседних грекам славянских народов появлялись первые христиане. В эпоху Великого переселения народов (V век), в результате прохождения через Северное Причерноморье кочевников, следы христианства там были почти утеряны. Однако известно, что в VIII веке в Крыму существовали многочисленные христианские общины.

Дальнейшее знакомство славян с христианством происходит в VIII-IX веках в ходе военных столкновений и торговых контактов с Византийской империей. В 860-х годах правители Киева Аскольд и Дир после неудачного военного похода на Константинополь (Царьград) крестились и приняли епископа от константинопольского патриарха Фотия. Вместе с ними крестились дружинники и часть славянского населения. Была установлена первая русская епархия в составе Константинопольского патриархата. Ее конкретное местоположение неизвестно. Вероятнее всего епархия была связана с Киевом, но, возможно, она располагалась на побережье Азовского моря с кафедральным городом в Тмутаракани, т. к. в VШ веке в Приазовье существовало сильное государственное варяжско— славянское объединение.

Из послания константинопольского патриарха Фотия о крещении, променявших «нечестивое учение, которое содержали преж, на чистую и неподдельную веру христианскую... И до такой степени в них разыгралось желание и ревность веры, что приняли епископа и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью».

После захвата правителем Олегом Киева и убийства христиан Ас Дира новообразованная Русская Церковь подверглась гонениям и, возможно, была почти полностью разгромлена. Однако в первой половине Х века число христиан в Южной Руси продолжало увея. Известно, что при кн. Игоре в Киеве существовали христианские церкви, среди которых был соборный храм св. Ильи-пророка. Строительство церквей продолжалось при святой равноапокнягине Ольге, крестным отцом которой, по преданию, был византийский император. Кн. Ольга успешно проповедовала Евангелие,сокрушая кумиры и устанавливая кресты по городам и секой земли. Несмотря на успехи христианства в годы регентстгини при малолетнем сыне Святославе, христианская вера оставаь личным выбором каждого и не получала организационного упения.

О.Н. Яшина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история+информатика) Владимиро-Суздальская Русь. Создание фильма в программе Windows Live

Целью урока является знакомство учащихся с Владимиро-Суздальским княжеством; территорией, хозяйством, культурой; обучение учащихся монтировать видеофильм из отдельных картинок церквей древней Руси, ск...

Интегрированный урок. История+краеведение. Развитие Липецкого курорта.

Одним из брендов города Липецка является минеральная вода. Когда появился курорт и как развивался узнают ученики на этом уроке....

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....

Методическая разработка "Система патриотического воспитания учащихся на уроках истории, краеведения и во внеклассной работе"

Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.От эти...

Интегрированное учебное занятие по литературе, истории, краеведению.

Параллельное сосуществование исторического и литературного материала позволило реализовать идеи интеграции на обучающем, развивающем и воспитывающем уровнях. Основная идея учебного занятия - осмыслени...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)

Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Велик...